Актуальные проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 20.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Эволюция феномена процесса обучения в современной психолого-педагогической науке. 5
Глава 2. Общее и особенное в перспективах психического развития детей с ЗПР и умственной отсталостью. 12
Глава 3. Общее и особенное в организации процесса обучения детей, отнесенных к этим нозологиям. 21
Заключение 33
Список использованной литературы 37
Перейдем к специфике обучения детей с умственной отсталостью. При тяжелых нарушениях развития к школьному возрасту ребенка близкие уже ознакомленыс его диагнозом и готовы к выбору особого образовательного маршрута. Когда же у ребенка легкая умственная отсталость, родственники могут не догадываться о диагнозе, пока не увидят, что у ребенка серьезные трудности в начальной общеобразовательной школе. В этом случаеиз-за неуспеваемости школьная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), имеющаяся в каждом образовательномучреждении, направляет таких детей на дополнительное медицинское обследование.Однако, если родители не дали своего согласия школа не вправе оставить неуспевающего на повторный год обучения, перевести в иное образовательное заведение, направить на медицинские осмотры. Родители имеют право отказаться от психиатрического обследования своего ребенка, от выполнения рекомендаций ПМПК, от всяких изменений образовательного маршрута, когда они уверены, что ребенку так будет лучше. Поэтому специалистам важно адекватнодонести до родителей суть коррекционного образования.Коррекционное образование предполагает оптимальное соотношение образовательных условий организации (программы, специалистов, режима обучения и т.п.) и образовательных потребностей учащегося.Эффективным обучение станет лишь, есликаждый участник, а это сам школьник, его родители (законные представители) и образовательное заведение, будут действовать согласованно, с осознанием общей цели — получения образования того уровня, который способен достичь обучающийся.Специальным образованиемвыявляются сильные стороны психической деятельности, и учебный процесс выстраивается на поисках возможностей компенсации дефицитов развития благодаря сохранным процессам деятельности. Поэтому один из девизов современного коррекционного образования звучит следующим образом: «Ребенок, а не диагноз». А до тех пор, пока родители не будут готовыми осознать каждую особенность развития собственного ребенка, не имеет смысла переходить в коррекционную школу. Ведь специальное образование не должно стать борьбой с диагнозом, а развитиемшкольника.Бывает, что состояния, которые сходны с интеллектуальной недостаточностьюи требуют специального образовательного маршрута, могут начать развиваться к подростковому возрасту и позже. К примеру, деменции при органическом поражении ЦНС на фоне эпилепсии, вирусных заболеваний, механических повреждений (травмы, ДТП и т.д.). В этом случае, человек приходит в систему коррекционного образования сразу в средние либо старшие классы.Ребенок с интеллектуальной недостаточностью обладает право обучаться в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации для детей с умственной отсталостью (бывает, что родители по привычке называют их «школами восьмого вида» либо «вспомогательными школами», однако подобные определения давно не применяются) либо вjвсякой общеобразовательной организации по месту регистрации [7].Специальное образование в нашей стране регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Имеется отдельный ФГОС для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, он функционирует с первого сентября 2016 г. В этом документе прописаны возможности для учащихся.Имеются различные образовательные программы в рамках обучения ребенка с умственной отсталостью. В ФГОС для учащихся с интеллектуальной недостаточностью они описаны в качестве «варианта 1» и «варианта 2». Варианты отличаются сроками освоения образовательной программы (от 9 до 13 лет обучения) и содержанием предметов. Для каждого учащегося вариант предопределяется ПМПК и зависит от диагноза и индивидуальных особенностей.Чаще всего, вариант 1 рекомендуется детям с интеллектуальной недостаточностью, подразумевает девяти лет обучения, класс состоит из двенадцатишкольников. В конце девятого класса проводят итоговую аттестацию в виде экзаменов по основным предметам и трудовому обучению.Вариант 2 рекомендуется детям с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, обучение распределяется на тринадцать лет. В классе обучается пятьшкольников. На каждого учащегосякаждый год составляют специальную индивидуальную программу развития (СИПР). В составлении данной программы участвуют классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель адаптивной физкультуры и др. специалисты.Там же учитывают содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации, когда у учащегосяоформляется инвалидность. Итоговая аттестация по окончании обучения отсутствует, присутствуют индивидуальные диагностические карты, которые заполняют специалисты школы для каждого учащегося, описывая количественные и качественные изменения его развития [13].