Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в условиях детского сада

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 35 35 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 13.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 5
1.1 Формы ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения 5
1.2 Методы и приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 14
2.1 Анализ работы педагога по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения 14
2.2 Методические рекомендации воспитателям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Фрагмент для ознакомления

В процессе игры могут отрабатываться технология общения с незнакомыми людьми, правила безопасности [45].
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. Подобранные игры позволяют обучить детей правильному поведению в различных ситуациях, познакомить детей с алгоритмом действий. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
Помимо занятий и игр можно организовать следующие виды деятельности детей и педагогов:
проект «Правила дорожные – детям знать положено»;
экскурсия в библиотеку «Знакомство с книгами по ПДД»;
выставка «Книги о правилах дорожного движения»;
лепбук по ПДД;
встреча с инспектором ГИБДД;
коллективная работа с детьми «Фликеры», акция «Подари фликер»;
схема-план «Безопасный маршрут в детский сад»;
викторина по ПДД «Дорожная азбука».
Важную роль в формировании представлений о ПДД играют родители. В основе взаимодействия дошкольной организации и семьи лежит прежде всего сотрудничество. Для ознакомления родителей с методами и способами ознакомления детей с ПДД педагог может использовать традиционные формы – консультации, родительские занятия, семинары. В то же время более эффективными являются активные формы, когда родители в процессе деятельности знакомятся с методикой воспитания детей посредством деловых игр, дискуссий и т.д.
Работа с родителями может включать следующие формы работы:
Наглядно-информационные: ознакомление родителей с работой дошкольной образовательной организации по ознакомлению с правилами безопасности на улице детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть информационные стенды «ПДД», «Опасности на дорогах» и т.д.
Информационно-аналитические: выявление запросов, интересов, уровня знаний родителей по проблеме воспитания интереса к проблеме ознакомления с правилами безопасности на улице детей старшего дошкольного возраста. Это может быть проведение опросов, анкетирование, педагогические беседы с родителями.
Познавательные: ознакомление родителей с формами и методами ознакомления детей с правилами безопасности на улице. Это может быть консультирование, изготовление картотек, игротек; участие в создании предметно-развивающей среды группы, пополнение библиотечного фонда, посещение открытых занятий, беседы с детьми по содержанию прочитанных книг, просмотренных мультфильмов.
Досуговые: установление эмоционального контакта и взаимодействия детей, педагогов и родителей. Это такие формы, как праздники, развлечения, совместные акции, спектакли, сказки.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даст положительные результаты. Необходимо показать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа научной литературы была изучена проблема ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. В ФГОС ДО сказано, что формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе является одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Одним из целевых ориентиров дошкольного образования признано то, что ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения.
К формам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения относятся занятия, экскурсии, досуговые формы (развлечения, утренники, праздники), проектная деятельность, а также режимные моменты (прогулки, игры), самостоятельная деятельность. Формированию представлений о ПДД способствуют различные формы образовательной деятельности в режимных моментах – это прогулки, беседы, игры. Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей представлений о правилах безопасного поведения на улице, дорожных знаках, правилах перехода через улицы и т.д.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения осуществляется на основе наглядных, словесных и практических методов. Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности. Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей.
Анализ работы воспитателя показал, что в группе организован уголок безопасности дорожного движения, в котором представлен разнообразный наглядный и дидактический материал по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения. План работы воспитателя включает различные формы и методы ознакомления детей с правилами дорожного движения (занятия, досуги, беседы, игры, проектная деятельность и др.).
Для воспитателей были составлены рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Представлены рекомендации по созданию развивающей среды, по организации взаимодействия с родителями, дана примерная тематика дидактических игр.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева, З.М. Обучение ПДД воспитанников детского сада / З.М. Алексеева // Альманах мировой науки. – 2020. – № 4 (40). – С. 21-23.
Бабина, Р.П. Безопасная дорога детства. Рабочая тетрадь с наклейками / Р. П. Бабина. – Москва : Экзамен, 2017. – 16 с.
