Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 41 41 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 08.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДПИ 5
1.1 Понятие творческого воображения и его роль в развитии личности ребенка 5
1.2 Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческого воображения младших школьников 9
2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДПИ 15
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Проектирование работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Фрагмент для ознакомления

Творческое задание «Озвучить роль». Цель: развивать индикатор творческого воображения «увлеченность». На этом занятии решаются следующие задачи:– формирование представления об аппликациях из природного материала как виде народного декоративного искусства;– формирование творческого мышления;– развитие эстетического вкуса;– воспитание любви к народному творчеству; – развитие творческой активности младших школьников;– развитие мелкой моторики рук;– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты; развитие умения выражать оценки и суждения.Оборудование: синий картон, натуральные материалы: сушеные листья, веточки, песок, манная и гречневая крупа, семечки, горох; бусины, клей, текст с ролями, проектор, интерактивная доска, отрывок мультфильма «О рыбаке и рыбке», аудиоплеер, запись под морскую музыку. Содержание: учащимся предлагается просмотреть фрагмент мультфильма «Про рыбака и рыбку» с последующим чтением отрывка этой сказки по ролям. Затем дети представляют себе морское царство, себя в роли золотой рыбки и слушают морскую музыку.Учитель предлагает учащимся из натуральных материалов сделать аппликацию – изобразить подводный мир. В конце занятия учащиеся демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, рассказывают о своем подводном мире, высказывают мнение о работах одноклассников.8. Тема занятия «Аппликация из бросового материала». Творческое задание «Что можно сделать из обычной лампочки?». Цель: разработать показатель творческого воображения «гибкость». На этом занятии решаются следующие задачи:– формирование представления об аппликациях из бросового материала как виде народного декоративного искусства;– формирование творческого мышления; – развитие эстетического вкуса;– воспитание любви к народному творчеству;– развитие творческой активности младших школьников; – развитие мелкой моторики рук;– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты; – развитие умения выражать оценки и суждения.Оборудование: лампочка, нитки, гуашь, кисточка, блестки, крышечки. Содержание: учащимся предлагается рассмотреть различные бросовые бытовые материалы и придумать как можно больше ответов на вопрос «Что можно сделать из обычной лампочки?». Затем педагог предлагает выбрать из этого списка самый необычный вариант и оформить заявку. В конце занятия учащиеся демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, рассказывают о своей работе, высказывают мнение о работах одноклассников.9. Тема урока «Народная игрушка». Творческое задание «Мечтатель». Цель: развивать показатель творческого воображения «беглость». На этом занятии решаются следующие задачи:– формирование представления о народной игрушке как виде народного декоративно-прикладного искусства;– формирование творческого мышления;– развитие эстетического вкуса; – воспитание любви к народному творчеству;– развитие творческой активности младших школьников;– развитие мелкой моторики рук;– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты; – развитие умения выражать оценки и суждения.Оборудование: белый картон, выкройка лошади, карандаш, яичная скорлупа, гуашь, кисть, клей, аудиоплеер, записи русских народных песен. Содержание: Воспитатель предлагает учащимся показать любимую игрушку и рассказать о ней. Затем воспитатель демонстрирует народную игрушечную лошадку. Дети сравнивают свои игрушки с лошадкой, выделяя сходства и различия.Учитель раздает шаблон лошади и предлагает учащимся с помощью техники «мозаика из яичной скорлупы» и раскрасок превратить лошадь в настоящее произведение искусства. Во время выполнения задания проигрываются записи русских народных песен. В конце занятия учащиеся демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, рассказывают о своей работе, высказывают мнение о работах одноклассников.10. Тема урока «Матрешка». Творческое задание «Клиент». Цель: развивать показатель творческого воображения «оригинальность». На этом занятии решаются следующие задачи:– формирование представления о матрешке как виде народного декоративно-прикладного искусства;– формирование творческого мышления; – развитие эстетического вкуса; формирование положительного отношения к совместной деятельности;– формирование мотивов совместной деятельности с одноклассниками на уроке;– развитие деловых межличностных отношений в ходе совместной деятельности; – формирование у детей умений оценивать процесс и результат выполнения задания;– развитие творческой активности младших школьников.