В программу и варианта 1, и варианта 2 для учащихся с интеллектуальной недостаточностью входят коррекционные курсы — индивидуальные занятия либо занятия подгруппами с учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, специалистом по альтернативной коммуникации, специалистом по сенсорному развитию, специалистом по адаптивной физкультуре. Это часть программы, качественноне обеспечиваемая общеобразовательной школой. По данной причине дефектологами не рекомендуется оставлять детей с интеллектуальной недостаточностью в массовой школе и стремиться создавать там условия для обучения.Вторая причина заключается в существенной разнице в содержании программ массовой и коррекционной школы, и данная разница повышается в геометрической прогрессии по мере взросления школьников.Рассмотрим формы получения образования:Классно-урочная.Таким образом, учится многие дети в РФ.Надомная. Иногда, если у детей имеются особенности развития, не дающие ему возможность пребывать в школе: эпилепсия с частыми развернутыми приступами, ДЦП с серьезными нарушениями навыков самообслуживания, явное агрессивное поведение. Тогда результативным способом организации обучения является надомное обучение. Педагог приходит к учащемусяна дом и в индивидуальном порядке им преподается учебный материал.Большинство родителейотрицательно относятся к этому виду обучения, поскольку полагают, что это изолирует ребенка дома и с плохой стороныповлияет на социализацию. Но социализация ребенка осуществляетсякак в школе, так в иной ситуации, которая связана с взаимодействием с ровесниками. И когда родителямиорганизуетсяподобное взаимодействие вне школы (кружки, секции, общение во дворе, на детской площадке, в центрах реабилитации), социализация продолжиться [30].Обычно по договоренности с образовательнымучреждением на дом выносятся основные предметы, а внеурочную деятельность и коррекционные курсы учащийся будет посещатьсовместно со всем классом. Однако это определяется состоянием здоровья школьника.Надомное обучение оформляютлишьпри учете заключения врачебной комиссии. У них имеется перечень конкретныхболезней, при которых рекомендуют надомное обучение. Но по желанию педагога либо родителей, без веского медицинского основания, надомное обучение нельзя оформить. Врачебная комиссия выдает заключение на один учебный год. Родители перед каждым учебным годом, в целях оформления надомного обучения, обращаются к врачам. Как только медицинские показания изменятся, учащийсядолжен вернуться в класс.Дистанционная. При сохранном интеллекте и серьезных сложностях передвижения (ДЦП) бываетлучше оформить дистанционную форму обучения. У учащегося дома будет установлено специальное оборудование и программное обеспечение, и учебный процесс проходит без непосредственного присутствия педагога, по современным каналам связи.Несмотря на минусы,такое обучение является единственно возможным способом получения качественного образования.В случаеумственных нарушений дистанционные формы обучения менее успешны, чем надомное обучение. Сегодняучёные полагают, что предметно-деятельностный подход реализует учитель более продуктивно во время непосредственного общения с учащимся — один на один либо в классе, чем при прмиенении дистанционных способов. Однако бывают внешние обстоятельства не оставляют выбора и приходится приспосабливатьсякак школьникам, но и педагогам [2].ЗаключениеВ последние годы наблюдается рост интереса к проблеме помощи детям с ВОЗ, в том числе и к детям с умственной отсталостью. Дети с низким интеллектуальным уровнем отличаются значительным дефектов познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Но это не значит, что такие дети не способны к обучению, просто их развитие протекает чуть в замедленном темпе. Для осуществления общего развития, для усвоения знаний, умений и навыков, очень важным является специально организованное обучение.Л.С. Выготский не раз повторял, что «только-то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями». Исходя из этих слов, стоит заключить, наиболее эффективным обучение будет тогда, когда оно осуществляется согласно принципу коррекции, когда используются коррекционные средства обучения. Вследствие этого недостатки у детей с умственной отсталостью у детей преодолеваются или ослабевают, хотя это происходит медленно и неравномерно. Это касается, в том числе и формирования и развития познавательного интереса к урокам математики у детей с легкой умственной отсталостью.Умственно отсталые дети делятся на четыре группы в зависимости от их возможностей к обучению: В первую группу входят обучающиеся, более способные к овладению программным материалом вовремя фронтального обучения. Таких детейхарактеризует самостоятельность и отсутствие серьезных затруднений в процессе обучения. Вторая группасостоит из обучающихся, тоже успешно справляющихся с учебными заданиями, однакообладающими некоторыми трудностями. Такие учащиеся не в состоянии сами сформулировать самые простые выводы и обобщения, не прося помощи у учителя. Онинуждаются в постоянной активизирующей и организующей помощивзрослого.