Баряева, Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева. – Москва : Дрофа, 2007. – 75 с.
Безопасность дошкольников в игровых технологиях. 5-7 лет / авторы-составители О.В. Алекинова, Н.Г. Лапина. – Волгоград : Учитель, 2019. – 213 с.
Беляева, О.М. В добрый путь! методическое пособие для педагогов по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасности дорожного движения / О.М. Беляева; Автономная некоммерческая организация «Планета детства «Лада», Детский сад № 207 «Эдельвейс», г. Тольятти. – Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2017. – 200 с.
Василюк, Ю.С. Правила безопасного поведения на улице / Ю.С. Василюк. – Москва: Эксмо, 2018. – 48 с.
Горская, А.В. Правила – наши помощники: методические рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: учебно-наглядное пособие / А.В. Горская; художник Е.М. Воробьева. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2018. – 6 с.
Данилова, Т.И. Программа «Светафор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения / Т.И. Данилова. – Санкт-Петербур : Детство-Пресс, 2020. – 126 с.
Дмитриев, Ю.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения средствами мультимедиа технологий / Ю.А. Дмитриев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2021. – Т. 9. № 4. – С. 49-55.
Дружинина, М.В. Правила дорожного движения: развивающая книжка с заданиями / М.В. Дружинина. – Москва : СИМБАТ, 2017. – 16 с.
Ермолаева, Н.А. Главная дорога: музыкально-педагогическое пособие для детей дошкольного возраста и для всех желающих изучить Правила дорожного движения / Н.А. Ермолаева. – Москва: Сам полиграфист, 2019. – 26 с.
Земцова, О.Н. Уроки безопасности. Как вести себя на улице и в транспорте: для детей 5-6 лет / О.Н. Земцова. – Москва: Азбука-Аттикус, 2022. – 16 с.
Игнатова, С.В. Учим правила дорожного движения: демонстрационный и раздаточный материал: наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников / С.В. Игнатова. – Москва: Ювента, 2012. – 28 с.
Инновационный опыт проведения занятий по обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / автор-составитель: И.Л. Врясова. – Казань: ГБУ «НЦБЖД»; Белгород: Константа, 2019. – 63 с.
Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая. – Москва: Просвещение, 2006. – 93 с.
Корчагина, Г.А. Беседы с дошкольниками по ПДД / Г.А. Корчагина. – Санкт-Петербург: Реноме, 2024. – 79 с.
Кулевич, Ю.Б. Безопасная улица: изучение правил дорожного движения и поведения на улице для дошкольников 3-7 лет / Ю.Б. Кулевич, Т.А. Скрипниченко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. – 23 с.
Куленева, О.В. Методика проведения мониторинга уровня сформированности готовности детей дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах / О.В. Куленева, Г.Х. Насрутдинова, Е.А. Ярусова. – Казань : Фолиант, 2015. – 39 с.
Лыкова, И.А. Безопасность жизни и здоровья: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе «Мир Без Опасности»: соответствует ФГОС ДО / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – Москва: Цветной мир, 2022. – 95 с.
Мельникова, В.В. Правила дорожного движения для маленьких пешеходов / В.В. Мельникова. – Санкт-Петербург: Литера, 2018. – 31 с.
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий средствами STEM-образования: методическое пособие из опыта работы ДОО Краснодарского края, реализующих парциальную модульную программу «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста») / авторы-составители: Н.В. Кабанова, В.А. Маркова, Т.А. Трифонова. – Краснодар: Экоинвест, 2021. – 100 с.
Петрова, К.В. Формирование безопасного поведения детей 5-7 лет на улицах и дорогах. Парциальная программа / К.В. Петрова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 61 с.
Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / Г.Д. Беляевскова. – Волгоград: Учитель, 2022. – 153 с.
Правила дорожного движения: система обучения дошкольников / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 219 с.
Путешествие с роботом Пифагором: методические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Р.Ш. Ахмадиева. – Казань : Фолиант, 2023. – 31 с.
Саулина, Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 105 с.
Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук: дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. – Москва: Творческий центр Сфера, 2012. – 61 с.
Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в средней группе: методическое пособие / Л.Л. Тимофеева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2023. – 199 с.
Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности: конспекты современных форм организации детских видов деятельности / Л.Л. Тимофеева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 206 с.
Ульева, Е.А. Правила дорожного движения для детей: пособие для занятий с детьми 5-7 лет / Е.А. Ульева. – Москва: ВАКОША, 2021. – 63 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2024 год. – Москва: Эксмо, 2024. – 787 с.
Формирование готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста : методические рекомендации / Р.Ш. Ахмадиева. – Казань : Фолиант, 2019. – 126 с.
Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: учебное пособие / Т.Г. Хромцова. – Москва: Центр пед. образования, 2007. – 78 с.
Чекан, Р.В. Мы – пешеходы: пособие по правилам дорожного движения: для дошкольников и детей младшего возраста / Р.В. Чекан. – Калининград: Калининградская «Правда», 1983. – 31 с.
Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам / С.Н. Черепанова. – Москва: Скрипторий 2003, 2008. – 78 с.
Черепанова, С.Ю. Формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / С.Ю. Черепанова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 6-2 (34). – С. 194-196.
Элькин, Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге / Г.Н. Элькин. – Санкт-Петербург: Литера, 2017. – 62 с.
Я иду по городу: правила дорожного движения для детей: стихи, загадки, задания. – Калининград: РОС-ДОАФК, 2017. – 50 с.
Ярославцева, И.Б. Театрально-игровые ситуации «Правила безопасного поведения для дошкольников»: учебно-методическое пособие: (6-7 лет) / И.Б. Ярославцева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2022. – 224 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Уголок ПДД в старшей группе


























7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, З.М. Обучение ПДД воспитанников детского сада / З.М. Алексеева // Альманах мировой науки. – 2020. – № 4 (40). – С. 21-23.
2. Бабина, Р.П. Безопасная дорога детства. Рабочая тетрадь с наклейками / Р. П. Бабина. – Москва : Экзамен, 2017. – 16 с.
3. Баряева, Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева. – Москва : Дрофа, 2007. – 75 с.
4. Безопасность дошкольников в игровых технологиях. 5-7 лет / авторы-составители О.В. Алекинова, Н.Г. Лапина. – Волгоград : Учитель, 2019. – 213 с.
5. Беляева, О.М. В добрый путь! методическое пособие для педагогов по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасности дорожного движения / О.М. Беляева; Автономная некоммерческая организация «Планета детства «Лада», Детский сад № 207 «Эдельвейс», г. Тольятти. – Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2017. – 200 с.
6. Василюк, Ю.С. Правила безопасного поведения на улице / Ю.С. Василюк. – Москва: Эксмо, 2018. – 48 с.
7. Горская, А.В. Правила – наши помощники: методические рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: учебно-наглядное пособие / А.В. Горская; художник Е.М. Воробьева. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2018. – 6 с.
8. Данилова, Т.И. Программа «Светафор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения / Т.И. Данилова. – Санкт-Петербур : Детство-Пресс, 2020. – 126 с.
9. Дмитриев, Ю.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения средствами мультимедиа технологий / Ю.А. Дмитриев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2021. – Т. 9. № 4. – С. 49-55.
10. Дружинина, М.В. Правила дорожного движения: развивающая книжка с заданиями / М.В. Дружинина. – Москва : СИМБАТ, 2017. – 16 с.
11. Ермолаева, Н.А. Главная дорога: музыкально-педагогическое пособие для детей дошкольного возраста и для всех желающих изучить Правила дорожного движения / Н.А. Ермолаева. – Москва: Сам полиграфист, 2019. – 26 с.
12. Земцова, О.Н. Уроки безопасности. Как вести себя на улице и в транспорте: для детей 5-6 лет / О.Н. Земцова. – Москва: Азбука-Аттикус, 2022. – 16 с.