Оборудование: бумага с деталями матрешки, акварель, гуашь, кисточка, пластилин, пайетки, бусины. Содержание: учащимся раздаются листы с частями большой куклы-матрешки и предлагается создать уникальную ее часть с помощью красок, пластилина, украшений. Затем эти детали соединяются в общую матрешку.В конце урока учащиеся подводят итоги своей работы и работ своих одноклассников. В ходе занятий студенты показали качественно новый уровень развития творческого воображения. Декоративно-прикладная деятельность помогла учащимся создавать более интересные и необычные идеи, создавать неповторяющиеся изображения и новые необычные детали, легче переключаться на новые задания. На занятиях мы наблюдали, как дети стали более активными, самостоятельными, выполняли свои изделия без помощи взрослого.Образы стали более оригинальными – учащиеся создавали свои уникальные узоры из стандартного набора элементов, отражающие показатель гибкости, продукты их деятельности стали более эмоционально окрашенными, показатель «увлеченность» – с тщательно проработанными, уникальными деталями, которые могут свидетельствуют об увеличении показателя «оригинальность».На занятиях ученики были увлечены, внимательно слушали инструкции, были настроены на положительный результат, старались быть осторожными, спокойно переключались с одного вида деятельности на другой. Занятия проводились в 2023 учебном году в рамках уроков изобразительного искусства и труда. Они включали просмотр наглядных материалов по теме урока, игры на актуализацию знаний, задания на повышение энтузиазма.Наблюдение за учащимися в процессе декоративно-прикладной деятельности показало, что они любят и умеют выражать свое эмоциональное состояние и свою позицию через продукты деятельности, а различные творческие задания повышают интерес к уроку.Таким образом, был разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения младших школьников по декоративно-прикладной деятельности, состоящий из 10 занятий, на каждом из которых решаются цели и задачи, соответствующие этапам содержания педагогической работы по развитию творческое воображение у детей младшего школьного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования были рассмотрены основные приемы развития творческого воображения у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством. Результаты анализа теоретических источников и практической работы позволили сделать следующие выводы:Творческое воображение является важным компонентом развития личности ребенка, способствующим его адаптации в обществе, формированию креативного мышления и способности к нестандартному решению задач.Занятия ДПИ предоставляют широкие возможности для развития творческого воображения младших школьников. Они позволяют детям экспериментировать с различными материалами, формами и техниками, что способствует развитию их фантазии и творческого потенциала.Для успешного развития творческого воображения необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы с детьми. К таким приёмам относятся:- использование различных материалов и техник. Это позволяет детям экспериментировать и создавать уникальные произведения искусства;- создание проблемных ситуаций. Этот прием стимулирует детей к поиску нестандартных решений и развивает их творческое мышление;- применение игровых методов. Игра помогает детям расслабиться и проявить свою фантазию;- организация коллективных работ. Работа в команде способствует обмену идеями и опытом, а также развитию коммуникативных навыков;- поощрение самостоятельности. Предоставление детям свободы выбора материалов, тем и способов выполнения задания способствует развитию их творческого потенциала;- анализ и обсуждение работ. Обсуждение результатов работы помогает детям понять свои ошибки и достижения, а также научиться анализировать и оценивать свою работу.Приемы развития творческого воображения должны быть адаптированы под возрастные особенности и интересы младших школьников. Важно учитывать их уровень подготовки, интересы и предпочтения.Развитие творческого воображения требует систематической и целенаправленной работы. Необходимо проводить занятия регулярно, постепенно усложняя задания и предоставляя детям больше свободы для самовыражения.