Внутренние и внешние факторы развития рынка туристских услуг (на примере МПО Империя )
Заказать уникальную дипломную работу- 77 77 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 12.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ 5
1.1 Сущность рынка туристических услуг 5
1.2 Методики анализа внешних и внутренних факторов развития рынка туристических услуг 9
1.3 Возможные развития рынка туристических услуг 20
2.АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МПО «ИМПЕРИЯ» 23
2.1 Общая характеристика МПО «ИМПЕРИЯ» 23
2.2 Анализ внешних факторов, влияющих на деятельность МПО «ИМПЕРИЯ»…………………………………………………………………….23
2.3 Анализ внутренних факторов, влияющих на деятельность МПО «ИМПЕРИЯ»…………………………………………………………………….30
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МПО «ИМПЕРИЯ» С ЦЕЛЬЮ МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ФАКТОВРО ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 43
3.1 Формирование альтернатив для выбора мероприятий 43
3.2 Разработка мероприятий 46
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Рост узнаваемости компании.Использование дополнительных каналов продвижения (Интернет-реклама, SEO продвижение, отправка коммерческих предложений в регионы ЦФО).Сбытовая стратегияУвеличение продаж продукции, услуг в регионах ЦФО.Обеспечение своевременной поставки работ, услуг.Создание региональных представительств.Организация товародвижения. Развитие Интернет-продаж. Стратегия закупокОптимизация стоимостиПоиск отечественныхвендоров. Финансовая стратегияОбеспечение мероприятий для реализации стратегии необходимыми финансовыми ресурсамиАнализ и оценка затрат на реализацию стратегии развития. Поиск новых источников финансирования. Кадровая стратегия Поиск высоко квалифицированных специалистов в регионах. Расширение штата.Создание конкурентных условий работы для высоко квалифицированных специалистов в региональных представительствах компании.Создание кадрового резерва. Разработка программ развития сотрудников. Стратегия организации управленияРост эффективности управленияВведение промежуточного контроля за выполнением мероприятий и задач.Разработка мотивационной составляющей при выполнении задачСтратегия повышения уровня продаж продукции и услуг МПО «ИМПЕРИЯ», направленная на увеличение количества заказчиков работ, услуг в регионах ЦФО и рост узнаваемости компании, может быть реализована за счет использования дополнительных каналов продвижения товарной продукции, такими инструментами могут стать SEO – продвижение компании, отправка коммерческих предложений в региональные компании – потенциальным заказчикам. SEO – продвижение, это новое направление интернет-продвижения, при котором не потребуется затрат. SEO – продвижение предполагает постоянную работу с сайтом, в основном используется написание статей на актуальные темы, размещение их на собственном сайте, это позволяет увеличивать конверсию сайта и выдавать в числе первых результатов запроса разработанный сайт. [26]Эффект от создания сайта и SEO – продвижения по прогнозным значениям позволит увеличить количество посетителей сайта на 10% через три месяца, через год работы – в три раза. В среднем, по прогнозам аналитиков, SEO продвижение и наличие сайта позволят добиться роста реальной клиентской базы на 50%.[27]Реализация стратегии развития, стратегических задач и мероприятий позволит продаж МПО «ИМПЕРИЯ» повысить выручку компании, улучшить качество предоставляемых услуг (доставка и пр.), осуществлять успешную маркетинговую стратегию на рынке, тем самым масштабировать бренд, вести конкурентную ценовую политику, увеличить клиентскую базу заказчиков и продажи работ, услуг. С целью оптимизации структуры управления компанией можно предложить создание филиала для реализации производимый мясной продукции в Центральной России.