Особенности индивидуальных форм работы с родителями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 09.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Организация взаимодействия педагога и родителей детей дошкольного возраста 6
1.2. Формы работы педагога с родителями детей дошкольного возраста 8
1.3. Индивидуальные формы работы педагога с родителями детей дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Изучение опыта работы педагогов ДОО по организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста 16
2.2. Рекомендации по организации индивидуальной работы педагога с родителями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Фрагмент для ознакомления

Это сведения о ДОО, в том числе об инновационной деятельности и перспективах образовательного процесса, различные материалы для ознакомления родителями (нормативно-правовые документы в сфере образования, новинки учебно-методической литературы). Посредством сайта ДОО родители должны иметь возможность удовлетворить свою потребность в информации. На сайте ДОО родители узнают новости, общаются с педагогами и администрацией посредством чатов, участвуют в опросах.
Посредством электронной почты педагог обменивается с родителями контактами, что создает возможность для решения различных вопросов, в первую очередь, организационных. Это срочные новости, приглашения родителей на различные мероприятия, проводимые на базе ДОО, индивидуальные консультации. Данная форма работы дает возможность реализовать индивидуальный подход к родителям.
Большинство родителей имеют современные телефоны – смартфоны, которые позволяют обмениваться сообщениями в мессенджерах, среди которых наиболее популярны WhatsApp, Telegram, Viber. Воспитатель создает группу, в которую входят родители детей. В данной группе осуществляется решение различных вопросов, обсуждение по тем или иным темам.
Таким образом, проблема организации взаимодействия с родителями является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Успешность ее решения зависит от компетентности педагогов использовать современные информационно-коммуникационные технологии в процессе организации индивидуальной работы педагога ДОО с родителями детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс взаимодействия ДОО и семьи рассматривается как совместная деятельность для решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Взаимодействие подразумевает согласованность действий обеих сторон, организация совместных форм деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
В настоящее время существует большое разнообразие форм педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста, которые можно разделить на индивидуальные и групповые, традиционные (родительские собрания, консультации) и нетрадиционные, активные (дискуссии, семейные клубы, общение в чатах, блогах, проектная деятельность).
Индивидуальные формы работы с родителями включают следующие способы взаимодействия: индивидуальная беседа; чтение педагогической литературы по рекомендации воспитателя; выполнение домашних заданий с ребенком по заданию педагога; демонстрация приемов работы с ребенком; просмотр открытого индивидуального занятия; индивидуальное консультирование. Индивидуальная беседа – это форма общения, в ходе которой родители задают вопросы и получают информацию от педагога ДОО по интересующим проблемам. Беседа может быть инициирована как педагогом, так и родителями.
Индивидуальные памятки, брошюры – это наглядная форма взаимодействия, с помощью которой педагог отражает основные вопросы, касающиеся воспитания ребенка, основные направления образовательной работы. В брошюрах дается информация о мероприятиях, проводимых в текущем учебном году. Для приобщения родителей к педагогической литературе создаются папки-передвижки, подборки статей на определенную тематику.
Успешность взаимодействия с родителями ДОО во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе формы индивидуального консультирования. Данные формы взаимодействия призваны заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современной дошкольной образовательной организации.
По итогам проведенного исследования получены следующие результаты: родителями процесс взаимодействия оценивается как недостаточно эффективный (большинство опрошенных оценили его на среднем и низком уровнем), недостаточно задействован потенциал активных форм взаимодействия с родителями, используются преимущественно групповые формы работы.
В качестве рекомендаций по организации взаимодействия семьи и ДОО были предложены индивидуальные формы работы педагога ДОО с родителями базе информационных технологий. К таким формам отнесены информационно-аналитические, познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.
БИБЛИОГРАФИЯ

