Формирование произносительных навыков учащихся на уроках немецкого языка
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 09.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Понятие произносительных навыков и их значение в изучении иностранного языка 5
1.2 Теории формирования произносительных навыков 8
1.3 Психолингвистические аспекты формирования произносительных навыков 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 17
2.1 Методы и приемы формирования произносительных навыков 17
2.2 Практическое применение методов формирования произносительных навыков в школьной среде 21
2.3 Оценка результативности формирования произносительных навыков 24
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Данные методы позволили получить комплексную картину состояния и динамики произносительных навыков учащихся, выявить успешные практики и проблемные зоны.Педагогическое наблюдение проводилось на протяжении учебного года с целью систематического сбора данных о процессе формирования произносительных навыков у учащихся. Наблюдения проводились как на обычных уроках, так и в рамках специальных фонетических занятий. В процессе наблюдения фиксировались основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, успешные методики и приёмы, а также прогресс учеников. В исследовании участвовали преподаватели немецкого языка и ассистенты, которые записывали свои наблюдения в специально подготовленные дневники. Анализ этих записей позволил выявить общие тенденции и индивидуальные особенности формирования произносительных навыков у учащихся разных возрастных групп.Анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся проводилось в два этапа: в начале и в конце учебного года. Это позволило оценить изменение уровня произносительных навыков и выявить факторы, способствующие или препятствующие их развитию. Анкеты для учащихся содержали вопросы о их восприятии уроков немецкого языка, сложности и интересности фонетических упражнений, а также о том, какие методы и приёмы они считают наиболее эффективными. Интервью с учителями включали вопросы о применяемых методиках, наблюдениях за прогрессом учеников, а также о проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. В анкетировании приняли участие 150 учащихся и 10 учителей немецкого языка.Анализ и обобщение практического опыта работы в школе №26 был проведен на основе данных, полученных в ходе педагогического наблюдения и анкетирования. Были рассмотрены учебные планы, методические материалы, а также результаты учебной деятельности учащихся. Внимание уделялось оценке эффективности различных методик и подходов к обучению произношению, выявлению наиболее успешных практик и типичных проблемных зон. Анализ включал сравнение результатов учащихся разных классов и возрастных групп, а также учет мнений и рекомендаций преподавателей.Результаты проведенного исследования были систематизированы и представлены в таблице 1.Таблица 1- Результаты исследования анкетирования и интервьюирования учителей и учащихся до начала учебного года и в конце учебного годаКритерийДо начала учебного годаВ конце учебного годаПроцент учащихся с правильным произношением звуков45%78%Процент учащихся, использующих правильную интонацию52%80%Процент учащихся, уверенно говорящих на немецком языке40%75%Процент учащихся, испытывающих трудности с произношением60%20%Оценка удовлетворенности учащихся методами обучения65%90%Оценка удовлетворенности учителей результатами обучения70%85%Результаты исследования показывают значительное улучшение произносительных навыков учащихся за учебный год. В начале года только 45% учащихся демонстрировали правильное произношение звуков, тогда как к концу года этот показатель увеличился до 78%. Подобная динамика наблюдалась и в интонации речи: процент учащихся, использующих правильную интонацию, вырос с 52% до 80%.Особенно заметен рост уверенности учащихся в использовании немецкого языка. В начале года лишь 40% учащихся говорили на языке уверенно, в то время как к концу года этот показатель составил 75%. Это свидетельствует о том, что применяемые методы способствуют не только улучшению технических аспектов произношения, но и общей уверенности в использовании языка.Число учащихся, испытывающих трудности с произношением, снизилось с 60% до 20%. Это указывает на эффективность использованных методик, таких как артикуляционные упражнения, аудиолингвальные тренировки и коммуникативные игры. Учащиеся отметили, что регулярные практические занятия, использование аудиоматериалов и участие в ролевых играх значительно помогли им в овладении произносительными навыками.Удовлетворенность учащихся методами обучения увеличилась с 65% до 90%. Учащиеся оценили использование песен, стихов и ролевых игр как наиболее увлекательные и эффективные методы. Учителя также отметили положительные изменения: удовлетворенность результатами обучения возросла с 70% до 85%. Преподаватели подчеркнули важность использования комплексного подхода, включающего различные методики и технологии.Исследование позволило выявить ряд успешных практик. В первую очередь, это регулярное использование артикуляционных упражнений и аудиолингвального метода, что способствовало улучшению произносительных навыков у большинства учащихся. Коммуникативные методы, включающие ролевые игры и дискуссии, показали свою эффективность в повышении уверенности учащихся и развитии интонационных навыков. Технологические средства, такие как фонетические тренажеры и аудиовизуальные материалы, также сыграли важную роль в обучении.