Отправка коммерческих предложений в региональные компании – потенциальным заказчикам может быть реализована посредством маркетингового анализа компаний для выявления потенциальных заказчиков. В рамках сбытовой стратегии для реализации стратегии развития МПО «ИМПЕРИЯ» планируется создание региональных представительств, что позволит обеспечить своевременную поставку работ, услуг и увеличить объемы продаж в регионах. Так же на базе данного филиала будет осуществляться хранение готовой продукции и ее продажа. То есть данный филиал будет осуществлять не только маркетинговую деятельность по повышению продаж, но и деятельность по производственному менеджменту – хранение, отгрузка и доставка продукции покупателям. Возможность услуги хранения в новом филиале позволит увеличить объем продаж продукции за счет снижения расходов покупателей на доставку с основного склада из другого города. По данным анализа приоритетов по рынкам, который был проведен в первом разделе данной работы, было выявлено, что ненасыщенными остаются рынки регионов ЦФО: Брянская область – 12%, Липецкая область – 10%, Воронежская область – 6% и других. Данная стратегия предполагает постепенное освоение региональных рынков и, по мнению автора, необходимо сначала открыть представительство в Воронежской области, так как на него приходится большая, по сравнению с другими регионами ЦФО, доля выручки туристической компании, но при этом, так же как и в других регионах имеется неудовлетворенный спрос. Перспективный город для открытия представительства – Воронеж, так как это один из крупнейших экономически развитых городов России. Эффективное продвижение компании на данном региональном рынке и повышение объемов продаж позволят определить дальнейшие направления для открытия новых представительств. [28]В рамках финансовой стратегии необходимо провести анализ и оценку необходимых затрат на реализацию мероприятий в рамках стратегии развитии компании. Необходимо осуществить поиск дополнительных финансовых источников финансирования. Кадровая стратегия компании МПО «ИМПЕРИЯ» должна быть направлена на создание конкурентных условий работы в региональных представительствах, необходимо произвести поиск высоко квалифицированных специалистов в регионах ЦФО, создать кадровый резерв. Основными затратами на открытие представительства в Воронежской области является аренда офисного помещения, аренда складских площадей, фонд оплаты труда сотрудников, реклама. Открытие представительства предполагает аренду административного помещения, это необходимо для создания условий работы для новых сотрудников, установки рабочих мест для обмена документацией, для осуществления презентации работ, услуг для потенциальных покупателей. Стоимость аренды офисного помещения в городе Воронеже варьируется в зависимости от удаленности от инфраструктуры, а также деловой зоны города. Средняя стоимость за 73 м2 составляет 61880 руб. в месяц. [29]Открытие представительства в Воронежской области предполагает и аренду складских площадей, что необходимо для оперативной поставки работ, услуг покупателям. Условия хранения работ, услуг предполагают отсутствие резких перепадов температуры, влаги, грязи. Оптимальной температурой для хранения работ, услуг является 2-5 С. Таким образом, необходима аренда складских площадей, которые будут обладать такими условиями. Средняя стоимость аренды складской площади и площади для хранения готовой продукции составляет 21120 руб. в месяц за 71 м2.Для открытия представительства туристической компании необходим найм как минимум 3-х новых сотрудников, высококвалифицированных специалистов. Расчет затрат на фонд оплаты труда сотрудников представлен в таблице 14. Согласно статистике зарплат в Воронежской области за 2023 год, среднемесячная заработная плата высококвалифицированного специалиста в области продаж составляет 44 410 руб., руководителя – 82500 руб. Таблица 14- ФОТ сотрудников представительстваДолжностьСреднемесячная заработная плата, руб.Годовая заработная плата, руб.Руководитель82500990000Специалист 144410532920Специалист 244410532920Итого170 7802 055 840Отчисления на социальные нужды составляют 30,2%, что в расчете на денежный эквивалент – 620 863, 68 руб. Таким образом, общие затраты на фонд оплаты труда составляют 2 676 703,68 руб. Для того чтобы проинформировать потенциальных клиентов об открытии официального представительства продаж МПО «ИМПЕРИЯ», необходима активная рекламная деятельность. В данном случае это не только SEO – продвижение, но и региональные информационные каналы на телевидении, а также контекстная реклама в Яндекс – директ. Размещение рекламы на телевидении в г. Воронеже будет осуществляться на каналах Воронеж 24, Россия 24. Ролик с информационным сообщением туристической компании должен составить 10 сек. В день планируется 6 трансляций, трансляции будут идти ежедневно на протяжении 2х месяцев, по истечении данного времени количество трансляций снизится и составит 3 в день, каждый понедельник, среду и пятницу. Расчет затрат на рекламу на телевидении представлен в таблице 16, посредством произведения количества дней в периоде, длины ролика, количества трансляций в день и стоимости 1 секунды. Расчет затрат на рекламу на телевидении составит 1 008 000 руб. (таблица 15). Таблица 15- Расчет затрат на рекламу на телевиденииКаналХронометраж ролика, с.