Особенности организации таможенного контроля на территориях особых экономических зон
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 21.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Теоретические и правовые основы особых экономических зон……………..6
1.1 Правовая сущность и классификация особых экономических зон РФ…6
1.2 Общие основы таможенного регулирования и контроля………………19
2 Особенности организации таможенного контроля на территориях
особых экономических зон……………………………………………………...31
2.1 Сущность таможенного регулирования и контроля на
территориях особых экономических зон………………………………………31
2.2 Проблемы и перспективы развития таможенного контроля
на территориях особых экономических зон…………………………………...41
Заключение
Список литературы
Реализация принципа «единого окна» в международной торговле значительно снижает бюрократизм и повышает эффективность взаимодействия с таможенными органами. Концепция «единого окна» - это инициатива по упрощению процедур торговли, которая позволяет участникам торговли представлять всю информацию и документы, требуемые различными государственными органами, через единый электронный шлюз.
Такой оптимизированный процесс устраняет необходимость в избыточном представлении данных, сокращает объем бумажной работы и минимизирует затраты времени и ресурсов на соблюдение таможенных правил.
Благодаря объединению всех процедур, связанных с торговлей, в единую платформу, принцип «единого окна» упрощает и ускоряет процесс оформления импорта и экспорта. Торговцы могут подавать стандартные электронные формы и документацию, такие как таможенные декларации, разрешения, сертификаты происхождения и другие нормативные документы, через единый интерфейс.
Это не только снижает административную нагрузку на бизнес, но и позволяет таможенным органам эффективно обрабатывать и проверять представленную информацию. Кроме того, внедрение системы «единого окна» способствует прозрачности и последовательности таможенных процедур. Централизованная платформа обеспечивает бесперебойную связь и обмен данными между государственными органами, участвующими в регулировании торговли, что сводит к минимуму расхождения и повышает согласованность нормативных актов.
В результате бизнес получает выгоду от большей предсказуемости и единообразия таможенных процессов, что приводит к улучшению соблюдения требований и снижению риска задержек или ошибок при таможенном оформлении.
Помимо оптимизации административных процессов, принцип «единого окна» способствует общему снижению затрат как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Сокращение ручного документооборота и избыточного ввода данных снижает операционные расходы предприятий, занимающихся международной торговлей. Одновременно таможенные органы могут оптимизировать распределение ресурсов и сосредоточиться на проверках и правоприменительной деятельности с учетом рисков, что приводит к повышению эффективности мер пограничного контроля.
Важно заметить, что реализация принципа «единого окна» также способствует цифровизации и автоматизации торговых процессов, что соответствует современным тенденциям в управлении глобальными цепочками поставок. Переход к электронному представлению торговых документов не только повышает операционную эффективность, но и поддерживает совместимость с другими цифровыми платформами и системами, используемыми торговыми партнерами за рубежом.
Следует подчеркнуть, что принятие принципа «единого окна» представляет собой важнейшее достижение в модернизации таможенных процедур и содействии развитию торговли. Консолидируя связанные с торговлей формальности в едином электронном интерфейсе, этот подход значительно сокращает бюрократические препоны, повышает операционную эффективность, способствует прозрачности, обеспечивает согласованность нормативных требований, позволяет сократить расходы и соответствует императивам цифровой трансформации в международной торговле.
Важность систематического обучения для поддержания навыков и компетенции сотрудников таможенного контроля трудно переоценить. Сотрудники таможенного контроля играют важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности, предотвращении незаконной торговли и соблюдении правил торговли.
Поэтому этим специалистам необходимо проходить систематическое обучение, чтобы быть в курсе новейших методов, технологий и правил в области таможенного контроля. Систематическое обучение гарантирует, что сотрудники таможенного контроля обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного выполнения своих обязанностей.
Это включает в себя обучение оценке рисков, методам досмотра грузов, проверке документов и использованию современного оборудования для сканирования и обнаружения. Регулярное обновление навыков путем систематического обучения позволяет сотрудникам таможенного контроля адаптироваться к меняющимся угрозам, таким как терроризм, незаконный оборот наркотиков и контрабанда контрабандных товаров.