13. Игнатова, С.В. Учим правила дорожного движения: демонстрационный и раздаточный материал: наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников / С.В. Игнатова. – Москва: Ювента, 2012. – 28 с.
14. Инновационный опыт проведения занятий по обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / автор-составитель: И.Л. Врясова. – Казань: ГБУ «НЦБЖД»; Белгород: Константа, 2019. – 63 с.
15. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая. – Москва: Просвещение, 2006. – 93 с.
16. Корчагина, Г.А. Беседы с дошкольниками по ПДД / Г.А. Корчагина. – Санкт-Петербург: Реноме, 2024. – 79 с.
17. Кулевич, Ю.Б. Безопасная улица: изучение правил дорожного движения и поведения на улице для дошкольников 3-7 лет / Ю.Б. Кулевич, Т.А. Скрипниченко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. – 23 с.
18. Куленева, О.В. Методика проведения мониторинга уровня сформированности готовности детей дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах / О.В. Куленева, Г.Х. Насрутдинова, Е.А. Ярусова. – Казань : Фолиант, 2015. – 39 с.
19. Лыкова, И.А. Безопасность жизни и здоровья: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе «Мир Без Опасности»: соответствует ФГОС ДО / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – Москва: Цветной мир, 2022. – 95 с.
20. Мельникова, В.В. Правила дорожного движения для маленьких пешеходов / В.В. Мельникова. – Санкт-Петербург: Литера, 2018. – 31 с.
21. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий средствами STEM-образования: методическое пособие из опыта работы ДОО Краснодарского края, реализующих парциальную модульную программу «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста») / авторы-составители: Н.В. Кабанова, В.А. Маркова, Т.А. Трифонова. – Краснодар: Экоинвест, 2021. – 100 с.
22. Петрова, К.В. Формирование безопасного поведения детей 5-7 лет на улицах и дорогах. Парциальная программа / К.В. Петрова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 61 с.
23. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / Г.Д. Беляевскова. – Волгоград: Учитель, 2022. – 153 с.
24. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 219 с.
25. Путешествие с роботом Пифагором: методические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Р.Ш. Ахмадиева. – Казань : Фолиант, 2023. – 31 с.
26. Саулина, Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 105 с.
27. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук: дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. – Москва: Творческий центр Сфера, 2012. – 61 с.
28. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в средней группе: методическое пособие / Л.Л. Тимофеева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2023. – 199 с.
29. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности: конспекты современных форм организации детских видов деятельности / Л.Л. Тимофеева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 206 с.
30. Ульева, Е.А. Правила дорожного движения для детей: пособие для занятий с детьми 5-7 лет / Е.А. Ульева. – Москва: ВАКОША, 2021. – 63 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2024 год. – Москва: Эксмо, 2024. – 787 с.
33. Формирование готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста : методические рекомендации / Р.Ш. Ахмадиева. – Казань : Фолиант, 2019. – 126 с.
34. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: учебное пособие / Т.Г. Хромцова. – Москва: Центр пед. образования, 2007. – 78 с.
35. Чекан, Р.В. Мы – пешеходы: пособие по правилам дорожного движения: для дошкольников и детей младшего возраста / Р.В. Чекан. – Калининград: Калининградская «Правда», 1983. – 31 с.
36. Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам / С.Н. Черепанова. – Москва: Скрипторий 2003, 2008. – 78 с.
37. Черепанова, С.Ю. Формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / С.Ю. Черепанова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 6-2 (34). – С. 194-196.
38. Элькин, Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге / Г.Н. Элькин. – Санкт-Петербург: Литера, 2017. – 62 с.
39. Я иду по городу: правила дорожного движения для детей: стихи, загадки, задания. – Калининград: РОС-ДОАФК, 2017. – 50 с.
40. Ярославцева, И.Б. Театрально-игровые ситуации «Правила безопасного поведения для дошкольников»: учебно-методическое пособие: (6-7 лет) / И.Б. Ярославцева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2022. – 224 с.