Преодоление межличностных конфликтов в общении обучающихся начальной школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 34 34 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 15.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных конфликтов 5
1.1 Понятие и сущность межличностного конфликта 5
1.2 Преодоление межличностных конфликтов: методы и подходы 8
1.3 Направления профилактики межличностных конфликтов в начальной школе 12
Глава 2. Опытно-поисковая работа по преодолению межличностных конфликтов в общении обучающихся начальной школы 15
2.1 Диагностическое исследование уровней конфликтности у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Реализация комплекса мероприятий по преодолению межличностных конфликтов в общении обучающихся начальной школы 19
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

При работе с детьми с высоким уровнем конфликтности педагогу следует обратиться за помощью к такому специалисту, как психолог. С его помощью можно выявить причину высокого уровня конфликтности у каждого ученика данной группы и построить дополнительные занятия, исходя из проблемных мест и особенностей ребенка.Дополнительные занятия помогут педагогу и психологу проводить все более углубленную профилактическую работу с нуждающимися в ней детьми. Для наиболее продуктивной профилактической работы с детьми педагогу следует привлекать к этой деятельности родителей, ведь они могут влиять на поведение младших школьников не только в школе, но и за ее пределами.При работе с родителями, прежде всего, необходимо провести организационно-аналитическое собрание родителей, в ходе которого необходимо проинформировать родителей об уровне конфликтности в классе и ознакомить их с комплексом мер, направленных на предотвращение межличностных конфликтов.конфликты в школьном возрасте. Следующий этап работы с родителями – информационно-просветительская встреча с участием психолога. Его цель – рассказать родителям о конфликтах и ​​способах их решения. Психолог вместе с учителем и родителями рассмотрит конфликт как общее понятие, определяющее отношения между людьми не только в школе, но и в семье, и выявит причины конфликтов.Психолог покажет родителям важность роли посредничества в конфликтах, поможет родителям преодолеть трудности при разрешении конфликтных ситуаций в семье, поспособствует пониманию конфликтной ситуации и путей выхода из нее. Важный шаг в работе с родителями, чьи дети находятся на высоком уровне конфликтности. Это может происходить как:- индивидуальные консультации педагога и родителя, индивидуальные консультации психолога и родителя;- совместная консультация педагога, родителя и психолога, совместная консультация педагога и родителя с ребенком, совместная консультация психолога и родителя с ребенком.Это также могут быть встречи – мастер-классы педагога и родителей, психолога и родителей; педагоги, родители и психологи, встречи – совместные мастер-классы с участием детей. На этом этапе консультации и семинары могут варьироваться от семьи к семье, в зависимости от снижения уровня конфликтности ребенка. В ходе индивидуальных консультаций и мастер-классов с каждой семьей педагог и психолог выстраивают разные формы и методы работы, корректируют время встреч в зависимости от их успеваемости и эффективности. Их цель – индивидуальная работа с каждым родителем, направленная на развитие и коррекцию проблемных зон младшего школьника, влияющих на его конфликтный уровень. Важно помнить, что сам педагог должен быть компетентен не только в профилактической деятельности, но и в вопросах, связанных с межличностными конфликтами младших школьников. Для этого школьные учителя должны участвовать в конфликтно-логических тренингах, в ходе которых они приобретут опыт конструктивного разрешения конфликтов и разрешения конфликтов, обучат методам исследования разрешения конфликтов. Под руководством психолога (ведущего) педагоги научатся беспристрастно оценивать конфликтную ситуацию, корректировать поведение младших школьников, чтобы снизить их конфликтность. Таким образом, комплекс мер, направленных на профилактику межличностных конфликтов в начале школьного возраста, направлен на минимизацию и эффективное снижение уровня конфликтности младших школьников в его конце. Данный комплекс мер охватывает три направления, что способствует максимально точному достижению результатов. Данный комплекс мероприятий был реализован во время внеклассной работы.Основные занятия имели определенную структуру: от момента организации, актуализации знаний по теме – уроки, основной этап, подведение итогов, размышление – до заключительного этапа урока. Реализация разработанного комплекса мероприятий привела к положительному результату по снижению уровня межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте, что отчетливо наблюдается в результатах контрольного этапа экспериментальной работы и исследований.