Систематическое обучение помогает сотрудникам таможенного контроля быть в курсе изменений в торговых правилах и международных соглашениях. Это особенно важно в условиях глобальной торговли, когда таможенные процедуры и требования постоянно меняются. Проходя систематическое обучение, сотрудники таможенного контроля могут быть уверены, что они хорошо осведомлены о новейшей торговой политике и процедурах, что способствует беспрепятственному и эффективному перемещению товаров через границу, обеспечивая при этом безопасность.
Кроме того, систематическое обучение способствует профессиональному развитию сотрудников таможенного контроля. Оно позволяет им совершенствовать свои способности к решению проблем, навыки принятия решений и критическое мышление.
Кроме того, постоянное обучение способствует формированию культуры непрерывного совершенствования в таможенных органах, что ведет к повышению эффективности, результативности и профессионализма сотрудников.
Обмен знаниями с мировым сообществом играет важнейшую роль в совершенствовании систем таможенного администрирования. Обмениваясь информацией, передовым опытом и инновационными решениями, страны могут совершенствовать свои таможенные процессы, упрощать торговлю и эффективнее бороться с незаконной деятельностью.
Сотрудничество и взаимное обучение, которые происходят благодаря обмену знаниями, способствуют разработке более эффективных, прозрачных и гармонизированных таможенных процедур. Кроме того, он способствует формированию культуры постоянного совершенствования и адаптации к меняющейся динамике международной торговли. Одним из ключевых преимуществ обмена знаниями с мировым сообществом является возможность ознакомиться с разнообразным опытом и взглядами.
Разные страны сталкиваются с уникальными проблемами в области таможенного администрирования, такими как различные объемы торговли, типы товаров и геополитические соображения. Участвуя в обмене знаниями, таможенные органы могут получить представление об успешных стратегиях, применяемых в других странах, и адаптировать их к своим конкретным условиям.
Такое перекрестное распространение идей и подходов может привести к внедрению более эффективных и адаптированных таможенных практик. Обмен знаниями с мировым сообществом способствует наращиванию потенциала и повышению квалификации сотрудников таможенных органов.
Благодаря совместным инициативам, учебным программам и обмену опытом между коллегами сотрудники таможенных органов могут приобретать новые навыки, быть в курсе новых тенденций в области соблюдения торговых норм и безопасности, а также повышать свою способность решать сложные вопросы.
Такой непрерывный процесс обучения способствует повышению профессионализма сотрудников таможенных органов и укрепляет их способность соблюдать международные стандарты и обязательства. Обмен знаниями также способствует внедрению технологических достижений и лучших в своем классе инструментов для управления таможенными службами.
Обмениваясь информацией об инновационных технологиях, аналитических решениях, системах управления рисками и цифровых платформах для упрощения процедур торговли, страны могут использовать эти ресурсы для модернизации своих таможенных операций.
Такая цифровая трансформация не только повышает эффективность и точность, но и позволяет улучшить оценку рисков и возможности правоприменения, что в конечном итоге способствует повышению безопасности и соблюдению требований в трансграничной торговле.
Обмен знаниями с мировым сообществом способствует сотрудничеству в решении транснациональных проблем, таких как контрабанда, контрафакт и незаконные финансовые потоки. Обмениваясь оперативными данными, оперативной практикой и стратегиями правоприменения, страны могут укрепить свои коллективные усилия по борьбе с незаконной торговой деятельностью.
Такой совместный подход повышает эффективность пограничного контроля и правоприменительных мер, способствуя повышению прозрачности и честности международной торговли. Следует отметить, что обмен знаниями с мировым сообществом играет важную роль в непрерывном совершенствовании систем таможенного администрирования.
Благодаря сотрудничеству, наращиванию потенциала, внедрению технологий и коллективным действиям по борьбе с незаконной деятельностью страны могут повысить свою способность содействовать законной торговле, обеспечивая при этом национальную безопасность и соблюдение экономических интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение нами сделаны следующие выводы.
