Стрессоустойчивость студентов
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 11.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы:
стрессоустойчивость как фактор, влияющий на отношение студентов к учебной деятельности…………………………………………………………………………...4
1.1. Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной
психологической науке………………………………………………………………..4
1.2. Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной
деятельности и стрессоустойчивости у студентов………………………………...11
Глава 2. Влияние стрессоустойчивости студентов к учебной деятельности…….17
2.1. Особенности стрессоустойчивости студентов с разным отношением к учебной деятельности………………………………………………………………..17
2.2. Результатов эмпирического исследования влияния стрессоустойчивости студентов……………………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………………….33
Так же в конце занятия было дано домашнеезадание: придумать фразу, которую участникибудут произноситьна последующих занятиях вначале, как приветствие и в конце, как прощание.Это- нахождение и отработка эффективныхсредств общения, умение дать обратную связь,эмпатия.3 этап – итоговый:анализ изменений, которые произошли за времятренинга;планирование профессиональногои жизненногопути.будет действовать как своеобразныйключ, приводящий в движение всю группусразу.- «Знаем ли мы друг друга?» (Приложение2)Цель: формирование у членов группы установки на понимание друг друга, создание психологической безопасности. Проводилось упражнение «Разрешите представиться».Работа 2 этапа:Проводилось 3 встречи:- «Однокурсники. Узнаём друг друга ближе»Цель:переосмысление представлений о себе, рефлексия,анализ происходящего в группе. Проводилось упражнение«Работа в парах», которое состояло из заданий, которыенеобходимо выполнять парно. Онопомоглостудентамотработатьнавыкиобратнойсвязии рефлексии.«Управление стрессом» Цель: развитие способности анализаиуправления стрессовымиситуациями. Проводилисьупражнения:«Каким меня видят окружающие?», «Стресс? Нет. Есть решение»,«Комплименты», благодаря которымстуденты отрабатывали эффективные средстваобщениядля повышения взаимопонимания вгруппе.«Обучение в вузе для меня это…»Цель: выявление учебной мотивации,качеств, которые необходимы для продуктивной какучебной,так и профессиональной деятельности. Сначалабылапроведена диагностика типовнаправленностисистемотношений личности в зависимости от иерархии мотивов. Слова или действия человека всегда обусловлены тремя главными мотивами «для себя», «для дела», «для людей»,поэтому, основываясь на иерархии, ситуативностиилиустойчивости,была разработана классификация направленности, которая содержит 13 типов. В конце была проведения дискуссия на тему «Обучение в вузе для меня это…» и упражнение «Я и группа».Работа 3 этапа:Проводилась 1 встреча:- «Вперед, к уверенности и успеху»Цель: помощь студентам в обретении уверенности в себе, а так же способность почувствоватьсвою нужность в группе. Проводились упражнения«Я желаю тебе…»,«Поговорим?»,«Аплодисменты»,«Поделись,чемуты научился».По результатам этих встречи были проведены итоги. Студенты смогли благодаря обратной связи проанализировать свои проблемныеобласти, осознать свои возможности и групповыеинтересы.4. Дыхательнаясаморегуляция- регуляция состояний в стрессовых ситуациях- за счет произвольного изменения режима дыхания восстановить сердечный ритм;-успокоить соматическое проявление стрессового состояния, что влияет на улучшении психологического самочувствия.5. Аутогеннаятренировкапреодолениетревожности;снятие физического и эмоционального напряжения;профилактикапсихическогопереутомлениявосстановление сил и чувства бодрости;снятиенапряжения6. Медитация- выработка контроля над течением своих мыслей и эмоций- психологическое воздействие, направленное на релаксацию и переход к спокойному состояниюсознанияВо время проводимой методики студенты испытывали прилив сил и восстановление сил, чувство бодрости и покоя. Поэтому ее можно использовать не только для конкретных целей, как в нашем случае, но и как общее средство для снятия физического и психологического напряжения, стрессовых реакций, переутомления. Благодаря выбранной методике были сформированы навыки эффективного преодоления стрессовых ситуаций, что способствовало улучшению отношения к учебной деятельности и повышению уровня стрессоустойчивости. Повторная диагностика проводилась с использованием диагностических методик, использованных в первом разделе. Сначала мы анализируем последствия психоневропатии и стрессоустойчивости.Программа психологической коррекции была направлена непосредственно на эти показатели.На рисунке 2.2.4 представлены результаты исследования нервно-психического стресса.Рис. 2.2.4. Показатели нервно-психического напряжения у студентов после реализации коррекционной программы (средние значения)Из рисунка 2.2.4 видно, что индекс нервно-психического напряжения снизился в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Разница статистически значима (U=803, p ≤0,05).