Таким образом, развитие творческого воображения у младших школьников является важной задачей педагогов и родителей. Использование разнообразных приемов и методов работы на занятиях ДПИ способствует формированию у детей креативности, фантазии и умения нестандартно мыслить. Это, в свою очередь, помогает им адаптироваться в современном мире и стать успешными личностями.Развитие творческого воображения у младших школьников является важной задачей педагогов и родителей. Занятия декоративно-прикладным искусством предоставляют широкие возможности для развития творческого потенциала детей, формирования креативного мышления и способности к нестандартному решению задач.Для успешного развития творческого воображения необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы с детьми. К таким приёмам относятся: использование различных материалов и техник, создание проблемных ситуаций, применение игровых методов, организация коллективных работ, поощрение самостоятельности, анализ и обсуждение работ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. - 2022. - № 5. - С. 90-93.2. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2021. - № 6-1 (34). – С. 41-42 3. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А. С. Зырянова. // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (88). - С. 850-852. 4. Малышева, С. Р. Развитие творческого воображения и фантазии младших школьников / С. Р. Малышева. // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2020. - С. 41-42. 5. Милоградова, Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Е. Г. Милоградова. -Молодой ученый, 2023. - С. 35-39. 6. Мирюскевич А.Н. Проектирование форм и видов внеурочной деятельности в начальной школе / А.Н. Мирюскевич. // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2022. – Т. 10. - № 2. – С. 9-14 7. Нечепаева С.А. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева.// Вестник Воронежского института развития образования. – 2020. - № 3. – С. 191-195 8. Селина А.А. Внеурочная деятельность в начальной школе / А.А. Селина.// Вестник научных конференций. – 2020. - № 1-3 (53). – С. 139-141 9. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2021. - № 3-2(18). – С. 101-103 10. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112Электронные ресурсы11. Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-voobrazhenie-mladshih-shkolnikov (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.12. МАОУ школы № 1 г. Перми. - URL: http://school1perm.ru/ (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.13. Мельникова М.Л. Развитие творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031967 (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.14. Морозова О.В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-voobrazhenie-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.15. Психодиагностика творческого воображения (Э. Туник). - URL: http://oukhleb.r-pol.obr55.ru/files/2021/06/Диагностика-личностной-креативности-Е.Е.Туник.pdf (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Стимульный материал к «Психодиагностике творческого воображения» (Е. Туник)Cубтест 7: Спрятанная формаCубтест 6: ЭскизыПриложение 2Таблица 1 Характеристика уровней развития показателей творческого воображения у младших школьников в декоративно-прикладной деятельностиПоказательУровниНизкийСреднийВысокийРебенок следует стандартным идеям. Не предлагает новых решений. Рисунок отличается схематизмом, не проявляет творчества, т. е. не выдвигает никаких новых решений и идей.Ребенок в основном следует общепринятым идеям, но иногда выдвигает нестандартное новое решение. Рисунок отражает настроение и характер, робко и неуверенно пытающийся выдвинуть новое нестандартное решение.Ребенок выдвигает новые, неожиданные идеи, отличающиеся по своей сути от широко известных, общепринятых. Отражает яркие, необычные образы в рисунке. Он уверен в себе, выступает самостоятельно, без помощи взрослых.ГибкостьРебенок с трудом переходит от одного действия к другому, копирует педагога.Ребенок практически свободно переходит от одного рисунка к другому, выдвигает новые идеи, но с помощью педагога.Ребенок легко переходит от одного рисунка к другому, придумывает большое количество новых идей без помощи учителя.БеглостьРебенок затрудняется выполнить задание и обращается за помощью к учителю.Ребенок выполняет задание с желанием, но рисунки представляют собой бессмысленные абстракции.Ребенок самостоятельно создает большое количество содержательных идей, не обращается за помощью к учителю.