Мировая таможенная практика под определением понятия свободные экономические зоны (особые экономические зоны), подразумевает определённую территориальную часть страны с установленными для неё льготных экономических условий для предпринимательской деятельности.
На законодательном уровне, а в частности ФЗ № 116 - ФЗ выделяет четыре сферы деятельности, для осуществления которых могут создаваться и функционировать ОЭЗ, это:
- промышленно-производственная;
- технико-внедренческая;
- туристско-рекреационная деятельность;
- а также деятельность в портах.
Согласно закону особые экономические зоны в России создаются в целях:
- развития обрабатывающих отраслей экономики;
- разработки новых, высокотехнологичных технологий, их последующей коммерциализацией;
- производства новых видов продуктов;
- развития инфраструктуры;
- развития туризма.
Также в законе прописаны типы ОЭЗ, которые могут создаваться на территории Российской федерации:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско - рекреационные;
- портовые.
Основные принципы таможенного регулирования в Российской Федерации регламентируются сводом законов и нормативных актов, направленных на контроль перемещения товаров через границы страны.
Таможенное регулирование в России призвано способствовать развитию торговли и одновременно обеспечивать соблюдение национальных интересов.
Одним из основополагающих принципов таможенного регулирования в Российской Федерации является концепция таможенного контроля. Он включает в себя контроль и надзор за товарами, ввозимыми в страну или вывозимыми из нее, с целью предотвращения незаконных действий, таких как контрабанда, уклонение от уплаты налогов и оборот запрещенных предметов.
В России существует несколько видов таможенного контроля, каждый из которых служит определенной цели в обеспечении экономических интересов и безопасности стран.
Во-первых, предварительный таможенный контроль проводится до ввоза товаров на территорию России.
Во-вторых, после прибытия товаров в Россию проводится таможенный контроль.
В-третьих, транзитный таможенный контроль осуществляется в отношении товаров, следующих через территорию России по пути в другие пункты назначения.
Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля на территориях особых экономических зон состоит из:
- Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года с учетом изменений, внесенных в него Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года;
- Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза;
- Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и принимаемые в соответствии с ним иных федеральных законов;
- Указов Президента Российской Федерации;
- Постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
На территории некоторых ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Предоставляется возможность ввоза импортного оборудования, сырья и материалов, не уплачивая таможенной пошлины и НДС.
Особые экономические зоны России: количество территорий по состоянию на 2024 год – 54 зоны, из них:
- Промышленно-производственные зоны: 34 зоны;
- Технико-внедренческие ОЭЗ России: 7 зон;
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны: 11 зон;
- Портовая свободная экономическая зона в России: 2 зоны.
В завершение работы нами представлены следующие концепции совершенствования осуществления таможенного контроля на территории ОЭЗ.
Рекомендация 1. Интеграция передовых технологий, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, аналитика больших данных и блокчейн, может значительно повысить эффективность и точность операций таможенного контроля.
Рекомендация 2. Интернет вещей (IoT) может обеспечить отслеживание и мониторинг транзитных товаров в режиме реального времени, позволяя таможенным органам лучше видеть цепочки поставок и выявлять любые отклонения от запланированных маршрутов или графиков. IoT-устройства, такие как датчики и RFID-метки, могут предоставлять ценные данные о состоянии, местонахождении и статусе товаров, способствуя более эффективному проведению таможенных проверок.
Рекомендация 3. Инвестирование в развитие потенциала и обучение сотрудников таможенных органов. Хорошо обученный персонал лучше подготовлен к сложным процедурам оформления, выявлению потенциальных рисков и принятию обоснованных решений, что в конечном итоге способствует более плавному и эффективному проведению таможенных операций.
Таким образом, оптимизация шагов по сокращению времени и затрат на таможенные формальности имеет решающее значение для предприятий, занимающихся международной торговлей. Под таможенными формальностями понимаются процедуры и бумажная работа, необходимые для импорта и экспорта товаров, включая оформление документации, проведение проверок и уплату пошлин и налогов.