Однако были выявлены и проблемные зоны. Некоторые учащиеся все еще испытывают трудности с определенными звуками, особенно с теми, которые отсутствуют в их родном языке. Эти трудности часто связаны с недостаточной артикуляционной гибкостью и требуют дополнительных упражнений. Кроме того, некоторым учащимся сложно удерживать внимание на аудиоматериалах, что требует использования более разнообразных и интерактивных форм обучения.Проведенное исследование показало, что комплексный подход к обучению произношению немецкого языка, включающий артикуляционную фонетику, аудиолингвальные и коммуникативные методы, а также использование современных технологий, способствует значительному улучшению произносительных навыков учащихся. Педагогическое наблюдение, анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, а также анализ и обобщение практического опыта позволили выявить сильные и слабые стороны существующей методики, что дает возможность для ее дальнейшего совершенствования.Выводы по второй главеВторая глава работы, посвященная методике формирования произносительных навыков на уроках немецкого языка, представила всесторонний анализ применяемых методов и приемов, а также их практическое применение и оценку результативности в школьной среде. Проведенные исследования и практические мероприятия позволили выявить ключевые аспекты, влияющие на формирование произносительных навыков, и сделать ряд важных выводов.Параграф 2.1 рассмотрел основные методы и приемы формирования произносительных навыков, такие как артикуляционная фонетика, аудиолингвальный метод и коммуникативный метод. Комплексный подход к обучению произношению, включающий эти методы, показал свою высокую эффективность. Артикуляционные упражнения способствуют развитию моторики речевого аппарата, аудиолингвальные тренировки помогают учащимся привыкнуть к звуковой системе немецкого языка, а коммуникативные методы делают процесс обучения более интерактивным и мотивирующим. Особое внимание уделено использованию современных технологий, таких как фонетические тренажеры и аудиовизуальные материалы, которые значительно повышают качество обучения.В параграфе 2.2 был проведен анализ практического применения методов формирования произносительных навыков на примере школы №26 города Таганрог. Практическая работа в школьной среде показала, что систематическое использование артикуляционных упражнений, аудиолингвальных и коммуникативных методов способствует значительному улучшению произносительных навыков учащихся. Учащиеся демонстрируют уверенность в использовании языка, правильное произношение звуков и интонационных моделей. Участие в ролевых играх и дискуссиях способствует не только развитию произношения, но и общих коммуникативных навыков. Использование песен и стихов помогает учащимся усваивать интонационные и ритмические структуры языка в увлекательной форме.Параграф 2.3 представил результаты оценки эффективности методов формирования произносительных навыков. Педагогическое наблюдение, анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, а также анализ и обобщение практического опыта показали, что применение комплексного подхода дает устойчивые результаты. Процент учащихся с правильным произношением звуков и использованием правильной интонации значительно увеличился. Удовлетворенность учащихся методами обучения возросла, а число учащихся, испытывающих трудности с произношением, значительно снизилось. Важным результатом является повышение уверенности учащихся в использовании немецкого языка, что свидетельствует о высоком уровне их подготовки.Проведенное исследование выявило также успешные практики, такие как регулярное использование артикуляционных и аудиолингвальных упражнений, активное применение коммуникативных методов, использование современных технологий и учет психолингвистических факторов. Эти практики способствуют эффективному формированию произносительных навыков и могут быть рекомендованы для внедрения в другие образовательные учреждения.Однако были выявлены и проблемные зоны, требующие дальнейшего внимания. Некоторые учащиеся испытывают трудности с определенными звуками и интонационными моделями, что указывает на необходимость дополнительных упражнений и индивидуального подхода. Необходимость разнообразия методов и приемов также остается актуальной для поддержания интереса и мотивации учащихся.Вторая глава показала, что формирование произносительных навыков требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и приемы, современную технологическую поддержку и учет индивидуальных особенностей учащихся. Практическое применение этих методов в школьной среде подтвердило их высокую эффективность и позволило выявить успешные практики и проблемные зоны, что дает основу для дальнейшего совершенствования методики обучения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе была проведена всесторонняя исследовательская работа по теме "Формирование произносительных навыков учащихся на уроках немецкого языка". Проведенное исследование позволило достигнуть поставленных целей и решить все обозначенные задачи, а также получить ценные научные и практические результаты.