УвлеченностьРебенок пассивен, выполняет задания без желания и интереса.Ребенок активен, с желанием выполняет задания, но требует дополнительной стимуляции со стороны педагога.Ребенок проявляет активность и интерес к творческой деятельности. Выполняет задание с энтузиазмом.Приложение 3Таблица 2 Результаты диагностики уровня творческого воображения детей младшего школьного возрастаФ.И.ПоказателиГибкостьОригинальностьБеглостьУвлеченностьВсегоСреднийбалл1Таня Я.3533143,52Игорь Б.7977307,53Лена С.6766256,254 Костя И.2445153,755 Ира П.7968307,56 Антон Р4563184,57. Катя М.6574225,58 Рома З.5665225,59 Леня Г364316410 Юля Д346316411Саша П.5334153,7512 Инна К7567256,2513 Даня Г7834225,514 Тома С454316415 Олег Н776828716Женя М4333133,2517 Яна В7576256,2518Боря Г442616419 Маша Н7667266,520 Юра П4564194,7521 Уля Ч779528722 Марат Р4545184,523 Гуля И2336143,524 Коля С7668276,7525Вика М6486246Приложение 4Рисунок 1 - Процентное распределение младших школьников по уровням развития творческого воображенияТаблица 3 Результаты диагностики показателей развития творческого воображения младших школьников,%Показатели воображенияУровниНизкийСреднийВысокийУвлеченность40%60%0%Беглость40%56%4%Оригинальность28%64%8%Гибкость44%56%0%Рисунок 2 - Процентное распределение младших школьников по уровням показателей развития творческого воображенияПриложение 5Таблица 4 Тематический план комплекса занятий развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельностиТемаЦельСодержаниеХохломская росписьРазвитие показателя творческого воображения «беглость»Творческое задание «Пифагор»Городецкая росписьРазвитие показателя творческого воображения «увлеченность»Творческое задание «Ярмарка»Филимоновская игрушкаРазвитие показателя творческого воображения «увлеченность»Творческое задание «Поможем художнику»ЛепкаРазвитие показателя творческого воображения «гибкость»Творческое задание «Конструктор»ВышивкаРазвитие показателя «увлеченность»Творческое задание «Символ дружбы»Аппликация из цветной бумагиРазвитие показателя творческого воображения «оригинальность»Творческое задание «Несуществующее животное»Аппликация из природного материалаРазвитие показателя творческого воображения «увлеченность»Творческое задание «Озвучь роль»Аппликация из бросового материалаРазвитие показателя творческого воображения «гибкость»Творческое задание «Что можно сделать из обычной лампочки? »Народная игрушкаРазвитие показателя творческого воображения «беглость»Творческое задание «Фантазер»МатрешкаРазвитие показателя творческого воображения «оригинальность»Творческое задание «Заказчик»

1. Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. - 2022. - № 5. - С. 90-93.
2. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2021. - № 6-1 (34). – С. 41-42
3. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А. С. Зырянова. // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (88). - С. 850-852.
4. Малышева, С. Р. Развитие творческого воображения и фантазии младших школьников / С. Р. Малышева. // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2020. - С. 41-42.
5. Милоградова, Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Е. Г. Милоградова. -Молодой ученый, 2023. - С. 35-39.
6. Мирюскевич А.Н. Проектирование форм и видов внеурочной деятельности в начальной школе / А.Н. Мирюскевич. // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2022. – Т. 10. - № 2. – С. 9-14
7. Нечепаева С.А. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева.// Вестник Воронежского института развития образования. – 2020. - № 3. – С. 191-195
8. Селина А.А. Внеурочная деятельность в начальной школе / А.А. Селина.// Вестник научных конференций. – 2020. - № 1-3 (53). – С. 139-141
9. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2021. - № 3-2(18). – С. 101-103
10. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112
Электронные ресурсы
11. Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-voobrazhenie-mladshih-shkolnikov (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.
12. МАОУ школы № 1 г. Перми. - URL: http://school1perm.ru/ (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.
13. Мельникова М.Л. Развитие творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031967 (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.
14. Морозова О.В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-voobrazhenie-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.
15. Психодиагностика творческого воображения (Э. Туник). - URL: http://oukhleb.r-pol.obr55.ru/files/2021/06/Диагностика-личностной-креативности-Е.Е.Туник.pdf (дата обращения 08.06.2024). - Текст: электронный.