Анализ уровня развития системы дополнительного образования в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 11.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 3
1.1. Основное назначение дополнительного образования 5
1.2. История развития системы дополнительного образования в России 9
1.3. Характеристика современных учреждений дополнительного образования в России 12
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ 17
2.1. Характеристика подростково-молодежного клуба «НЕВА» 17
2.2. Диагностика досуговых интересов подростков в ПМК «НЕВА» 21
2.3. Социально-культурный проект, направленный на повышение уровня развития музыкальной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности в ПМК «Нева» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления

ПМК «Нева» постоянно следит за потребностями своих членов, старается удовлетворить все их пожелания. На базе подростково-молодежного клуба «Нева» созданы все необходимые условия для занятий подростков творчеством. Занятия, проводимые в ПМК «Нева» приобщают подростков к мировой культуре, знакомят их с музыкальными произведениями различных народов мира, классическими и народными музыкальными композициями. Подростки могут реализовать свои возможности через участие в различных досуговых мероприятиях.2.2. Диагностика досуговых интересов подростков в ПМК «Нева»На основании наблюдений, полученных при посещении ПМК «Нева», было принято решение провести исследование досуговых интересов молодежи посредством анкетирования. Анкетирование проводилось посредством отправки вопросов через различные социальные сети и распространения листов с анкетами в самом учреждении дополнительного образования ПМК «НЕВА». Количество участников опроса 57 человек.В анкете были обозначены следующие вопросы:1. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.2. Занимаетесь ли вы в каких-нибудь кружках, клубах?3. Знаете ли вы о кружках и клубах, которые осуществляют свою деятельность в подростково-молодежном клубе «НЕВА»? 4. Вы бы хотели, чтобы ПМК «НЕВА» помог вам…?Результаты ответов на первый вопрос представлены на рисунке 1. В анкетировании приняли участие подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Возраст участников анкетирования был распределен следующим образом: 14-16 лет – 22 человека, 17-20 лет – 13 человек, 21-25 лет – 14 человек, 26-30 лет -8 человек.Рисунок 1 – Возрастное распределение участников анкетированияНа вопрос «Занимаетесь ли вы в каких-нибудь кружках (клубах, студиях, объединениях)?» подавляющее количество заполнивших анкету ответило утвердительно. Вариант «Да» выбрали 75 % опрошенных, а «Нет» — 25 %.При ответе на третий вопрос анкеты также большинство 90% респондентов ответили, что занимаются именно в этом клубе, 10% отметили, что посещают занятия в других местах.Последний, четвертый вопрос содержал как варианты ответов. Так и возможность дополнит этот ответ. Результаты ответов на данный вопрос представлены на рисунке 2.Рисунок 2 –Ожидания респондентов от посещения ПМК «НЕВА» Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что большинство респондентов хотели бы разнообразить свой досуг и завести новых друзей благодаря посещению учреждения дополнительного образования. При этом, многие респонденты хотели бы получить новые знания и опыт, а также обрести новых друзей. 2.3. Социально-культурный проект, направленный на повышение уровня развития музыкальной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности в ПМК «Нева»По просьбе обучающихся ПМК «Нева» проводить в клубе больше музыкальных мероприятий, в которых они могли бы участвовать, было принято решение о проведении музыкально-игровой программы «Квартирник», в рамках которой обучающиеся знакомились с начинающими вокалистами и музыкантами и (или) выполняются самостоятельно.Сценарий программы предусматривал три блока: познавательный, развлекательный и любительский, причем последний оказался показательным для исследования. Было отмечено, что публика (студенты первого и второго курсов) с большей теплотой встретила исполнение известных современных композиций, композиций 90-х – 2000-х годов, а также диджейских семплов. Наиболее прохладно были восприняты авторская, бардовская песня и жанр театральной песни.Социально-культурный проектНазвание проекта: «Квартирник»База для реализации проекта: ПМК «Нева»Целевая аудитория проекта: воспитанники клуба, с 14 до 18 летАктуальность проекта: заключается в том, что проект поможет развитию музыкальной культуры в рамках базы проекта и города в целом, предоставление площадки для творческой группы, заинтересованной в музыкальном продвижении. Суть проекта: мероприятие «Квартирник» предоставляет «открытый микрофон» для желающих поделиться своим творчеством и удивить навыками, создает мощное культурное приобщение. Характеристика проекта: мероприятие работает при регулярном проведении в стенах ПМК «Нева», привлекает новую аудиторию к деятельности клуба и несет прямое развитие музыкальной культуры среди подростков. Цель проекта: развитие организационно-педагогических условий развития музыкальной культуры среди подростков. Задачи: воспитание музыкальной приобщенности среди школьников создание здорового пространства для получения критики и(или) похвалы касательно творчества молодежикультурное обогащение подростков профориентационный потенциал Содержание проекта: Набор заявок как на выступающего, так и на зрителя, далее подготовка места проведения. Проверка оборудования и распевка перед программой. Каждому выступающему выделяется 10 минут для исполнения авторских песен и(или) каверов. План-график мероприятий проекта:Контент-план онлайн-мероприятий проекта: Необходим запуск SMM-продвижения мероприятия, афиша, таргетирование на заинтересованные лица и обеспечение понятного руководства для участия как зритель и (или) как исполнитель. Подготовка к запуску проекта:Создание отдельной страницы в социальных сетях для анонсов «Квартирника», а также гугл-формы для принятия заявок. Печать афиши.