Функции генитива и его употребление в современном немецком языке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 27.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1 Категория падежа в немецком языке 4
2 Общая характеристика генитива 8
3 История развития генитива 13
4 Обзор функций генитива в немецком языке 17
5 «Конкуренты» генитива 23
Заключение 27
Список использованных источников 29


Фрагмент для ознакомления

Следующие подтипы выделены на основании того, что они не встречаются в генитиве без употребления предлога:созначениемпричины (wegen des Diebstahls, infolge seiner Ankunft);созначениемуступки (trotz seiner Bemühungen, ungeachtet seiner Ankunft);со значением завершенности (zwecksweiterenStudiums).В контексте содержательно-валентностного подхода Г. Хельбиг и Й. Буша выделяют следующие функции генитива, базирующиеся на содержательно-валентностных факторах:актант существительного: факультативный актант (fakultativerAktant) в девербальных существительных (Wir warten auf den Besuch desArztes);свободноедополнение (freie Angabe) длялюбыхсуществительных (DerVaterseinesFreundesbesuchteihn);актант глагола: обязательный актант (obligatorischer Aktant) двух- и трехвалентных глаголов. Die Hochwassergeschädigten bedürfen der Hilfe. Ктакимглаголамтакжеотносятся:– harren (ждать с нетерпением), – gedenken (помнить, вспоминать), – bezichtigen (обвинять, уличать), – beschuldigen (обвинять), – verweisen (выслать, изгонять), – würdigen (удоставитать), – sich rühmen (хвастаться), – sich erfreuen (пользоваться обладать), – sich entledigen (избавляться), – sich befleißigen (стараться, стремиться), – sich bedienen (воспользоваться), – sich erbarmen (сжалиться), – sich schämen (стыдиться), – sich annehmen (заботиться, ухаживать),– sichversichern (обеспечитьсебя, заручиться);факультативный актант (fakultativer Aktant) двух- и трехвалентных глаголов (Das Gericht klagt ihn desDiebstahls an);свободноедополнение (freie Angabe) для глаголов с нулевой валентностью и одно-, двух-, трех- и четырехвалентных глаголов (DerArzthatteeinesAbendsvielePatientenimWartezimmersitzen);актант прилагательного:обязательныйактант(obligatorischer Aktant) прилагательного (Er istdes Wartensüberdrüssig);факультативныйактант(fakultativer Aktant) прилагательного (Er ist sich der Verpflichtungbewußt).В случае присоединения генитива к глаголу или прилагательному в качестве обязательного актанта, полученное сочетание приобретает оттенок архаичности, возвышенности или шаблонности.Таким образом,в немецком языке генитив выполняет различные семантические и синтаксические функции. Можно выделить две всеобъемлющие семантические функции – носителя атрибута и характеристику предмета или действия. Родительный падеж используется также в значении субъекта или объекта действия, а также в адъективной роли. Первичная синтаксическая функция генитива – это функция атрибута. Генитив также может использоваться в предложных конструкциях,а также как как предикат.5. «Конкуренты» генитиваКак прямой падеж, так и косвенные падежи могут вступать в «конкуренцию» между собой по использованию в современном немецком языке. Е.И. Шендельс указывает на сближение между именительным и родительным падежами, например, в функции свободного приложения: dieRededesHerrnMeier, VorsitzenderderStaatskommission (вместо Vorsitzenden).Известный немецкий журналист Б. Зик издал ряд книг, в которых с юмором описывает сложности немецкой грамматики, под символическим заголовком Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod(букв. «Дательный падеж – смерть винительному падежу»).В названии книги обыгрывается одна из современных тенденций немецкого языка: дательный падеж постепенно вытесняет родительный и, прежде всего, в предложной группе в роли определения. Такая замена предпочтительна в следующих трех случаях:1) если определение является именем собственным, у которого нет окончания генитива (оканчиваются на -s, -z, -x):WerkevonMarx, StädtevonKansas. Такие конструкции более понятны, в частности на слух, по сравнению со словосочетанием с генитивом, как в следующем примере: Da Netanjahus Koalitionspartner gegen einen Deal sind, wäre Gantz' Anwesenheit in der Notstandsregierung für den Erfolg eines Abkommens von großer Bedeutung;2) если определительным словом является нарицательное существительное без артикля: eineScharvonMenschen (вместоScharMenschen). При этом традиционно такая конструкция сохраняется при указании различных мер, например:Bis 2030 sindweitereReduktionsschritteaufrundachtGigawattLeistungbeidenSteinkohlekraftwerkenundneunGigawattLeistungbeidenBraunkohlekraftwerkenvorgesehen;3) еслипередопределяемымсловомстоитколичественноечислительное: dieMuttervonfünfKindern (вместо dieMutterfünfKinder).