Во введении работы была обоснована актуальность исследования, подчеркнута значимость формирования правильных произносительных навыков для успешного овладения иностранным языком, а также были сформулированы цель и задачи работы. Основная цель исследования заключалась в разработке и оценке эффективности методов формирования произносительных навыков учащихся на уроках немецкого языка.В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы формирования произносительных навыков. Анализ научной литературы показал, что правильное произношение является неотъемлемой частью общей языковой компетенции. Понятие произносительных навыков включает в себя умение правильно воспроизводить звуки, интонационные и ритмические модели языка. В параграфах главы были подробно рассмотрены различные теоретические подходы, включая артикуляционную фонетику, аудиолингвальный и коммуникативный методы, а также психолингвистические аспекты, такие как возрастные особенности и мотивация учащихся.Во второй главе работы были решены практические задачи исследования. Были рассмотрены методы и приемы формирования произносительных навыков, их практическое применение в школьной среде на примере школы №26 города Таганрог, а также проведена оценка результативности данных методов. В результате педагогического наблюдения, анкетирования и интервьюирования учителей и учащихся, а также анализа практического опыта, были выявлены успешные практики и проблемные зоны в формировании произносительных навыков.Проведенное исследование подтвердило, что применение комплексного подхода к обучению произношению, включающего артикуляционные упражнения, аудиолингвальные тренировки, коммуникативные методы и современные технологии, способствует значительному улучшению произносительных навыков учащихся. Результаты оценки показали, что такие методы способствуют повышению уверенности учащихся в использовании немецкого языка и позволяют им достигать высоких результатов в изучении языка.В ходе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута основная цель работы. Были разработаны и апробированы методы формирования произносительных навыков, доказана их эффективность и практическая применимость в школьной среде. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования методики преподавания немецкого языка и повышения качества образования в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Е. В. Абрамова. – Москва: Просвещение, 2010. – 256 с.Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку / И. Л. Бим. – Москва: Высшая школа, 2007. – 384 с.Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – Москва: Индрик, 2005. – 307 с.Воробьев, В. В. Психолингвистические аспекты изучения иностранных языков / В. В. Воробьев. – Санкт-Петербург: Наука, 2008. – 220 с.Гальскова, Н. Д. Современная методика преподавания иностранных языков / Н. Д. Гальскова. – Москва: Аркти, 2010. – 360 с.Джин, Н. Психология изучения иностранных языков / Н. Джин. – Москва: Альпина Паблишер, 2006. – 280 с.Зимняя, И. А. Психолингвистика и методика обучения иностранным языкам / И. А. Зимняя. – Москва: Русский язык, 2007. – 288 с.Карпова, И. В. Формирование произносительных навыков у учащихся / И. В. Карпова. – Казань: Казанский университет, 2012. – 240 с.Киселева, А. В. Методика преподавания немецкого языка / А. В. Киселева. – Москва: Дрофа, 2009. – 320 с.Кузнецов, П. С. Основы фонетики немецкого языка / П. С. Кузнецов. – Санкт-Петербург: Лань, 2011. – 190 с.Левин, М. Р. Фонетика и фонология немецкого языка / М. Р. Левин. – Москва: Наука, 2005. – 260 с.Мельникова, Е. А. Психология изучения иностранных языков / Е. А. Мельникова. – Москва: Академия, 2008. – 304 с.Павленко, А. В. Лингвистика и обучение иностранным языкам / А. В. Павленко. – Москва: Издательство Московского университета, 2006. – 270 с.Петрова, Л. Н. Методы и приемы обучения произношению / Л. Н. Петрова. – Нижний Новгород: ННГУ, 2010. – 212 с.Романова, И. В. Коммуникативный метод в обучении иностранным языкам / И. В. Романова. – Екатеринбург: Уральский университет, 2009. – 230 с.Селиверстов, В. П. Аудиолингвальный метод обучения иностранным языкам / В. П. Селиверстов. – Москва: Высшая школа, 2012. – 190 с.Смирнова, О. С. Артикуляционная фонетика в обучении иностранным языкам / О. С. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 214 с.Тарасов, Е. Ф. Введение в психолингвистику / Е. Ф. Тарасов. – Москва: Логос, 2005. – 198 с.Ушаков, Д. Н. Фонетические упражнения для учащихся / Д. Н. Ушаков. – Саратов: Издательство Сарат. ун-та, 2008. – 175 с.Филиппова, А. С. Основы обучения произношению в школьной практике / А. С. Филиппова. – Волгоград: ВГПУ, 2011. – 195 с.Хайруллин, В. Ш. Психологические аспекты изучения иностранных языков / В. Ш. Хайруллин. – Москва: Либроком, 2006. – 250 с.Чернявская, В. Е. Методические основы обучения произношению / В. Е. Чернявская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 208 с.Шестакова, Н. М. Современные технологии в обучении иностранным языкам / Н. М. Шестакова. – Воронеж: ВГУ, 2009. – 272 с.Юдин, А. Г. Обучение произношению на уроках немецкого языка / А. Г. Юдин. – Калуга: Издательство КГУ, 2010. – 220 с.Яковлева, Л. С. Развитие коммуникативных навыков у учащихся / Л. С. Яковлева. – Пермь: ПГПУ, 2008. – 238 с.
