Невербальные коммуникации в общении
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 09.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕНИИ…………………………………………….5
1.1. Понятие «коммуникация» в психолого-педагогической литературе……5
1.2. Специфика и виды невербальной коммуникации…………..…………….9
1.3. Роль и эффективность невербальной коммуникации, как символ коммуникации…………………………………………………………………...16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕНИИ ………………......20
2.1 Описание методов исследования........................................................................20
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………….............21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
Полученные результаты проведенного исследования путем тестирования показали,чтостуденты «Первой группы» необладаютуменияминевербальнойкоммуникациии пониманияязыкатела.Этосвязанностем,чтоимнехватаетучебныхдисциплин,которыебыихознакомилисневербальнымиособенностямикоммуникации.Этиуменияприобретаютсяличностьювпроцессеобучения(рис.1-3).Сравнительнаяграфикапоказываетповышениеумений студентов старших курсов, в процессе их работы (рис. 4). Умения невербальной коммуникацииочень высокисредитех студентов, которые учатся на 4 курсе,благодаряежедневной необходимостисправлятьсяспониманиемжестовимимики.Также, для определения уровня развития невербальных средств общения студентов были проведены исследования с использованием тестов. Студентам, которые готовятся стать учителями, даются тесты, позволяющие им определить, к какому уровню (низкому, среднему, высокому) можно отнести степень развития невербальных средств коммуникации.Низкий уровень характеризуется полным непониманием человеческого языка жестов и мимики, сложностью в правильной оценке окружающих. Проблема даже не в отсутствии необходимых способностей у этих людей - они просто не придают значения невербальному языку. Таким людям необходимо развивать свою наблюдательность и обращать больше внимания на мелкие жесты окружающих.К людям со средним уровнем развития невербальных средств общения относятся те, кому нравится наблюдать за другими. Они хорошо интерпретируют выражения лица и жесты, но пока не знают, как использовать эту информацию в реальной жизни, например, для правильного построения отношений с другими людьми. Такие люди склонны воспринимать произносимые ими слова более буквально и руководствоваться ими. Здесь нужно развивать интуицию и больше полагаться на ощущения.Поскольку невербальные средства развиваются на высоком уровне, у людей появляется отличная интуиция, способность понимать других и наблюдательность. Однако иногда они склонны слишком полагаться на жесты и мимику и забывают значение слов.Вкачестветестабылаиспользованадиагностика«Чтоговорятваммимикаижесты?»,представленнаявкнигеСергеяСтепанова«Языквнешности»[1;2]. В анкетированииучаствоваликакстуденты,учащиесятолько первыйгод,такистуденты-выпускники.Результатытестированияпредставленывтаблице«Результатытестированиястудентовпоопределению их уровняразвитостиневербальныхсредствобщения»иодноимённом рисунке5.Таблица 2Результаты тестирования студентов по определениюихуровняразвитостиневербальныхсредствобщенияУровень развитости невербальныхсредствобщенияКоличествостудентовсданнымуровнем развитостиневербальныхсредствКоличествостудентоввпроцентномсоотношении(%)Низкий54,51-ыйПограничный614,5Средний17702-ойПограничный68,2Высокий32,880,00%70,00%60,00%50,00%40,00%30,00%20,00%10,00%0,00%Рис.5.Результатытестированиястудентовпоопределениюихуровняразвитостиневербальныхсредствобщения(впроцентном соотношении,%)Если проанализировать данные, представленные в таблицах и рисунках, то можно увидеть, что уровень развития невербальных средств (70%) большинства студентов характеризуется как средний. Как правило, такой уровень является нормой современного общества. Многие люди знают о существовании языка жестов, обращают внимание на мимику и жестикуляцию собеседника при общении, но часто не осознают важности невербального языка, не применяют знания и умения для установления контакта с другими людьми и улучшения отношений. Для студентов достаточно иметь средний уровень для успешного общения, но для образовательного общения, где развитие невербальных средств коммуникации является одним из профессиональных требований, необходим более высокий уровень. К сожалению, только 2,8% студентов имеют такой уровень. Это означает, что из 37 студентов только у 1 человека должным образом развиты невербальные средства общения.Еще больше огорчает тот факт, что есть учащиеся с низким уровнем развития невербальных средств общения. Таких учащихся было 4,5%. Процент относительно невелик, но тогда эти будущие педагоги предполагают, что осуществление профессиональной деятельности, а также само межличностное общение также будут сложными, ситуацию можно исправить, приложив для этого большие усилия.Следует отметить, что мы также определили два пограничных уровня между низким и средним уровнями и средним и высоким уровнями.Студенты, у которых невербальное развитие было всего на 1-3 балла выше низкого уровня, были отнесены к первому пограничному уровню. Таким учащимся следует уделить особое внимание - их 14,5%, поскольку их уровень характеризуется как близкий к низкому. Уровень развития невербальных компонентов у 8,2% опрошенных относится ко 2-му пограничному уровню. Их уровень близок к высокому, но все же не высок. Поэтому таким учащимся не стоит расслабляться. Не останавливайтесь на достигнутом и нужно работать над повышением своего уровня.Итак, проанализировав результаты студенческого теста, можно сделать следующие выводы: Большинство студентов имеют средний уровень развития невербальных средств общения, что является стандартом нашего общества.