Особенности взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 08.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития и проявления самооценки у детей дошкольного возраста 8
1.3 Теоретический анализ данных по проблеме тревожности у детей дошкольного возраста 12
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Методы исследования 17
2.2 Организация исследования 20
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22
3.1 Изучение уровня выраженности тревожности у детей дошкольного возраста 22
3.2 Изучение уровня сформированности самооценки у детей дошкольного возраста 23
3.3 Изучение взаимосвязи между показателями тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
На таблице 2 у нас изображены уровни сформированности самооценки дошкольников.
Таблица 2 (методика дембо-рубинштейн)
Уровни Характеристика Высокий 23,3% (23) – высокий уровень самооценки, такие дети уверены в себе, более инициативны и самостоятельны, имеют позитивное отношение к себе. Средний 60% - средний уровень самооценки, дети уверены в себе, но иногда сомневаются в своих силах, в целом удовлетворены собой. Низкий 16,6% (17) – низкий уровень самооценки, эти дети могу испытываться сомнения в себе и своих способностях, не уверены в себе.
В группе выявлено 23% детей с высоким уровнем сформированности самооценки. Эти дети уверены в себе, не боятся неудач, легко адаптируются к изменениям, способны устанавливать здоровые границы и отстаивать свои интересы. У 60% детей отмечается средний уровень самооценки. Такие дети уверены в себе, могут быть достаточно гибкими и адаптивными. И 17% с низким уровнем сформированности самооценки. Они склонны к самокритике и самоуничижению, боятся неудач, так как испытывают сомнения в себе и своих способностях.
Таким образом, большинство детей в группе имеют средний уровень сформированности самооценки. Эти дети могут выражать уверенность в себе и своих возможностях, но иногда им может не хватать уверенности или мотивации для достижения целей и преодоления трудностей.
3.3 Изучение взаимосвязи между показателями тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста
На третьем этапе были изучены особенности взаимосвязи между показателями тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста.
Таблица 3. Результаты изучения взаимосвязи между показателями тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста (корреляционный анализ по Спирмену)
Присвоим ранги признаку Y и фактору X.
Показатели X Y ранг X, dx ранг Y, dy ранг X, dx ранг Y, dy (dx - dy)2 Неуверенность 1 18 1 18 3.5 20 272.25 Тревожность 1 13 1 9 3.5 9 30.25 Скрытность 1 21 1 24 3.5 25 462.25 Агрессивность 4 6 13 3 16 3 169 Замкнутость 1 24 1 28 3.5 29 650.25 Страхи 4 19 13 23 16 23 49 Стресс 1 16 1 16 3.5 16 156.25 Самокритика 4 5 13 2 16 2 196 Зависимость 4 24 13 28 16 29 169 Уверенность 2 11 7 6 8.5 6 6.25 Адаптивность 5 21 20 24 21 25 16 Приспособленность 2 15 7 11 8.5 13 20.25 Мнительность 7 15 24 11 24.5 13 132.25
Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) 1-го ряда, произведем их переформирование. Переформирование рангов производиться без изменения важности ранга, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно).
Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:
Сумма по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммы, значит, матрица составлена правильно. Поскольку среди значений признаков х и у встречается несколько одинаковых, т.е. образуются связанные ранги, то в таком случае коэффициент Спирмена вычисляется как:где
j - номера связок по порядку для признака х;
Аj - число одинаковых рангов в j-й связке по х;
k - номера связок по порядку для признака у;
Вk - число одинаковых рангов в k-й связке по у.
A = [(63-6) + (73-7) + (43-4) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2)]/12 = 54
B = [(53-5) + (33-3) + (33-3) + (53-5) + (23-2) + (23-2)]/12 = 25
D = A + B = 54 + 25 = 79
Связь между признаком Y и фактором X слабая и обратная
Оценка коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Значимость коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Для того чтобы при уровне значимости α проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю генерального коэффициента ранговой корреляции Спирмена при конкурирующей гипотезе Hi. p ≠ 0, надо вычислить критическую точку:
где n - объем выборки; p - выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена: t(α, к) - критическая точка двусторонней критической области, которую находят по таблице критических точек распределения Стьюдента, по уровню значимости α и числу степеней свободы k = n-2.Если |p| < Тkp - нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Ранговая корреляционная связь между качественными признаками не значима. Если |p| > Tkp - нулевую гипотезу отвергают. Между качественными признаками существует значимая ранговая корреляционная связь.По таблице Стьюдента находим t(α/2, k) = (0.05/2;28) = 2.368
Поскольку Tkp > p, то принимаем гипотезу о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически - не значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам незначимая.