Проведя комплекс мероприятий, направленных на профилактику межличностных конфликтов в школьном возрасте, мы организовали контрольную диагностику с целью выявления динамики снижения уровня конфликтности в 3 «Б»классе. На контрольном этапе данной экспериментально-исследовательской работы мы поставили перед собой следующие задачи:- выявить уровень конфликтности среди младших школьников;- провести качественный и количественный анализ результатов исследования;- провести сравнительный анализ результатов наблюдательного и контрольного этапов экспериментально-исследовательской работы;- выявить динамику снижения конфликтности у детей школьного возраста.На этом этапе экспериментально-исследовательской работы использовались методы и методы, которые применялись на этапе наблюдения. Это позволило нам определить динамику снижения уровня конфликтности среди младших школьников. После выполнения всего комплекса мероприятий мы заметили, что дети этого класса стали более последовательными, дружелюбными и толерантными не только по отношению друг к другу, но и к учителям и другим детям, а также стали более отзывчивыми. Воспитатель проводил повторный мониторинг, фиксируя количество конфликтов между детьми в течение двух недель (табл. 2)[23].Таблица 2 - Результаты наблюдения учителя на контрольном этапеСреднее количество конфликтов в деньКоличество конфликтов за 14 днейКонфликтность в %Девочки1722Мальчики22578Всего32100,00%Повторно проведена методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, направленный на выявление склонности человека к определенному типу агрессивного поведения, определение его сдержанности – невоздержанности от такого поведения.Данный метод позволяет сделать вывод, что студенты, находившиеся на высоком уровне конфликтности, стали на средний уровень конфликтности. Прямая вербальная и прямая физическая агрессия наблюдаются лишь у небольшого процента класса, преобладает косвенная вербальная агрессия. Это проявляется в жалобах учителю, замечаниях друг другу и плохо сказанных шутках (рис.3)[23].Рисунок 3 - Результаты диагностики по выявлению агрессивного поведенияТакже был повторен тест К. Томаса в адаптации Н. Гришиной, направленный на определение личностной предрасположенности к конфликтному поведению (рис.4)[23].Рисунок 4 - Результаты диагностики предрасположенности к конфликтному поведениюСравнительный анализ результатов наблюдательного и контрольного этапов экспериментально-исследовательской работы позволяет выявить динамику снижения уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста. Таким образом, ни у одного ребенка нет высокого уровня конфликтности (табл. 3) (рис.5,6)[23].Таблица 3 - Сравнительная характеристика результатов наблюдения констатирующего и контрольного этапов опытно поисковой работыНа констатирующем этапеНа контрольном этапеУровень конфликтностиКоличество человекУровень конфликтностиКоличество человекВысокий4Высокий0Средний17Средний24Низкий4Низкий1Рисунок 5 - Сравнительная характеристика результатов диагностики по предрасположенности к конфликтному поведениюРисунок 6 - Динамика снижения уровня конфликтности у младших школьниковК моменту завершения комплекса мероприятий дети школьного возраста стали более сплоченными и терпимыми друг к другу. Количество конфликтов в классе значительно снизилось, стала преобладать дружеская и благоприятная атмосфера. Можно сделать вывод, что весь комплекс разработанных и проведенных нами мероприятий оказался чрезвычайно эффективным и дал положительные результаты.Таким образом, разработав и реализовав комплекс мероприятий с использованием различных типов заданий, методов и приемов, нам удалось снизить уровень конфликтности среди младших школьников, что подтверждает его эффективность.ЗаключениеВ ходе исследования были рассмотрены основные аспекты преодоления межличностных конфликтов в общении обучающихся начальной школы. Были проанализированы теоретические основы межличностных конфликтов, их причины и последствия, а также методы и подходы к их разрешению.Межличностные конфликты являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, особенно в условиях школьного общения. Они могут возникать из-за различных факторов, таких как различия в интересах, ценностях, взглядах и поведении. В начальной школе эти конфликты могут быть особенно острыми, так как дети только начинают осваивать навыки общения и взаимодействия с окружающими.Для успешного преодоления межличностных конфликтов необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Важно развивать у них навыки коммуникации, эмпатии и сотрудничества. Также необходимо создавать благоприятную атмосферу в классе, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.В целом, преодоление межличностных конфликтов является важной задачей для педагогов и родителей. Только совместными усилиями можно создать условия для развития гармоничной личности каждого ребенка и формирования у него навыков эффективного общения и разрешения конфликтов.На основе проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации для учителей и родителей:Проводить регулярные беседы и тренинги по развитию коммуникативных навыков. Это поможет детям научиться слушать друг друга, выражать свои мысли и чувства, а также находить общие интересы и точки соприкосновения.Создавать ситуации, в которых дети могут проявить свои лучшие качества и помочь друг другу. Это может быть совместная работа над проектом, участие в благотворительных акциях или просто помощь однокласснику в трудной ситуации.