Только у 3 (!) из 37 респондентов невербальные средства общения развиты на должном уровне, а еще у 9 студентов уровень близок к высокому.Есть студенты, у которых уровень развития невербальных средств слишком низок не только для профессиональной и образовательной деятельности, но и для легкого общения с окружающими.Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного развития невербальных средств коммуникации у студентов, где знание основ невербального общения и умение эффективно использовать язык жестов является одним из главных требований. Таким образом, в образовательных учреждениях необходимо уделять больше внимания важности роли невербальных элементов коммуникации в образовательном процессе и начинать работу по их развитию у будущих педагогов.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕИсходя из эмпирического исследования, можно сказать, что большинство студентов имеют недостаточное развитие невербальной коммуникации в общении.Полученные результаты проведенного исследования путем тестирования показали,чтостуденты «Первой группы» необладаютуменияминевербальнойкоммуникациии пониманияязыкатела.Этосвязанностем,чтоимнехватаетучебныхдисциплин,которыебыихознакомилисневербальнымиособенностямикоммуникации.Этиуменияприобретаютсяличностьювпроцессеобучения. Умения невербальной коммуникацииочень высокисредитех студентов, которые учатся на 4 курсе,благодаряежедневной необходимостисправлятьсяспониманиемжестовимимики. Знание основ невербальной коммуникации в общении и умении эффективно использовать язык жестов является одним из главных требований.Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного развития невербальных средств коммуникации у студентов, где знание основ невербального общения и умение эффективно использовать язык жестов является одним из главных требований. Таким образом, в образовательных учреждениях необходимо уделять больше внимания важности роли невербальных элементов коммуникации в образовательном процессе и начинать работу по их развитию у будущих педагогов.ЗАКЛЮЧЕНИЕНевербальная коммуникация между людьми - это общение путем отправки и получения безмолвных сигналов.Она включает в себя использование визуальных сигналов, таких как язык тела, дистанция (зона комфорта) и внешний вид, интонация (голос).Точно так же, как речь содержит невербальные элементы, такие как качество речи, скорость, высота тона, громкость, стиль речи, ритм и просодические особенности, такие как интонация, письменный текст содержит невербальные элементы, такие как стиль почерка, пространственное расположение слов и физический макет страницы. Однако большая часть исследований в области невербальной коммуникации сосредоточена на взаимодействии людей.Невербальная коммуникация включает в себя сознательные и бессознательные процессы.Невербальная коммуникация занимает очень важное место в жизни каждого человека.Зная основные приемы невербального общения, вы сможете лучше понять и «ухватить» собеседника, когда он пытается контролировать свои действия в общении с вами, потому что невербальные сигналы появляются неосознанно и собеседник не может их контролировать. Классификация невербальных средств коммуникации и варианты их использования учат не только лучше понимать самих себя, но и распознавать ложь и манипуляции со стороны других.Эмпирическая часть исследования изучает выраженность особенностей невербального общения у студентов, в процессе выявления индивидуально-типологических особенностей личности и их влияния на невербальное общение, соответствующий целям и обстоятельствам общения. Результаты показали, что большинство студентов не обладают достаточно высоким показателем знаний о невербальной коммуникации. Для будущих педагогов важно умение использовать язык жестов. Без знаний и умений в невербальной коммуникации, невозможно понимание других людей. Целью нашей курсовой работы было комплексно изучить сущности коммуникации и специфики невербального общения. Хотелось бы отметить, что мы смогли раскрыть теорию и провести исследование по данной теме в эмпирической части нашей курсовой работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАдамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов /«Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009.Бен-Шахар Т. Быть счастливее. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.Бриль М. Читаем язык жестов. - М.: Вектор, 2010.Буланова М. А., Социальная мобильность работающей молодежи какфактор социально-экономического развития региона: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол. н. : специальность 22.00.04 <Социальная структура, социальные институты и процессы> / Буланова Марина Алексеевна; [Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ] Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т. - Хабаровск, 2012.Воробьев К.А. Социология: учебное пособие / К.А. Воробьев –Москва, 2010.Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2017.- 258 c.Гарибшоев Г. К., Роль образования в социальном развитии молодежи: (наматериалах исслед. по Таджикистану): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филос.н.: Спец. 09.00.11 / Ин-т философии и права Акад. наук Респ. Таджикистан. - Душанбе, 2010.Головин С.Ю. Словарь практического психолога: учебное пособие / С.Ю.Головин – Минск, 2009.Гришина Н.В. Психология конфликта: учебное пособие / Н.В.Гришина –СПб, 2010.Еникеев М.И. Общая социальная психология: учебник для вузов / М.И.Еникеев – Москва, 2009.Зубок Юлия Альбертовна, Риск как фактор социального развитиямолодежи: Автореф. дис. насоиск. учен. степ. д.социол.