ТЕМА: СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 11.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Направленность личности ребенка дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Стили детско-родительских отношений как условие формирования направленности личности детей дошкольного возраста 10
1.3. Рекомендации родителям по применению разных стилей детско-родительских отношений для формирования направленности личности детей дошкольного возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления

Это негативно отражается на его восприятии мира, формировании его социального мировоззрения, картины мира. У ребенка падает самооценка, он чувствует свою ненужность, эмоциональную холодность родителей, перестает доверять людям, ожидая предательства. Формируются такие качества личности, как недоверчивость, эмоциональная закрытость, самокритичность, повышается тревожность. Не получая от родителей существенного эмоционального отклика на свои запросы, ребенок может начать капризничать, что, в свою очередь, у родителей может вызвать различную реакцию, вплоть до раздражения. В этом случае родители могут повысить голос, тем самым избирая данный стиль воспитания, так формируется негативный замкнутый круг неправильных установок в детско-родительских отношениях. Нельзя также не отметить такую деструктивную форму детско-родительских отношений, как отсутствие эмоциональной и физической близости и привязанности между родителями и дошкольниками. Как правило, в таком случае родители относятся к своим детям как к тем, о ком они вынуждены заботиться, и при этом вовсе не по своему желанию. Родители и дети в таких семьях, как правило, не взаимодействуют за рамками разнообразных бытовых вопросов. Такая семья носит название дистантной. Дистантная семья представляет собой негативный фактор при формировании поведенческого компонента самосознания детей. Детям из таких семей требуется затрачивать намного больше усилий для того, чтобы суметь преодолеть различные трудные жизненные ситуации. Детско-родительские отношения играют важную роль в формировании полноценной личности дошкольника. Ребенок равняется на своих родителей, слушает их и т.д., а значит, какой бы стиль воспитания родители не использовали, они будут оказывать на дошкольников определенное влияние.Таким образом, для того, чтобы дошкольники развивались полноценно и гармонично, родителям необходимо ответственно подходить к выбору стиля воспитания. Тем не менее, если родитель уже неосознанно выбрал стиль воспитания, важно постараться понять и осознать, как он негативно может сказываться на ребенке, чтобы преодолеть данные последствия.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗавершив исследование проблемы роли детско-родительских отношений в формировании направленности личности детей дошкольного возраста, сформулируемглавный вывод–именно в дошкольном возрастеактивно закладывается общая предрасположенность к формированию личностной направленности и различных ее форм. Очевидно влияние особенностей воспитания в семье на формирование этого важного структурного компонента личности ребенка. Ведь оттого, какие качества и свойства привьют родители ребенку, таким гражданином, человеком он станет. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, которые ориентируют человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.Как говорил В.Г. Белинский: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Оно призвано заложить в человека весь опыт предыдущих поколений. Путем воздействия на сознание и поведение, у подрастающего поколения формируется система взглядов, убеждений, принципов, ценностей и понятий, которые помогут выжить, развиться и передать опыт дальше.В идеале, родители должны помочь ребенку развить сильные стороны своей личности, помочь раскрыть таланты, потенциал, для того, чтобы он смог жить и творить на благо себе, обществу и миру в целом.Чтобы получить положительный результат и воспитать свободного, гармоничного, думающего, ответственного, целеустремленного человека с адекватной самооценкой, родителям необходимо создать благоприятную, стабильную и безопасную обстановку – семью, в которой будут царить доверительные и теплые отношения,вней будут учитываться и удовлетворяться потребности всех ее членов. Семью, которая будет опираться на взрослых, ответственных, думающих людей, которые ориентированы на развитие и благополучие себя и своих детей. Успешность воспитания во много зависит от стиля детско-родительских отношений. Выбор оптимального стиля воспитания будет влиять на ребенка и позволит ему развиваться полноценно. Стиль воспитания во многом определяет судьбу человека.В первую очередь он влияет на характер взаимоотношений в семье и формирует первые социальный стереотипы – понятия, на которые человек будет опираться в течение всей своей жизни.Цель исследования заключалась в следующем:исследоватьстили детско-родительских отношений и их влияния на формирование направленности личности детей дошкольного возраста.Чтобы достичь цели исследования мы решили задачи исследования:Рассмотренанаправленность личности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.Исследованы стили детско-родительских отношений как условия формирования направленности личности детей дошкольного возраста.Разработаны рекомендации родителям по применению разных стилей детско-родительских отношений как условий формирования направленности личности детей дошкольного возраста.В работе рассмотрена роль стилей детско-родительских отношений в формировании полноценной гармоничной личности дошкольника, социальной направленности. Ребенок всегда равняется на своих родителей, воспринимает их и принимает их поведение как образец, а значит, какой бы стиль воспитания родители не использовали, они будут оказывать на дошкольников значительное влияние, задавать вектор развития своих детей.