Воспитание межнациональной культуры в молодёжной среде

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 38 38 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 08.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретические основы межнациональной культуры и понятийные аспекты молодёжной среды 6
1.1. Основные термины и определения в области межнациональной культуры и молодёжной среды 6
1.2. Культура межнационального общения молодёжи как проблема современности 11
ГЛАВА II. Народно художественная культура, как фактор воспитания межнациональной культуры молодежи 19
2.1. Особенности народного художественного творчества 19
2.2. Приобщение молодёжи к народному художественному творчеству 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Фрагмент для ознакомления

Среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития молодёжи. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобразительного рядов, оказывается чрезвычайно созвучной молодёжнымформам самовыражения и коммуникации - специфической системе «молодёжного языка» [21].В настоящее время развитие художественного народного творчества отмечено рядом особенностей, которые характеризуются многообразием видов, жанров искусства, вариативностью организованных форм, разнообразием разрабатываемых программ и функциональностью направлений, содержащихся в них. Возникают и действуют новые формы, имеющие богатую жанрово-видовую творческую палитру, как в первичном освоении – любительстве, так и в более сложной – профессиональной деятельности.Воспитать межнациональную культуру у молодёжи можно благодаря приобщению её к народному художественному творчеству. Это благородное дело не только благоприятно отразится на воспитании молодого человека, но и поможет сохранить национальное фольклорное творчество, декоративно-прикладное искусство и другие традиции народов российского государства. Освоение декоративно-прикладного искусства является частью формирования культурных ценностей молодёжи.Декоративно-прикладное творчество может стать своеобразным мостом между прошлым и будущим, который способен сохранить и преумножить культурное богатство народных традиций. Декоративно-прикладное искусство принято называть народным - это означает:- что это искусство коллективное и в отличие от «ученого искусства» не может существовать вне конкретной этнической группы, объединенной общими историческими и бытовыми условиями;- что это искусство традиционное (латинское слово tradition — «традиция» переводится как «передача из рук в руки»), поскольку в любой из своих отраслей всегда следует лучшему образцу, возникшему в результате усилий многих поколений. Лучший образец, став традиционным, пользуется наибольшим спросом у потребителей и покупателей. Приверженность традиции поддерживается и устойчивыми формами жизни. - декоративно-прикладное искусство общедоступно во всех смыслах: оно окружает человека с рождения и, следовательно, понятно каждому. Но что самое главное — в нем одинаково находят вдохновение и гениальный безымянный мастер, создающий шедевры,и скромный ученик, вытачивающий деревянные болванки или вытягивающий проволочки для будущего узора.Музыкальный фольклор располагает действенными способами этического воздействия посредством эмоционального сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, укрепить общее настроение, вместе порадоваться. Максим Горький говорил: «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная народного творчества… от глубокой древности музыкальный фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории…». В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом русской земли, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории. Каждый из жанров музыкального фольклора является ценностным педагогическим базисом для освоения культурного наследия прошлого. Содержательно-ценностный потенциал музыкального фольклора безграничен (Таблица 6). п/пРазновидность песенХарактеристика песен1Календарно-земледельческие (святочные, масленичные, семицкие, троицкие, купальские и другие)Песни дают представление не только о трудовой деятельности разных народов и общественно-бытовом укладе древних людей, но и об их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы.2Семейно-бытовые и обрядовые песни (родильные, крестильные, свадебные, погребальные и другие)Песни сопровождающих главные ступени жизненного пути, пройти которые должен был каждый, вырисовывается та естественная обстановка, в которой старшее поколение делилось своим опытом, а младшее стремилось его перенять.3Детский музыкальный фольклор (колыбельные, потешки, частушки, прибаутки, сказки с напевами, заклички, дразнилки и другие)Песни формировали душу и характер ребенка, человеческое начало в нем. Таким образом, музыкальный фольклор впитал в себя и сохранил для молодого поколения те нравственные критерии, которые и по сей день применимы в качестве оценочного основания во всех областях человеческой деятельности.