Педагогическое изучение особенностей дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 38 + 38 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……
1.1. Понятие «дидактическая игра» как научный феномен……………….
1.2. Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью...…………………………………………………
1.3. Особенности формирования изучения дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью……………………........
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОСТОВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ…………………………………………………………….
2.1. Характеристика образовательной организации, являющейся базой для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования…………………………………………………………………
2.2. Характеристика контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования………………
2.3. Теоретическое обоснование необходимости составления программы педагогического изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью…………………
ГЛАВА 3. СОСТОВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ..............................................................................................
3.1 Программа, направленная на выявление уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью
3.2 Анализ результатов реализации программы изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью…………………………………………………….
3.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации программы диагностики дидактических игр у младших школьников с умственной отсталостью…………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.……………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………….
Взаимодействие с игровым материалом и участие в играх развивает у детей мелкую моторику, координацию движений, воображение, внимание. Игра способствует развитию речи и познавательных способностей. Она также помогает детям общаться и взаимодействовать с другими, развивает социальные навыки.Цели программы педагогического изучения уровня сформированности дидактической игры. Программа должна предоставить информацию о способностях ребенка к игре, его уровне развития и прогрессе в игровой деятельности.Задачи дидактической игры:Профиль игровой активности – какие игры предпочитает ребенок, в каких игровых ситуациях он проявляет лучшие результаты.Ключевые навыки и умения, которые нужно развивать у ребенка через дидактическую игру.Сильные и слабые стороны детей в игре и способы их развития.В программе должны быть предложены различные методики оценки игровой деятельности и умений младших школьников с умственной отсталостью. Это могут быть наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование, анализ игровых ситуаций и пр.Особенности организации работы с детьми с умственной отсталостью. Работа с такими детьми требует особого подхода и методик, адаптированных для их особенностей. Программа должна учитывать возрастные особенности детей, их интересы, возможности и потребности.Таким образом, составление программы педагогического изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью является необходимым инструментом для обучения и развития таких детей, помогая им достичь своего потенциала и успешно функционировать в обществе.ГЛАВА 3. СОСТОВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ3.1 Программа, направленная на выявление уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостьюПояснительная записка Программа, направленная на выявление уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартобразования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями).Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Цель программы – целостноеизучение уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью.Задачи программы:Определение уровня развития игровой деятельности у младших школьников с умственной отсталостью.Определение особенностей игровых навыков и умений у обучающихся с умственной отсталостью.Определение эффективности дидактической игры в развитии навыков у детей с умственной отсталостью.Адресат программы: младшие школьники с умственной отсталостью, воспитатели, педагоги, логопеды, педагоги дефектологи.Данная программа может быть использована общеобразовательными организациями, реализующими АООП, в младших классах.Принципы диагностики Принцип целенаправленности и адресности диагностики.Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.Принцип системности и непрерывности.Принцип обязательного учета результатов диагностики.Планируемые результаты реализации программы, направленные на выявление уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью1.Определен уровень развития игровой деятельности у младших школьников с умственной отсталостью.2.Определён уровень особенностей игровых навыков и умений у обучающихся с умственной отсталостью.3.Определена эффективность дидактической игры в развитии навыков у детей с умственной отсталостью.Содержание программы, направленной на изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостьюПервый раздел программы, характеристика методов изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью.Второй раздел программы, характеристика методик изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью.В процессе педагогического изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью использовались малоформализованные методы, такие как: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа; используется метод экспертной оценки. Предложили описание методов педагогического изучения сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (см. Приложение 1). Главные требования к научному наблюдению – это однозначность замысла, объективность, т. е. возможность контроля посредством либо повторения и дублирования наблюдения, либо использования других методов исследования, в первую очередь эксперимента. Наблюдение – это восприятие, которое тесно связано с мышлением. Наблюдающий делает заключения, осмысливает явления, факты, выдвигает гипотезы, которые требуют проверки. Наблюдение предполагает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку.Выделяются следующие этапы наблюдения: определение цели и задач (для чего и с какой целью будет вестись наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способов наблюдения, который в наименьшей степени будет влиять на объект исследования и в наибольшей степени обеспечит сбор нужной информации (как наблюдать); выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и анализ полученной информации (каков результат);методы опроса – беседа, и анкетирование [2]. Включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение – это вид наблюдения, при котором исследователь в большей или меньшей степени включен в изучаемый социальный процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т.е. является элементом изучаемой ситуации.Анкетирование – это метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, к кому направлены анкеты, письменно отвечают на вопросы. Интервью и беседу называют опросом «лицом к лицу», а анкетирование – заочным опросом. Результат беседы и анкетирования зависит во много от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы и анкеты – это список вопросов (вопросник).Этапы составления вопросника: определить характер информации, которую нужно получить; составить приблизительный ряд вопросов, которые будут задаваться; составить первый плана вопросника; предварительная его проверить путем пробного исследования; исправить вопросник и окончательно его отредактировать.Формы работы. Диагностика проводится в смешенной форме с обучающимися. План реализации программынаправленной на изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостью№ п/пМетод / методика Цель метода / методики Планируемый результат 1.НаблюдениеНаблюдении и анализе дидактической игры с целью выявления ее эффективности и оценки достигнутых результатов в процессе обучения.Отследить эффективность использования дидактической игры в обучении2.Анкетирование классного руководителяАнализ использования дидактической игры классным руководителем с целью выявления ее эффективности и оценки достигнутых результатов в процессе обучения.Отследить эффективность использования дидактической игры в обученииУчебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостьюКарта наблюдения;анкета для педагога;бланк для заполнения результатов педагогического изучения.Анализ результатов реализации программы изучения уровня сформированности дидактической игры у младших школьников с умственной отсталостьюПедагогическая диагностика играет важную роль в образовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями, позволяя оценить их уровень развития и обозначить индивидуальные потребности в обучении. Одним из ключевых инструментов в этой области является оценка сформированности дидактической игры у младших школьников. Понимание особенностей игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями поможет педагогам разработать индивидуальные образовательные программы, адаптированные под их потребности и способности. Ожидаемым результатом данного исследования является не только определение уровня сформированности игровых навыков у данной категории детей, но и создание основы для более эффективной поддержки и развития их образовательных возможностей.Предварительные результаты исследования с применением метода наблюдения. Констатирующий этап экспериментального исследования был поведен на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».В исследовании приняли участие обучающиеся 4 класса в количестве 10 человек, которые составили экспериментальную группу. На основании заключения ПМПК, всем обучающимся рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1). Возраст испытуемых – 11–12 лет. Предварительный анализ результатов исследования с применением метода наблюдения проведен на примере реализации дидактической игры «Восстанови путь Карлсона» на уроке математики. Дидактическая игра направлена на закрепление материала по формированию знаний и умений таблицы умножения и деления с числом 8. Учителем был подготовлен наглядный материал к проведению игры с детьми: картинки городов, напечатанная фигура «Карлсона», карточки с примерами. Учитель провел предварительную работу с обучающимися, четко сформулировал правила игры перед её началом, объяснил ход игры. Правила игры:Учитель вывешивает карточки с примерами, в которых зашифрованы коды городов, узнать которые можно после того, как обучающиеся решат пример.Обучающимся нужно восстановить путь Карлсона, узнав код городов, в которых он побывал. Узнав код (это число 8), обучающиеся находят города с таким же кодом (ответом) и восстанавливают путь, проводя линию от одного примера к другому.