Гипотеза исследования была следующей: мы предположили, чтоавторитарный и либеральный стили детско-родительских отношений в дошкольном возрасте отрицательно влияют на формирование направленности личности детей. В рассмотренных теоретических источниках мы нашли подтверждение гипотезы. Действительно, каждый из подходов к воспитанию – авторитарный, авторитетный, либеральный и демократический, имеет свои особенности и способы воздействия на развитие ребенка. Эффективность подходов зависит от множества факторов, включая индивидуальные особенности ребенка, семейные ценности, культурные традиции и контекст воспитания.Психологическое благополучие ребенка складывается из тех воспитательных моментов, которые он получает в семье, например, авторитарный стиль детско-родительских отношений чреват формированием у ребенка базового недоверия к миру, страха, повышенной тревожности, что негативно отражается на выстраивании отношений со сверстниками, другими взрослыми людьми. Другая крайность – либеральное (попустительское) отношение к ребенку, имеющей последствия в виде обесценивания чувств и потребностей ребенка. Это, безусловно, тоже имеет отрицательный эффект в формировании неадекватной заниженной самооценке ребенка или ощущении вседозволенности, которая, возможно, приведет к формированию девиантного или суицидального поведения в будущем.Мы выяснили, что детско-родительские отношения представляют собой интегральное психологическое образование личности, включающее в себя следующие категории: родительские ожидания и наставление, ценностные ориентации родителей, родительские взаимоотношения, родительские позиции, родительскую ответственность, родительские чувство, семейные роли ребенка, стиль семейного воспитания, типы ложного и положительного родительского авторитета. В качестве одного из ключевых условий полноценного развития ребенка выступает его психологическая защищенность, складывающаяся из множества компонентов, главным из которых является осознание ребенком того, что его любят в семье.Выбор подхода к воспитанию детей – это важное и ответственное решение, которое оказывает существенное влияние на формирование направленности личности маленького человека, дальнейшее его развитие и благополучие. Существует множество факторов, которые следует учитывать при выборе подходящего стиля воспитания, и каждая семья может найти оптимальное решение в зависимости от своих особенностей. Необходимо помнить о значимости уважения к индивидуальности каждого ребенка, поддержки его потребностей и стимулирования полноценного развития как личности.Прежде чем выбирать конкретный стиль воспитания, родители должны понять, какие ценности они могут и хотят передать ребенку, чего от него ожидают и какой, по их представлению, должна быть идеальная семья. Если каждый родитель осознает свою ответственность за судьбу маленького человека, если он понимает свое дитя и принимает его таким, каков он есть, он сможет правильно выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку, и семье в целом.Основные позиции выбора стиля детско-родительских отношений отражены в рекомендациях для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений.Таким образом, мы достигли цели исследования, решили задачи и подтвердили гипотезу.Выбор правильного, оптимального стиля воспитания способен положительно повлиять на формирование направленности личности ребенка дошкольного возраста и позволит ему развиваться полноценно и гармонично.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБеляева Е.А. Педагогическая поддержка родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников / Е.А. Беляева // Символ науки. – 2020. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-roditeley-v-voprosah-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 14.03.2024).Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.Григорян Г.А. Стили воспитания в детско-родительских отношениях / Г.А. Григорян // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). – 2023. – С. 61-64. – URL: https://apni.ru/article/7687-stili-vospitaniya-v-detsko-roditelskikh-otnos (дата обращения: 14.03.2024).Дариюш Ю. Семья, стили воспитания и их роль в формировании личности детей / Ю. Дариюш // Вестник Педагогического университета. – 2018. – №1 (73). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-stili-vospitaniya-i-ih-rol-v-formirovanii-lichnosti-detey (дата обращения: 14.03.2024).Зайкова С.А. К вопросу психологической помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста / С.А. Зайкова // Вестник угроведения. – 2012. – № 1 (8). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-psihologicheskoy-pomoschi-semyam-v-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.03.2024).Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания / Е.А. Лапшина, И.В. Дуда // Universum: психология и образование. – 2017. – № 9 (39). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-stiley-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 14.03.2024).Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи и основ. принципы: Групповые формы работы с родителями. Диагностика отношений родителей с детьми. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). – 149 с.Молодцова Т.Г. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников / Т.Г. Молодцова, И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. – 2018. – № 5 (191). – С. 154-157. – URL: https://moluch.ru/archive/191/48150/ (дата обращения: 14.03.2024).Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 5. – С. 15-19.Мухаметрахимова С.Д. Детско-родительские отношения и тревожность дошкольников / С.Д. Мухаметрахимова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2023. – № SI1 (68). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-i-trevozhnost-doshkolnikov (дата обращения: 14.03.2024).Мухина В.С. Психология дошкольника: [Учеб. пособие для пед. ин-тов и пед. училищ] / В.С. Мухина; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: Учеб. пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 317 с.Рыжкина К.С., Овсянникова Е.А. Особенности детско-родительских отношений в период старшего дошкольного возраста / К.С. Рыжкина, Е.А. Овсянникова // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018032246?ysclid=ltr4t39wue402988727 (дата обращения: 14.03.2024).Соколовская Е.А. Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3-4 лет / Е.А. Соколовская // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 148-150. – URL: https://moluch.ru/archive/304/68489/ (дата обращения: 14.03.2024).Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика / Е.А. Сорокоумова, И.П. Маргун // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnye-detsko-roditelskie-otnosheniya-suschnost-i-spetsifika (дата обращения: 14.03.2024).Тырышкина К.С. Особенности детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста / К.С. Тырышкина // Молодой исследователь Дона. – 2019. – № 2 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnoshenii-i-vzaimodei-stvie-s-roditelyami-detei-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.03.2024).Яворская С.Ю. Детско-родительские отношения как фактор успешного развития ребенка / С.Ю. Яворская // Форум молодых ученых. – 2019. – № 1-3 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-uspeshnogo-razvitiya-rebenka (дата обращения: 14.03.2024).Утлик Э. П. Психология личности / Э.П. Утлик. – М.: Academia, 2023. – 320 c.


1.Беляева Е.А. Педагогическая поддержка родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников / Е.А. Беляева // Символ науки. – 2020. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-roditeley-v-voprosah-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 14.03.2024).
2.Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.
3.Григорян Г.А. Стили воспитания в детско-родительских отношениях / Г.А. Григорян // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). – 2023. – С. 61-64. – URL: https://apni.ru/article/7687-stili-vospitaniya-v-detsko-roditelskikh-otnos (дата обращения: 14.03.2024).
4.Дариюш Ю. Семья, стили воспитания и их роль в формировании личности детей / Ю. Дариюш // Вестник Педагогического университета. – 2018. – №1 (73). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-stili-vospitaniya-i-ih-rol-v-formirovanii-lichnosti-detey (дата обращения: 14.03.2024).
5.Зайкова С.А. К вопросу психологической помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста / С.А. Зайкова // Вестник угроведения. – 2012. – № 1 (8). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-psihologicheskoy-pomoschi-semyam-v-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.03.2024).
6.Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания / Е.А. Лапшина, И.В. Дуда // Universum: психология и образование. – 2017. – № 9 (39). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-stiley-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 14.03.2024).
7.Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи и основ. принципы: Групповые формы работы с родителями. Диагностика отношений родителей с детьми. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). – 149 с.
8.Молодцова Т.Г. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников / Т.Г. Молодцова, И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. – 2018. – № 5 (191). – С. 154-157. – URL: https://moluch.ru/archive/191/48150/ (дата обращения: 14.03.2024).
9.Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 5. – С. 15-19.
10.Мухаметрахимова С.Д. Детско-родительские отношения и тревожность дошкольников / С.Д. Мухаметрахимова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2023. – № SI1 (68). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-i-trevozhnost-doshkolnikov (дата обращения: 14.03.2024).
11.Мухина В.С. Психология дошкольника: [Учеб. пособие для пед. ин-тов и пед. училищ] / В.С. Мухина; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
12.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: Учеб. пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 317 с.
13.Рыжкина К.С., Овсянникова Е.А. Особенности детско-родительских отношений в период старшего дошкольного возраста / К.С. Рыжкина, Е.А. Овсянникова // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018032246?ysclid=ltr4t39wue402988727 (дата обращения: 14.03.2024).
14.Соколовская Е.А. Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3-4 лет / Е.А. Соколовская // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 148-150. – URL: https://moluch.ru/archive/304/68489/ (дата обращения: 14.03.2024).
15.Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика / Е.А. Сорокоумова, И.П. Маргун // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnye-detsko-roditelskie-otnosheniya-suschnost-i-spetsifika (дата обращения: 14.03.2024).
16.Тырышкина К.С. Особенности детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста / К.С. Тырышкина // Молодой исследователь Дона. – 2019. – № 2 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnoshenii-i-vzaimodei-stvie-s-roditelyami-detei-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.03.2024).
17.Яворская С.Ю. Детско-родительские отношения как фактор успешного развития ребенка / С.Ю. Яворская // Форум молодых ученых. – 2019. – № 1-3 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-uspeshnogo-razvitiya-rebenka (дата обращения: 14.03.2024).
18.Утлик Э. П. Психология личности / Э.П. Утлик. – М.: Academia, 2023. – 320 c.