Упорядочение этих процессов может принести значительные выгоды, такие как ускорение таможенного оформления товаров, снижение административного бремени и, в конечном счете, сокращение расходов для предприятий.
Еще одним ключевым аспектом оптимизации таможенных формальностей является инвестирование в развитие потенциала и обучение сотрудников таможенных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 г. № 237.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // www.pravo.gov.ru.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ от 06.08.2018 г. № 32 (часть I) ст. 5082.
Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ от 29.10.2010 г. № 48 ст. 6252.
Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ст. 3127.
Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/21389/ (Дата обращения: 15.05.2024).
Учебная литература
Колпаков П.А. Основы таможенного дела: учебное пособие / СПБ: Троицкий мост. – 2022. - 360 с.
Серова К.Л. Таможенный контроль: практика применения в ОЭЗ РФ. учебное пособие / М.: «Проспект». – 2023. – 250 с.
Синицин Е.Е., Бондарева А.А. Особые экономические зоны в национальной экономике: сущность, практика реализации: учебное пособие / М.: Проспект. – 2022. – 360 с.
Черепкин Р.Р. Таможенное право: Учебное пособие для Вузов / М.: Проспект. – 2022. – 500 с.
Черняев С.Р. Таможенное право: учебник / М.: ЮСТИЦИЯ. – 2021. – 420 с.
Источники периодической печати
Алёхина О.Г., Алёхин Р.Р., Сидотеев Е.Е. Обучение специалистов для осуществления деятельности в таможенной сфере // Санкт Петербург: Таможенный режим. - 2022. - № 8.
Арсеньев А.А., Арсеньева П.Р. Таможенный контроль в рамках особых экономических зон в Российской Федерации: практика применения // М.: Таможня. – 2023. - № 6.
Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2021. - №2.
Бережной К.Р., Бережная В.Р., Димитров Н.Г. Экономические льготы в рамках особых экономических зон Российской Федерации // М.: Альфа. – 2022. - № 6.
Генева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере применения таможенных процедур // Юрист. – 2023. - № 11.
Жаркин Р.Н. Таможенные платежи РФ // Экономика и право. – 2022. - № 11.
Каламаев В.П. Таможенная процедура // М.: Юрайт. - 2023. - №12.
Калачев С.Л. Таможенное регулирование РФ // М.: Юрайт. - 2023. - №7.
Капанов Н.Н., Зотова Н.Г., Киров Е.Е. Экспертиза при таможенном контроле в Российской Федерации // М.: Юрайт. – 2023. - № 4.
Карамазов Е.Л., Зеленец С.В. Таможенная экспертиза в рамках территориальных границ свободных экономических зон России // М.: Юрайт., - 2023. - №1.
Картаев А.А. Особенности таможни в России // Экономика. – 2023. - № 10.
Каршунов П.Р. Налоговые преференции для частного бизнеса // Экономика. – 2022. - №11.
Киреев Р.Р., Лабановская В.В. Правовой режим таможенного контроля в особых экономических зонах Российской Федерации // М.: Омега-Л. - 2023. - № 9.
Кононов П.Л., Каламитов Т.Т. Таможенный контроль товаров и транспортных средств в особых экономических зонах Российской Федерации // М.: Юрайт. – 2021. - №5.
Корнеева И.С. Таможенные процедуры, особенности таможенных операций //М.: Юрайт. - 2023. - № 11.
Кронова А.Н. Таможенный контроль в РФ // М.: Юрайт. - 2023. - № 8.
Кудрявцева Т.С. Основы таможенного дела // М.: Юрайт. 2024. - № 12.
Леонидов С.Е. Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ // Экономика. – 2023. - № 6.
Мернов А.Е., Мернова А.А., Иблаев Г.Л. Особенная экономическая зона в Российской Федерации: таможенный режим, развитие, перспективы // М.: Таможня. – 2022. - № 11.
Михеева Т.А. Таможенное регулирование: проблемы практики // Право России. – 2022. - № 6.
