Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 12.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………..6
1.1. Основные понятия и цели системы оценки……………………………6
1.2. Функции и направления оценочной деятельности………..……….….10
1.3. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов…………………………………………………………………..13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….21
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………......23
2.1 . Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений......................................23
2.2 . Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию…………………............26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………32
Портфолио достижений - это сборник специально отредактированных работ, демонстрирующих усилия, успехи и достижения учеников в различных областях. В то же время материал из портфеля достижений должен позволять проводить независимую оценку, например, при сертификации учителей. [11]Портфель достижений может включать в себя результаты, достигнутые учащимся не только во время учебной деятельности, но и в других формах деятельности: творческой, социальной, коммуникативной, физической, трудовой деятельности, проводимой в рамках повседневной школьной практики.Рекомендуется включить следующие материалы в портфолио успеваемости учащихся начальной школы, которые используются для оценки успешности запланированных результатов начального общего образования:Примеры детского труда - формальные, творческие, факультативныезанятия, в которых принимают участие учащиеся, проводимые во время обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам и реализуемые в рамках образовательных программ образовательных учреждений (как общеобразовательной составляющей, так и программ дополнительного образования).Важным компонентом портфеля достижений является материал для первоначального диагностического, промежуточного и окончательного исследования по отдельным предметам.Остальные работы следует подбирать таким образом, чтобы их полнота свидетельствовала об увеличении достижений, объема и глубины знаний, а также о достижении более высокого уровня образовательной деятельности, которая формируется. [11]Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,материалы и листы наблюдений и т. д.) Учителя начальных классов (выполняют функции как учителей-предметников, так и классных руководителей), учителя других предметов, школьные психологи, организаторы воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.Основное требование к этим материалам во внеклассных, школьных и досуговых мероприятиях, например, на олимпиадах, конкурсах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях и т. д. Результаты участия, чтобы отразить степень успешности планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования. [13]Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в стандарте.Поскольку оценка как отдельных компонентов, так и общего портфеля достижений основана на критериях, портфель достижений должен сопровождаться специальным документом, описывающим состав портфеля достижений.Критерии, по которым оцениваются отдельные исследования, и вклад каждого исследования в накопленную оценку выпускников. Критерии оценки отдельных компонентов портфеля достижений могут быть адаптированы в строгом соответствии с рекомендациями учителя или с учетом деталей образовательной программы и случайной ситуации ребенка.При адаптации критериев рекомендуется соотносить их с критериями и нормами, представленными в примере инструментария, для окончательной оценки достижения запланированного результата. [7]Основываясь на результатах оценки, основанной на материале портфеля достижений, выводы были сделаны следующим образом: создание универсального и объективного метода поведения учащегося, а также базовой информационной системы, которая дает ему возможность продолжить обучение в начальной школе;формирование основы способности к обучению, способность к самоорганизации для постановки и решения образовательных, познавательных и педагогических практических задач; индивидуальный прогресс в основных областях развития личности -мотивационный, семантический, когнитивный, эмоциональный, волевой и саморегулируемый.2.2. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованиюДля окончательной оценки на общеобразовательном этапе начального образования результаты используются для определения возможности (или невозможности) непрерывного образования на следующем этапе, и представлены только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускники научится» запланированных результатов начального образования.Целью итоговой оценки является способность учащегося решать образовательные, познавательные и педагогические практические задачи на основе материала базовой информационной системы с использованием средств, связанных с содержанием учебных предметов. [4]На начальном этапе общего образования учащимся особое значение для продолжения образования, является усвоенная основная система знаний русского языка, родного языка и математики, а также овладение следующими метапредметными действиями: речь, в которой необходимо подчеркнуть навыки осознанного чтения и обращения с информацией;общение, необходимое для сотрудничества в области образования с учителями и сверстниками.Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).В то же время накопленная оценка характеризует успешность всех запланированных результатов, а также динамику образовательных достижений учащегосяв период обучения. А результаты последнего исследования определяются по крайней мере уровнем усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. [6]На основании этих оценок по каждому предмету в соответствии с программой создания универсальных образовательных мероприятий делаются следующие выводы относительно достижения запланированных результатов:выводы делаются в том случае, если в материале системы оценкизафиксировано достижение запланированных результатов по всем основным разделам учебной программы, по крайней мере, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результат итогового исследования показывает, что не менее 50% запланированных результатов были выполнены правильно;вывод делается, если в материалах накопительной системы оценкизафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. [12]вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки незафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.