Наблюдаетсяаналогичнаязаменаgenitivus partitivus, атакжеgenitivus qualitatis: einer meiner Kollegen → einer von meinen Kollegen, das Gefühl der Zufriedenheit → das Gefühl von Zufriedenheit.Кромезаменыгенитиванапредложнуюгруппуvon + Substantiv (D.)приописаниивремениилиместамогутиспользоватьсяпараллельныеформыспредлогомin (auf): das beste Land der Welt → das beste Land in der Welt, Ereignisse dieser Woche → Ereignisse in dieser Woche, Unruhe der See → Unruhe auf der See.Такжечастопроисходитзаменагенитивапринадлежностинапредложнуюгруппуmit + SubstantivimDativ, особенновслучаерасширеннойконструкцииопределения, например: die Zweige der Bäume → die Bäume mit ihren kahlen Zweigen.При смене определяемого и определяющего слова возникает необходимость добавить притяжательное местоимение. Замена на предложную группу коснулась также генитива в роли обстоятельства, как и предикативной части сказуемого, что является на современном этапе уже архаичной формой: sicherinnernGen. → sich erinnern an Akk., der Arbeit müde sein → von der Arbeit müde sein. Следующая группа «конкурентов» наблюдается в устной разговорной речи: генитив после определяемого слова заменяется на датив в препозиции: derHunddesNachbarn → demNachbarnseinHund, что не является нормой литературного языка. Также необходимо отметить параллельное использование традиционных предлогов генитива не только с родительным, но и с дательным падежом, что допускается грамматическими правилами современного немецкого языка и иллюстрируется следующими примерами:– генитив: Trotz Klassenerhalts: Viel zu analysieren in Mönchengladbach;– датив: Grüne bei Europawahl in Berlin trotz Verlusten vor CDU;– генитив:Ein Jahr nach dem in letzter Minute geplatzten Transfer von João Palhinha ist der FC Bayern Medienberichten zufolge erneut an einer Verpflichtung des Portugiesen interessiert;– дативDie stärksten Befürworter einer Wehrpflicht fanden sich den Angaben zufolge in der Altersgruppe über 60 Jahren – hier sprachen sich 59 Prozent dafür aus.В заключении необходимо упомянуть еще одну возможность замены родительного падежа путем словообразования. Для этого используются следующие способы образования лексем:– словосложение: TeilnehmerderKonferenz → Konferenzteilnehmer, BewohnerderStadt → Stadtbewohner, dieHälftedesTages → halbtags;– суффиксация: образованиеприлагательныхоттопоминовприпомощисуффикса-er: dieTheaterMoskaus → dieMoskauerTheater,отнарицательныхсуществительныхприпомощисуффиксов-lich, -isch:dieKontrollederPolizei → diepolizeilicheKontrolle, dieLagederWirtschaft → diewirtschaftlicheLage. Е.И. Шендельсуказываеттакженавозможнуюзаменугенитиваметафорынааналогичноесравнение:SchlachtfeldderErinnerungen → ErinnerungensindwieeinSchlachtfeld.Таким образом, в современном немецком языке существуют различные семантические и синтаксические варианты замены родительного падежа. Их существование объясняется возможностью конкретизировать или упростить понимание конструкции с генитивом. Также наблюдается параллельное использование архаичных форм и их современных вариантов. ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа посвящена исследованию функционирования родительного падежа в современном немецком языке. Анализ научной литературы показал важность категории падежа для имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных в немецком языке. При этом данная грамматическая категория подверглась большим изменениям в диахроническом развитии всех европейских языков, что привело к обобщению их функций и усилению вариантов падежей с предлогами.Категория падежа является одной из основных для именных частей речи и непосредственно связана с их склонением. В процессе развития языка с упрощением и сокращением типов склонений количество падежей сокращалось, происходило обобщение их функций и более активное использование предложных групп.