Количество трансляций в день, едСтоимость 1 секунды, руб.Стоимость рекламы в месяц, руб.Итого на период, руб.Воронеж24 (2 месяца)1065090000180000Россия24 (2 месяца)10690162000324000Воронеж24 (10 месяцев)1035018000180000Россия24 (10 месяцев)1039032400324000Итого1 008000Затраты на контекстную рекламу в Яндекс Директ, рассчитанные на площадке Яндекс.Директ Оценка бюджета рекламной кампании [26], составляют 311 293,6 руб. Прогноз запросов оценивается в 22 367 622. Контекстная реклама направлена на привлечение потенциальных клиентов на сайт компании и, по прогнозам аналитиков, может привлечь дополнительно от 15 до 20 % реальных покупателей. Оценка бюджета проводилась конкретно для Центрального федерального округа. Расчет затрат на рекламу представлен в таблице 16.Таблица 16- Расчет затрат на рекламу Вид рекламыЗатраты, руб.Региональные информационные каналы 1 008000Контекстная реклама311293,6Итого 1 319293,6Таким образом, затраты на рекламную кампанию составят 1319293,6 руб. на год. Общие затраты на реализацию стратегии развития составят 5 042,4 тыс. руб. (таблица 17). Таблица 17- Расчет затрат, необходимых для реализации стратегии развития МПО «ИМПЕРИЯ»Статья затратВ месяц, руб.В год, руб.Аренда офисного помещения61880742560Аренда складской площади21120253440ФОТ сотрудников223 058,642 676703,68Реклама109941,131319293,6Итого415999,774991997,28Открытие представительства в городе Воронеже потребуют значительных затрат в размере 4991,99 тыс. руб., финансирование мероприятий должно осуществляться из собственных средств компании, которыми она располагает. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятийОткрытие представительства позволит туристической компании расширить присутствие в Воронежской области, усилить позиции на отраслевом рынке, усилить узнаваемость бренда, увеличить объем продаж. Планируется, что в первый год открытие представительства позволит как минимум увеличить объем продаж в два раза, по отношению к 2022 году в данном регионе, что составит 474693,84 тыс. руб. Таким образом, общая выручка компании в планируемом году увеличится на 237346,92 тыс. руб. Представим финансовые результаты 2022 года и планируемого года в таблице 18 для определения экономического эффекта. Таблица 18- Расчет экономического эффекта от внедрения стратегии развития ПоказательЗначение показателяТемп роста, %2022 г.ПланВыручка, тыс. руб.19778912 215237,92112,00Общие расходы, тыс. руб.1 7975141 802505,99100,28Прибыль от продаж, тыс. руб. 180377412731,93228,82Рентабельность продаж, %8,618,6216,28Как видно из таблицы 24, выручка туристической компании увеличится на 12%, при небольшом росте общих расходов – 0,28%. При этом рентабельность продаж вырастет более чем в два раза. Это свидетельствует о целесообразности внедрения предложенной стратегии развития.Оценка экономической эффективности не последний этап оценки предложенной стратегии, так как на данном этапе не были учтены риски компании при внедрении мероприятий, позволяющих реализовать выбранную стратегию. В таблице 19 представлены основные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации стратегии, и их количественная оценка. Формула для определения риска представляет собой произведение вероятности наступления опасного фактора и его последствий (формула 1).[13]R = ,(1)где R – величина риска;P – вероятность возникновения риска (где 1 – низкая вероятность наступления события, 5 – высокая вероятность наступления события);S – величина последствий (где 1 – незначительные последствия, 5 – значительные негативные последствия).Таблица 19- Расчет величины рисков для стратегии развития МПО «ИМПЕРИЯ»Вид рискаВероятность возникновения (Р)Величина последствий (S)Величина риска (R)Повторные санкции 3515Большая конкуренция на рынке продукции 212Увеличение стоимости продукции вследствие ослабления рубля236Ухудшение экономической привлекательности региона2510Задержки в поставках продукции236Неверное определение спроса248Некомпетентность нанимаемых сотрудников339Представим карту рисков на рисунке 14, с учетом количественной оценки рисков.Вероятность наступления рискаВлияние на целевые показатели (Последствия)12345543Некомпетентность нанимаемых сотрудниковПовторные санкции2Большая конкуренция на рынке Увеличение стоимости продукции вследствие ослабления рубля.