Динамика показателей учебного стресса на различных этапах образовательного процесса В ВООВО

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 37 37 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 25.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретико-методологических аспектов проявления учебного стресса у курсантов в процессе обучения в вузе 7
1.1. История развития, сущность и содержание понятия «стресс» и его место в системе психологического знания в соответствие с темой исследования 7
1.2. Возможности и ограничения методов и методик для изучения учебного стресса 13
1.3. Особенности стресса в жизни курсанта 16
Глава 2. Анализ и обсуждение результатов исследования проявления учебного стресса у курсантов в процессе обучения в вузе 22
2.1. Организация и методы исследования проявления учебного стресса у курсантов в процессе обучения в вузе (характеристика выборки и ход исследования, диагностические методы и методы статистического анализа, использованные в работе) 22
2.2. Анализ уровня учебного стресса и стрессоустойчивости курсантов согласно диагностической программы и задач исследования 25
2.3. Практические рекомендации 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 36

Фрагмент для ознакомления

Для интерпретации результатов опросника необходимо определить степень выраженности каждого показателя в каждом разделе. Оценка от 6 до 10 баллов означает наличие данного признака у респондента, а оценка от 9 до 10 баллов указывает на высокую степень выраженности данного признака у респондента.
В рамках настоящего исследования оценивается общий уровень стресса на основании средних значений.
2. «Тест на стрессоустойчивость» Ю.В. Щербатых. Методика оценивает как общий уровень стрессочувствительности, так и отдельные компоненты.
Анализ результатов:
- менее 35 баллов – устойчивость к стрессу;
- от 35 до 85 баллов – норма;
- более 86 баллов – повышенная чувствительность к стрессу.
Таким образом, представленный комплекс психодиагностических методик позволяет проверить заявленную гипотезу и решить поставленные задачи.
Для того чтобы показать достоверность полученных результатов были использованы такие статистические показатели как среднее значение, стандартное отклонение, средняя ошибка.
Количественная оценка связи между признаками, ее характер и степень тесноты определялись с помощью корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона.
Для наглядного отображения результатов были построены диаграммы, гистограммы и корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязь агрессивности и жизнестойкости курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации.

2.2. Анализ уровня учебного стресса и стрессоустойчивости курсантов согласно диагностической программы и задач исследования

Обработка данных, полученных в ходе проведения исследования, состояла из последовательного анализа качественных и количественных показателей.
Полученные результаты исследования учебного стресса представлены в таблице 1 и отражены на рисунке 2,. В ходе первичной обработки данных, полученных по опроснику, были рассчитаны средние значения и стандартные отклонения, на основании которых были определены уровни проявления учебного стресса.






Таблица 1 – Показатели учебного стресса у курсантов различных курсов
Шкалы Группа 1
(n = 15) Группа 2
(n = 15) t-Stud М m δ М m δ Уровень стресса 5,24 0,38 1,48 3,37 0,32 1,24 3,75 Примечание: M - среднее арифметическое; m - ошибка среднего; δ - стандартное квадратичное отклонение. t-Stud – t-критерий Стьюдента, критические значения p≤0.01 t=2,76
По среднегрупповым показателям учебного стресса можно сделать следующие выводы: курсанты, обучающиеся на первом курсе показывают более высокий уровень учебного стресса (М=5,23) в сравнении со курсантам на последнем курсе обучения (М=3,37). Таким образом, можно сказать, что среди первокурсников среднегрупповой уровень стресса является средним, в то время как у учащихся последнего курса отмечен низкий уровень стресса.











Рисунок 2 - Показатели учебного стресса у курсантов различных курсов

В данном случае это может быть связано с тем, что курсантам первого курса необходимо адаптироваться к новым для них жизненным ситуациям. Такой вывод основан на том, что в наибольшей степени выражены такие причины стресса, как большая учебная нагрузка, неумение правильно распорядиться ограниченными финансами,  неумение правильно организовать свой режим дня. Кроме того для ряда курсантов одним из значимых факторов стресса является жизнь вдали от родителей.
Для респондентов второй группы в большей степени свойственно испытывать стресс из-за высоких нагрузок по учебе и страха перед будущим. Это может объясняться тем, что курсанты находятся на завершающем этапе обучения и готовятся к итоговым экзаменам, а также рассматривают направления дальнейшей деятельности.
Полученные результаты исследования стрессочувствительности представлены в таблице 2 и отражены на рисунке 3,. В ходе обработки данных, полученных по опроснику, были рассчитаны средние значения и стандартные отклонения, на основании которых были определены уровни стрессочувствительности.