Мусаллямов Р.Р., Игнатьев Н.К., Говоров П.О. Административное производство в отношении несоблюдения таможенных правил // М.: Юрайт. – 2023. - № 7.
Наборин Е.Е., Медведев А.Р., Толкунова Н.Г. Организационные моменты таможенного контроля в территориальных рамках особых экономических зон // М.: Таможня. – 2023. - № 8.
Никонов Р.Р. Внешнеторговые операции: основы, методы // Экономика России. – 2023. - № 8.
Норжин Р.Р., Жаровкин Е.Е., Жаровкина Н.Г. Особые экономические зоны Российской Федерации: современное состояние, перспективы развития // Экономика и Социум. – 2022. - № 8.
Носов Е.Е. Виды российского таможенного контроля // Социум. – 2022. - № 11.
Пирогов Н.Г., Рожкин Л.Д. Особые экономические зоны Российской Федерации: развитие, экономические трудности // Макроэкономика. – 2023. - № 7.
Полушкин О.А., Абалкин Л.И. Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. – 2023. - №4.
Рапиров Е.Е., Бирский К.Е., Меделов П.Н. Законодательство, регулирующее таможенную службу в Российской Федерации // М.: Наука. – 2021. - № 6.
Рассилов К.Е., Берегов С.Н., Меховоедов В.Б. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности в санкционный период российской Федерации // М.: Юнити-Дана. – 2021. - № 6.
Розкин П.Р., Рязанов А.Р., Сидорчук С.Е. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации в условиях санкций со стороны западных партнёров // Экономика и социум. – 2023. - № 10.
Сидихин В.П., Иванова Г.Л., Дербешева Р.Р. Таможенный контроль после выпуска товаров в особых экономических зонах Российской Федерации // М.: Проспект. – 2023. - № 10.
Сиконова Р.Н., Аблеухов М.Т., Татаров Н.Е. Таможенные платежи при внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: практика применения, проблемы // М.: Юрайт. – 2023. - № 9.
Сипонов А.П. Свободные экономические зоны: правовое регулирование, опыт России // Таможня. – 2022. - № 7.
Сироедов Д.Д., Аблямов А.Р., Снежкина Г.Л. Таможенные платежи в Российской Федерации: акциз, НДС, таможенный сбор и т.д. // М.: Таможня. – 2022. - № 7.
Сомов Н.Г. Таможенная экспертиза: практика применения // Наука. – 2021. - № 9.
Сусаев Р.Р. Таможенное регулирование в РФ: особенности, проблемы практики // М.: Проспект. – 2023. - №3.
Сюндюков И.И. Свободная торговля в России: СЭЗ и ОЭЗ // Таможенное дело в России // М.: Проспект. – 2023. - № 10.
Фатиева И.А. Правовой статус особых экономических зон: проблемы и перспективы нормативного регулирования // Молодой ученый. - 2021. - № 8.
Филонов А.А., Филонова Е.Е., Клеменчук П.Л. Налоговые льготы в рамках свободных экономических зон в Российской Федерации // М.: Таможня. – 2023. - № 2.
Цыганков Э. М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности // [Электронный ресурс]. URL:http://www.ombudsmanbiz-irk.ru. (Дата обращения: 20.05.2024).
Шабанов Внешнеэкономическая деятельность в России // Экономика России. – 2021. - № 9.
Шуршинов П.А., Шуршинова Е.Е. Перспективы развития сводного таможенного режима в России // М.: Таможня. – 2023. - № 6.
Фатиева, И.А. Правовой статус особых экономических зон: проблемы и перспективы нормативного регулирования // Молодой ученый. - 2021. - № 8. - С. 141-145.
Сипонов А.П. Свободные экономические зоны: правовое регулирование, опыт России // Таможня. – 2022. - № 7. – С. 57-59.
Цыганков Э. М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности // [Электронный ресурс]. URL:http://www.ombudsmanbiz-irk.ru. (Дата обращения: 20.05.2024).
ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ст. 3127.
Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/21389/ (Дата обращения: 15.05.2024).