Исходя из полученных данных мы можем предположить, что те, кто имеет низкий уровень мотивации достижения, и ориентирован на избегание неудач, имеет более положительные, доверительные отношения с другими, допускает привязанности, способен сопереживать, старается строить отношения на взаимных уступках. Кроме того, эти дети более автономные, независимые, способные противостоять попыткам манипуляций своим мнением, самостоятельно регулируют свое поведение, имеют четкие цели, имеют оценивают себя в соответствии с собственными значимыми критериями, имеют чувство направленности, придерживаются своих убеждений, на которые опираются в жизни, обладают властью в управлении окружением, более позитивно относятся к себе, имеют реалистичный взгляд на жизнь, их уровень психологического благополучия выше .
Степень дифференцированности самооценки показывает, насколько различается оценка учащихся себя по различным параметрам. Ребенок может высоко оценивать себя по одним параметрам и низко по другим.
Данные методики «Паравозик» Велиевой на тревожность и «Лесенка» Дембо-Рубинштейна, также позволяют рассмотреть степень дифференцированности самооценки и притязаний детей и в зависимости от этого, авторы предлагают соответствующие варианты самооценки. Данные показатели представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Варианты самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста
Из данных рисунка можно увидеть, что у 26,9% у детей дошкольного возраста выявлен благоприятный вариант самооценки (гармоничная и продуктивная).
У таких детей присутствует опора на имеющиеся возможности, их притязания служат стимулом для развития личности, поскольку достаточно, но не чрезмерно высоки.
Непродуктивная самооценка (11,5%) свидетельствует о том, что в самооценке детей отражается лишь его общее положительное эмоциональное отношение к себе.
При этом самооценка не основывается на анализе своих возможностей. Самооценка здесь не носит защитного характера и может выражать самые различные явления – от инфантилизма до самодостаточности.
Для таких учащихся характерен средний или низкий уровень социально – психологической адаптации и ярко выраженная тревожность.
Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка (19,2%) отображает некритичное отношение учащихся к себе, отсутствие стимула для развития.
Следует обратить внимание на учащихся с заниженной самооценкой (23,1%). Таких учащихся характеризует значительное расхождение между уровнем притязаний и самооценкой, притязания не служат стимулом для развития личности, а являются источником тревоги.
Низкая слабо дифференцированная самооценка означает, что у детей дошкольного возраста одинаково низко оценивает себя по различным параметрам.
Низкая самооценка с сильным расхождением говорит о значительной разнице между текущей оценкой детей своих способностей и желаемым положением. У 3,8% детей была выявлена сильно дифференцированная самооценка.
Такие учащиеся обычно испытывают повышенную тревожность. Этот вариант самооценки характеризует конфликтное отношение ребенка к себе, когда чрезмерно высокие притязания и переживание несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют его оценивать себя по принципу «все или ничего».
Такой вариант свидетельствует об искажениях в развитии личности. У 11,5% детей была выявлена сильно дифференцированная самооценка и притязания. У таких детей дошкольного возраста самооценка и притязания неравномерно распределены, могут встречаться очень высокие оценки по одним параметрам и очень низкие по другим.
Следующим этапом работы над эмпирическим исследованием являлось проведение корреляционного анализа между тревожностью (и её составляющими) и самооценкой у детей дошкольного возраста. Его результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты корреляционного анализа самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста
Самооценка Притязания Переживание социального стресса -0,402 -0,313 Фрустрация потребности в достижении успеха -0,112 0,732 Страх самовыражения -0,716 0,282 Страх ситуации проверки знаний -0,326 0,108 Страх не соответствовать ожиданиям -0,81 0,208 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -0,74 -0,171 Проблемы и страхи в отношениях с учителями -0,602 -0,34 Общая тревожность в школе -0,758 0,27
Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил выявить существование статистически значимых взаимосвязей между самооценкой, притязаниями и тревожностью у детей дошкольного возраста. Так, обратная взаимосвязь была выявлена между самооценкой и такими показателями школьной тревожности как страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с педагога, общая тревожность в группе.