Таблица 1 – Показатели стрессочувствительности у курсантов различных курсов
Шкалы Группа 1
(n = 15) Группа 2
(n = 15) t-Stud М m δ М m δ Стрессочувствительность 9,65 0,63 2,46 6,8 0,58 2,25 3,31 Примечание: M - среднее арифметическое; m - ошибка среднего; δ - стандартное квадратичное отклонение. t-Stud – t-критерий Стьюдента, критические значения p≤0.01 t=2,76
Аналогичная с оценкой учебного стресса ситуация наблюдается и с показателем стрессочувствительности, так у курсантов первого курса устойчивость к стрессу ниже (М=9,65), чем у тех, кто обучается на пятом курсе (М=6,8). У обоих групп можно отметить соответствие показателей уровню — устойчивость к стрессу.
Рисунок 3 - Показатели стрессочувствительности у курсантов различных курсов

Подобная разница в показателях также может быть причиной того, что курсанты первой группы только начали адаптироваться к новому для себя процессу обучения. Такие выводы подтверждаются тем, что значимыми причинами для стресса являются такие, которые связаны с обучением: строгий преподаватель, слишком серьезное отношение к учебе и т.д.
Таким образом, в заключение необходимо отметить, что в среднем среди курсантов отмечен средний уровень учебного стресса и стрессочувствительности. Однако, анализ средних значений с распределением по курсам обучения показал, что у курсантов первого курса выше показатель учебного стресса, а также уровень стрессочувствительности, чем у тех, кто обучается на пятом курсе.


2.3. Практические рекомендации

Результаты эмпирического исследования показали необходимость проведения психологического сопровождения по следующим направлениям:
1. Адаптация к учебному процессу:
- обучение приемам регуляции эмоционально-волевых состояний в стрессовых условиях и умениям быстро восстанавливать психофизиологические ресурсы;
– развитие эмоционально-волевых черт характера, такие как решительность, упорство, самостоятельность, смелость, трудолюбие, дисциплинированность;
– развитие коммуникативных навыков;
– реализация программы подготовки по предметам для отстающих курсантов.
2. Для реализации предложенных направлений в рамках психологического сопровождения могут быть использованы следующие методы: деловые игры, различные формы дискуссий, «мозговой штурм» и т.п.
3. Использовать упражнения, которые позволят повысить сплоченность учебного коллектива.
4. Практиковать проведение специального обучения методом аутотренинга, позволяющего управлять эмоциональным состоянием для обеспечения их эффективной учебной деятельности.
В данном случае ответственность за выполнение мероприятий должна быть возложена на специалиста по социальной работе. Реализации мероприятий осуществляется в следующей последовательности (таблица 4).

Таблица 4 — Реализация предложенных мероприятий
Мероприятия Срок реализации Диагностика уровня адаптации первокурсников 1 месяц обучения, 3 месяц обучения Программа адаптации для первокурсников 3 месяца(начиная с 3 месяца обучения) Тренинги обучения приемам регуляции эмоционально-волевых состояний В течение учебного года Тренинги по развитию эмоционально-волевых качеств В течение учебного года Программа тренингов по развитию коммуникативных навыков В течение учебного года
Выводы
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Из среднегрупповых показателей учебного стресса можно сделать вывод, что курсанты первого курса испытывают более высокий уровень стресса (среднее значение равно 5,23), чем курсанты последнего курса (среднее значение равно 3,37). Также можно отметить, что у курсантов первого курса уровень стрессочувствительности ниже (среднее значение равно 9,65), чем у тех, кто обучается на пятом курсе (среднее значение равно 6,8).
2. По результатам проделанной работы для руководителей учебного заведения, в котором проводилось данное исследование, были сформулированы практические рекомендации, которые в обобщенном варианте представлены в соответствующем разделе.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования была доказана гипотеза о том, что уровень учебного стресса выше у курсантов младших курсов.
Заключение