Черняев С.Р. Таможенное право: учебник / М.: ЮСТИЦИЯ. – 2021. – С. 100.
Сипонов А.П. Свободные экономические зоны: правовое регулирование, опыт России // Таможня. – 2022. - № 7. – С. 69-70.
Калачев С.Л. Таможенное регулирование РФ // М.: Юрайт. - 2023. - №7. – С. 69-70.
Леонидов С.Е. Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ // Экономика. – 2023. - № 6. – С. 45-46.
Серова К.Л. Таможенный контроль: практика применения в ОЭЗ РФ. учебное пособие / М.: «Проспект». – 2023. – С. 57-59.
Картаев А.А. Особенности таможни в России // Экономика. – 2023. - № 10. С.107-108.
Жаркин Р.Н. Таможенные платежи РФ // Экономика и право. – 2022. - № 11. – С. 100-101.
Сусаев Р.Р. Таможенное регулирование в РФ: особенности, проблемы практики // М.: Проспект. – 2023. - №3. – С. 56-58.
Сюндюков И.И. Свободная торговля в России: СЭЗ и ОЭЗ // М.: Проспект. – 2023. - № 10. – С. 68-69.
Носов Е.Е. Виды российского таможенного контроля // Социум. – 2022. - № 11. – С. 105-107.
Корнеева И.С. Таможенные процедуры, особенности таможенных операций //М.: Юрайт. - 2023. - № 11. – С.45-46.
Колпаков П.А. Основы таможенного дела: учебное пособие / СПБ: Троицкий мост. – 2022. – С. 100-102.
Полушкин О.А., Абалкин Л.И. Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. – 2023. - №4. – С. 123-124.
Никонов Р.Р. Внешнеторговые операции: основы, методы // Экономика России. – 2023. - № 8. – С. 102-103.
Генева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере применения таможенных процедур // Юрист. – 2023. - № 11. – С. 99-100.
Шабанов Внешнеэкономическая деятельность в России // Экономика России. – 2021. - № 9. – С.156-157.
Серова К.Л. Таможенный контроль: практика применения в ОЭЗ РФ. учебное пособие / М.: «Проспект». – 2023. – С. 105.
Михеева Т.А. Таможенное регулирование: проблемы практики // Право России. – 2022. - № 6. – С. 89-90.
Кронова А.Н. Таможенный контроль в РФ // М.: Юрайт. - 2023. - № 8. – С. 89-90.
Кудрявцева Т.С. Основы таможенного дела // М.: Юрайт. 2024. - № 12. – С. 125-126.
Михеева Т.А. Таможенное регулирование: проблемы практики // Право России. – 2022. - № 6.
Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2021. - №2. – С. 105.
2
Виды таможенного контроля
Предварительный таможенный контроль
Послеприбытийный таможенный контроль
Транзитный таможенный контроль
Типы ОЭЗ
Промышленно-производственные
Технико-внедренческие
Туристско - рекреационные
Портовые
КРИТЕРИИ СЭЗ
Территориальная ограниченность
Льготный правовой и финансово экономический режим
Широкий спектр функций и полномочий
Правительственная поддержка и государственные гарантии
Специализация экономической деятельности
Стратегические задачи государства, в рамках СЭЗ
Повышение конкурентоспособности национальной экономики
Отход от экспортно-сырьевой модели развития
Апробация в зонах новых методов хозяйствования
Повышение степени интегрирования национальной экономики в мировое хозяйство
Цели создания СЭЗ
Экономические цели
Социальные цели
Научно-технические цели
-активизация и расширение внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;
- привлечение иностранных инвестиций;
- повышение конкурентоспособности национального производства на мировом рынке;
- увеличение экспорта.
- создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы;
- подготовка высококвалифицированных кадров для работы с новыми привлеченными технологиями;
- ускорение развития отдельных регионов в условиях ограниченности в ресурсах;
- общий рост благосостояния региона.
- привлечение и использование зарубежных технологий;
- ускорение внедрения результатов НИОКР;
-концентрация научно-технических кадров на приоритетных направлениях.