Задержки в поставках продукцииНеверное определение спросаУхудшение экономической привлекательности региона1Цвет ячейкиУровень рискаНизкий Ниже среднегоСреднийВыше среднегоВысокий Рисунок 14 – Карта рисков МПО «ИМПЕРИЯ»Таким образом, наиболее высокое влияние на результаты деятельности МПО «ИМПЕРИЯ» может оказать повторные санкции, а также ухудшение экономической привлекательности региона. В данном случае выбранная стратегия может оказаться неэффективной, затраты на открытие представительства в Воронежской области могут превысить выручку от продаж, что повлечет за собой снижение рентабельности деятельности по реализации продукции. Основными мероприятиями для снижения рисков могут стать предложенные в таблице 20. Таблица 20- Мероприятия по снижению воздействия рисков Описание рискаМероприятия по снижениюПовторные санкции Поиск отечественных вендоров, постепенное замещение доли ассортимента продукции на продукцию отечественных производителейБольшая конкуренция на рынке Захват доли рынка, усиление конкурентных позиций за счет развития конкурентных преимуществУвеличение стоимости продукции вследствие ослабления рубляПоиск оптимальных решений для снижения других статей затрат (например, логистика)Ухудшение экономической привлекательности регионаТщательное проведение маркетинговых исследований для анализа стратегии и ее корректировкиЗадержки в поставках продукцииМониторинг поставок, расчет объема поставок на опережениеНеверное определение спросаПроведение маркетинговых исследованийНекомпетентность нанимаемых сотрудниковТщательный отбор сотрудников, разработка программ обучения, разработка программ развития сотрудников, введение материальной мотивацииОсновными мероприятиями по снижению наиболее высокого риска являются: поиск отечественных поставщиков, постепенное замещение доли сырья и оборудования, это смягчит риск потери азиатских поставщиков;тщательное проведение маркетинговых исследований для анализа стратегии развития и ее возможной корректировки в случае снижения экономической привлекательности региона. Таким образом, представленные мероприятия по снижению воздействия рисков позволят МПО «ИМПЕРИЯ» предотвратить негативные последствия рисков и успешно реализовывать стратегические планы.ЗАКЛЮЧЕНИЕТуристский рынок - это система хозяйственных связей, в которой совершается процесс обмена туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного обмена денег в туристско-экскурсионные услугиВнешняя среда предприятия включает в себя все внешние факторы, которые могут оказывать влияние на его деятельность и результативность. Эти факторы могут быть как контролируемыми, так и неконтролируемыми со стороны предприятия. Внешняя среда включает в себя различные области, такие как политическая, экономическая, социокультурная, технологическая, экологическая и юридическая сферыВнутренняя среда предприятия — это та доля всеобщей среды, которая находится в пределах организации. Внутренняя среда организации является одним из основных понятий в управлении. Она представляет собой совокупность всех внутренних факторов, которые влияют на функционирование и развитие организации. Сюда входят организационная культура, структура управления, система ценностей, уровень мотивации персонала, а также внутренние процессы и воздействияИнформационная база анализа внешних и внутренних факторов развития рынка туристических услуг– это постоянно действующая система взаимосвязей специалистов, оборудования и концептуальных моделей, предназначенных для сбора, классификации, анализа и оценки информации, необходимой для стратегического управления.Объектом исследования во второй главе выступает некоммерческая компания.МПО «Империя» была создана 07.08.2015 года. Данная компания является некоммерческой.Основной вид деятельности, указанный при регистрации 94.99 деятельность прочих общественных организаций и некоммерческих организаций, кроме религиозных и политических организаций. Анализ внешней среды, в частности туристического рынка показал, что согласно Росстату, общее количество туристических поездок россиян за три квартала 2023 года составило 134 955 161 поездок, что на 16,48% больше, чем за тот же период 2022 года (115 854 093 поездки).Уровень туристического сервиса в России и удовлетворенность им потребителей в последние годы растут. Оценивая свой отдых в 2022 году, 85% опрошенных указали, что считают его вполне удовлетворительным. При этом 5% респондентов отметили, что их отпуск превзошел ожидания.