Самосознание подростков и юношей
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 31.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретическое исследование самосознания подростков и юношей 6
1.1 Понятия сознания и самосознания 6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 12
1.3 Особенности самосознания в подростковом возрасте 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания подростков и юношей 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результат исследования и их обсуждение 27
2.3 Рекомендации для психолога по развитию самосознания у подростков 35
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение 44
Интерпретация результатов теста проводится по критериям оценивания теста Куна с использованием критериев В.И. Юрченко.Первое, что необходимо отметить по результатам исследования – уровень самооценки. У 45% опрошенных был выявлен адекватный уровень самооценки, у 15% – неадекватно завышенный (при этом у всех участников с данным результатом отмечается эмоционально-полярный тип личности), у 40% – неадекватно заниженный. 10% участников показали низкую степень когнитивной сложности, 5% участников – возможное кризисное состояние. Контент-анализ ответов испытуемых, проведенный Юрченко В.И., предполагал их распределение на объективные и субъективные категории. К объективной категории относится все, что отвечает объективной действительности респондента (анкетные, документные, антропологические данные – пол, возраст, национальность, имя, фамилия, профессия, социальное положение, перечисление обязанностей и пр.) независимо от языковой формы выражения. Субъективная категория подразумевает личные взгляды, интересы, вкусы, уподобления субъекта. Поэтому, к субъективной категории исследователь относит субъективные оценочные суждения, личностно-значимые характеристики, абстрактно-обобщенные мысли о себе. Во всех анкетах субъективные суждения значительно доминировали над объективными, причем оценка внешних данных присутствует лишь в 25% анкет, в 90% - оценка умственных способностей и в 100% - оценка личных черт характера («решительная», «общительная», «вспыльчивый», «гордый» и др.). Среди показателей идентичности у данной группы ярко выражено «Рефлексивное Я»: персональная идентичность, глобальное, экзистенциальное «Я». В 70% анкет встречается ответ: «Я – человек». В 100% анкет учитываются личные качества и умственные способности, 20% участников склонны выделять себя на фоне общества: «Я – умственно старше своего возраста», «Я – чужая» и др. Позитивно-окрашенные ответы преобладают над негативно-окрашенными.«Материальное я» встречается у 65% участников, причем оценку своей обеспеченности («я – богатый», «я – бедный») приводят лишь 15%. 50% участников упоминают отношение к внешней среде: «Люблю зиму и холод», «люблю Корею», «люблю сериал Слово пацана». Упоминая сериал «Слово пацана», стоит отметить, что он играет определенную роль в самоопределении данной группы. Ответы, тематика которых относится к данному сериалу, мы склонны относить между «Рефлексивным Я» и «Коммуникативным Я», так как соотношение себя с персонажем сериала одновременно играет роль определения собственных черт характера с помощью кинообраза и соответствует социальной роли, занимаемой в классе. Таким образом, ответ «состою в Лёшиной ОПГ», где ОПГ = компания друзей, встретился в 40% анкет, и напрямую относится к «Коммуникативному Я». В 30% анкет (нет пересечения с предыдущей группой) вошел ответ «УКК» - аббревиатура из сериала, означающая ту же принадлежность к социальной группе, сформировавшейся в классе на фоне общего просмотра сериала. Часто – а именно в 45% анкет – встретился ответ «Я – Пальто». Проведённый анализ показал, что Пальто – это герой сериала, он близок к искусству, восприимчив к музыке, любящий сын и брат, который снаружи вынужден быть сильным, нахальным, нарушать закон, вести себя «как гопник» соответственно своему образу. Из этого можно сделать вывод, что современные подростки склонны сообщать окружающим, что им присуща тонкая душевная организация, но она сокрыта за другими, более грубыми качествами, которыми они вынуждены защищать свой внутренний мир.«Коммуникативное Я» часто проявляется ещё и через ответы типа «люблю Машу», «люблю Диану», «дружу с Дианой». Такой тип ответов, которые показывают дружеские и романтические связи в классе, встречается в 30% анкет. Исследование ответов, относящихся к «Социальному Я», показывает, что подросткам важна национальная и политическая принадлежность: в 85% анкет встретились ответы «Я – русский», «Я – казашка» (в некоторых анкетах они даже дублируются, пишутся с заглавной буквы, выделяются смайлами), в 10% - «Я – пацифист». Гораздо реже встречаются упоминания роли в семье (15%), обозначение пола (10%), учебно-профессиональная ролевая позиция (5%). «Физическое Я» усматривается в 20% анкет, из которых 50% имеют негативную окраску: «не воспринимаю себя без макияжа», «уродка», «высокая» (со знаком «-»). «Деятельное Я» также выражено слабо: 25% участников отмечают заинтересованность компьютерными играми («бравлер», «геймер», «игроман»); 15% обозначают другие хобби: «люблю краситься», «хорошо рисую», «разговариваю на немецком». «Перспективное Я» обозначается в 50% анкет, в большей степени выражаются не планы на далекое будущее («хочу бизнес», «хочу особняк», «буду президентом»), а повседневные желания («хочу погулять», «хочу фотку с Путиным», «хочу играть в бравлстарс»).