Учащиеся, участвовавшие в коррекционной программе, показали более низкий уровень психоэмоционального напряжения. Их показатели соответствуют уровню легкого психоневротического стресса, поскольку находятся в диапазоне 30-50 баллов. Это свидетельствует об эффективности психотерапевтических программ.Можно сказать, что испытуемые этой группы демонстрируют более высокий уровень саморегуляции, который рассматривается как психологическая и биологическая способность к намеренной самоорганизации, как устойчивая характеристика зрелой личности, механизм, регулирующий важные виды деятельности.Основной задачей биологической обратной связи было обучение.Навыки саморегуляции и обратная связь облегчают процесс обучения физиологическому контролю и делают доступной информацию, которая обычно не осознается.Высокий уровень саморегуляции может помочь снизить склонность к суицидальному поведению. Однако для достижения желаемого уровня управления психикой необходимы систематические тренировки и регулярные консультации с психологом. Основная концепция использования метода саморегуляции в образовании заключается в том, что информация о собственном функциональном состоянии передается непосредственно индивиду, что приводит к изменениям в регулируемых психических или физиологических функциях.На рисунке 2.5 показан показатель изменения стрессоустойчивости после коррекционной работы. 70% учащихся экспериментальной группы характеризуются высокой стрессоустойчивостью. В контрольной группе только 20% испытуемых имеют высокий уровень стрессоустойчивости. По результатам статистической обработки данных была выявлена разница в этом показателе (φ =1,92; p ≤ 0,05).Это свидетельствует о том, что студенты после психотерапевтических программ стали легче переносить воздействие стрессоров, без каких-либо эмоциональных колебаний, влияющих на активность или других.30% испытуемых экспериментальной и контрольной групп имеют пороговый или средний уровень стрессоустойчивости. Среди испытуемых экспериментальной группы не было выявлено студентов с низкой стрессоустойчивостью, но в контрольной группе 50% респондентов имели низкую стрессоустойчивость. Симптомами дезадаптивных нервно-психических расстройств являются общее ухудшение состояния, низкая работоспособность и в конечном итоге могут привести к возникновению нервно-психической усталости.Рис. 2.5. Распределение студентов по уровню стрессоустойчивости после реализации коррекционной программы (%)Таким образом, коррекционные программы, направленные на борьбу с психоневропатией, стрессоустойчивость и социальную адаптацию, привели к повышению стрессоустойчивости, то есть способности управлять своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность и выполнять сложные или опасные действия без напряжения, несмотря на эмоциональное воздействие. Стрессоустойчивость во многом определяет индивидуальные особенности человека в экстремальных ситуациях и стиль мышления.ЗаключениеСтрессоустойчивость к учебной деятельности определяется как комплексная черта личности, в условиях учебной деятельности необходимо адаптировать студента к различным факторам, как внутренним, так и внешним, чтобы обеспечить успешную реализацию поставленных целей, и достигать их путем решения различные сферы деятельности личности: поведенческое, эмоциональное, когнитивное и мотивационное поведение. Стрессоустойчивость человека, связанная со стрессовыми ситуациями в образовательной деятельности, связана с внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся нехватка времени, перегрузка информацией, временная неопределенность событий и т.д. Что касается внутренних факторов, то здесь могут влиять психофизические особенности личности, характеристики центральной нервной системы, социально-психологические факторы, психологические факторы, психофизиологические факторы.Студенты с позитивным отношением к учебной деятельности занимают активную и осознанную позицию, которая характеризуется гармоничностью и последовательностью мотивации в процессе развития принятия, с одной стороны, и стрессоустойчивостью - с другой.В ходе исследования проводилась психотерапевтическая программа, направленная на борьбу с нервно-психическим стрессом, стрессоустойчивость и социальную адаптацию, позволяющая сформировать стрессоустойчивость. Это совокупность приемов, методик и техник, направленных на решение проблем.Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что развитие стрессоустойчивости у студента - это не только формирование эмоционально здоровой личности, способной успешно адаптироваться, социализироваться, но и в рамках нашего исследования развивается позитивное отношение к учебной деятельности, в результате чего повышается эффективность.В свою очередь, это приводит к повышению уровня подготовки специалистов в вузах. Список использованной литературыАболин, Л.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография / Л.M. Аболин. - Казань: КазГУ, 2007. - 262 с.Александров, А.А. Аутотренинг: справочник / А.А. Александров. СПб.: Питер, 2008. - 272 с.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2011. - 200 с.Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев. // Вопр. психол., 2014.-№1.-С. 122-127.Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров,- М.: ПЕР СЭ, 2006.