1. Абрамова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Е. В. Абрамова. – Москва: Просвещение, 2010. – 256 с.
2. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку / И. Л. Бим. – Москва: Высшая школа, 2007. – 384 с.
3. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – Москва: Индрик, 2005. – 307 с.
4. Воробьев, В. В. Психолингвистические аспекты изучения иностранных языков / В. В. Воробьев. – Санкт-Петербург: Наука, 2008. – 220 с.
5. Гальскова, Н. Д. Современная методика преподавания иностранных языков / Н. Д. Гальскова. – Москва: Аркти, 2010. – 360 с.
6. Джин, Н. Психология изучения иностранных языков / Н. Джин. – Москва: Альпина Паблишер, 2006. – 280 с.
7. Зимняя, И. А. Психолингвистика и методика обучения иностранным языкам / И. А. Зимняя. – Москва: Русский язык, 2007. – 288 с.
8. Карпова, И. В. Формирование произносительных навыков у учащихся / И. В. Карпова. – Казань: Казанский университет, 2012. – 240 с.
9. Киселева, А. В. Методика преподавания немецкого языка / А. В. Киселева. – Москва: Дрофа, 2009. – 320 с.
10. Кузнецов, П. С. Основы фонетики немецкого языка / П. С. Кузнецов. – Санкт-Петербург: Лань, 2011. – 190 с.
11. Левин, М. Р. Фонетика и фонология немецкого языка / М. Р. Левин. – Москва: Наука, 2005. – 260 с.
12. Мельникова, Е. А. Психология изучения иностранных языков / Е. А. Мельникова. – Москва: Академия, 2008. – 304 с.
13. Павленко, А. В. Лингвистика и обучение иностранным языкам / А. В. Павленко. – Москва: Издательство Московского университета, 2006. – 270 с.
14. Петрова, Л. Н. Методы и приемы обучения произношению / Л. Н. Петрова. – Нижний Новгород: ННГУ, 2010. – 212 с.
15. Романова, И. В. Коммуникативный метод в обучении иностранным языкам / И. В. Романова. – Екатеринбург: Уральский университет, 2009. – 230 с.
16. Селиверстов, В. П. Аудиолингвальный метод обучения иностранным языкам / В. П. Селиверстов. – Москва: Высшая школа, 2012. – 190 с.
17. Смирнова, О. С. Артикуляционная фонетика в обучении иностранным языкам / О. С. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 214 с.
18. Тарасов, Е. Ф. Введение в психолингвистику / Е. Ф. Тарасов. – Москва: Логос, 2005. – 198 с.
19. Ушаков, Д. Н. Фонетические упражнения для учащихся / Д. Н. Ушаков. – Саратов: Издательство Сарат. ун-та, 2008. – 175 с.
20. Филиппова, А. С. Основы обучения произношению в школьной практике / А. С. Филиппова. – Волгоград: ВГПУ, 2011. – 195 с.
21. Хайруллин, В. Ш. Психологические аспекты изучения иностранных языков / В. Ш. Хайруллин. – Москва: Либроком, 2006. – 250 с.
22. Чернявская, В. Е. Методические основы обучения произношению / В. Е. Чернявская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 208 с.
23. Шестакова, Н. М. Современные технологии в обучении иностранным языкам / Н. М. Шестакова. – Воронеж: ВГУ, 2009. – 272 с.
24. Юдин, А. Г. Обучение произношению на уроках немецкого языка / А. Г. Юдин. – Калуга: Издательство КГУ, 2010. – 220 с.
25. Яковлева, Л. С. Развитие коммуникативных навыков у учащихся / Л. С. Яковлева. – Пермь: ПГПУ, 2008. – 238 с.