Таким образом, чем ниже у детей дошкольного возраста самооценка, тем в большей степени он тревожится и переживает в ситуациях самораскрытия, когда ему необходимо продемонстрировать свои возможности и предъявить себя другим. Чем ниже у детей дошкольного возраста самооценка, тем в большей степени он ориентируется на других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, постоянно ждет отрицательных и негативных оценок. Низкий уровень самооценки также имеет обратную взаимосвязь с физиологической сопротивляемостью стрессу.
Чем в большей степени у ребенка выражена психофизиологическая организация, снижающая приспособляемость его к стрессовым ситуациям, тем ниже уровень его самооценки. Общий негативный фон отношений у детей дошкольного возраста со взрослыми, с воспитателями, педагогами, также сопровождается и способствует развитию низкой самооценки у ребенка. На наш взгляд, это обусловлено высокой степень значимости педагога в жизни дошкольника, его авторитетом.
При проведении корреляционного анализа между параметрами тревожности и притязаниями у детей дошкольного возраста была выявлена прямая статистически значимая взаимосвязь между фрустрацией в достижении успеха и притязаниями. Чем выше притязания у детей дошкольного возраста, тем с большей вероятностью может развиваться у него фрустрация в достижении успеха, особенно, если она сопровождается низким уровнем самооценки и ребенок не встречает поддержки со стороны взрослого.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил определить существование взаимосвязи между самооценкой у детей дошкольного возраста и уровнем его тревожности. Чем выше тревожность, тем ниже самооценка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барышникова, Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Барышникова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. - №4. – С. 1-8.
Басина, Е.З. Становление становления самооценки и образа Я / Е.З. Басина // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. 2020. - №2. – С. 56-65.
Белкина, В.Н. Некоторые аспекты проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста / В.Н. Белкина, Т.Г. Шкатова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2022. - №5. – С. 1-12.
Бикбулатова, Э.Э. Тревожность у детей дошкольного возраста / Э.Э. Бикбулатова, А.И. Валитова // Вестник науки. – 2019. - Т.2. - №11. – С. 1-7.
Варданян, Ю.В. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи / Ю.В. Варданян, А.О. Кавадина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. - №4. – С. 1-9.
Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / С.В. Велиева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. – 2005. - №1. – С. 92-94.
Волковская, Е. А. Кто такие тревожные дети? / Е.А. Волковская // Проблемы педагогики. – 2021. - №2. – С.1-2.
Вульф, М.В. Торможение, симптом и страх / М.В. Вульф // Москва: Кн-во Современные проблемы. – 2020. №3. – С. 32-36.
Гурьев, М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков / М.Е. Гурьев // Сборник Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. - №21. - С. 75-82.
Завгородняя, Т.В. Особенности детско-родительских отношений и проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Завгородняя // Вестник Орловского государственного университета. – 2019. - №1. – С. 1-5.
Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров // Вестник педагогических наук. – 2019. - №6. – С. 1-12.
Илларионова, И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет / И.В. Илларионова // Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – №3 – С. 1-4.
Калашникова, А.А. Особенности проявления тревожности у дошкольников / А.А. Калашникова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2019. - №11. – С. 1-2.
Ковынева, О.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О.Г. Ковынева, В.Н. Введенский // Universum: психология и образование. – 2017. - №11. – С. 1-4.
Кочетова, Ю.А. Психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Кочетова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2020. - №6. - С. 1-9.
Кутовая, Д.В. Формирование самооценки ребенка в дошкольном возрасте / Д.В Кутовая // Символ науки. Психологические науки. – 2023. - №7. – С. 63.
Лимонцева, Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Лимонцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. - №3. – С. 1-6.
Лукина, М. Л. Детская тревожность / М. Л. Лукина // Наука и образование сегодня. – 2021. - №1. – С. 1-3.