Народное искусство необычайно динамично, находится в постоянном развитии и чутко реагирует на все изменения социально-бытового и духовного порядка. Самая главная задача сегодня заключается в развитии и сохранении творческого потенциала молодёжи. Надо сделать все для того, чтобы сохранить традиции, обычаи и ремесла, о которых еще помнят. Традиционность, коллективный характер и профессионализм народного искусства – вот та живительная среда, в которой воспитывается межнациональная культура молодёжи. ЗАКЛЮЧЕНИЕИсторическая, территориальная, духовная и культурная связь народов России способствовала общению, взаимодействию, что в свою очередь порождало творческие усилия и достижения, придававшие своеобразие русской культуре и взаимосвязи поколений. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет духовно обогатить и объединить многие народы российского государства. Культура  одного  народа – это капля. Капля к капле - будет большая река, которая оросит русскую землю и сделает  её ещё цветущей и благодатней. И пусть стекаются культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединяются они в полную реку, орошающуюрусскую землю.Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции и культуру своего народа и беречь его, транслируя молодому поколению.Древняя истина гласит: «Разложите молодежь – и вы победите нацию» [28]. Дабы не допустить этого следует воспитывать межнациональную культуру общения в социуме; усилить мерыпо формированию российской гражданской идентичности в молодёжной среде; ответственно подойти к изучению истории и традиций народов России; прививать молодёжи опыт солидарности в целях укреплении государства и защиты общего Отечества.Автор работы считает, что цель настоящего исследования была достигнута.Удалось изучить формы, влияющие на воспитание межнациональной культуры в молодёжной среде, а так же были сформированы практические рекомендации по их внедрение в современную воспитательную среду. Развитие межнациональной культуры молодёжи неразрывно связано с народной художественной культурой в целом и с народным художественным творчеством в частности. Приобщать молодежь к народным художественным промыслам – это необходимая воспитательная работа, которая должна носить системныйхарактер. В каждом регионе нашей страны следует создавать центры традиционного декоративно прикладного творчества, студии народной песни, кружки национальных танцев для всех категорий населения. Проводить разнообразные художественные акции — мастер-классы, выставки, смотры-конкурсы, фестивали. Проводить народные праздники, привлекая молодёжь, создавать различные молодёжные объединения, популяризирующие народную культуру российского государства. Важно, на государственном уровне, осуществлять поддержку образовательных проектов, направленных на возрождение и развитие традиционных ремесел и промыслов, песенного и танцевального фольклора. Комплексный подход к решению кадрового вопроса так же позволит обеспечить преемственность поколений и сохранить бесценное культурное наследие народов России.Нужно стремиться объединить наше российское государство, используя все возможные способы и методы и начать, конечно же, следует с себя, своей семьи, соседствующих народов. «Наша многонациональная страна сложена из сотен языков, традиций, и братство народа всегда было и остаётся её главной опорой, преимуществом, силой», - говорит глава нашего государства В.В.Путин.Несравненные перемены, происходящие в каждом обществе, оказывают большое влияние на духовную жизнь и образ жизни народа. По словам И.А.Каримова: «Благодаря независимости открылись глаза на духовные источники, и мы начали наслаждаться чистыми водами этого источника. Наши ценности, которые были забыты, и слова наших предков, имена которых были поруганы, льются в глаза, как вода. Только нация, знающая свое достоинство и ценность, сможет восстановить честь и достоинство других»[4]. Эти слова нашли отражение в общих традициях и обычаях народов мира и играют важную роль в воспитании духовно зрелого человека современного общества.