Кадровое обеспечение проекта: Ведущий, волонтеры.Риски проекта: Неудачный SMM, который может привести к низкому количеству участников.Материальные ресурсы проекта: 10.000 рублей, выделяемые клубом на продвижение - таргет, место и оборудование предоставляется бесплатно.Критерии эффективности проекта: Количество участников и их отзывы. Ожидаемый результат: Успех проекта и весомое развитие музыкальной культуры среди действующих воспитанников ПМК «Нева», а также увеличение информированности о деятельности клуба, которое можно будет заметить на примере увеличения новоприбывших в секции. Заключение: Проект «Квартирник» необходим ПМК «Нева» для развития самого клуба, увеличения количества аудитории и бюджета учреждения, а также необходим подросткам, желающих пробовать выступать и получать обратную связь.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременное образование уже давно требует новых подходов в обучении. Изменилась жизнь вокруг и, традиционные методы и способы передачи знаний современным детям не приводят к желаемому результату, а именно не достигается высокий уровень результатов усвоения учебного материала. Высокий уровень знаний детей способствует их успешности в обучении, а значит появлению чувству уверенности в себе, в своих силах. Уверенная в себе личность способна на творчество, креативность, достижение высоких результатов. Воспитание такой личности является главной задачей всего дополнительного образования.В настоящее время в заведениях дополнительного образования меняется содержание и средства подготовки детей к различным видам деятельности в связи с широкой доступностью информации в открытой информационной среде. Происходят активные инновационные преобразования во всей системе дополнительного образования. Меняется миссия учреждений дополнительного образования, которые теперь должны обеспечивать успешность обучения детей. Происходит апробация новых образовательных программ, методик, пособий по организации образовательного процесса, критериев оценки результатов достижений выпускников, форм и методов организации образовательного процесса, личный достижений детей, психолого-педагогического мониторинга развития каждого ребенка.Особую важность в воспитательном и образовательном процессе несут в себе досуговые объединения. Это специальные образовательные учреждения, в которых процесс образования и воспитания строится на добровольном участие подростков, а значит, занятия в таких учреждениях должны проходить красочно и ярко, чтобы привлечь как можно больше подростков. Занятия в досуговых объединениях строятся не в форме классно-урочных занятий, что уже располагает к себе подростков, привлекает их возможностью ярко провести свой досуг, завести новых друзей, помочь другим людям, раскрыть свои таланты. Досуговые объединения раскрывают и развивают творческий потенциал подростков, помогают им реализовать свои таланты, раскрыть возможности.Проведенное исследование позволило изучить теоретическую литературу по проблеме развития дополнительного образования в России, выяснить основное назначение дополнительного образования, историю развития системы дополнительного образования, дать характеристику современным учреждениям дополнительного образования в России.В практической части исследования был проведен анализ работы одного из современных учреждений дополнительного образования, а именно подростково-молодежный клуб «НЕВА». Можно сделать вывод о том, что, во-первых, ПМК «НЕВА» имеет большое число конкурентных преимуществ, которые могут быть использованы для эффективного позиционирования на рынке дополнительных образовательных услуг, и, во-вторых, образовательное учреждение имеет много на первый взгляд скрытых возможностей, которые также могут быть использованы для укрепления своего положения на рынке и привлечения большего числа обучающихся.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ // КонсультантПлюс: [сайт]. – 2012. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.04.2024).Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации // Информационно-правовой портал «Гарант.ru»: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 04.04.2024).Девятова И.Е. Педагогическое сопровождение выполнения педагогами методических проектов в процессе курсовой подготовки в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2024. – № 1(58). – С. 45-53. Декина Е.В. Технологии формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2021. – № 3(27). – С. 121-124.Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для среднего профессионального образования / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 277 с. — (Профессиональное образование).Ильюшенко Н.