Эти результаты отражают особенности самоощущения подростков. Мы понимаем, что наиболее важная область самоопределения для подростков 14-15 лет – это саморефлексия, понимание и определение собственного характера. Также мы выявили, что подростки данной группы склонны к негативизации внешнего облика и умственных способностей, но положительно оценивают другие личные качества; общая картины самооценки вполне удовлетворительна, ведь неадекватно заниженная самооценка встретилась лишь у 30% участников. Для выполнения задачи по определению статистически значимых различий в самосознании восьмиклассников и девятиклассников, был проведен t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.Таблица 3 - Статистически значимые различия в самосознания восьмиклассников и девятиклассниковПоказатели89tpПривязанность9,528,052,170,03Самооценка9,428,550,860,39Коммуникативное Я12,0010,951,310,19Материальное Я10,9412,050,960,33Физическое Я7,008,202,280,02Деятельное Я9,528,052,170,03Перспективное Я12,0010,951,310,19Рефлексивное Я10,9412,050,960,33Сравнительный анализ выявления статистически значимых различий статистически значимых различий в самосознания восьмиклассников и девятиклассниковпо методу t-критерия Стьюдента позволил выделить следующие значимые различия.В результате сравнительного анализа мы обнаружили, значимые различия по 8 из 8 показателей, а это означает, что между группами различий больше, чем сходств.Были обнаружены следующие статистические значимые различия по следующим показателям: Привязанность (t=2,1), Самооценка (t=2.2), Коммуникативное Я (t=2.6),Материальное Я (t=2.6), Физическое Я(t=2.2),Деятельное Я (t=2,1),Перспективное Я (t=2,1), Рефлексивное Я (t=2.2).Таким образом, можно сделать вывод, что ниже всего самооценка по внешнему виду, поэтому рекомендации связаны с принятием внешнего образа Я.2.3 Рекомендации для учителя и психологапо развитию самосознания у подростковКонечно, самосознание может формироваться стихийно, но неизвестно каков будет результат осознания самого себя.Искажения или задержки в формировании самосознания у детей и подростков приводят не только к возникновению невротических расстройств, но и препятствуют развитию гармоничной личности, способствуют ее психопатизации и фиксации девиантных (отклоняющихся от принятых) форм поведения.Следствием чего возникает необходимость помочь подростку в становлении себя как личности, развитие самопознания в том направлении, которое не противоречит нормам всего общества.Методы развития самосознания – это такие психолого-педагогические инструменты, которые помогают подняться на высший уровень понимания своего «Я». Остановимся на некоторых методах развития самосознания у подростков:1. Проект – как метод развития самосознания подростков в системе дополнительного образования.Проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы, который завершается созданием продукта. Это система обучения, при которой школьники могут приобретать знания и умения в ходе планирования и выполнения усложняющихся задач в непрерывном сотрудничестве с педагогом и в результате которого происходит личностный рост школьника [9].Дополнительное образование являет собой одну из возможностей вхождения человека в социальную деятельность с ориентацией на свой выбор, комфортность и современное творчество [9]. Использование проектных технологий в дополнительном образовании способствует психологическому познанию себя и другого человека, развитию социальных и коммуникативных качеств. Социализация проходит успешнее, у учащихся формируется системное единство, социальная активность, жизненное самоопределение, социально-психологическая готовность к жизни.2. Тренинг представляет собой форму активного обучения навыкам поведения и личностногоразвития [9]. В тренинге участнику предлагается проделать конкретные упражнения, нацеленные на развитие либо демонстрацию психологических качеств либо навыков. Ключевым принципом обеспечивающим успешное обучения и развитие, является непрерывное сочетание в тренинге всех форм деятельности.Тренинг личностного роста и развития – это определенное психологическое воздействие, которое основано на активных методах групповой работы. Это средство специально организованного общения, в процессе которого решаются вопросы личностногоразвития, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, которые позволяют снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.Конечно же, сложно рассчитывать на глубокие изменения личности. Одновременно с этим, у учеников происходит смена внутренних установок, расширяются знания, рождается опыт позитивного отношения к себе и другим людям.Задача группы тренинга личностного развития заключается в оказании помощи участнику выразить себя собственными индивидуальными средствами. Тренинг может помочьшкольникам научиться воспринимать и лучше понимать себя. В свою очередь, главная гуманистическая идея тренинга состоит в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, которые мешают жить радостно и счастливо, в главную очередь, в общении с другими. Первоначально цель тренингасостояла в передаче знаний, которые невозможно передать словами.