КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (НЕТ ПОДРОСТКОВОМУ СУИЦИДУ)
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты изучения кризисных ситуаций и суицидального поведения 5
1.1. Понятие и сущность кризисных ситуаций в подростковом возрасте 5
1.2. Общая характеристика суицидального поведения 8
2. Анализ преодоления кризисных ситуаций в контексте подросткового суицида 13
2.1. Анализ состояния подросткового суицида в современной России 13
2.2. Методы преодоления кризисных ситуаций в контексте подросткового суицида 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Работа психолога с подростками включает реализацию психолого-педагогических действий по следующим направлениям: индивидуальная работа с подростками, проявляющими отклоняющееся поведение; групповая работа; работа с микросоциумом (с родителями, ближайшим окружением); организация внешней поддержки. Целью психологической профилактики рискованного поведения подростков является изменение социальной среды, в которой находится подросток [10].В настоящее время предотвращение суицидального поведения является чрезвычайно актуальным вопросом. Практически в каждом субъекте Российской Федерации различными ведомствами разрабатываются рекомендации с целью предотвращения и уменьшения проявлений суицидального поведения.Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних представляет собой комплекс государственных, социально-экономических, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий, направленных на предотвращение развития суицидального поведения у детей и подростков (суицидальных попыток и завершенных суицидов).Основными принципами ранней профилактики суицидального поведения являются: создание условий, способствующих нормальному развитию подростков, а также раннее выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.Поэтому психолого-педагогическая профилактика должна быть направлена на устранение основной причины суицидального поведения - устранение внешних факторов, условий и причин, вызывающих социально-психологическую дезадаптацию личности.Исследованиями и разработками в области изучения и предотвращения суицидального поведения занимались такие ученые, как А. М. Амбрумова, Е. В. Змановская, А. Полева, И. А. Погодина и другие.При анализе имеющихся методических и нормативных документов можно выделить следующие ключевые направления работы с подростками по профилактике суицидального поведения: психологическая профилактика и интервенция.Превентивные меры включают в себя профилактику и своевременное выявление риска суицида. Социальная профилактика представляет собой целенаправленную деятельность по предотвращению возможных социальных, педагогических, психологических и других проблем для достижения желаемого результата.Суицид, совершенный или возможный среди учащихся образовательных учреждений, затрагивает как родственников, так и всех участников образовательного процесса. Поэтому работа психолога должна быть направлена на взаимодействие со всей системой в целом. Она включает в себя своевременное выявление риска суицида, кризисное вмешательство, проведение программ по предотвращению суицида, использование индивидуальных и групповых методов работы с подростками, а также вовлечение классного руководителя и родителей подростка в решение сложившейся ситуации.Основными целями профилактики суицидального поведения являются:выявление причин и условий, способствующих возникновению суицидального поведения;снижение вероятности проявления суицидального поведения;сохранение и поддержание здорового образа жизни;помощь подросткам в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних и внешних ресурсов, творческих способностей.Исходя из этих целей, профилактические задачи, решаемые в ходе данной работы, включают:мониторинг, прогнозирование и анализ факторов, способствующих развитию суицидального поведения;изучение жизни подростков с риском суицидального поведения, выявление факторов, влияющих на их личностное развитие;устранение или ограничение негативных воздействий на личность подростка;постоянное выявление подростков с потенциальным риском суицида;активное профилактическое воздействие на эту группу подростков;формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных ценностей, потребностей и мотивации к здоровому образу жизни, поддерживаемому как сверстниками, так и семьей, где с детства формируются основы здорового поведения или, наоборот, вредных привычек.