Подводя итог исследования, хочется вспомнить слова восточного мудреца: «И поняли люди разных национальностей, что они все ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВРоссийская Федерация. Законы.Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями)Алехина, С.В. Воспитание толерантности в молодежной среде: учебно-методическое пособие / С.В. Алехина, И.А. Аникина. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2019. – 68 с.Баграмов, Э. А.Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов : монография / Э. А. Баграмов ; Департамент образования города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ, Институт гуманитарных наук, Общеуниверситетская кафедра социологии, политологии и экономики. - Москва : МГПУ, 2019. - 317 с.; 21 см. — ISBN 978-5-2343-00418-3 Байтуганов, В.И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность : методические материалы к лекционному курсу / В.И. Байтуганов; Новосибирск: НГОНБ, 2018. – 124 с.Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А.Бердяев; — Москва : АСТ, 2024. — 384 с. — ISBN 978-5-17-153150-8Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А.Бердяев; — Москва :RUGRAM,2018. — 394 с.— ISBN978-5-521-06770-1Глазкова, Т.В. Декодирование культурных смыслов в межкультурной коммуникации как центральная проблема культурологической модели образования. Мир образования – образование в мире / Т.В. Глазкова; Москва :Спутник+, 2019. – 398 с. - ISSN 2073-8536Гузикова, М. О.  Основы теории межкультурной коммуникации : учебное пособие для вузов / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова. — Москва :Юрайт, 2024. — 123 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16590-6.Гуляев, И.И. Гражданская и правовая культура российской молодежи : учебное пособие для вузов / И. И. Гуляев. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2024. — 124 с.  — ISBN 978-5-534-11996-1Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В. И. Даль; сост. Ю. М. Медведев. — Москва : АСТ, 2024. — 768 c. — ISBN 978-5-17-155580-1Журавский, А.В. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения / Сборник материалов по результатам социологического исследования / под общ.ред. А.В. Журавского. М., 2018. -с. 235–270. Замазий, О.СИстория костюма и кроя. Костюм древних цивилизаций: учебно-методическое пособие / О.С. Замазий, В. А. Мальцева – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – 117 с. Земцова, И. В. Этнические процессы в глобальном мире : материалы международной научной конференции / Санкт-Петербургский ин-т упр. и права ; [отв. ред. И. В. Земцова]. - Санкт-Петербург :Астерион, 2023. - 126 с. - ISBN 978-5-906152-91-6Зязин, С. Ю. Межэтнические отношения в молодежной среде: формирование общекультурных компетенций: монография (главный редактор И. В. Лескова) / С. Ю. Зязин, Т. А. Олешкевич. – М.: ООО «Мир науки», 2022. – 164 с. — ISBN 978-5-907603-17-2 Казакова, С. В. Культура толерантности : практикум по освоению учебной дисциплины / С. В. Казакова. — Москва :Директ-Медиа, 2022. — 72 с. —ISBN 978-5-4499-3144-3Кондратенко, Н.Ю. Народная художественная культура. Практикум : учебное пособие / Н.Ю.Кондратьева. – Москва : РУСАЦНС, 2024. – 66 с. — ISBN 978-5-466-04457-7Лопарев, А. В. Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира / А. В. Лопарев, И. А. Яценко / – Москва : Власть. 2021. – с. 122. - ISSN 2071-5358Матис, В.И. Педагогика межнационального общения : учебник для вузов / В. И. Матис. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2024. — 343 с. — ISBN 978-5-534-13121-5Матис, В.И. Теория и история народной художественной культуры : учебник и практикум для вузов / С. Т. Махлина. — Москва :Юрайт, 2024. — 349 с. — ISBN 978-5-534-14881-7Махров, А.С.Об эволюции Российской цивилизации. Уроки этногенеза / А.С. Махров; Москва :Спутник+, 2018. – 432 с.– ISBN978-5-99-734915-8Ноздрина, Н.А., Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке / Н.А. Ноздрина, В.А. Корченов; 2021. - с. 199-205.Пивторак,  Е.М. Теория и история народной художественной культуры. Учебно-методическое пособие  /  Е.М. Пивторак —  «Издательские решения»,  2019. – 132 с. - ISBN 978-5-44-966629-1 Попова, Н. В. Нормативное правовое обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации : учеб. пособие / Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова, М. А. Бедулева ; [под общ. ред. А. В. Пономарева] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2019. – 140 с. — ISBN 978-5-7996-2591-7Соловьев, В. М. Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. — 616 с. — ISBN 978-5-4499-0226-9Тавадов, Г.Т. Этнология: Учебник / Г. Т. Тавадов. — 2-е изд. — М.: «Дашков и К°», 2018. — 408 с.— ISBN 978-5394-02617-1Фопель, К.И. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения  /  К. И. Фопель; Москва: «Интермедиатор»,  2020 — 217 с. —ISBN 978-5-98563-545-4Хабибулина, Л.Ф. Культура и межкультурная коммуникация: проблемы и пути решения: учебное пособие / Л.Ф. Хабибулина. – Электронный ресурс, 2022. – 60 с.Хотинец, В. Ю. Этническая идентичность и толерантность : учебное пособие для вузов / В. Ю. Хотинец. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-534-13109-3Шапинская, Е. Н. Массовая культура : учебник для вузов / Е. Н. Шапинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 249 с.—ISBN 978-5-534-13508-4Шехмаметьева, В. А. Культура межэтнического общения (региональный аспект) / – Москва : Власть. 2009. № 6. С. 87 - 88. - ISSN 2071-5358ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Приоритеты государственной национальной политики Российской ФедерацииУкрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).Сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации.Сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.Гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.Создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации.Соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.Приложение 2Цели Движения молодёжной ассамблеи народов России «МЫ — РОССИЯНЕ»Консолидация молодежи различных национальностей для сохранения и развития культур и  языков народов, проживающих на территории страны; укрепления Российской государственности.Воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну.Обеспечение диалога между лидерами молодёжных организаций разных национальностей и вероисповедания с целью укрепления российской государственности.Содействие формированию культуры межэтнического общения, повышение образовательного, культурного, интеллектуального и  профессионального уровня молодежи.Пропаганда здорового образа жизни.Содействие развитию науки, спорта и туризма. Участие молодежи в укреплении мира и согласия между народами России, экономического и духовного могущества России.Повышение уровня политико-правовой культуры молодежи.Содействие в формировании и развитии гражданского общества в Российской Федерации.Поддержка молодежных социальных инициатив.

1. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями)
2. Алехина, С.В. Воспитание толерантности в молодежной среде: учебно-методическое пособие / С.В. Алехина, И.А. Аникина. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2019. – 68 с.
3. Баграмов, Э. А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов : монография / Э. А. Баграмов ; Департамент образования города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ, Институт гуманитарных наук, Общеуниверситетская кафедра социологии, политологии и экономики. - Москва : МГПУ, 2019. - 317 с.; 21 см. — ISBN 978-5-2343-00418-3
4. Байтуганов, В.И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность : методические материалы к лекционному курсу / В.И. Байтуганов; Новосибирск: НГОНБ, 2018. – 124 с.
5. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А.Бердяев; — Москва : АСТ, 2024. — 384 с. — ISBN 978-5-17-153150-8
6. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А.Бердяев; — Москва : RUGRAM, 2018. — 394 с. — ISBN978-5-521-06770-1
7. Глазкова, Т.В. Декодирование культурных смыслов в межкультурной коммуникации как центральная проблема культурологической модели образования. Мир образования – образование в мире / Т.В. Глазкова; Москва : Спутник+, 2019. – 398 с. - ISSN 2073-8536
8. Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации : учебное пособие для вузов / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова. — Москва : Юрайт, 2024. — 123 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16590-6.
9. Гуляев, И.И. Гражданская и правовая культура российской молодежи : учебное пособие для вузов / И. И. Гуляев. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2024. — 124 с. — ISBN 978-5-534-11996-1
10. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В. И. Даль; сост. Ю. М. Медведев. — Москва : АСТ, 2024. — 768 c. — ISBN 978-5-17-155580-1
11. Журавский, А.В. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения / Сборник материалов по результатам социологического исследования / под общ. ред. А.В. Журавского. М., 2018. -с. 235–270.