Тренинг – это, в главную очередь, познание через переживание, точнее сказать, на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит успешные способы общения, и понимание собственного «Я». Оптимальная тренинговая группа – 10-15 человекПодростковый период, основным итогом которого является развитие функции самосознания, «упустить» нельзя. Родители и педагоги должны глубоко осознать всю важность этого процесса и всячески способствовать как полному раскрытию способностей своих воспитанников, так и возможности адекватно оценить эти способности непосредственно самим подростком. Только при соблюдении этого условия может быть развит высокий уровень самосознания и выработаны такие формы поведения, которые будут способствовать наилучшей адаптации человека в современном обществе [4].Таким образом, методы развития самопознания являются инструментами, методами преднамеренных изменений подростка, направленные на его личностное, социальное развитие через переоценку и анализ им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Они активизируют стремление участников к самооцениванию, самосовершенствованию и конечно самопознанию, позволяют каждому из них осознать и принять личную ответственность за то, кто он есть, кем он станет, и за свою жизнь в целом.Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме самосознания подростков и юношей позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна и методика «Кто Я?»Куна-Макпартленда.2. Далее нами было проведено диагностическое исследование самосознания подростков и юношей с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень самооценки и притязаний по методике Дембо-Рубинштейна,мы выявили нормальный (оптимальный) уровень сформированности самооценки и притязаний, что свидетельствует о норме развития подростков. 4. Определив особенности самосознания по методике «Кто Я?» Куна-Макпартленда, мы обнаружили, что ниже всего самооценка по внешнему виду.5. В связи с полученными результатами были разработаны рекомендации для психолога по развитию самосознания у подростков.ЗаключениеИ.С. Кон отмечал, что формирование личностиподростка зависит от социальной среды, от социальной роли, характерадеятельности и от индивидуально-типологических особенностей юношей идевушек. Данный период рассматривался как стадия жизненного пути и какэтап социализации личности [15].В.С. Мухина отмечает важность подросткового этапа на формированиеличности в целом. Подростков в значимой мере интересуютвзаимоотношения со сверстниками. Именно успешность взаимоотношенийсо сверстниками, положение в классе становятся основой внутреннегоинтереса и саморазвития. В процессе взаимодействия со сверстникамиподростки расширяют границы своих знаний, постигают разные формывзаимодействий, учатся рефлексии на возможные последствия своих и чужихпоступков, высказываний, эмоциональных проявлений. Именно в этомвозрасте подростки учатся осмысливать свои конформные и негативныереакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельныйвыбор возможного поведения, подавлять импульсивные действия [13].Е.В. Савощикова отмечает, что психосоциальное развитие, встановлении которого происходит развитие самосознания и формированиеидентичности подростка, становится основой целостности осознания своейсобственной личности и обретения подростком в мире своего места [9].О.А. Идобаева, А.И. Подольский по результатам исследования пришлик выводам, что подростки с несформированным положительнымсамоотношением проявляют неуверенность, робость, легко поддаютсясоциальным влияниям, испытывают повышенную потребность в одобрении,чувствительны к реакциям других. Отрицательным последствием даннойзависимости является сосредоточение личности на своих внутреннихпереживаниях, связанных с реакцией окружающих людей, а также нареакциях других людей в контексте личности субъекта [1].Вопрос социальной стратификации современных подростков вобществе сверстников является одним из наиболее актуальных. Стремлениезанять определенное место в обществе сверстников, наличие потребности вприобретении социального статуса является важной социальнойпотребностью. Невозможность удовлетворить данную потребность,связанную со стремлением занять определенное положение в системемежличностных отношений в группе или наличие угрозы потериимеющегося социального статуса может вызвать нарушения формированиясамосознания, осознание себя как личности, осознание своей уникальности,неповторимости.По мнению Я.Л. Коломинского, важным понятием, характеризующимположение личности в структуре межличностных отношений, являетсяпонятие «позиция». В этом понятии интегрируются как объективныефакторы положения личности, так и субъективные компоненты, рефлексия,что находит отражение в осознании переживаний своего положения всоциуме [14].Р.А. Золотовицкий [18] отмечает, что Дж. Морено также считал, чтосоциометрический статус личности является значимым показателем ееадаптации или дезадаптации.Т. Шибутани утверждает, что для подростка важно занять значимоеместо среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером всвоем коллективе. Однако далеко не каждый подросток может этогодобиться, так как индивидуальные особенности, черты характера исоциальные установки мешают занять высокое статусное место,социализироваться именно в той социальной группе, которая для нихявляется референтной [15].