Среди форм профилактической поддержки можно выделить следующие [12]:воздействие на социальную среду с целью формирования определенных установок;информационная работа, включающая проведение бесед, лекций, создание социальных роликов, распространение специальной литературы и другие мероприятия;обучение важным социальным навыкам, таким как устойчивость к негативному влиянию, повышение самооценки, развитие жизненных навыков;стимулирование личностных ресурсов через занятия спортом, искусством, участие в группах общения;организация здорового образа жизни и поиск гармонии с самим собой и окружающим миром [2].В некоторых случаях выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику, направленные на последовательное предотвращение развития суицидального поведения.В зависимости от участников можно выделить основные направления психопрофилактической работы с родителями, учителями и классом школы.При выявлении у подростка риска суицидального поведения психолог играет ключевую роль в информировании и поддержке как самого подростка, так и его родителей.Важно не просто сообщить родителям осуществующем риске, а провестипсихопрофилактическуюработу,включающую:1. Просвещение. Разъяснить родителям сутьпроблемы подросткового суицида,егораспространенность,причиныифакторыриска. 2. Информирование. Ознакомитьсхарактернымипризнакамисуицидальнойопасностиидоступнымивидамипсихологическойпомощи (индивидуальныеисемейныеконсультации,телефоныдоверия,онлайн-ресурсы). 3. Обучениенавыкамвзаимодействия. Помочьродителямвыстроитьболеедоверительныеиподдерживающиеотношениясподростком,научитьсяконструктивноразрешатьконфликты,избегаякакгиперопеки,такибезразличия. Таким образом, дажекраткаяконсультацияпсихологаспособнаположительноповлиятьнаатмосферувсемье,снизитьуровеньтревожностиирисксуицидального поведения у подростка. Сегоднясуществуетмножестводоступныхиэффективныхметодикиматериалов,которыепсихологможетпредоставитьродителямдляпрофилактикисуицидасредиподростков.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе написания работы удалось достичь поставленной во введении цели и задач.Определено, что суицидальное поведение у подростков — это чрезвычайно сложное и многогранное явление, которое нельзя сводить к одному лишь желанию умереть.Оно представляет собойкрик о помощи,проявление крайнего отчаяния инеспособности справиться сневыносимойжизненнойситуацией.Ключевыеаспектысущностисуицидальногоповеденияуподростков:1. Многофакторнаяприрода. Суицид—нерезультатоднойпричины,аследствиекомплексавзаимосвязанныхфакторов:индивидуальные. Особенностиличности,психическоесостояние (депрессия,тревожность,низкаясамооценка),наличиепсихическихрасстройств.семейные. Конфликты,насилие,отсутствиеподдержкиипонимания,суицидывсемье.социальные. Проблемывшколе,bullying,одиночество,отсутствиедрузей,социальнаяизоляция,негативноевлияниеСМИиинтернета.ситуационные. Травмирующиесобытия(смертьблизкого,расставание,неудачанаэкзаменах),которыевоспринимаютсяподросткомкакнепреодолимыепреграды.2. Амбивалентность. Подросток,размышляющийосуициде,частоодновременноиспытываеткакжеланиеуйтиотболиипроблем,такижеланиежить,надеждунато,чтоситуацияможетизменитьсяклучшему.3. Сигналы бедствия. Суицидальноеповедение—этонеимпульсивныйпоступок,апроцесс,которыйразвиваетсяпостепенноичастосопровождаетсяпредупреждающимисигналами(см.предыдущийответ).4. Возможностьпредотвращения. Своевременноераспознаваниеэтихсигналов,оказаниеподдержкиипрофессиональнойпомощимогутпомочьподросткупреодолетькризисивыбратьжизнь.Установлено, что любыеразговорыосмертиисуицидедолжнывосприниматьсявсерьезитребоватьнемедленнойреакции.Еслиподростокрешилпокончитьссобой,егоуженичтонеостановит.Реальность: Большинствоподростков,совершившихпопыткусуицида,впоследствиипризнаются,чтожалеютосвоемпоступкеирады,чтоихспасли. Пониманиесущностисуицидальногоповедения–первыйинеобходимыйшагкегопрофилактике.Важнопомнить,чтосуицид-этоневыход,идажевсамойсложнойситуациивсегдаестьнадеждаивозможностьнайтипомощь.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. — М.: Прайм-Еврознак, 2020. — 558 с.Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. –118 с.Елистархова, Ю. В. Психолого-педагогическая помощь по предотвращению суицидального поведения подростков / Ю. В. Елистархова // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 304-310.