Учить детей уважать мнение других и принимать различия между людьми. Важно показать им, что каждый человек уникален и имеет право на собственное мнение и выбор. Важно научить детей быть толерантными к различиям между людьми, уважать их выбор и находить компромиссы в общении.Также стоит обратить внимание на развитие эмоционального интеллекта у детей. Это поможет им лучше понимать свои и чужие эмоции, а также находить конструктивные способы выражения чувств.Важно помнить, что каждый ребёнок уникален и имеет право на своё мнение, интересы и предпочтения. Задача взрослых - создать условия для развития гармоничной личности каждого ребёнка и формирования у него навыков эффективного общения и разрешения конфликтов.Таким образом, преодоление межличностных конфликтов в общении обучающихся начальной школы требует комплексного подхода, включающего в себя развитие коммуникативных навыков, создание атмосферы доверия и уважения, развитие эмпатии и использование медиации.Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет право на своё мнение, интересы и предпочтения. Задача взрослых - создать условия для развития гармоничной личности каждого ребёнка и формирования у него навыков эффективного общения и разрешения конфликтов.Список литературы1. Блинов В. И. Профессиональная педагогика./ Блинов В. И. М.: Юрайт, 2024. 692 с.2. Богданова Т. Г. Основы педагогики и психологии./ Богданова Т. Г. - М.: Юрайт, 2021. 236 с.3. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии./ Бороздина Г. В. - М.: Юрайт, 2023. 478 с.4. Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики./ Быстрова Ю. А. - М.: КноРус, 2023. 142 с.5. Гуревич П. С. Психология и педагогика./ Гуревич П. С. - М.: Юрайт, 2021. 430 с.6. Дорохова Т. С. Основы педагогики./ Дорохова Т. С. - М.: Инфра-М, 2020. 272 с.7. Коджаспирова Г. М. Педагогика./ Коджаспирова Г. М. - М.: Юрайт, 2023. 720 с.8. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство./ Коновалов А. Ю. - М.: Новый учебник, 2021. – 256 с.9. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии./ Крысько В. Г. - М.: Юрайт, 2020. 472 с.10. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика./ Кузнецов В. В. - М.: Юрайт, 2021. 156 с.11. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология. / Курочкина И. А. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023. - 228 с.12. Куцебо Г. И. Общая и профессиональная педагогика./ Куцебо Г. И. - М.: Юрайт, 2022. 128 с.13. Леонов Н. И. Конфликтология. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 395 с.14. Панферов В.Н. Общая психология. Теоретические основы / В.Н. Панферов. - М.: Юрайт, 2023,- 296 с.15. Попова, О. С. Конфликт между учениками в классе... / О. С. Попова. // Молодой ученый. - 2021. - № 11 (91). - С. 1765-1768. 16. Рожков М. И. Профилактика конфликтов в школьном коллективе./ Рожков М. И. - Ярославль: Академия развития, 2021. - 91с.17. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2021, - 458с.18. Сидоров К. Р. Межличностные конфликты в подростковом возрасте и их коррекция // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2020. - № 2. - С. 74–85.Электронные ресурсы19. Акишева А.К. Методы разрешения конфликтных ситуаций среди учащихся начальной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razresheniya-konfliktnyh-situatsiy (дата обращения: 12.06.2024).20.Анцупов, А.Я. Конфликтология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007941400 (дата обращения: 12.06.2024).21.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002805670?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).22.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003422386?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).23. МАОУ "Мариинская СОШ №3" город Томск. - URL: https://sh-3mariinskaya-tomsk-r69.gosweb.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 12.06.2024).-24. Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева- URL: https://gc-pmss.ru/files/pdf2017/agressivnoe_povedenie. (дата обращения: 12.06.2024).-25. Методика К. Томаса в адаптации Н. Гришиной- URL: https://gc-pmss.ru/files/pdf2017/style_povedeniya_v_konflikte.pdf?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).-26. Мосина Т.Н. Конфликтные ситуации между детьми младшего школьного возраста, пути их предотвращения и разрешения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktnye-situatsii-mezhdu (дата обращения: 12.06.2024).27. Николаенко М.С. Особенности конфликтов учащихся начальной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konfliktov (дата обращения: 12.06.2024). 28. Панкова Н.М. Влияние межличностных конфликтов на качество обучения и воспитания обучаемых в школе. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mezhlichnostnyh-konfliktov (дата обращения: 12.06.2024).29.Петровский, А.В. Психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004072692 (дата обращения: 12.06.2024).30.Эльконин, Д.Б. Детская психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005035558?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).