После игры педагогом были подведены итоги (уточнены действия, которые выполнили дети в ходе игры).Проведение анализа показало, что многие учащиеся не смогли правильно интерпретировать инструкцию, следовать указанной последовательности действий, что негативно сказалось на их способности решать примеры по умножению и делению. Ошибки, допущенные в процессе игры, свидетельствуют о необходимости уделить больше внимания обучающим методам и стратегиям, которые помогут улучшить понимание математических операций. Рекомендуется использовать более детализированные и понятные инструкции, а также уделить больше времени на разбор примеров и обсуждение правильных подходов к их решению.Таким образом, теоретический анализ научно-методической литературы показал, что в обучении обучающимся с умственной отсталостью дидактические игры играют важную роль. Правильно организованная дидактическая игра способствует сознательному усвоению учебного материала, повышению эффективности в формировании знаний и умений у обучающихся. Предварительные результаты реализации программы педагогической диагностики позволяют констатировать, что при проведении дидактических игр указанная категория обучающихся может испытывать определенные трудности.Это, в свою очередь, указывает на то, что необходимо отбирать дидактические игры по сложности и структуре задания, адаптировать процесс проведения дидактических игр под индивидуальные потребности и способности, обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации программы диагностики дидактических игр у младших школьников с умственной отсталостьюДанное руководство предоставляет педагогам и родителям рекомендации по реализации программы диагностики дидактических игр у младших школьников с умственной отсталостью. Целью является создание эффективной методики оценки уровня сформированности игровых навыков и умений у детей с умственной отсталостью.1. Подготовка к диагностике: - Изучение программы: Внимательно ознакомьтесь с программой диагностики дидактических игр для младших школьников с умственной отсталостью, определите цели и задачи диагностики. - Подготовка материалов: Заранее подготовьте необходимые материалы и инструменты для проведения игровых сессий. - Планирование времени: Определите график проведения диагностики, учитывая временные ограничения и ресурсы.2. Организация игровых сессий: - Выбор игр: Отберите дидактические игры, соответствующие возрасту и уровню развития учащихся с умственной отсталостью. - Понятные инструкции: Предоставьте ясные и простые инструкции перед началом игры, уделяйте внимание пониманию и последовательности действий. - Поддержка и адаптация: Обеспечьте дополнительную поддержку и адаптацию игры в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка.3. Наблюдение и анализ: - Систематическое наблюдение: Ведите детальные записи о поведении и реакциях детей во время игры, обращайте внимание на их взаимодействие и стратегии игры. - Анализ ошибок: Идентифицируйте основные ошибки и трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе игры, чтобы выявить области для улучшения. - Обратная связь: Предоставляйте детям обратную связь после игры, обсуждайте с ними пройденный материал и способы улучшения игровых навыков.4. Совершенствование методики: - Постоянное обновление: Основываясь на полученных данных, вносите изменения и улучшения в методику диагностики, чтобы сделать ее более эффективной. - Обучение педагогов: Проводите тренинги и семинары для педагогов и родителей по методике диагностики игр для детей с умственной отсталостью.Применение этих рекомендаций позволит педагогам и родителям эффективно реализовывать программу диагностики дидактических игр у младших школьников с умственной отсталостью, обеспечивая индивидуализированную поддержку и развитие игровых навыков у детей.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАксенова, М.Н. Использование дидактической игры в обучении умственно отсталых детей: Пособие для педагогв. Москва: Просвещение, 2007.Амонашвили Ш.В. Умственная отсталость в клинической психопатологии: Учебник. – М.: Медицина, 2006. – 456 с.Андреева О. О. Ранняя инвалидность вследствие умственной отсталости // Российский психиатрический журнал. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannyaya-invalidnost-vsledstvie-umstvennoy-otstalostiБитянова М. Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т. Азарова и др. М.: Генезис, 2013. 127 сБлехер Ф. Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. Санкт Петербург, 2018. 184 с.].Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе / Волошкина М. И. Санкт Петербург. 2013. 62 с.Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение. 1991г. с.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С.Выготский / Вопросы психологии, 2016. 42 сВыготский Л. С. Психология игры. // Вопросы психологии. – 1982. – № 6. – С. 63-79Головин Ю.И. «Особенности мышления детей с умственной отсталостью и его коррекция» // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 62-70.Дидактические игры в начальный период обучения: Популяр. пособие для родителей и педагогв/ Е. В. Карпова. – Ярославль: Акад. развития, 1997. – 237 с.Доронин А.