-528 с.Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк.- М.: МГУ, 2010. - 200 с.Воробейчик, Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) / Я.Н. Воробейчик. - Одесса, 2014. - 360 с.Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А.Ганзен. — СПб.: СГУ, 2004.- 175 с.Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. — М.: ФиС, 2010. 192 с.Дворяшина, М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения / М.Д. Дворяшина. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Ученые записки. - СПб, 2013. Вып. 13. - С. 97-105.Зобков, А.В. Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности/ А.В.Зобков - Владимир, 2014. - 22 с.Зобков, В.А. Психология отношения учащихся к деятельности / В.А. Зобков. — Набережные Челны, 2012.-60 с13.Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н Исаев. — СПб.: Речь, 2015. — 400 с.14.Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский СПб.: Питер Ком, 2008. - 752 с.15.Каменюкин, А.Г. Антистресс-тренинг/ А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 224 с. - (Серия «Эффективный тренинг»).16.Китаев-Смык, Л.A. Психология стресса / Л.A. Китаев-Смык.- М.: Наука 2013.-367 с.17.Конопкин, О. А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О.А. Конопкин, , Г.С. Прыгин. // Вопр. психол., 2011. №3. - С. 42-53.18.Косырев, В.Н. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе /В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старов. // Вопр. психол., 2015. -№3.-С. 61-67.19.Крукович Е.И.Тренингуверенности:основы профессиональногомастерства: учеб.-метод. пособие/ Е.И. Крукович. — Мн.: ЕГУ, 2011. - 128 с.20.Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования// . Эмоциональный стресс/ Под ред. Л. Леви./ Р.С. Лазарус. — Л.: Медицина, 2010.-С. 178-208.21.Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу// Психологические факторы на работе и охрана здоровья /Р. С. Лазарус. -М.; Женева, 2009. С.121-126.22.Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский./ Ин-т психологии. М.: Наука, 2013. - 446 с.23.Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. - 344 с.24.Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. М.: Смысл, 2017. - 311 с.25.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2004. - 352 с. - ISBN 5-89357-153-3, 5-7695-1624-0.26.ЛомовБ.Ф.Методологическиеитеоретическиепроблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 2014.-444 с.27.Ломакина, О.Е. На пути к авторской педагогической технологии: Учебное пособие / О.Е. Ломакина. Волгоград: Перемена, 2016. — 38 с.28.Монина, Г.Б. Коммуникативныйтренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2007. - 224 С.29.Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М.: МПСИ, 2004. - 400 с.30.Мясищев В.Н. Личность и неврозы./ В.Н. Мясищев. СПб.: СГУ, 2010. - 425 с.31.Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. М.: МГУ, 2016.- 112 с.32.Наенко, Н.И. О различении состояний психической напряженности / Н. И.Наенко, О. В.Овчинникова. // Психологические исследования. М., 1970, вып. 2. - С. 40-46.33.НадеждинаВ.П.Практическаяпсиходиагностика.Тестыи методики/ В.П. Надеждина. - Минск: Харвест, 2011. - 640 с.34.Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. — СПб.: СГУ, 2003.- 167 с.35.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. — СПб:11. Питер, 2010. - 720 с.36.Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Прогресс, 2009.- 426 с.37.Сарычев,С.В.Педагогическаяпсихология/С.В.Сарычев, И.Н. Логвинов. - СПб.: Питер, 2016. 224 с.38.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. — М.: Прогресс, 2011.39.Селье, Г. На уровне целого организма / Г. Селье М.: Наука, 2011.40.Селье, Г.Очерки об адаптационном синдроме / Г.Селье. -М.:Медгиз, 2011.-255 с.41.Середа, Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса/ Т.В. Середа. - М. : Наука, 2015. – 90 с.42.Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 2015. - 384 с.43.Старов, М.И. Методика изучения системы отношений студенческой молодежи: Учебно-методическое пособие для студентов / М.И. Старов. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р.Державина, 2016. 16 с.44.Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер. - . М., 2013.-С. 12-24.45.Суворова, Н.В. Устойчивость к психическому стрессу как метаиндивидуальная характеристика руководителя тушения пожаров Дис. . канд. психол. наук. / Н.В. Суворова.- Пермь, 2006. 136 с.46.Патрина К.Т. Мотивы учения студентов / К.Т. Патрина // Вопр. психол., 2016. №2. - С. 111-117.47.Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 2012 - 216 с.48.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. / под ред. А.А. Крылова.- СПб., 1999. - 272 с.49.Хобфолл, С. Сохранение ресурсов: новая попытка концептуализации стресса / Хобфолл, С. // Психология стресса. 2018 С.513- 524.50.Щербатых,Ю.В.Психологиястрессаиметодыкоррекции/ Ю.В.Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
2.Александров, А.А. Аутотренинг: справочник / А.А. Александров. СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
3.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2011. - 200 с.