Льготные условия для товаров иностранного производства, в рамках ОЭЗ
Оформление, исключая НДС
Исключается взимание таможенных пошлин
Рекомендации по совершенствованию осуществления таможенного контроля на территории особенных экономических зон
Интеграция передовых технологий, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, аналитика больших данных и блокчейн
Интернет вещей (IoT)
Инвестирование в развитие потенциала и обучение сотрудников таможенных органов
Особые экономические зоны России: количество территорий по состоянию на 2024 год
Промышленно-производственные зоны: 34 зоны
Технико-внедренческие ОЭЗ России: 7 зон
Туристско-рекреационные особые экономические зоны: 11 зон
Портовая свободная экономическая зона в России: 2 зоны
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 г. № 237.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // www.pravo.gov.ru.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ от 06.08.2018 г. № 32 (часть I) ст. 5082.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ от 29.10.2010 г. № 48 ст. 6252.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ст. 3127.
7. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/21389/ (Дата обращения: 15.05.2024).
Учебная литература
8. Колпаков П.А. Основы таможенного дела: учебное пособие / СПБ: Троицкий мост. – 2022. - 360 с.
9. Серова К.Л. Таможенный контроль: практика применения в ОЭЗ РФ. учебное пособие / М.: «Проспект». – 2023. – 250 с.
10. Синицин Е.Е., Бондарева А.А. Особые экономические зоны в национальной экономике: сущность, практика реализации: учебное пособие / М.: Проспект. – 2022. – 360 с.
11. Черепкин Р.Р. Таможенное право: Учебное пособие для Вузов / М.: Проспект. – 2022. – 500 с.
12. Черняев С.Р. Таможенное право: учебник / М.: ЮСТИЦИЯ. – 2021. – 420 с.
Источники периодической печати
13. Алёхина О.Г., Алёхин Р.Р., Сидотеев Е.Е. Обучение специалистов для осуществления деятельности в таможенной сфере // Санкт Петербург: Таможенный режим. - 2022. - № 8.
14. Арсеньев А.А., Арсеньева П.Р. Таможенный контроль в рамках особых экономических зон в Российской Федерации: практика применения // М.: Таможня. – 2023. - № 6.
15. Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2021. - №2.
16. Бережной К.Р., Бережная В.Р., Димитров Н.Г. Экономические льготы в рамках особых экономических зон Российской Федерации // М.: Альфа. – 2022. - № 6.
17. Генева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере применения таможенных процедур // Юрист. – 2023. - № 11.
18. Жаркин Р.Н. Таможенные платежи РФ // Экономика и право. – 2022. - № 11.
19. Каламаев В.П. Таможенная процедура // М.: Юрайт. - 2023. - №12.
20. Калачев С.Л. Таможенное регулирование РФ // М.: Юрайт. - 2023. - №7.
21. Капанов Н.Н., Зотова Н.Г., Киров Е.Е. Экспертиза при таможенном контроле в Российской Федерации // М.: Юрайт. – 2023. - № 4.
22. Карамазов Е.Л., Зеленец С.В. Таможенная экспертиза в рамках территориальных границ свободных экономических зон России // М.: Юрайт., - 2023. - №1.
23. Картаев А.А. Особенности таможни в России // Экономика. – 2023. - № 10.
24. Каршунов П.Р. Налоговые преференции для частного бизнеса // Экономика. – 2022. - №11.
25. Киреев Р.Р., Лабановская В.В. Правовой режим таможенного контроля в особых экономических зонах Российской Федерации // М.: Омега-Л. - 2023. - № 9.
26. Кононов П.Л., Каламитов Т.Т. Таможенный контроль товаров и транспортных средств в особых экономических зонах Российской Федерации // М.: Юрайт. – 2021. - №5.
27. Корнеева И.С. Таможенные процедуры, особенности таможенных операций //М.: Юрайт. - 2023. - № 11.
28. Кронова А.Н. Таможенный контроль в РФ // М.: Юрайт. - 2023. - № 8.
29. Кудрявцева Т.С. Основы таможенного дела // М.: Юрайт. 2024. - № 12.