Переживаемое эмоциональное состояние, связанное с чувством, можетнаходить отражение в агрессивных действиях, переживании чувстваодиночества, демонстративном поведении, социально-психологическойдезадаптации. Низкий социометрический статус предопределяетдезорганизующие паттерны в поведении подростка, деструктивно влияет какна самого подростка, так и на группу, к которой принадлежит. Подростки снизким социометрическим статусом в группе сталкиваются с отвержениемсверстниками, а иногда и с агрессивными проявлениями в свой адрес.Положение личности в системе внутригрупповых отношений не толькозависит от многих детерминант, но также является значимой предпосылкойформирования самосознания.В.И. Долгова, А.А. Кошелева по результатам исследования пришли квыводу, что в подростковом возрасте становится актуальным процессразвития личности, становление образа «Я», который недостаточно четкоосознан ребенком, поиск смысла жизни и самосовершенствование. Наразвитие самосознания значительно влияет окружение подростка. Подвлиянием социальных условий самооценка подвергается постояннымизменениям [15].Самосознание, самооценка своего места в группе играет если неведущую, то одну из значимых ролей в развитии личности. Самосознание взначительной степени детерминирует социальную адаптацию идезадаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.Уровень возможностей подростков, условия развития самосознания связаныс осмыслением себя и своей социальной роли в группе. Формированиеличности подростка, включенного в социальные группы, происходит всоответствии с характером, требованиями и целями социума.Таким образом, мы полагаем перспективным изучение особенностей самосознанияподростков с разным социометрическим статусом.Список использованных источниковПриписнова В. В. К вопросу о развитии самосознания подростков // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 336-338.Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008.Чернова А. Д. Особенности самосознания подростков // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 324-325. Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2008. - № 9. – с. 71-80.Смирнов Д.П.Развитие самосознания в подростковом возрастеURL: https://school-science.ru/8/8/41780Овчинникова А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ // Endless light in science. – 2023. - № 9. – С. 151-157.Воронкина Л. Б. Технология повышения уровня самосознания как условие развития психологической безопасности личности [Электронный ресурс]. URL: https://pgu.ru/upload/iblock/fc7/3.pdfЕрлакова У. Е. Самосознание в аспекте психологической безопасности // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 44-45. Белова И.М., Парфенов Ю.А., Сологуб Д.В., Нехвядович Э.А. СТРУКТУРНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-3. – С. 620-628. Просекова Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. - № 7. – С. 1-5.Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — пб.: Питер, 2008. — 177с.Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во: Академия, 2009. – 284 с. Струк Л. А. Исследование самооценки подростков // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659. Юсупова Р. Б. Изучение самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 341–345.ПриложениеТаблица 1 – Результаты уровня самооценки и уровня притязаний (в баллах) у обследуемых подростков по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна№Уровень притязаний(в баллах)Уровень самооценки(в баллах)Качественная характеристика(низкий уровень, норма, очень высокий уровень)№17061.Норма№28073Норма№36754Норма№466.49Низкий уровень№58060Норма№68570Норма№779.52Норма№88077Норма№97070Норма№107960Норма№11-50Низкий уровень№128966Норма№138467Норма№147878Норма№158075Норма№165444Низкий уровень№179055Норма№189885Очень высокий уровень№199567Норма№208470Норма
2. Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008.
3. Чернова А. Д. Особенности самосознания подростков // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 324-325.
4. Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2008. - № 9. – с. 71-80.
5. Смирнов Д.П. Развитие самосознания в подростковом возрасте URL: https://school-science.ru/8/8/41780
6. Овчинникова А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ // Endless light in science. – 2023. - № 9. – С. 151-157.
7. Воронкина Л. Б. Технология повышения уровня самосознания как условие развития психологической безопасности личности [Электронный ресурс]. URL: https://pgu.ru/upload/iblock/fc7/3.pdf
8. Ерлакова У. Е. Самосознание в аспекте психологической безопасности // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 44-45.
9. Белова И.М., Парфенов Ю.А., Сологуб Д.В., Нехвядович Э.А. СТРУКТУРНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-3. – С. 620-628.
10. Просекова Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. - № 7. – С. 1-5.
11. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — пб.: Питер, 2008. — 177с.
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
14. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
15. Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во: Академия, 2009. – 284 с.
16. Струк Л. А. Исследование самооценки подростков // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659.
17. Юсупова Р. Б. Изучение самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 341–345.