С. Возможности реализации современных тенденций в сфере дополнительного образования молодежи (социально-философский аспект) // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. – 2019. – Т. 29. – С. 89-95. Кабанова Е.Д. Развитие культуры речи младших школьников в дополнительном образовании современной школы // Педагогические технологии. – 2023. – № 2. – С. 26-31.Козлов А.М. Формирование патриотизма и гражданственности у подростков в учреждениях дополнительного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 4(40). – С. 182-191. Лилоашвили Н.А. Внедрение соцзаказа в дополнительное образование и его преимущества // Общество и наука: векторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 апреля 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 71-74. Марченко Т.С. Программа дополнительного образования «Проекты вокруг нас» как средство реализации компетентностного подхода в образовании младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 52-61. Нагорнова Е.С. Анализ рынка услуг дополнительного образования младших школьников // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 5-2(35). – С. 183-191. Нанзатоол Н.А. Система дополнительного образования детей в Российской Федерации: характеристики, возможности, проблемы // Инновационное развитие науки и образования : сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 сентября 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 161-163.Парамоненкова Ю.А. Вокально-хоровая деятельность как средство музыкально- эстетического воспитания подростков // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика : Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Москва, 15–23 апреля 2020 года / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2020. – С. 160-164. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. — (Высшее образование).Сапогова В.И. Модель конструирования деятельности педагога дополнительного образования – «органайзер» деятельности педагога дополнительного образования // Актуальные исследования. – 2020. – № 1(4). – С. 42-45. Шегеря В.Е. Психофизическое состояние младших школьников в условиях цифровизации дополнительного образования / В. Е. Шегеря // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2021. – № 1. – С. 233-237.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ // КонсультантПлюс: [сайт]. – 2012. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.04.2024).
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации // Информационно-правовой портал «Гарант.ru»: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 04.04.2024).
3. Девятова И.Е. Педагогическое сопровождение выполнения педагогами методических проектов в процессе курсовой подготовки в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2024. – № 1(58). – С. 45-53.
4. Декина Е.В. Технологии формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2021. – № 3(27). – С. 121-124.
5. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для среднего профессионального образования / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 277 с. — (Профессиональное образование).
6. Ильюшенко Н.С. Возможности реализации современных тенденций в сфере дополнительного образования молодежи (социально-философский аспект) // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. – 2019. – Т. 29. – С. 89-95.
7. Кабанова Е.Д. Развитие культуры речи младших школьников в дополнительном образовании современной школы // Педагогические технологии. – 2023. – № 2. – С. 26-31.
8. Козлов А.М. Формирование патриотизма и гражданственности у подростков в учреждениях дополнительного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 4(40). – С. 182-191.
9. Лилоашвили Н.А. Внедрение соцзаказа в дополнительное образование и его преимущества // Общество и наука: векторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 апреля 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 71-74.
10. Марченко Т.С. Программа дополнительного образования «Проекты вокруг нас» как средство реализации компетентностного подхода в образовании младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 52-61.
11. Нагорнова Е.С. Анализ рынка услуг дополнительного образования младших школьников // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 5-2(35). – С. 183-191.
12. Нанзатоол Н.А. Система дополнительного образования детей в Российской Федерации: характеристики, возможности, проблемы // Инновационное развитие науки и образования : сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 сентября 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 161-163.
13. Парамоненкова Ю.А. Вокально-хоровая деятельность как средство музыкально- эстетического воспитания подростков // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика : Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Москва, 15–23 апреля 2020 года / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2020. – С. 160-164.
14. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. — (Высшее образование).
15. Сапогова В.И. Модель конструирования деятельности педагога дополнительного образования – «органайзер» деятельности педагога дополнительного образования // Актуальные исследования. – 2020. – № 1(4). – С. 42-45.
16. Шегеря В.Е. Психофизическое состояние младших школьников в условиях цифровизации дополнительного образования / В. Е. Шегеря // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2021. – № 1. – С. 233-237.