Конкурентоспособность услуг туристического агентства будет заключена в следующем: сервис обслуживания клиентов и цена на первоначальном этапе ниже среднерыночной. Ценовая политика планируемого к открытию туристического агентства будет сформирована на основании среднерыночной цены на туристические пакеты, услуги и продукты в РФОбщая оценка макроокружения по PEST анализу составила -19, что говорит о негативном влиянии внешней среды на предприятие, особенно негативное влияние наблюдается в блоке «Экономика», поскольку основные показатели эффективности экономики в стране показывают отрицательную динамику. Блок «Общество» и «Технологии» также отрицательно влияют на развитие предприятия и отрасли в целом. Возможности для развития отрасли наблюдается в большей степени в блоке «Политика», меры государственной поддержки в области налогового и финансового регулирования благоприятно влияют на отрасль.Анализ пяти сил Портера показал, что наибольшее влияние на рынок и его состояние конкурентоспособности оказывает фактор рыночной власти. Наименьшее влияние приходится на товар- заменитель.Внутренняя среда МПО «ИМПЕРИЯ» выстроена на таких факторах как кадры предприятия, организационная культура, маркетинг, внутриорганизационные и технологические процессы. Оценка персонала показала, что средний возраст сотрудников МПО «ИМПЕРИЯ» 30-35 лет. Предприятие предпочитает брать работников на перспективу, поэтому руководство фирмы отлично относится к молодым кадрам. Им даётся испытательный срок (не менее 2 месяцев) в течении которого сотрудники должны показать свои умения в данной сфере. В МПО «ИМПЕРИЯ» сотрудники обладают свободой и выстраивают доверительные отношения, это способствует исполнять свои обязанности на высоком уровне, а компания создает для этого все необходимые условия. Компания предоставляет удобный рабочий график, комфортное место для работы, обеспеченное всей современной техникой, необходимой мебелью и доступом к интернету. На территории также имеется комната отдыха, оборудованная кухонными приборами и техникой, где работники могут провести свои перерывы. Для сближения коллектива проводятся два раза в год корпоративы, так же за счет предприятия.Анализ финансового состояния компании показал, что наблюдается повышение рентабельности активов, которое говорит об увеличении возмещения от использования всех активов предприятия с 0,1% до 1,5%. Происходит так же увлечение показателя рентабельности собственного капитала с 0,2% до 3,2%. Одной из причин положительной динамики может быть эффективное управление капиталом компании. По таблице расчетов рентабельности МПО «ИМПЕРИЯ» можно увидеть положительную динамику по всем показателям в период с 2022 по 2023 год. Это благоприятно влияет на деятельность предприятие и качество установок на будущее. Проведенный SWOT- анализМПО «ИМПЕРИЯ»позволил сделать вывод о том, что в компании стабильное финансовое состояние, квалифицированный персонал, низкая текучесть кадров, налаженные партнерские отношения как среди сотрудников предприятия, индивидуальных подход к каждому клиенту и сотруднику. К недостаткам были отнесены следующие: отсутствие рекламной деятельности, недостаточная известность среди населения, отсутствие стратегических направлений. С целью повышения позитивного влияния внутренней и внешней среды предприятия на результаты деятельности предприятия, то есть снижения негативного влияния факторов внешней и внутренней среды можно предложить внедрение специализированной программы, которая позволит проводить анализ текущего состояния предприятия на постоянной основе по одному и тому же алгоритму, выявляя критические моменты. Это позволит более быстро и своевременно идентифицировать негативное влияние факторов внешней и внутренней среды, что позволит их быстро устранить.Расчет экономического эффекта от внедрения стратегии развития показал, что выручка туристической компании увеличится на 12%, при небольшом росте общих расходов – 0,28%. При этом рентабельность продаж вырастет более чем в два раза. Это свидетельствует о целесообразности внедрения предложенной стратегии развития.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 26.07.2006 г. № 135–ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434Федеральный закон от 25.02.1999 № 39—ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». —URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 22.05.2024)Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с. – Текст Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – Москва: Русайнс, 2020. — 256 с. – ТекстБаринов В.