М. «Особенности развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями» // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 43-51.Исаев Д. Н. Наиболее важные направления в изучении проблемы умственной отсталости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naibolee-vazhnye-napravleniya-v-izuchenii-problemy-umstvennoy-otstalostiМедведева И.А. Дидактические игры в образовательном процессе начальной школы: Методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 121 сМеждународная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10). http://mkb-10.com/index.php?pid=4048.Осадчая Е.С., Попова М.В. “Дидактическая игра в обучении детей с умственной отсталостью” // Инклюзивное образование. 2015. № 2. С. 128-133.Певзнер М.С. Олигофрении: Науков издательство. Кишинев «Штиинца» 1999. С. 28-32Петровская Е. П. Психология игры: игровая деятельность и развитие ребенка. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 272 с.Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, педагог)".Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101).Севастопольская Ю.Г., Исаев Д.Н. Умственная отсталость: современные представления о патогенезе // Вопросы детской неврологии. – 2017. – Том 12, № 4. – С. 30Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие / Сост. Н. В. Новотворцева. – 3-е изд. – Ярославль: Академия, 1999.].Сорокина Г.А. “Дидактическая игра и развитие социальных навыков учащихся с умственной отсталостью” // Педагогика. 2016. № 2. С. 83-88.Токарская Л. В. Психологический анализ причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin-agressivnosti-lits-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu Токарская Л. В., Алмазова О. В. Преодоление агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // МНКО. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-agressivnosti-u-podrostkov-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu Токарская Л. В., Ицкович М. М. Изучение агрессивности педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Вестник БГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-agressivnosti-pedagogov-rabotayuschih-s-detmi-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu Тяпкина Д. А., Полиданов М. А., Кондрашкин И. Е., умственная отсталость при хромосомных аберрациях // Научные известия. 2022. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umstvennaya-otstalost-pri-hromosomnyh-aberratsiyah Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников / Е.И. Удальцова. Минск. 2016. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М., 1973.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)Чуркин А. А, Творогова Н. А. Распростронённость психических расстройств в Российской Федерации в 2015 году // Рос. психиатр. журн. – 2016. - №4. – С. 35-40.Шпек О. А. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / пер. с нем. Голубева А. П.; науч. ред. рус. текста Назарова Н. М. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 432 с.Эльконин Д. Б. Психология. –– М.: Владос, 1999 г. 360 с.Эльконин, Д. Б. (1965). Об игре. Вопросы психологии, 1, 62-72.Юркова И. А. О динамике клинических проявлений олигофрении // Проблемы олигофрении: СПБ / Под ред. Н.Н. Ляшко, Д.Д. Федотов. М., 1970. С.20-37.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Карта наблюдения за дидактической игрой№ФИО обучающегосяНа каком этапе урока использовалсяИгровой материалВыполнение правил Понимание и принятие детьми дидактических задачВремя игры1Иванов Иван В начале урока Карточки с примерами Частично выполненыСложности с интерпретацией инструкций15 минут2Петров Александр По ходу урока Наглядный материал, игровые фигурыПравильно С хорошим пониманием задач20 минут3Сидорова Анна На заключительном этапе Игровая доска, магниты Не всегда Имеют трудности в соотнесении заданий25 минут4Кузнецова Елена Начало и середина урока Карточки с изображениями городов Правильно Демонстрируют хорошее понимание правил игры18 минут5Григорьев МаксимНа всем протяжении урокаПазлы, цифры Понимание частичное Имеют трудности с осознанием следующего шага 30 минутПРИЛОЖЕНИЕ 2Анкетирование с классного руководителя 4 классаВопрос Ответ1. Как часто на своих учебных занятиях Вы используете дидактические игры?Практикую использование дидактических игр ежедневно.2. На каких этапах урока вы используете дидактические игры? Использую дидактические игры как в начале, так и в середине и в конце урока.3. На каких предметах чаще всего используете дидактические игры?Чаще всего применяю дидактические игры на уроках математики и русского языка.4. Какие дидактические игры Вы проводите на своих уроках? На сколько они эффективны?Провожу игры, направленные на закрепление материала, включающие в себя задачи, головоломки, игровые ситуации. Их эффективность зависит откорректного выбора и адаптации к уровню обучающихся.5. Как проявляют себя обучающиеся во время проведения таких игр? Возникают ли конфликты?| Обычно обучающиеся активно участвуют в играх, но иногда возникают ситуации, когда ученики испытывают трудности с пониманием правил или сотрудничеством. В целом, конфликты редки.6. Используете ли Вы дидактические игры при организации работы в парах, группах?Да, я активно использую дидактические игры при организации работы в парах и группах.