30. Леонидов С.Е. Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ // Экономика. – 2023. - № 6.
31. Мернов А.Е., Мернова А.А., Иблаев Г.Л. Особенная экономическая зона в Российской Федерации: таможенный режим, развитие, перспективы // М.: Таможня. – 2022. - № 11.
32. Михеева Т.А. Таможенное регулирование: проблемы практики // Право России. – 2022. - № 6.
33. Мусаллямов Р.Р., Игнатьев Н.К., Говоров П.О. Административное производство в отношении несоблюдения таможенных правил // М.: Юрайт. – 2023. - № 7.
34. Наборин Е.Е., Медведев А.Р., Толкунова Н.Г. Организационные моменты таможенного контроля в территориальных рамках особых экономических зон // М.: Таможня. – 2023. - № 8.
35. Никонов Р.Р. Внешнеторговые операции: основы, методы // Экономика России. – 2023. - № 8.
36. Норжин Р.Р., Жаровкин Е.Е., Жаровкина Н.Г. Особые экономические зоны Российской Федерации: современное состояние, перспективы развития // Экономика и Социум. – 2022. - № 8.
37. Носов Е.Е. Виды российского таможенного контроля // Социум. – 2022. - № 11.
38. Пирогов Н.Г., Рожкин Л.Д. Особые экономические зоны Российской Федерации: развитие, экономические трудности // Макроэкономика. – 2023. - № 7.
39. Полушкин О.А., Абалкин Л.И. Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. – 2023. - №4.
40. Рапиров Е.Е., Бирский К.Е., Меделов П.Н. Законодательство, регулирующее таможенную службу в Российской Федерации // М.: Наука. – 2021. - № 6.
41. Рассилов К.Е., Берегов С.Н., Меховоедов В.Б. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности в санкционный период российской Федерации // М.: Юнити-Дана. – 2021. - № 6.
42. Розкин П.Р., Рязанов А.Р., Сидорчук С.Е. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации в условиях санкций со стороны западных партнёров // Экономика и социум. – 2023. - № 10.
43. Сидихин В.П., Иванова Г.Л., Дербешева Р.Р. Таможенный контроль после выпуска товаров в особых экономических зонах Российской Федерации // М.: Проспект. – 2023. - № 10.
44. Сиконова Р.Н., Аблеухов М.Т., Татаров Н.Е. Таможенные платежи при внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: практика применения, проблемы // М.: Юрайт. – 2023. - № 9.
45. Сипонов А.П. Свободные экономические зоны: правовое регулирование, опыт России // Таможня. – 2022. - № 7.
46. Сироедов Д.Д., Аблямов А.Р., Снежкина Г.Л. Таможенные платежи в Российской Федерации: акциз, НДС, таможенный сбор и т.д. // М.: Таможня. – 2022. - № 7.
47. Сомов Н.Г. Таможенная экспертиза: практика применения // Наука. – 2021. - № 9.
48. Сусаев Р.Р. Таможенное регулирование в РФ: особенности, проблемы практики // М.: Проспект. – 2023. - №3.
49. Сюндюков И.И. Свободная торговля в России: СЭЗ и ОЭЗ // Таможенное дело в России // М.: Проспект. – 2023. - № 10.
50. Фатиева И.А. Правовой статус особых экономических зон: проблемы и перспективы нормативного регулирования // Молодой ученый. - 2021. - № 8.
51. Филонов А.А., Филонова Е.Е., Клеменчук П.Л. Налоговые льготы в рамках свободных экономических зон в Российской Федерации // М.: Таможня. – 2023. - № 2.
52. Цыганков Э. М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности // [Электронный ресурс]. URL:http://www.ombudsmanbiz-irk.ru. (Дата обращения: 20.05.2024).
53. Шабанов Внешнеэкономическая деятельность в России // Экономика России. – 2021. - № 9.
54. Шуршинов П.А., Шуршинова Е.Е. Перспективы развития сводного таможенного режима в России // М.: Таможня. – 2023. - № 6.