4.Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев. // Вопр. психол., 2014.-№1.-С. 122-127.
5.Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров,- М.: ПЕР СЭ, 2006.-528 с.
6.Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк.- М.: МГУ, 2010. - 200 с.
7.Воробейчик, Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) / Я.Н. Воробейчик. - Одесса, 2014. - 360 с.
8.Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А.Ганзен. — СПб.: СГУ, 2004.- 175 с.
9.Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. — М.: ФиС, 2010. 192 с.
10.Дворяшина, М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения / М.Д. Дворяшина. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Ученые записки. - СПб, 2013. Вып. 13. - С. 97-105.
11.Зобков, А.В. Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности/ А.В.Зобков - Владимир, 2014. - 22 с.
12.Зобков, В.А. Психология отношения учащихся к деятельности / В.А. Зобков. — Набережные Челны, 2012.-60 с
13. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н Исаев. — СПб.: Речь, 2015. — 400 с.
14. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский СПб.: Питер Ком, 2008. - 752 с.
15. Каменюкин, А.Г. Антистресс-тренинг/ А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 224 с. - (Серия «Эффективный тренинг»).
16. Китаев-Смык, Л.A. Психология стресса / Л.A. Китаев-Смык.- М.: Наука 2013.-367 с.
17. Конопкин, О. А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О.А. Конопкин, , Г.С. Прыгин. // Вопр. психол., 2011. №3. - С. 42-53.
18. Косырев, В.Н. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе /В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старов. // Вопр. психол., 2015. -№3.-С. 61-67.
19. Крукович Е.И. Тренинг уверенности: основы профессиональногомастерства: учеб.-метод. пособие/ Е.И. Крукович. — Мн.: ЕГУ, 2011. - 128 с.
20. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования// . Эмоциональный стресс/ Под ред. Л. Леви./ Р.С. Лазарус. — Л.: Медицина, 2010.-С. 178-208.
21. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу// Психологические факторы на работе и охрана здоровья /Р. С. Лазарус. -М.; Женева, 2009. С.121-126.
22. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский./ Ин-т психологии. М.: Наука, 2013. - 446 с.
23. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
24. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. М.: Смысл, 2017. - 311 с.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2004. - 352 с. - ISBN 5-89357-153-3, 5-7695-1624-0.
26. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 2014.-444 с.
27. Ломакина, О.Е. На пути к авторской педагогической технологии: Учебное пособие / О.Е. Ломакина. Волгоград: Перемена, 2016. — 38 с.
28. Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2007. - 224 С.
29. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М.: МПСИ, 2004. - 400 с.
30. Мясищев В.Н. Личность и неврозы./ В.Н. Мясищев. СПб.: СГУ, 2010. - 425 с.
31. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. М.: МГУ, 2016.- 112 с.
32. Наенко, Н.И. О различении состояний психической напряженности / Н. И.Наенко, О. В.Овчинникова. // Психологические исследования. М., 1970, вып. 2. - С. 40-46.
33. Надеждина В.П. Практическая психодиагностика. Тесты и методики/ В.П. Надеждина. - Минск: Харвест, 2011. - 640 с.
34. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. — СПб.: СГУ, 2003.- 167 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. — СПб:11. Питер, 2010. - 720 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Прогресс, 2009.- 426 с.
37. Сарычев, С.В. Педагогическая психология /С.В.Сарычев, И.Н. Логвинов. - СПб.: Питер, 2016. 224 с.
38. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. — М.: Прогресс, 2011.
39. Селье, Г. На уровне целого организма / Г. Селье М.: Наука, 2011.
40. Селье, Г.Очерки об адаптационном синдроме / Г.Селье. - М.:Медгиз, 2011.-255 с.
41. Середа, Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса/ Т.В. Середа. - М. : Наука, 2015. – 90 с.
42. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 2015. - 384 с.
43. Старов, М.И. Методика изучения системы отношений студенческой молодежи: Учебно-методическое пособие для студентов / М.И. Старов. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р.Державина, 2016. 16 с.
44. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер. - . М., 2013.-С. 12-24.
45. Суворова, Н.В. Устойчивость к психическому стрессу как метаиндивидуальная характеристика руководителя тушения пожаров Дис. . канд. психол. наук. / Н.В. Суворова.- Пермь, 2006. 136 с.
46. Патрина К.Т. Мотивы учения студентов / К.Т. Патрина // Вопр. психол., 2016. №2. - С. 111-117.
47. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 2012 - 216 с.
48. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. / под ред. А.А. Крылова.- СПб., 1999. - 272 с.
49. Хобфолл, С. Сохранение ресурсов: новая попытка концептуализации стресса / Хобфолл, С. // Психология стресса. 2018 С.513- 524.
50. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В.Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.