2. Амонашвили Ш.В. Умственная отсталость в клинической психопатологии: Учебник. – М.: Медицина, 2006. – 456 с.
3. Андреева О. О. Ранняя инвалидность вследствие умственной отсталости // Российский психиатрический журнал. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannyaya-invalidnost-vsledstvie-umstvennoy-otstalosti
4. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т. Азарова и др. М.: Генезис, 2013. 127 с
5. Блехер Ф. Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. Санкт Петербург, 2018. 184 с.].
6. Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе / Волошкина М. И. Санкт Петербург. 2013. 62 с.
7. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение. 1991г. с.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С.Выготский / Вопросы психологии, 2016. 42 с
9. Выготский Л. С. Психология игры. // Вопросы психологии. – 1982. – № 6. – С. 63-79
10. Головин Ю.И. «Особенности мышления детей с умственной отсталостью и его коррекция» // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 62-70.
11. Дидактические игры в начальный период обучения: Популяр. пособие для родителей и педагогв/ Е. В. Карпова. – Ярославль: Акад. развития, 1997. – 237 с.
12. Доронин А.М. «Особенности развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями» // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 43-51.
13. Исаев Д. Н. Наиболее важные направления в изучении проблемы умственной отсталости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naibolee-vazhnye-napravleniya-v-izuchenii-problemy-umstvennoy-otstalosti
14. Медведева И.А. Дидактические игры в образовательном процессе начальной школы: Методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 121 с
15. Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10). http://mkb-10.com/index.php?pid=4048.
16. Осадчая Е.С., Попова М.В. “Дидактическая игра в обучении детей с умственной отсталостью” // Инклюзивное образование. 2015. № 2. С. 128-133.
17. Певзнер М.С. Олигофрении: Науков издательство. Кишинев «Штиинца» 1999. С. 28-32
18. Петровская Е. П. Психология игры: игровая деятельность и развитие ребенка. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 272 с.
19. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
20. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, педагог)".
21. Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
22. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101).
23. Севастопольская Ю.Г., Исаев Д.Н. Умственная отсталость: современные представления о патогенезе // Вопросы детской неврологии. – 2017. – Том 12, № 4. – С. 30
24. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
25. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие / Сост. Н. В. Новотворцева. – 3-е изд. – Ярославль: Академия, 1999.].
26. Сорокина Г.А. “Дидактическая игра и развитие социальных навыков учащихся с умственной отсталостью” // Педагогика. 2016. № 2. С. 83-88.
27. Токарская Л. В. Психологический анализ причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin-agressivnosti-lits-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu
28. Токарская Л. В., Алмазова О. В. Преодоление агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // МНКО. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-agressivnosti-u-podrostkov-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu
29. Токарская Л. В., Ицкович М. М. Изучение агрессивности педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Вестник БГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-agressivnosti-pedagogov-rabotayuschih-s-detmi-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu
30. Тяпкина Д. А., Полиданов М. А., Кондрашкин И. Е., умственная отсталость при хромосомных аберрациях // Научные известия. 2022. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umstvennaya-otstalost-pri-hromosomnyh-aberratsiyah
31. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников / Е.И. Удальцова. Минск. 2016.
32. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М., 1973.
33. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
34. Чуркин А. А, Творогова Н. А. Распростронённость психических расстройств в Российской Федерации в 2015 году // Рос. психиатр. журн. – 2016. - №4. – С. 35-40.
35. Шпек О. А. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / пер. с нем. Голубева А. П.; науч. ред. рус. текста Назарова Н. М. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 432 с.
36. Эльконин Д. Б. Психология. –– М.: Владос, 1999 г. 360 с.
37. Эльконин, Д. Б. (1965). Об игре. Вопросы психологии, 1, 62-72.
38. Юркова И. А. О динамике клинических проявлений олигофрении // Проблемы олигофрении: СПБ / Под ред. Н.Н. Ляшко, Д.Д. Федотов. М., 1970. С.20-37.