12. Замазий, О.С История костюма и кроя. Костюм древних цивилизаций: учебно-методическое пособие / О.С. Замазий, В. А. Мальцева – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – 117 с.
13. Земцова, И. В. Этнические процессы в глобальном мире : материалы международной научной конференции / Санкт-Петербургский ин-т упр. и права ; [отв. ред. И. В. Земцова]. - Санкт-Петербург : Астерион, 2023. - 126 с. - ISBN 978-5-906152-91-6
14. Зязин, С. Ю. Межэтнические отношения в молодежной среде: формирование общекультурных компетенций: монография (главный редактор И. В. Лескова) / С. Ю. Зязин, Т. А. Олешкевич. – М.: ООО «Мир науки», 2022. – 164 с. — ISBN 978-5-907603-17-2
15. Казакова, С. В. Культура толерантности : практикум по освоению учебной дисциплины / С. В. Казакова. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 72 с. —ISBN 978-5-4499-3144-3
16. Кондратенко, Н.Ю. Народная художественная культура. Практикум : учебное пособие / Н.Ю.Кондратьева. – Москва : РУСАЦНС, 2024. – 66 с. — ISBN 978-5-466-04457-7
17. Лопарев, А. В. Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира / А. В. Лопарев, И. А. Яценко / – Москва : Власть. 2021. – с. 122. - ISSN 2071-5358
18. Матис, В.И. Педагогика межнационального общения : учебник для вузов / В. И. Матис. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2024. — 343 с. — ISBN 978-5-534-13121-5
19. Матис, В.И. Теория и история народной художественной культуры : учебник и практикум для вузов / С. Т. Махлина. — Москва : Юрайт, 2024. — 349 с. — ISBN 978-5-534-14881-7
20. Махров, А.С. Об эволюции Российской цивилизации. Уроки этногенеза / А.С. Махров; Москва : Спутник+, 2018. – 432 с. – ISBN978-5-99-734915-8
21. Ноздрина, Н.А., Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке / Н.А. Ноздрина, В.А. Корченов; 2021. - с. 199-205.
22. Пивторак, Е.М. Теория и история народной художественной культуры. Учебно-методическое пособие / Е.М. Пивторак — «Издательские решения», 2019. – 132 с. - ISBN 978-5-44-966629-1
23. Попова, Н. В. Нормативное правовое обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации : учеб. пособие / Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова, М. А. Бедулева ; [под общ. ред. А. В. Пономарева] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 140 с. — ISBN 978-5-7996-2591-7
24. Соловьев, В. М. Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. — 616 с. — ISBN 978-5-4499-0226-9
25. Тавадов, Г.Т. Этнология: Учебник / Г. Т. Тавадов. — 2-е изд. — М.: «Дашков и К°», 2018. — 408 с. — ISBN 978-5394-02617-1
26. Фопель, К.И. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К. И. Фопель; Москва: «Интермедиатор», 2020 — 217 с. —ISBN 978-5-98563-545-4
27. Хабибулина, Л.Ф. Культура и межкультурная коммуникация: проблемы и пути решения: учебное пособие / Л.Ф. Хабибулина. – Электронный ресурс, 2022. – 60 с.
28. Хотинец, В. Ю. Этническая идентичность и толерантность : учебное пособие для вузов / В. Ю. Хотинец. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-534-13109-3
29. Шапинская, Е. Н. Массовая культура : учебник для вузов / Е. Н. Шапинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 249 с.—ISBN 978-5-534-13508-4
30. Шехмаметьева, В. А. Культура межэтнического общения (региональный аспект) / – Москва : Власть. 2009. № 6. С. 87 - 88. - ISSN 2071-5358