Педагогический совет образовательного учреждения на основании результатов, сделанных для каждого учащегося, решает вопрос об успешном освоении этим учащимся базовой образовательной программы начального общего образования и переводит ее на следующий этап общего образования.Если итоговые оценки, полученные учеником, не позволяют сделать четких выводов о достижении запланированного результата, решение о переходе на следующий этап общего образования принимает педагогический совет с учетом динамики образовательных достижений. Условия и особенности его обучения в рамках регламентированного порядка, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации.Решение учащегося о переходе на следующий этап общего образования принимается одновременно с учетом и подтверждением особенностей учащегося:отмечаются образовательные достижения и положительные качества учащихся;приоритет и направление личностного роста определяются с учетом как достижений в развитии ребенка, так и психологических проблем;Для обеспечения успешной реализации намеченных задач на следующем этапе обучения даются психолого-педагогические рекомендации.Все выводы и оценки, содержащиеся в характеристиках, должны быть подтверждены материалом портфеля достижений и другими объективными показателями.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕИсходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, чтоприоритетные цели современного начального образования - развитие школьника, формирование у него учебной деятельности. Поставленные цели не могут быть достигнуты, если учитель не имеет регулярной информации о результатах обучения. С помощью разнообразных проверочных и контрольных работ учитель имеет информацию об усвоении (или не усвоении) знаний, требуемых программой. Одним из наиболее подходящих инструментов для оценки динамики результатов обучения является портфель успеваемости учащихся. Как показывает опыт использования, портфель достижений можно классифицировать как реальную индивидуальную оценку, направленную на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте.Таким образом, для окончательной оценки на общеобразовательном этапе начального образования результаты используются для определения возможности (или невозможности) непрерывного образования на следующем этапе, и представлены только предметные и метапредметные результаты.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании нашего исследования, можно отметить, что для достижения результатов в учебной деятельности, необходимо система оценки не только заключительной, но также начальной и промежуточной. Также, следует отметить, что оценка является сложной системой в начальном образовании. Ежегодный мониторинг развития и становления системы образования дает учителям ценный профессиональный навык в формировании целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования каждого ребенка, это развитие самого учителя и его навыков. Совместный анализ данных позволяет учителям и родителям разработать совместный план действий для преодоления существующих проблем или дальнейшего развития учащихся, поэтому родители, учителя-психологи и администраторы должны отслеживать данные.В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.Таким образом, комплексная система оценки достижения планируемых результатов освоения базовой образовательной программы начального общего образования обеспечивает построение и оценку индивидуальной образовательной траектории учащегося с учетом уровня планируемых результатов учащегося - в различных областях, что в конечном итоге обеспечивает построение и оценку индивидуальной образовательной траектории учащегося. Таким образом, цель нашей курсовой работы достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАсмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов// - М.: Просвещение, 2008 -151 с.Виноградова Н. Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.:Дрофа,2000.ВыготскийЛ. С.Мышление иречь.–М.,2003.ДанилюкА.Я.,КондаковА.М.,ТишковВ.А.Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение,2011.23с.Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.М.:Просвещение,2012.32с.Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ М.Ю. Демидова//- М.: Просвещение, 2009.Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070.Кокарева З.А. Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения/ З.А. Кокарева// Управление начальной школой. -2013. -№11. –С. 21-26.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / отв. ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.Оценкадостиженияпланируемыхрезультатоввначальнойшколе/подред.Г.С.Ковалёвой,О.Б.Логиновой. –М.:Просвещение,2010.Планируемыерезультаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой,О.Б.Логиновой. –М.:Просвещение,2010.Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 120 с.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012. 223 с.Учусь различать слова и их значения: словарик многозначных слов, тематических групп слов,омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: учеб. пособие для учащихся начальной школы. –М.:Дрофа, 2003.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразования.–М.:Просвещение,2011.
2. Виноградова Н. Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.: Дрофа, 2000.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2003.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 23 с.
5. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. 32 с.
6. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ М.Ю. Демидова//- М.: Просвещение, 2009.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070.
8. Кокарева З.А. Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения/ З.А. Кокарева// Управление начальной школой. -2013. -№11. –С. 21-26.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / отв. ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
11. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
12. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 120 с.
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012. 223 с.
14. Учусь различать слова и их значения: словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: учеб. пособие для учащихся начальной школы. – М.: Дрофа, 2003.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.