Понятие «воображение» в контексте массовой коммуникации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 40 40 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 06.08.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понимания воображения в контексте массовой коммуникации 5
1.1. Психологические процессы в массовой коммуникации 5
1.1. Особенности воображения в контексте массовой коммуникации 11
Глава 2. Средства развития воображения школьников в современных условиях 17
2.1 Формы и методы организации учебной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников 17
2.2 Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников 20
2.3 Деятельность классного руководителя по развитию творческих способностей детей в современных условиях 23
Глава 3. Анализ условий развития творческих способностей в современной школе 28
3.1. Анализ примерных основных образовательных программ школы 28
3.2. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в современных условиях 34
Заключение 37
Библиографический список 39
Фрагмент для ознакомления

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады. Изучение особенностей развития творческих способностей во внеурочной деятельности, а также проверка поставленной гипотезы о том, что в сельской школе есть условия для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста осуществлялось в ходе анализа программы внеурочной деятельности «Люби и знай свой край» для учащихся начальной школы. Основой программы внеурочной деятельности является изучение уникальных особенностей своего региона - деревни, села, района или республики; его богатое историческое, культурное, духовное и природное наследие. Программа "Люби и знай свой край" направлена на развитие туристических и краеведческих знаний.Данная программа внеклассной деятельности разработана в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (далее - Приказ №1008). Она также учитывает положения Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, а также программы воспитания и социализации, которые являются частью основной образовательной программы. В ее разработке использовались методические рекомендации по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, а также авторская программа Н. В. Борлуковой и Г. С. Волковой "Краеведение. 2-4 классы".Данная программа предназначена для учеников начальных классов (1-4 классы) и направлена на развитие личности ребенка путем знакомства с историей своей семьи, родного края, родной республики и страны. Она включает в себя задачи и задания, которые помогают расширить творческие способности учеников, развить их личность и повысить качество творческой подготовленности. Кроме того, программа помогает детям научиться ориентироваться в окружающей действительности и ее закономерностях. Она имеет развивающий, деятельностный и практический характер и направлена на развитие мотивации ученика к познанию и творчеству через интерес к краеведению.Программа состоит из 4 модулей:1 модуль: Я, моя семья, мои соседи.2 модуль: Моя малая Родина.3 модуль: Столица моей Республики.4 модуль: Моя Удмуртия.Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность одного занятия - 40 минут, периодичность занятий еженедельная.Формы организации образовательного процесса:- групповые;- индивидуальные;- коллективные.Виды занятий: теоретические и практические занятия, экскурсии на природу, предприятие, в музей, в библиотеки; круглый стол, конкурс, защита проектов, мастер-классы, выставки и т.д.Формы проведения занятий:− игра;− проблемная ситуация;− групповая и парная работа;− практическая деятельность;− тренировочные упражнения;− просмотр и обсуждение новостных сюжетов;− выездные мероприятия.Для достижения целей и выполнения задач используются современные методы обучения. При создании уроков учитываются возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста. В рамках данной программы применяются различные методы и формы обучения, такие как игра, решение проблемных ситуаций, работа в группах и парами, а также практическая деятельность. Это способствует развитию у детей навыков сравнения, анализа, выделения главных моментов, а также способности к сотрудничеству и творчеству.Формы подведения итогов реализации внеурочной деятельности:- персональные выставки учащихся;- тематические выставки; - викторины; - тестовые работы;- защита проекта.В процессе выполнения задания учащиеся научатся искать информацию о краеведении в различных источниках, анализировать ее (определять авторство, время создания, цели), а также интерпретировать ее в различных форматах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный материал). Они научатся различать факты и мнения, описания и объяснения в краеведческой информации, а также устанавливать причинно-следственные связи и определять пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений. Учащиеся будут участвовать в дискуссиях по краеведческим вопросам, выражать свою позицию и использовать краеведческие сведения в качестве аргументов. Они также научатся представлять результаты своего исследования в различных форматах (конспект, реферат, рецензия, проект). Кроме того, дети получат представление о проектной деятельности, этапах ее выполнения и реализации, научатся работать с картой и защищать свой проект.