1. Блинов В. И. Профессиональная педагогика./ Блинов В. И. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
2. Богданова Т. Г. Основы педагогики и психологии./ Богданова Т. Г. - М.: Юрайт, 2021. 236 с.
3. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии./ Бороздина Г. В. - М.: Юрайт, 2023. 478 с.
4. Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики./ Быстрова Ю. А. - М.: КноРус, 2023. 142 с.
5. Гуревич П. С. Психология и педагогика./ Гуревич П. С. - М.: Юрайт, 2021. 430 с.
6. Дорохова Т. С. Основы педагогики./ Дорохова Т. С. - М.: Инфра-М, 2020. 272 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика./ Коджаспирова Г. М. - М.: Юрайт, 2023. 720 с.
8. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство./ Коновалов А. Ю. - М.: Новый учебник, 2021. – 256 с.
9. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии./ Крысько В. Г. - М.: Юрайт, 2020. 472 с.
10. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика./ Кузнецов В. В. - М.: Юрайт, 2021. 156 с.
11. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология. / Курочкина И. А. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023. - 228 с.
12. Куцебо Г. И. Общая и профессиональная педагогика./ Куцебо Г. И. - М.: Юрайт, 2022. 128 с.
13. Леонов Н. И. Конфликтология. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 395 с.
14. Панферов В.Н. Общая психология. Теоретические основы / В.Н. Панферов. - М.: Юрайт, 2023,- 296 с.
15. Попова, О. С. Конфликт между учениками в классе... / О. С. Попова. // Молодой ученый. - 2021. - № 11 (91). - С. 1765-1768.
16. Рожков М. И. Профилактика конфликтов в школьном коллективе./ Рожков М. И. - Ярославль: Академия развития, 2021. - 91с.
17. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2021, - 458с.
18. Сидоров К. Р. Межличностные конфликты в подростковом возрасте и их коррекция // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2020. - № 2. - С. 74–85.
Электронные ресурсы
19. Акишева А.К. Методы разрешения конфликтных ситуаций среди учащихся начальной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razresheniya-konfliktnyh-situatsiy (дата обращения: 12.06.2024).
20.Анцупов, А.Я. Конфликтология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007941400 (дата обращения: 12.06.2024).
21.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002805670?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).
22.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003422386?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).
23. МАОУ "Мариинская СОШ №3" город Томск. - URL: https://sh-3mariinskaya-tomsk-r69.gosweb.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 12.06.2024).-
24. Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева- URL: https://gc-pmss.ru/files/pdf2017/agressivnoe_povedenie. (дата обращения: 12.06.2024).-
25. Методика К. Томаса в адаптации Н. Гришиной- URL: https://gc-pmss.ru/files/pdf2017/style_povedeniya_v_konflikte.pdf?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).-
26. Мосина Т.Н. Конфликтные ситуации между детьми младшего школьного возраста, пути их предотвращения и разрешения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktnye-situatsii-mezhdu (дата обращения: 12.06.2024).
27. Николаенко М.С. Особенности конфликтов учащихся начальной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konfliktov (дата обращения: 12.06.2024).
28. Панкова Н.М. Влияние межличностных конфликтов на качество обучения и воспитания обучаемых в школе. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mezhlichnostnyh-konfliktov (дата обращения: 12.06.2024).
29.Петровский, А.В. Психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004072692 (дата обращения: 12.06.2024).
30.Эльконин, Д.Б. Детская психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005035558?ysclid (дата обращения: 12.06.2024).