А., Бусалов Д.Ю. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ В.А. Баринов, Д.Ю. Бусалов. – М.: ИНФРА—М, 2021. – 294 с – Текст Балабанова Л.В. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга: [монография] / Л. В. Балабанова, А. В. Кривенко. – Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган—Барановского, 2020. – 147 с. – ТекстБелько О.А. Новое слово в стратегическом планировании [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe—slovo—v—strategicheskom—planirovanii (дата обращения 22.05.2024) – Текст: электронный Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.– ТекстДжуха, В.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 – 282сЕфимова, О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: учебное пособие / О.В. Ефимова. – М.: Интел—Синтез, 2021. – 325с.— ТекстЕлисеева Е.В., Лейни Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ Е.В. Елисеева, Т. Лейни. – М.: Т8, 2021. – 50 с – Текст: электронный Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебное пособие/ А.Н. Жилкина.— М.: Юрайт.— 2020 г.— 285 с. – ТекстЗуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4—е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 375 с. – ТекстИльдеменов, С. В. Операционный менеджмент: учебное пособие/ С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. – М.: ИНФРА—М, 2023. – 337 с. – ТекстКотлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс : учебное пособие / Ф. Котлер. — М.: Диалектика, 2019 г. — 496 c. – ТекстКарпова С.В. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с. – ТекстКоляда Н.Я. Роль SWOT и SWN анализов в процессе стратегического управления компанией - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-swoti-snw-analizov-v-protsesse-strategicheskogo-upravleniya-kompaniey (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.Кузьмин О.Е. Управление международной конкурентоспособностью предприятия: [учеб.пособие. для студ. спец. "Международная экономика"] / О. Е. Кузьмин, Н. И. Горбаль. – Москва: Компакт—ЛВ, 2020. – 304 с.- ТекстКуликова О.М. Трансформация инструментов маркетинговых исследований в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-instrumentov-marketingovyh-issledovaniy-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйКузьменко О.В., Чекарь В.Н., Мостипан С.В. PEST анализ в системе стратегического маркетингового анализа - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/pest-analiz-v-sisteme-strategicheskogo-marketingovogo-analiza (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйКлейрне Г.Б. Системная парадигма как теоретическая основа стратегического управления экономикой в современных условиях - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-paradigma-kak-teoreticheskaya-osnova-strategicheskogo-upravleniya-ekonomikoy-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйЛитвак Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – М.: Юрайт, 2019. – 507 с.– Текст Лапшина Е.Е. Методы исследования покупательских предпочтений - URL.: https://moluch.ru/archive/342/77043/ (дата обращения 22.05.2024) –– Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйМаксимова В.Ф. Экономическая теория: учебное пособие / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт. – 2020 г. – 592 с. – ТекстМалюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 361 с. – ТекстМедведев С.О., Позднякова М.О., Зырянов М.А., Безруких Ю.А. Исследование отдельных подходов к оценке конкурентоспособности предприятия - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otdelnyh-podhodov-k-otsenke-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйМелехин В.Б., Исмаилова Ш.Т. Сетевые организационные структуры управления строительным предприятием // Экономика строительства. 2021. № 7. С. 14—23. – ТекстМардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2—е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 176 с. – ТекстМаркетинговые исследования потребительских предпочтений - URL.: https://tochkarosta.ru/marketingovye-issledovanija-potrebitelskih-predpochtenij/ (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйМаксимова Е.А., Лядова Н.