В проекте предусмотрены различные виды творческой деятельности:Декоративно-прикладная деятельность реализуется в рамках практической работы по созданию эскизов национального удмуртского платья, составлению герба класса и т.д.Художественно-эстетическая деятельность: конкурс стихов, исполнение песен, мини-концерт, сценическое исполнение. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников организована в рамках программы «Люби и знай свой край», которая включает в себя систему специальных заданий и задач, способствующий развитию творческих способностей школьников и их личностному развитию. Виды деятельности в рамках данной программы: теоретические и практические занятия, экскурсии на природу, предприятия, в музей, в библиотеки; круглый стол, конкурс, защита проектов, мастер-классы, выставки и т.д. Формы проведения занятий: игра; проблемная ситуация; групповая и парная работа; практическая деятельность; тренировочные упражнения; просмотр и обсуждение новостных сюжетов; выездные мероприятия. 3.2. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в современных условияхРазвитие творческих способностей требует создания условий для того, чтобы дети могли принимать сознательное и активное участие в творческой деятельности. При этом важным является поиск творческих приемов, формирование и совершенствование базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.У каждого ребенка есть задатки различных способностей, поэтому деятельность педагога должна быть направлена на формирование благоприятных условий для того, чтобы выявить данные способности в рамках доступной и интересной для детей деятельности. Развитие способностей направлено на формирование у школьников умения действовать, а также создание условий для выявления и развития их одаренности. Для развития и формирования способностей необходимо трудиться, в то время как бездействие может негативным образом сказаться на данном процессе. При развитии творческих способностей должны быть учтены психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей. Педагогу также необходимо выбирать методы и средства творческого развития таким образом, чтобы они в полной мере соответствовали особенностям возраста. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству. Помимо создания условий для проявления и развития творческой активности ребенка, необходимо предоставить ребенку свободу в познании окружающего мира, мира творчества.Таблица 2. Рекомендации для педагога по развитию творческих способностейСпособы стимулирования творческих способностей- обеспечение благоприятной атмосферы- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка- обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности- поощрение высказывания оригинальных идей- обеспечение возможностей для практики- использование личного примера творческого подхода к решению проблем- предоставление детям возможности активно задавать вопросыОсновной принцип обученияпринцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей необходимо соблюдать общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Организация занятий- Ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений означает, что каждый день ученики будут выполнять задания, которые требуют от них творческого подхода и умения мыслить нестандартно.- Реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе означает, что будут проводиться дополнительные занятия в рамках определенной программы, которая специально разработана для данной школы.- Вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера означает, что ученики будут активно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в рамках прикладных задач.- Дидактические и сюжетно-ролевые игры на уроках и во внеурочное время означает, что на уроках и во внеурочное время будут проводиться игры, которые помогут ученикам лучше усвоить материал и развить их творческие способности.- Экскурсии и наблюдения означает, что ученики будут посещать различные места и наблюдать за окружающим миром, чтобы расширить свои знания и впечатления.- Творческие мастерские означает, что будут проводиться занятия, на которых ученики смогут проявить свои творческие способности и создать что-то новое.- Тренинги означает, что будут проводиться специальные занятия, на которых ученики смогут развивать свои навыки и умения в различных областях.Условия организации игровой деятельности- каждая игра представляет собой набор задач;- задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации;- задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности;- задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет;- постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.Для развития воображения могут быть использованы специальные методы и приемы, требующие большей или полной самостоятельности, рассчитанные на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.