Изменения в значительной мере коснулись родительного падежа. Он всегда отличался полифункциональностью, которая частично сохранилась и на современном этапе развития немецкого языка. Значения и использование генитива исходит из того, что родительный падеж указывает на наличие определенной семантической связи субстантивированного понятия к другому субстантивированному понятию и характеризует последнее, выполняя тем самым атрибутивную роль. В зависимости от лексического значения обоих существительных определение в родительном падеже может обозначать владельца, создателя, объект, на который направлено действие, субъект действия, соотношение целого и части, любое качество, а также выступать в роли метафоры.В словосочетании с родительным падежомгенитив может играть роль объекта действия или субъекта действия. В современном языке используются в редких случаях как обязательный член предложения (в предикативной функции или функции дополнения ряда глаголов), в архаичных формах и определенных стилях. Такие клише характеры для письменной речи официального стиля, юридических текстов.Аналогичная тенденция наблюдается для предикативного использования генитива в некоторых устойчивых выражениях.Генитив также выступает как обстоятельство места, времени или образа действия. В этой функции наблюдается трансформация словосочетаний с генитивом в различные заместительные конструкции: предложные группы, сложносоставные слова, а также переход к управлению предлогами от родительного падежа к дательному падежу. Данное исследование имеет большие перспективы исследования полученных теоретических выводов на материале различных функциональных текстов, что поможет выявить тенденции использования генитива в современномнемецком языке.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАдмони, В.Г. Теоретическая грамматика немецкого языка: строй современного немецкого языка: Учебное пособие / В.Г. Адмони. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.Адмони, В.Г. Пути развития грамматического строя в немецком языке / В.Г. Адмони. – М.: Высшая школа, 1973. – 175 с.Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: USSR, 2004. – 567 с.Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Ю.С. Степанов. – М.: Прогресс, 1974. – 447 с. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.Жирмунский, В.М. Общее и германское языкознание / В.М. Жирмунский. – Л.: Наука, 1976. – 694 с.Кибрик, А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры / А.Е. Кибрик // Вопросы языкознания. – 2008. – № 4. – С. 51-77. Курилович Е.Проблемы классификации падежей / Е. Курилович, пер. с фр. И. А. Мельчука //Очерки по лингвистике. – М.: Тривиум, 2000. – С. 175-204.Милославский, И. Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика / И.Г. Милославский. – М.: Юрайт, 2024. – 163 с.Москальская, О.И. История немецкого языка: Учеб. пособие для студентов пед. Факультетов и инст. ин. яз. / О.И. Москальская. – Л.: Государственное учебно-педагогическое издание Минпроса РСФСР 1959. – 390 с.Москальская, О. И. Теоретическая грамматика современного немец-кого языка: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М: Академия, 2004. – 352 с.Русская грамматика в 2-х т. – Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология/ Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – 792 с.Филичева, Н.И. История немецкого языка: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / Н.И. Филичева. – М.: Академия, 2003. – 304 с.Шендельс, Е.И. Практическая грамматика немецкого языка: Для I-III курсов ин-тов и фак-тов иностр. яз.: Учебник / Е.И. Шендельс. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 1982. – 400 с. Эйхбаум, Г.Н. Теоретическая грамматика немецкого языка / Л. Р. Зиндер. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – 275 с.Языкознание: Большой энциклопедический словарь (БЭС) / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 683 с.Duden [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.duden.de (дата обращения: 30.04.2024).Duden. Die Grammatik. Band 4 / K. Kunkel-Razum, Fr. Münzberg. –Bibliographisches Institut Mannheim / Wien / Zürich: Dudenverlag, 2009. – 1343 S.Helbig, G. Deutsche Grammatik: ein Handbuch für den Ausländerunterricht / G. Helbig, J. Buscha. – Berlin: Langenscheidt, 1991. – 736 S.Jung, W. Grammatik der deutschen Sprache/ W. Jung. – Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1966. – 518 S.Sick, B. Der Dativ ist demGenitiv sein Tod. Ein Wegweiser durchden Irrgarten derdeutschen Sprache / B. Sick. – Köln: Die Zwiebelfisch-Kolumnen / Hamburg: Spiegel-Online, 2004. – 284 S.