Актуальность и значимость данной работы заключалась в том, что время обучения в военном учебном заведении является важным этапом в формировании офицеров национальной гвардии РФ, влияющим на их возможности для самореализации и развития профессиональной идентичности. Первый этап адаптации к военной среде является наиболее сложным, так как требует изменения образа жизни и привычек. Освоение специфики учебно-боевых задач требует высокой воинской дисциплины, соблюдения распорядка дня и установления уставных отношений в воинском подразделении. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Изучив имеющиеся теоретические подходы к исследованию особенностей учебного стресса у курсантов ВООВО позволили прийти к следующему выводу. Стресс - это реакция организма на нагрузку, как физическую, так и психическую, которая происходит автоматически. Он присутствует в нашей повседневной жизни, начиная с утра и до вечера, а иногда и во время сна. Стресс может быть полезным, давая нам дополнительную энергию, но также может быть разрушительным, проявляясь в виде различных заболеваний, таких как головная боль, гипертония, язва желудка, бессонница, психические расстройства и другие.
В настоящее время разработано несколько различных методик, которые могут быть использованы в процессе изучения учебного стресса. При этом основной для определения специфики проявления такого вида стресса можно назвать «Тест на учебный стресс» Ю. В. Щербатых. Остальные методики используются в качестве дополнительных и позволяют всесторонне изучить проявления стресса в студенческой среде.
Стресс является неотъемлемой частью жизни каждого курсанта. Он зависит от реакции на стресс, так же как от начала рабочего дня, режима питания, физической активности, качества отдыха и сна, отношений с окружающими. Образ жизни курсанта зависит от него самого - он может быть здоровым и активным, или же нездоровым и пассивным, что влияет на частоту и продолжительность стрессовых состояний.
Исследование уровня учебного стресса и стрессочувствительности у курсантов военного вуза проводилось в рамках эмпирического исследования. Для этого были использованы следующие методики: «Тест на учебный стресс» Ю. В. Щербатых и «Тест на стрессоустойчивость» Ю.В. Щербатых. Исследование проводилось в несколько этапов: предварительный, основной и итоговый. По результатам эмпирического исследования были сформулированы итоговые выводы и практические рекомендации для руководителей учебного заведения.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что среди первокурсников преобладающим является средний уровень учебного стресса, в то время как у учащихся последнего курса отмечен низкий уровень стресса. При анализе уровня стрессочувствительности было выявлено, что у обоих групп можно отметить соответствие показателей уровню — устойчивость к стрессу.
Сравнительный анализ уровень учебного стресса у курсантов Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования показал, что курсанты первого курса испытывают более высокий уровень стресса, чем курсанты последнего курса. Также можно отметить, что у курсантов первого курса уровень стрессочувствительности выше, чем у тех, кто обучается на пятом курсе.
По результатам проделанной работы для руководителей курсантских подразделений были сформулированы практические рекомендации, которые в обобщенном варианте представлены в соответствующем разделе. Так рекомендуется организация психологического сопровождения по следующим направлениям: обучение приемам регуляции эмоционально-волевых состояний в стрессовых условиях и умениям быстро восстанавливать психофизиологические ресурсы; развитие эмоционально-волевых черт характера, такие как решительность, упорство, самостоятельность, смелость, трудолюбие, дисциплинированность; развитие коммуникативных навыков; реализация программы подготовки по предметам для отстающих курсантов.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования была доказана гипотеза о том, что уровень учебного стресса выше у курсантов младших курсов. На данном этапе работу можно считать завершенной, а цель и задачи, поставленные в самом начале, полностью реализованными.
Список использованных источников

Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».
Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 03.07.2016 г. № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Приказ федеральной службы войск национальной гвардии российской федерации от 16.11.2016 № 357 «Об утверждении инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии российской федерации» (зарегистрирован 12.12.2016 № 44651).
Авдиенко Г.Ю. Факторы образовательной среды и их взаимосвязь с психической сферой курсантов военной образовательной организации высшего образования Росгвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 3 (4). С. 48-55.
Акимова О.В. Стрессоустойчивость и преодоление стресса в профессиональной деятельности военнослужащих // Discovery Science: University – 2017. Сборник конкурсных проектов VI Международного интеллектуального конкурса студентов, аспирантов, докторантов. Под редакцией А.А. Бурцева, В.Ю. Прокофьевой, Ю.В. Мякишевой. 2017. С. 276-289.
Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018. С. 82-90.
Аверина А. О., Федосеева В. И. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 8–12.
Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. – 148 с.
Ковров В. В. Паспорт экспертизы психологической безопасности средней общеобразовательной школы / В. В. Ковров, И. А. Коныгина, Н. Т. Оганесян. – М. : Экон- информ, 2012 – 55 с.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006 – 256 с.
Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н. Ф. Гребень. – Мн.: Соврем. школа, 2007 – 496 с.
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. — 1994. — №5. — С. 57. — ISSN: 0132-1625. — Текст: электронный // Интернет-портал журнала «Социологические исследования» [сайт]. — URL: https://www.socis.isras.ru/
Борзиева, З. М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития / З. М. Борзиева // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 118-119

Приложения
Сводная таблица результатов обследования
Курс
Уровень стресса Стрессочувствительность Средние показатели Сумма Среднее значение 1 88 5,9 65 10,8 1 112 7,5 85 14,2 1 95 6,3 57 9,5 1 94 6,3 47 7,8 1 50 3,3 35 5,8 1 63 4,2 45 7,5 1 110 7,3 81 13,5 1 77 5,1 62 10,3 1 103 6,9 79 13,2 1 86 5,7 52 8,7 1 70 4,7 54 9,0 1 77 5,1 62 10,3 1 62 4,1 55 9,2 1 48 3,2 43 7,2 1 45 3 46 7,7 5 31 2,1 32 5,3 5 33 2,2 35 5,8 5 47 3,1 28 4,7 5 34 2,3 34 5,7 5 48 3,2 33 5,5 5 61 4,1 37 6,2 5 46 2,9 36 6,0 5 37 2,5 37 6,2 5 35 2,1 34 5,7 5 94 6,3 78 13,0 5 48 3,2 39 6,5 5 44 2,8 35 5,8 5 77 5,1 38 6,3 5 70 4,7 53 8,8 5 58 4 63 10,5
0

Список использованных источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».
3. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 03.07.2016 г. № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
4. Приказ федеральной службы войск национальной гвардии российской федерации от 16.11.2016 № 357 «Об утверждении инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии российской федерации» (зарегистрирован 12.12.2016 № 44651).
5. Авдиенко Г.Ю. Факторы образовательной среды и их взаимосвязь с психической сферой курсантов военной образовательной организации высшего образования Росгвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 3 (4). С. 48-55.
6. Акимова О.В. Стрессоустойчивость и преодоление стресса в профессиональной деятельности военнослужащих // Discovery Science: University – 2017. Сборник конкурсных проектов VI Международного интеллектуального конкурса студентов, аспирантов, докторантов. Под редакцией А.А. Бурцева, В.Ю. Прокофьевой, Ю.В. Мякишевой. 2017. С. 276-289.
7. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018. С. 82-90.
8. Аверина А. О., Федосеева В. И. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 8–12.
9. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. – 148 с.
10. Ковров В. В. Паспорт экспертизы психологической безопасности средней общеобразовательной школы / В. В. Ковров, И. А. Коныгина, Н. Т. Оганесян. – М. : Экон- информ, 2012 – 55 с.
11. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006 – 256 с.
12. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н. Ф. Гребень. – Мн.: Соврем. школа, 2007 – 496 с.
13. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. — 1994. — №5. — С. 57. — ISSN: 0132-1625. — Текст: электронный // Интернет-портал журнала «Социологические исследования» [сайт]. — URL: https://www.socis.isras.ru/
14. Борзиева, З. М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития / З. М. Борзиева // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 118-119