При применении специальных методов и приемов по развитию творческих способностей можно увидеть, как положительно это сказывается на общем психологическом настрое обучающихся на творческую деятельность, умении строить высказывания, генерировать новые идеи, решать противоречия. Развивать творческие способности необходимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности для достижения положительного результата. ЗаключениеДанное исследование посвящено изучению средств развития творческих способностей младших школьников. Особенность социальной ситуации развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с одной стороны, заключается в объективном изменении места ребенка в системе социальных отношений, а с другой, в том, каким образом с субъективной точки зрения отражается новое положение в переживаниях и сознании ребенка. На основании неразрывного единства данных аспектов осуществляется определение перспектив и зон ближайшего развития ребенка на данном переходном этапе.Младший школьный возраст - это сенситивный период для развития творческих способностей. В этот момент происходит формирование творческого мышления, направленного на поиск нескольких вариантов решения проблемы. В связи с этим у младших школьников проявляются склонности к аналитическому подходу, у них в большей степени выражена способность к сравнению и нахождению различий. В меньшей степени проявляется способность находить сходство. Успешное развитие творческих способностей младших школьников осуществляется в рамках определенных условий: высокой самооценки ребенка, то есть создание у него достаточного уровня уверенности в собственных силах и умственных возможностях, и необходимом психологическом климате. ФГОС НОО в качестве важнейшей педагогической задачи определяется формирование у детей младшего школьного возраста способностей к легкому и успешному обучению, результатом которого выступает не накопление объема знаний, усвоение различных способов познания и совершенствование умений и навыков работы. Кроме того, следует уделять большое внимание развитию творческих способностей на всех этапах обучения в школе, при этом особое значение придается формированию творческого мышления у младших школьников. Творчество выступает в качестве одного из видов работы по внедрению ФГОС в начальной школе.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе, а также одной из форм организации свободного времени учащихся. Она направлена на то, чтобы содействовать достижению запланированных результатов освоения основной образовательной программы, а также формированию таких качеств, как готовность к саморазвитию, мотивацию к учению, познанию, творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера и т.д.Для анализа развития творческих способностей в рамках внеурочной деятельности младших школьников был проведен анализ Программы «Люби и знай свой край», которая включает в себя систему специальных заданий и задач, способствующий развитию творческих способностей школьников и их личностному развитию. Виды деятельности в рамках данной программы: теоретические и практические занятия, экскурсии на природу, предприятия, в музей, в библиотеки; круглый стол, конкурс, защита проектов, мастер-классы, выставки и т.д. Формы проведения занятий: игра; проблемная ситуация; групповая и парная работа; практическая деятельность; тренировочные упражнения; просмотр и обсуждение новостных сюжетов; выездные мероприятия. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что в сельской школе есть условия для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, нашла свое полное подтверждение. Библиографический списокАгеева, Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, Н.А. Шелякина, Е.А. Астафьева [и др.] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.).-Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.-С. 79-82Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н. Н. Богомолова. -М.: Аспект Пресс, 2019. - 191 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.-: Питер, 2008.-398 с.- ISBN 978-5-91180-846-4Борисова, Т. В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве / Т.В. Борисова// Вестн. Томского гос. пед. ун-та.-2011.-Вып. 2.-5 c.Брушлинский, А.В. Субьъект: мышление, учение, воображение. избранные психологические труды / А.В. Брушлинский.-М.: МПСИ, 2009.-145 с.- ISBN 978-5-9770-0364-3Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.-М.: НИИОПП, 2006.-124 с.-ISBN отсутствуетДудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 2007. — 153с.Жаворонкова, Ю.М. Роль классного руководителя в формировании личности школьников / Ю.М. Жаворонкова, И.А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник.-2016.-№3 (3).-С. 38-41Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты / Р.И. Ильюшенкова // Классный руководитель.-2014.-№ 4.-С. 26-30Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2014.-151 с.- ISBN 978-5-09-019148-7Кондратьева, Н. В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения / Н.В. Кондратьева // Вестник ЮУрГГПУ.-2016.-№4.-С. 46-51Кондратьева, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Н.В. Кондратьева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.-2015.-№3-4 (50).-С. 44-50 Кондратьева, Н.