И. Подходы к определению понятия стратегического развития промышленного предприятия - URL.: https://interactive-science.media/ru/keyword/6186/articles (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйМетоды изучения потребительских предпочтений -URL.: https://infopedia.su/8xb890.html (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйНовые технологии в маркетинговых исследованиях - URL.: https://www.r—trends.ru/trends/trends_934.html (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронныйНаумов, В. Н. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах : монография / В. Н. Наумов, В. Г. Шубаева. – Москва : ИНФРА—М, 2020. – 270 с– Текст непосредственныйОтварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. – ТекстОвсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с. – ТекстАбрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 270 с. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 290 с.Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 375 с.Ильдеменов, С. В. Операционный менеджмент: учебное пособие/ С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. – М.: ИНФРА–М, 2023. – 337 с Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 361 с.Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 176 с. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения :учебно–практическое пособие / С. А. Попов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 447 с. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 481 с. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4–е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 274 с.Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. – 3–е изд., испр. и перераб. – Москва : РИОР : ИНФРА–М, 2021. – 106 с. Сироткин, С. А. Стратегический менеджмент : учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. – Москва : ИНФРА–М, 2022. – 263 с. Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 442 с. Соклакова, И.В. Стратегический анализ деятельности организации : учебное пособие для бакалавров / И.В. Соклакова, М.С. Санталова, И.Л. Сурат и др. – 2–е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 242 с.Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 333 с.Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 321 с.Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с. Карпова С.В. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 сГригорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135–ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
2. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39—ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». —URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 22.05.2024)
3. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с. – Текст
4. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – Москва: Русайнс, 2020. — 256 с. – Текст
5. Баринов В.А., Бусалов Д.Ю. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ В.А. Баринов, Д.Ю. Бусалов. – М.: ИНФРА—М, 2021. – 294 с – Текст
6. Балабанова Л.В. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга: [монография] / Л. В. Балабанова, А. В. Кривенко. – Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган—Барановского, 2020. – 147 с. – Текст
7. Белько О.А. Новое слово в стратегическом планировании [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe—slovo—v—strategicheskom—planirovanii (дата обращения 22.05.2024) – Текст: электронный
8. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.– Текст
9. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 – 282с
10. Ефимова, О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: учебное пособие / О.В. Ефимова. – М.: Интел—Синтез, 2021. – 325с.— Текст
11. Елисеева Е.В., Лейни Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ Е.В. Елисеева, Т. Лейни. – М.: Т8, 2021. – 50 с – Текст: электронный Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебное пособие/ А.Н. Жилкина.— М.: Юрайт.— 2020 г.— 285 с. – Текст
12. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4—е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 375 с. – Текст
13. Ильдеменов, С. В. Операционный менеджмент: учебное пособие/ С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. – М.: ИНФРА—М, 2023. – 337 с. – Текст
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс : учебное пособие / Ф. Котлер. — М.: Диалектика, 2019 г. — 496 c. – Текст
15. Карпова С.В. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с. – Текст
16. Коляда Н.Я. Роль SWOT и SWN анализов в процессе стратегического управления компанией - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-swoti-snw-analizov-v-protsesse-strategicheskogo-upravleniya-kompaniey (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.