Обучающимся третьей группы сложно усваиватьпрограммный материал. Имнеобходимы разные виды помощи (словесно-логическая, наглядная и предметно-практическая). Одновременно с этим, однако,у таких детей не теряются приобретенные знания и навыки, которые они использовать, когда выполняютаналогичные задания, однако при этомлюбое иное чуть-чуть измененное задание они воспринимаютпо- новому.Четвертая группа состоит из обучающихся ученики, имеющие отличаются низкий уровень способности к обучению. Такие ученики нуждаютсяв выполнении большого количества упражнений, введении для таких детей дополнительных приемов обучения, осуществлении постоянного контроля и подсказках вовремя выполнения заданий.При обучении умственно отсталых детей нужно согласовываться с закономерностями их обучения, руководствуясь следующими дидактическими принципами: воспитывающая направленность обучения; научность и доступность обучения; систематичность и последовательность; связь обучения с жизнью; коррекция в обучении; наглядность; сознательность и активность учеников в усвоении учебного материала; дифференцированный и индивидуальный подход; прочность знаний, умений и навыков .Главной целью обучения математике детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью является формирование элементарных математических представлений и умений и их использование в обычной жизни. В ходе изучения программного материала по математике, умственно отсталый может приобрести знания, умения, навыки, которые необходимы ему, чтобы ориентироваться в окружающем мире, а точнее, во временных, количественных, пространственных, отношениях и в том числе, чтобы решать повседневные практические задачи . Без специально организованного обучения освоить простейшие математические представления обучающимся с умеренной умственной отсталостью будет довольно затруднительно. Главный прием в обучении основывается на использовании практических ситуаций, в которых ребята осваивают доступные для них математические компоненты. Формирование элементарных математических знаний и навыков нужны для самостоятельности ребят в быту и их адаптации к социуму. Так, в повседневной жизни нужно, чтобы умственно отсталый научился определять время по часам, различать номер автобуса, на котором он сможет доехать до дома, рассчитаться за покупку в магазине и взять конкретное число продуктов для приготовления еды. Изучая цифры, ребята закрепляют сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и м.д. Особое внимание уделяется выполнение заданий по математике на наглядном материале, который имеет практическую направленность для их социально-бытовой адаптации. Ребята считают предметы на практическом материале, учатся называть и записывать числа в пределах программного материала, выполняют решение простейших задач в одно действие, действия с монетами и символами бумажных денег. Кроме того, ребята знакомятся с мерами длины, массы, времени, стоимости и объема. Так, в повседневной жизни дети с умеренной умственной отсталостью учатся накрывать стол на конкретное число в классе, в игровой ситуации накрывают стол для кукол, в быту делят конфеты, печенье и другие угощенья поровну между собой. Для таких ребят довольно трудны временные понятия. Знакомить младших школьников с временными представлениями необходимо в строгой системе и последовательности.Список использованной литературыАбдразакова А. А. История образования и педагогики / А. А. Абдразакова, А. С. Жантуганова, Р. К. Искакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 24-28.Боброва В.В., Кударинова А.С. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-5. – С. 736-739.Буланова Н. О. Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 487-490.Долгобородова Д. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов. // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 52-54. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с. Коваль В.А., Абдулганиев М.Р. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Инновационная наука. – 2021. - №7. – С. 1-3.Колбин А. Б. Современные концепции обучения // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 339-342.Котова И.А., Алексеева Г.Д. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26692 (дата обращения: 08.06.2024).Курбатова Н. Н. Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 54-56.Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. — 2015. — № 1(42). — С. 105–108. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. -144 с.Мостюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селиверстова. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.Новиков А.М. Что такое обучение? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. - №6. – С. 6-10.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.Основы коррекционной педагогики и психологии : учебник / А. М. Руденко и др.; под ред. А. М. Руденко. -Ростов н/Д : Феникс, 2023. - 285 с.Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с. Петрова С.В. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Символ науки. – 2021. - №1. – С. 157-160.Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 08.06.2024). Рахманова Е.В. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки. 2023. - № 8. – С. 667-676.Сатимбаева Ю. Классификация методов обучения / Юлдузхон Сатимбаева, А. У. Кориев. // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 113-115.Скоромец А. П., Крюкова И. А., Фомина Т. В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/Смирнова Ж. В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж. В. Смирнова, Ж. В. Чайкина // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 2. — С. 1–7. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 287 с.Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. Пособие для студентов вузов; под ред. В.И. Селивёрстовой, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: Гумнитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 358 с.Субботина К. С. Умственная отсталость у детей // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 569-571.Фомина А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 1. — С. 101–106. Хвастунова Е.П. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК СУБИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12560 (дата обращения: 08.06.2024). Чупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы в терминах: краткий терминологический словарь по специальной педагогике и специальной психологии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2012. - № 2. – С.1-22. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.
1. Абдразакова А. А. История образования и педагогики / А. А. Абдразакова, А. С. Жантуганова, Р. К. Искакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 24-28.
2. Боброва В.В., Кударинова А.С. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-5. – С. 736-739.
3. Буланова Н. О. Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 487-490.
4. Долгобородова Д. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов. // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 52-54.
5. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
6. Коваль В.А., Абдулганиев М.Р. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Инновационная наука. – 2021. - №7. – С. 1-3.
7. Колбин А. Б. Современные концепции обучения // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 339-342.
8. Котова И.А., Алексеева Г.Д. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26692 (дата обращения: 08.06.2024).
9. Курбатова Н. Н. Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 54-56.
10. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. — 2015. — № 1(42). — С. 105–108.
11. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. -144 с.
12. Мостюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селиверстова. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
13. Новиков А.М. Что такое обучение? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. - №6. – С. 6-10.
14. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.
15. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебник / А. М. Руденко и др.; под ред. А. М. Руденко. -Ростов н/Д : Феникс, 2023. - 285 с.
16. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
17. Петрова С.В. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Символ науки. – 2021. - №1. – С. 157-160.
18. Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 08.06.2024).
19. Рахманова Е.В. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки. 2023. - № 8. – С. 667-676.
20. Сатимбаева Ю. Классификация методов обучения / Юлдузхон Сатимбаева, А. У. Кориев. // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 113-115.
21. Скоромец А. П., Крюкова И. А., Фомина Т. В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/
22. Смирнова Ж. В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж. В. Смирнова, Ж. В. Чайкина // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 2. — С. 1–7.
23. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
24. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 287 с.
25. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. Пособие для студентов вузов; под ред. В.И. Селивёрстовой, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: Гумнитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 358 с.
26. Субботина К. С. Умственная отсталость у детей // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 569-571.
27. Фомина А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 1. — С. 101–106.
28. Хвастунова Е.П. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК СУБИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12560 (дата обращения: 08.06.2024).
29. Чупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы в терминах: краткий терминологический словарь по специальной педагогике и специальной психологии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2012. - № 2. – С.1-22.
30. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.