Никулина, Ю.Н. Теоретический анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии / Ю.Н. Никулина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. - Т.4. - №3. – С. 1-6.
Решетова, Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии / Т.Я. Решетова // – Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - №1. – С. 1-5.
Ряснянская, А.В. Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста / А.В. Ряснянская // Вестник магистратуры. Психологические науки. – 2022. - №6. – С. 105-108.
Санаев, А.К. Тревожность у детей дошкольного возраста, причины возникновения и особенности ее проявления / А.К. Санаев // Вестник Казанского федерального университета. – 2022. - №3. – С.1-4.
Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. – 2013. - №2. – С. 1-11.
Смолярчук, И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявления тревожности / И. В. Смолярчук // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2019. - №3. – С. 1-4.
Тимофеева, О.А. Факторы возникновения и развития тревожности у старших дошкольников / О.А. Тимофеева // Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т.4. – №1. – С. 1-5.
3
2. Басина, Е.З. Становление становления самооценки и образа Я / Е.З. Басина // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. 2020. - №2. – С. 56-65.
3. Белкина, В.Н. Некоторые аспекты проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста / В.Н. Белкина, Т.Г. Шкатова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2022. - №5. – С. 1-12.
4. Бикбулатова, Э.Э. Тревожность у детей дошкольного возраста / Э.Э. Бикбулатова, А.И. Валитова // Вестник науки. – 2019. - Т.2. - №11. – С. 1-7.
5. Варданян, Ю.В. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи / Ю.В. Варданян, А.О. Кавадина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. - №4. – С. 1-9.
6. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / С.В. Велиева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. – 2005. - №1. – С. 92-94.
7. Волковская, Е. А. Кто такие тревожные дети? / Е.А. Волковская // Проблемы педагогики. – 2021. - №2. – С.1-2.
8. Вульф, М.В. Торможение, симптом и страх / М.В. Вульф // Москва: Кн-во Современные проблемы. – 2020. №3. – С. 32-36.
9. Гурьев, М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков / М.Е. Гурьев // Сборник Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. - №21. - С. 75-82.
10. Завгородняя, Т.В. Особенности детско-родительских отношений и проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Завгородняя // Вестник Орловского государственного университета. – 2019. - №1. – С. 1-5.
11. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров // Вестник педагогических наук. – 2019. - №6. – С. 1-12.
12. Илларионова, И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет / И.В. Илларионова // Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – №3 – С. 1-4.
13. Калашникова, А.А. Особенности проявления тревожности у дошкольников / А.А. Калашникова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2019. - №11. – С. 1-2.
14. Ковынева, О.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О.Г. Ковынева, В.Н. Введенский // Universum: психология и образование. – 2017. - №11. – С. 1-4.
15. Кочетова, Ю.А. Психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Кочетова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2020. - №6. - С. 1-9.
16. Кутовая, Д.В. Формирование самооценки ребенка в дошкольном возрасте / Д.В Кутовая // Символ науки. Психологические науки. – 2023. - №7. – С. 63.
17. Лимонцева, Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Лимонцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. - №3. – С. 1-6.
18. Лукина, М. Л. Детская тревожность / М. Л. Лукина // Наука и образование сегодня. – 2021. - №1. – С. 1-3.
19. Никулина, Ю.Н. Теоретический анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии / Ю.Н. Никулина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. - Т.4. - №3. – С. 1-6.
20. Решетова, Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии / Т.Я. Решетова // – Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - №1. – С. 1-5.
21. Ряснянская, А.В. Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста / А.В. Ряснянская // Вестник магистратуры. Психологические науки. – 2022. - №6. – С. 105-108.
22. Санаев, А.К. Тревожность у детей дошкольного возраста, причины возникновения и особенности ее проявления / А.К. Санаев // Вестник Казанского федерального университета. – 2022. - №3. – С.1-4.
23. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. – 2013. - №2. – С. 1-11.
24. Смолярчук, И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявления тревожности / И. В. Смолярчук // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2019. - №3. – С. 1-4.
25. Тимофеева, О.А. Факторы возникновения и развития тревожности у старших дошкольников / О.А. Тимофеева // Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т.4. – №1. – С. 1-5.