В. Структура творческих способностей младших школьников/ Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев// Современные проблемы науки и образования.-2015.-№ 5.-С. 436Коротина, Ю. В. Социальное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебных предметов (к постановке проблемы) /Ю.В. Коротина // Вестн. Тамбовского ун-та; серия: гуманитарные науки.-2010.-№2.-С. 154-159 Куприянов, Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников / Б.В. Куприянов.-2012.-№4.-С. 19-26. Литвиненко, Н. В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста / Н.В. Литвиненко// Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2017.-Т. 13.-С. 44–50 Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2015. 592с.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова.-Кострома, КГУ, 2010.-98 с.-ISBN отсутствует Павлова, М.И. Развитие творческих способностей у детей / М.И. Павлова // Таврический научный обозреватель.-2016.-№1-3 (6) .-С. 164-166 Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый.-М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.-365 с.-ISBN 5-305-00038-61 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // СПС Консультант Плюс.-URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения 12.05.2020) Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2018. 356с.Степанов, Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / Е.Н. Степанов.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.-160 с.-ISBN 5-901030-88-5 Фархшатова, И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / И.А. Фархшатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2017.-Т. 13.-С. 94–103Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.-М.: Просвещение, 2002.-519 с.-ISBN 5-8297-0004-2

Библиографический список

1. Агеева, Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, Н.А. Шелякина, Е.А. Астафьева [и др.] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.).-Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.-С. 79-82
2. Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н. Н. Богомолова. -М.: Аспект Пресс, 2019. - 191 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.-: Питер, 2008.-398 с.- ISBN 978-5-91180-846-4
4. Борисова, Т. В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве / Т.В. Борисова// Вестн. Томского гос. пед. ун-та.-2011.-Вып. 2.-5 c.
5. Брушлинский, А.В. Субьъект: мышление, учение, воображение. избранные психологические труды / А.В. Брушлинский.-М.: МПСИ, 2009.-145 с.- ISBN 978-5-9770-0364-3
6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.-М.: НИИОПП, 2006.-124 с.-ISBN отсутствует
7. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 2007. — 153с.
8. Жаворонкова, Ю.М. Роль классного руководителя в формировании личности школьников / Ю.М. Жаворонкова, И.А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник.-2016.-№3 (3).-С. 38-41
9. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты / Р.И. Ильюшенкова // Классный руководитель.-2014.-№ 4.-С. 26-30
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2014.-151 с.- ISBN 978-5-09-019148-7
11. Кондратьева, Н. В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения / Н.В. Кондратьева // Вестник ЮУрГГПУ.-2016.-№4.-С. 46-51
12. Кондратьева, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Н.В. Кондратьева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.-2015.-№3-4 (50).-С. 44-50
13. Кондратьева, Н.В. Структура творческих способностей младших школьников/ Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев// Современные проблемы науки и образования.-2015.-№ 5.-С. 436
14. Коротина, Ю. В. Социальное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебных предметов (к постановке проблемы) /Ю.В. Коротина // Вестн. Тамбовского ун-та; серия: гуманитарные науки.-2010.-№2.-С. 154-159
15. Куприянов, Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников / Б.В. Куприянов.-2012.-№4.-С. 19-26.
16. Литвиненко, Н. В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста / Н.В. Литвиненко// Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2017.-Т. 13.-С. 44–50
17. Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2015. 592с.
18. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова.-Кострома, КГУ, 2010.-98 с.-ISBN отсутствует
19. Павлова, М.И. Развитие творческих способностей у детей / М.И. Павлова // Таврический научный обозреватель.-2016.-№1-3 (6) .-С. 164-166
20. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый.-М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.-365 с.-ISBN 5-305-00038-61
21. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // СПС Консультант Плюс.-URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения 12.05.2020)
22. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2018. 356с.
23. Степанов, Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / Е.Н. Степанов.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.-160 с.-ISBN 5-901030-88-5
24. Фархшатова, И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / И.А. Фархшатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2017.-Т. 13.-С. 94–103
25. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.-М.: Просвещение, 2002.-519 с.-ISBN 5-8297-0004-2