17. Кузьмин О.Е. Управление международной конкурентоспособностью предприятия: [учеб. пособие. для студ. спец. "Международная экономика"] / О. Е. Кузьмин, Н. И. Горбаль. – Москва: Компакт—ЛВ, 2020. – 304 с.- Текст
18. Куликова О.М. Трансформация инструментов маркетинговых исследований в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-instrumentov-marketingovyh-issledovaniy-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
19. Кузьменко О.В., Чекарь В.Н., Мостипан С.В. PEST анализ в системе стратегического маркетингового анализа - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/pest-analiz-v-sisteme-strategicheskogo-marketingovogo-analiza (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
20. Клейрне Г.Б. Системная парадигма как теоретическая основа стратегического управления экономикой в современных условиях - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-paradigma-kak-teoreticheskaya-osnova-strategicheskogo-upravleniya-ekonomikoy-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
21. Литвак Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – М.: Юрайт, 2019. – 507 с.– Текст
22. Лапшина Е.Е. Методы исследования покупательских предпочтений - URL.: https://moluch.ru/archive/342/77043/ (дата обращения 22.05.2024) –– Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
23. Максимова В.Ф. Экономическая теория: учебное пособие / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт. – 2020 г. – 592 с. – Текст
24. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 361 с. – Текст
25. Медведев С.О., Позднякова М.О., Зырянов М.А., Безруких Ю.А. Исследование отдельных подходов к оценке конкурентоспособности предприятия - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otdelnyh-podhodov-k-otsenke-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
26. Мелехин В.Б., Исмаилова Ш.Т. Сетевые организационные структуры управления строительным предприятием // Экономика строительства. 2021. № 7. С. 14—23. – Текст
27. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2—е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 176 с. – Текст
28. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений - URL.: https://tochkarosta.ru/marketingovye-issledovanija-potrebitelskih-predpochtenij/ (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
29. Максимова Е.А., Лядова Н.И. Подходы к определению понятия стратегического развития промышленного предприятия - URL.: https://interactive-science.media/ru/keyword/6186/articles (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
30. Методы изучения потребительских предпочтений -URL.: https://infopedia.su/8xb890.html (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
31. Новые технологии в маркетинговых исследованиях - URL.: https://www.r—trends.ru/trends/trends_934.html (дата обращения 22.05.2024) – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный
32. Наумов, В. Н. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах : монография / В. Н. Наумов, В. Г. Шубаева. – Москва : ИНФРА—М, 2020. – 270 с– Текст непосредственный
33. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. – Текст
34. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с. – Текст
35. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 270 с.
36. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 290 с.
37. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 375 с.
38. Ильдеменов, С. В. Операционный менеджмент: учебное пособие/ С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. – М.: ИНФРА–М, 2023. – 337 с
39. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 361 с.
40. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 176 с.
41. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.
42. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения : учебно–практическое пособие / С. А. Попов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 447 с.
43. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 481 с.
44. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4–е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 274 с.
45. Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. – 3–е изд., испр. и перераб. – Москва : РИОР : ИНФРА–М, 2021. – 106 с.
46. Сироткин, С. А. Стратегический менеджмент : учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. – Москва : ИНФРА–М, 2022. – 263 с.
47. Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 442 с.
48. Соклакова, И.В. Стратегический анализ деятельности организации : учебное пособие для бакалавров / И.В. Соклакова, М.С. Санталова, И.Л. Сурат и др. – 2–е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 242 с.
49. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 333 с.
50. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 321 с.
51. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с.
52. Карпова С.В. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с
53. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.