Багинская Е. С. Развитие психологической готовности родителей к взаимодействию с педагогами дошкольного образовательного учреждения : монография / Е. С. Багинская. – Иваново : ПресСто, 2023. – 115 с.
Взаимодействие детского сада с родителями детей раннего возраста : сборник учебно-методических материалов / Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования», Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 39» ; авторы-составители: М. С. Войцех [и др.] ; под общей редакцией И. М. Яковенко. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», 2021. – 159 с.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации : учебник для использования в учебном процессе среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / Е. А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н. А. Воробьева ; под редакцией Е. А. Шашенковой. – Москва : Академия, 2020. – 251 с.
Волкова Н. А. Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями, общественными организациями и социальными партнерами / Н. А. Волкова, Н. Н. Махнева // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 10-3 (43). – С. 7-14.
Вострикова Ю. С. Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Вострикова, Д. Н. Ленчевская, М. Н. Щербакова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 4 (41). – С. 65-68.
Детский сад – территория эффективных форм взаимодействия с родителями : итоговый сборник Всероссийского научно-практического семинара / автор-составитель И. Л. Свиридова. – Старый Оскол : Ассистент плюс, 2021. – 300 с.
Задворная М. С. Непрерывное обучение педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста : монография / М. С. Задворная. – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. – 112 с.
Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников : монография / О. Л. Зверева ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Московский пед. гос. ун-т». – Москва : НИИ школьных технологий, 2011. – 81 с.
Инновационные формы работы детского сада по повышению педагогической компетентности родителей воспитанников : методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 140 г. о. Самара ; под ред. С. А. Севенюк, И. С. Голковой, О. Ю. Панфиловой. – Самара : Порто-принт, 2013. – 59 с.
Коломийченко Л. В. Совершенствование гендерных стратегий родителей в условиях социально-педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : монография / Л. В. Коломийченко, З. Л. Венкова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». – Пермь : ПГГПУ, 2018. – 215 с.
Крушная Н. А. Индивидуальная форма психологической работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития : методические рекомендации / Н. А. Крушная ; М-во образования и науки РФ, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Челябинский гос. пед. ун-т. – Челябинск : Цицеро, 2012. – 23 с.
Лещинская-Гурова О. В. Взаимодействие педагогов ДОО и родителей в формировании психологической готовности детей к игровой деятельности : методическое пособие / О. В. Лещинская-Гурова, Н. Л. Подгорнова ; Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования». – Нижний Новгород : НИРО, 2021. – 140 с.
Лукаш В. П. К вопросу о взаимодействии воспитателей детского сада и родителей воспитанников / В. П. Лукаш // Теоретические и практические основы психолого-педагогического и специального образования. – Тверь, 2019. – С. 55-58.
Михеева Е. В. Программа развития ДОУ : теоретические и практические подходы к ее разработке / Е. В. Михеева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 78 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
Панюкова А. Д. Эффективное взаимодействие молодого педагога с родителями обучающихся / А. Д. Панюкова // Преемственность в образовании. – 2023. – № 34 (3). – С. 114-118.
Пащанова И. А. Содержание методической работы по организации взаимодействия педагогов и родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения / И. А. Пащанова // Эпоха науки. – 2024. – № 37. – С. 321-326.
Петрова И. К. Эффективное взаимодействие педагога с родителями / И. К. Петрова, Н. А. Громова // Педагогический опыт: от теории к практике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Гл. редактор О.Н. Широков. – Чебоксары, 2022. – С. 13-14.
Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду : практическое пособие / Г. А. Прохорова. – Москва : Айрис-пресс, 2009. – 58 с.
Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования : коллективная монография / Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова, Ю. М. Попова ; ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Научно-исследовательский центр «Проблемы образования родителей» ВНОЦ РАО. – Москва : Планета, 2019. – 207 с.
Сафонова С. И. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями : учебное пособие / С. И. Сафонова, Т. А. Жданко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Московский гос. лингвистический ун-т», Евразийский лингвистический ин-т. – Иркутск : МГЛУ ЕАЛИ, 2016. – 116 с.
Современные технологии родительского образования : учебно-методическое пособие / В. В. Коробкова, Л. А. Метлякова, Ю. И. Якина. – Пермь : ПГГПУ, 2017. – 310 с.
Технологии эффективного сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ : учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / сост.: Е. В. Карелина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 91 с.
Топольникова Н. Н. Этика взаимодействия педагога с родителями : учебно-методическое пособие / Н. Н. Топольникова, М. И. Губайдуллин, В. А. Сапожникова; Институт развития образования Республики Башкортостан, Кафедра педагогики и психологии. – Уфа : Издательство ИРО РБ, 2019. – 55 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (с изменениями на 2023 год). – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты по проблеме организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в вопросах педагогического просвещения родителей.
Вы постоянно посещаете родительские собрания и консультации?
а) да;
б) нет.
Вы постоянно участвуете в совместных праздниках и досугах?
а) д;
б) нет.
Вы интересуетесь содержанием родительского уголка группы и консультациями педагога?
а) да;
б) нет.
Вы применяете рекомендуемые педагогом методики воспитания и развития детей?
а) да;
б) нет.
Представленный в родительском уголке материал интересен и актуален для вас?
а) да;
б) нет.
На родительских собраниях вы принимаете активное участие в обсуждении?
а) да;
б) нет.
Вносите ли свои предложения по воспитанию и обучению детей?
а) да;
б) нет.
Обращаетесь ли вы к педагогу для решения возникающих проблем в общении с ребенком?
а) да;
б) нет.
Часто ли педагог общается с вами индивидуально для обсуждения каких-либо вопросов?
а) да;
б) нет.
Часто ли вы обращаетесь за индивидуальной консультацией к педагогу?
а) да;
б) нет.
Хотели бы вы получать больше информации от педагога и повышать уровень своей педагогической культуры?
а) да;
б) нет.
Хотели бы вы участвовать в активных формах взаимодействия с педагогом (дискуссия, деловая игра, проект, семейный клуб)?
а) да;
б) нет.
Спасибо!
Результаты анкетирования родителей, в баллах
Список респондентов (родителей) Баллы 10 8 7 11 4 9 6 8 4 10 5 4 9 9 5 5 12 4 3 5 8 7 6 6 6 5