н.: Спец. (22.00.04) / Зубок Ю.А.; Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед. - М, 2009.Иванников В.А. Общая психология. - М.: Юрайт, 2015. - 480 с.Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко,В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.Литвак М. Психологическое айкидо. - М.: Феникс, 2010.Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциальногоповедения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учебноепособие для студентов педагогических университетов и институтов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с;Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация/- М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013. - 189 с.Немов, H.С. Психология / Немов H.С.. - М.: Владос, 2015. - 635 c.Нэпп М. Невербальное общение. – СПб.: ПраймЕврознак, 2006.Пастюк, О. В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. - М.: ИНФРАМ, 2018. - 160 c.Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам/–M.: ЭКСМО - Пресс, 2013. - 101 с.Поваляева М.А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / - Ростовн/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.Рогов Е.И. Психология общения: гуманитарное издание / Е.И. Рогов Москва, 2009.Рубштейн Н. Тренинг общения за 14 дней. – М.: Эксмо, 2010.Степанов С. Язык Внешности. М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2006. – 416 с;Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное издание / Л.Д. Столяренко– Ростов на Дону, 2001.Фрейд Психоаналитические этюды / Фрейд, Зигмунд. - М.: Попурри, 2017.- 608 c.Шапарь В.Б. Психология манипулирования. Из марионеток вкукловоды. - М.: Книжный клуб семейного досуга, 2013.Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. –СПб.: Питер, 2008. – 160 с.Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2012.Юнг Р. Психология убеждения. Главные секреты влияния на людей.Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012.
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов /
«Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009.
2. Бен-Шахар Т. Быть счастливее. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
3. Бриль М. Читаем язык жестов. - М.: Вектор, 2010.
4. Буланова М. А., Социальная мобильность работающей молодежи как
фактор социально-экономического развития региона: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол. н. : специальность 22.00.04 <Социальная структура, социальные институты и процессы> / Буланова Марина Алексеевна; [Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ] Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т. - Хабаровск, 2012.
5. Воробьев К.А. Социология: учебное пособие / К.А. Воробьев –
Москва, 2010.
6. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2017.
- 258 c.
7. Гарибшоев Г. К., Роль образования в социальном развитии молодежи: (на
материалах исслед. по Таджикистану): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филос.н.: Спец. 09.00.11 / Ин-т философии и права Акад. наук Респ. Таджикистан. - Душанбе, 2010.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога: учебное пособие / С.Ю.
Головин – Минск, 2009.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта: учебное пособие / Н.В.Гришина –
СПб, 2010.
10. Еникеев М.И. Общая социальная психология: учебник для вузов / М.И.
Еникеев – Москва, 2009.
11. Зубок Юлия Альбертовна, Риск как фактор социального развития
молодежи: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.социол.н.: Спец. (22.00.04) / Зубок Ю.А.; Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед. - М, 2009.
12. Иванников В.А. Общая психология. - М.: Юрайт, 2015. - 480 с.
13. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко,
В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
14. Литвак М. Психологическое айкидо. - М.: Феникс, 2010.
15. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального
поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
16. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
17. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учебное
пособие для студентов педагогических университетов и институтов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с;
18. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация/
- М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013. - 189 с.
19. Немов, H.С. Психология / Немов H.С.. - М.: Владос, 2015. - 635 c.
20. Нэпп М. Невербальное общение. – СПб.: Прайм Еврознак, 2006.
21. Пастюк, О. В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. - М.: ИНФРА
М, 2018. - 160 c.
22. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам/–
M.: ЭКСМО - Пресс, 2013. - 101 с.
23. Поваляева М.А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / - Ростов
н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.
24. Рогов Е.И. Психология общения: гуманитарное издание / Е.И. Рогов
Москва, 2009.
25. Рубштейн Н. Тренинг общения за 14 дней. – М.: Эксмо, 2010.
26. Степанов С. Язык Внешности. М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2006. – 416 с;
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное издание / Л.Д. Столяренко
– Ростов на Дону, 2001.
28. Фрейд Психоаналитические этюды / Фрейд, Зигмунд. - М.: Попурри, 2017.
- 608 c.
29. Шапарь В.Б. Психология манипулирования. Из марионеток в
кукловоды. - М.: Книжный клуб семейного досуга, 2013.
30. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. –
СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
31. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Пер. с англ.
- СПб.: Питер, 2012.
32. Юнг Р. Психология убеждения. Главные секреты влияния на людей.
Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012.