Климов, А. С. Причины и профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 52-55.Петровский, В. А. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации / В. А. Петровский // Управление риском. — 2018. — № 3. — С. 29–34.Пузыревич, Н. Л. Профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте / Н. Л. Пузыревич // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. –№ 7. — С. 64–71.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2018. — 705 с.Фахрадова, Л. Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л. Н. Фахрадова, И. Н. Разварина, Е. О. Смолева // Проблемы развития территории. — 2017. –№ 1. — С. 115–131.Черникова Е.Г. Проблема изучения факторов подросткового суицида и его профилактики в современных научных исследованиях // Глобальная экономика и образование. - 2023. - Том 3. - № 2. - С. 98–106Чубаровский, В. В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков / В. В. Чубаровский // Гигиена и санитария. — 2019. — № 2. — С. 71–76.Douglas M. Risk Acceptability According to the Social Sciences. N.Y.: Russel Sage Foundation, 1985. – Р.25 -30.Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y.: Walter de Gruyter, Inc., 1993. - Р. 31-35Short J.F., Jr. The Social Fabric of Risk: Towards the Social Transformation of Risk Analysis // American Sociological Review. 1984. Vol. 49 (December). Р. 711—725.Кризис подросткового возраста в психологии - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.defectologiya.pro/zhurnal/krizis_podrostkovogo_vozrasta_v_psixologii/Проблема подросткового суицида в современной России - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-podrostkovogo-suitsida-v-sovremennoy-rossii?ysclid=lx7fvuq726385522215Профилактика суицидального поведения детей и подростков - [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://ppms.kirov.spb.ru/images/doc/Родителям/Профилактика_суицидального_поведения_у_детей_и_подростков._Основные_группы_и_факторы_риска.pdf (дата обращения: 09.06.2024)
2. Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. –118 с.
3. Елистархова, Ю. В. Психолого-педагогическая помощь по предотвращению суицидального поведения подростков / Ю. В. Елистархова // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 304-310.
4. Климов, А. С. Причины и профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 52-55.
5. Петровский, В. А. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации / В. А. Петровский // Управление риском. — 2018. — № 3. — С. 29–34.
6. Пузыревич, Н. Л. Профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте / Н. Л. Пузыревич // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. –№ 7. — С. 64–71.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2018. — 705 с.
8. Фахрадова, Л. Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л. Н. Фахрадова, И. Н. Разварина, Е. О. Смолева // Проблемы развития территории. — 2017. –№ 1. — С. 115–131.
9. Черникова Е.Г. Проблема изучения факторов подросткового суицида и его профилактики в современных научных исследованиях // Глобальная экономика и образование. - 2023. - Том 3. - № 2. - С. 98–106
10. Чубаровский, В. В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков / В. В. Чубаровский // Гигиена и санитария. — 2019. — № 2. — С. 71–76.
11. Douglas M. Risk Acceptability According to the Social Sciences. N.Y.: Russel Sage Foundation, 1985. – Р.25 -30.
12. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y.: Walter de Gruyter, Inc., 1993. - Р. 31-35
13. Short J.F., Jr. The Social Fabric of Risk: Towards the Social Transformation of Risk Analysis // American Sociological Review. 1984. Vol. 49 (December). Р. 711—725.
14. Кризис подросткового возраста в психологии - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/krizis_podrostkovogo_vozrasta_v_psixologii/
15. Проблема подросткового суицида в современной России - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-podrostkovogo-suitsida-v-sovremennoy-rossii?ysclid=lx7fvuq726385522215
16. Профилактика суицидального поведения детей и подростков - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ppms.kirov.spb.ru/images/doc/Родителям/Профилактика_суицидального_поведения_у_детей_и_подростков._Основные_группы_и_факторы_риска.pdf (дата обращения: 09.06.2024)