2


2




Лист1
Диаграмма1

Высокий
Средний
Низкий
Констатирующий этап
0.15
0.46
0.38
Высокий
Средний
Низкий
Уровни
количество человек, %
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
0.15
0.46
0.38

1. Багинская Е. С. Развитие психологической готовности родителей к взаимодействию с педагогами дошкольного образовательного учреждения : монография / Е. С. Багинская. – Иваново : ПресСто, 2023. – 115 с.
2. Взаимодействие детского сада с родителями детей раннего возраста : сборник учебно-методических материалов / Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования», Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 39» ; авторы-составители: М. С. Войцех [и др.] ; под общей редакцией И. М. Яковенко. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», 2021. – 159 с.
3. Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации : учебник для использования в учебном процессе среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / Е. А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н. А. Воробьева ; под редакцией Е. А. Шашенковой. – Москва : Академия, 2020. – 251 с.
4. Волкова Н. А. Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями, общественными организациями и социальными партнерами / Н. А. Волкова, Н. Н. Махнева // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 10-3 (43). – С. 7-14.
5. Вострикова Ю. С. Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Вострикова, Д. Н. Ленчевская, М. Н. Щербакова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 4 (41). – С. 65-68.
6. Детский сад – территория эффективных форм взаимодействия с родителями : итоговый сборник Всероссийского научно-практического семинара / автор-составитель И. Л. Свиридова. – Старый Оскол : Ассистент плюс, 2021. – 300 с.
7. Задворная М. С. Непрерывное обучение педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста : монография / М. С. Задворная. – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. – 112 с.
8. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников : монография / О. Л. Зверева ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Московский пед. гос. ун-т». – Москва : НИИ школьных технологий, 2011. – 81 с.
9. Инновационные формы работы детского сада по повышению педагогической компетентности родителей воспитанников : методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 140 г. о. Самара ; под ред. С. А. Севенюк, И. С. Голковой, О. Ю. Панфиловой. – Самара : Порто-принт, 2013. – 59 с.
10. Коломийченко Л. В. Совершенствование гендерных стратегий родителей в условиях социально-педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : монография / Л. В. Коломийченко, З. Л. Венкова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». – Пермь : ПГГПУ, 2018. – 215 с.
11. Крушная Н. А. Индивидуальная форма психологической работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития : методические рекомендации / Н. А. Крушная ; М-во образования и науки РФ, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Челябинский гос. пед. ун-т. – Челябинск : Цицеро, 2012. – 23 с.
12. Лещинская-Гурова О. В. Взаимодействие педагогов ДОО и родителей в формировании психологической готовности детей к игровой деятельности : методическое пособие / О. В. Лещинская-Гурова, Н. Л. Подгорнова ; Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования». – Нижний Новгород : НИРО, 2021. – 140 с.
13. Лукаш В. П. К вопросу о взаимодействии воспитателей детского сада и родителей воспитанников / В. П. Лукаш // Теоретические и практические основы психолого-педагогического и специального образования. – Тверь, 2019. – С. 55-58.
14. Михеева Е. В. Программа развития ДОУ : теоретические и практические подходы к ее разработке / Е. В. Михеева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 78 с.
15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
16. Панюкова А. Д. Эффективное взаимодействие молодого педагога с родителями обучающихся / А. Д. Панюкова // Преемственность в образовании. – 2023. – № 34 (3). – С. 114-118.
17. Пащанова И. А. Содержание методической работы по организации взаимодействия педагогов и родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения / И. А. Пащанова // Эпоха науки. – 2024. – № 37. – С. 321-326.
18. Петрова И. К. Эффективное взаимодействие педагога с родителями / И. К. Петрова, Н. А. Громова // Педагогический опыт: от теории к практике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Гл. редактор О.Н. Широков. – Чебоксары, 2022. – С. 13-14.
19. Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду : практическое пособие / Г. А. Прохорова. – Москва : Айрис-пресс, 2009. – 58 с.
20. Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования : коллективная монография / Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова, Ю. М. Попова ; ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Научно-исследовательский центр «Проблемы образования родителей» ВНОЦ РАО. – Москва : Планета, 2019. – 207 с.
21. Сафонова С. И. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями : учебное пособие / С. И. Сафонова, Т. А. Жданко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Московский гос. лингвистический ун-т», Евразийский лингвистический ин-т. – Иркутск : МГЛУ ЕАЛИ, 2016. – 116 с.
22. Современные технологии родительского образования : учебно-методическое пособие / В. В. Коробкова, Л. А. Метлякова, Ю. И. Якина. – Пермь : ПГГПУ, 2017. – 310 с.
23. Технологии эффективного сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ : учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / сост.: Е. В. Карелина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 91 с.
24. Топольникова Н. Н. Этика взаимодействия педагога с родителями : учебно-методическое пособие / Н. Н. Топольникова, М. И. Губайдуллин, В. А. Сапожникова; Институт развития образования Республики Башкортостан, Кафедра педагогики и психологии. – Уфа : Издательство ИРО РБ, 2019. – 55 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (с изменениями на 2023 год). – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.