1.Адмони, В.Г. Теоретическая грамматика немецкого языка: строй современного немецкого языка: Учебное пособие / В.Г. Адмони. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
2.Адмони, В.Г. Пути развития грамматического строя в немецком языке / В.Г. Адмони. – М.: Высшая школа, 1973. – 175 с.
3.Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: USSR, 2004. – 567 с.
4.Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Ю.С. Степанов. – М.: Прогресс, 1974. – 447 с.
5.Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.
6.Жирмунский, В.М. Общее и германское языкознание / В.М. Жирмунский. – Л.: Наука, 1976. – 694 с.
7.Кибрик, А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры / А.Е. Кибрик // Вопросы языкознания. – 2008. – № 4. – С. 51-77.
8.Курилович Е. Проблемы классификации падежей / Е. Курилович, пер. с фр. И. А. Мельчука // Очерки по лингвистике. – М.: Тривиум, 2000. – С. 175-204.
9.Милославский, И. Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика / И.Г. Милославский. – М.: Юрайт, 2024. – 163 с.
10.Москальская, О.И. История немецкого языка: Учеб. пособие для студентов пед. Факультетов и инст. ин. яз. / О.И. Москальская. – Л.: Государственное учебно-педагогическое издание Минпроса РСФСР 1959. – 390 с.
11.Москальская, О. И. Теоретическая грамматика современного немец-кого языка: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М: Академия, 2004. – 352 с.
12.Русская грамматика в 2-х т. – Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – 792 с.
13.Филичева, Н.И. История немецкого языка: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / Н.И. Филичева. – М.: Академия, 2003. – 304 с.
14.Шендельс, Е.И. Практическая грамматика немецкого языка: Для I-III курсов ин-тов и фак-тов иностр. яз.: Учебник / Е.И. Шендельс. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 1982. – 400 с.
15.Эйхбаум, Г.Н. Теоретическая грамматика немецкого языка / Л. Р. Зиндер. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – 275 с.
16.Языкознание: Большой энциклопедический словарь (БЭС) / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 683 с.
17.Duden [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.duden.de (дата обращения: 30.04.2024).
18.Duden. Die Grammatik. Band 4 / K. Kunkel-Razum, Fr. Münzberg. –Bibliographisches Institut Mannheim / Wien / Zürich: Dudenverlag, 2009. – 1343 S.
19.Helbig, G. Deutsche Grammatik: ein Handbuch für den Ausländerunterricht / G. Helbig, J. Buscha. – Berlin: Langenscheidt, 1991. – 736 S.
20.Jung, W. Grammatik der deutschen Sprache / W. Jung. – Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1966. – 518 S.
21. Sick, B. Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod. Ein Wegweiser durch den Irrgarten der deutschen Sprache / B. Sick. – Köln: Die Zwiebelfisch-Kolumnen / Hamburg: Spiegel-Online, 2004. – 284 S.