Методика проведения урока истории в рамках реализации ФГОС

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 31 31 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 13.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты методики проведения урока истории в рамках ФГОС 5
1.1 Основные принципы и задачи Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 5
1.2 Специфика урока истории в контексте ФГОС 8
1.3 Основные подходы к методике проведения урока истории 10
Глава 2 Проектирование урока истории в соответствии с требованиями ФГОС 12
2.1 Определение целей и задач урока истории 12
2.2 Планирование структуры урока и подбор методов обучения 16
2.3 Разработка опорного урока и использование дополнительных учебных материалов 18
Глава 3 Оценка эффективности методики проведения урока истории на основе ФГОС 20
3.1 Использование форм оценки в процессе обучения 20
3.2 Анализ результатов уроков истории на основе стандартов ФГОС 23
3.3 Развитие и корректировка методики в соответствии с требованиями ФГОС 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

История – один из обязательных предметов, включенных в стандарт, и его изучение позволяет учащимся понимать прошлое и анализировать исторические события, что является важным элементом формирования общекультурной компетентности.Анализ результатов уроков истории на основе стандартов ФГОС позволяет оценить эффективность образовательного процесса и выявить достижения учеников в освоении программного материала. Существует несколько критериев, по которым можно оценить результаты урока истории:1. Знание исторических фактов и событий. Ученики должны уметь описывать и объяснять ключевые события и периоды истории, а также сравнивать их между собой и оценивать их значение для развития общества.2. Умение анализировать источники информации. Важной частью изучения истории является работа с источниками – ученики должны уметь анализировать различные документы, артефакты и тексты, исторические карты и графики.3. Развитие критического мышления. Ученики должны уметь аргументированно выражать свою точку зрения по поводу различных исторических явлений, событий и личностей, а также уметь опровергать аргументы оппонентов.4. Умение проводить сравнительный анализ. Учащиеся должны уметь проводить сравнение между различными периодами истории, различными культурами и обществами, а также выявлять общие и отличительные черты.Важно подчеркнуть, что результаты уроков истории не всегда могут быть оценены только по оценкам или тестам. Важную роль играет также формирование у учащихся интереса к изучению истории, их мотивация для освоения новых знаний и умений, умение связывать прошлое с настоящим и собственной жизнью.Анализ результатов уроков истории на основе стандартов ФГОС позволяет оценить эффективность образовательного процесса, а также выявить достижения учеников в освоении программного материала и формировании общекультурной компетентности. Важно стремиться к тому, чтобы ученики не только запоминали факты, но и умели анализировать исторические события, развивать критическое мышление и умение работать с источниками информации.3.3 Развитие и корректировка методики в соответствии с требованиями ФГОСМетодика преподавания истории является одной из наиболее важных компонентов образовательного процесса. С появлением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) стала актуальной задача развития и корректировки методики преподавания на уроках истории. ФГОС устанавливает новые требования к содержанию образования, его результатам, условиям и организации.Одним из ключевых принципов, определенных ФГОС, является активизация учебной деятельности обучающихся. Это означает, что преподавание истории должно строиться таким образом, чтобы обучающиеся были активно вовлечены в учебный процесс, а не просто слушали лекции учителя. Для этого можно использовать различные методы работы: дискуссии, проекты, игры, работу с источниками и т.д.Следующий важный аспект, который следует учитывать при разработке методики преподавания истории в соответствии с требованиями ФГОС, – это формирование ключевых компетенций у обучающихся. К таким компетенциям относятся, например, умение анализировать исторические источники, критически мыслить, обобщать информацию, делать выводы и др. Преподавание истории должно способствовать развитию этих компетенций.Еще одним важным аспектом при разработке методики преподавания истории с учетом требований ФГОС является использование современных образовательных технологий. Это могут быть интерактивные доски, компьютерные программы, мультимедийные презентации и т.д. С их помощью можно сделать урок истории более интересным, занятия будут построены на принципах и методах ФГОС и ориентированы на развитие ключевых компетенций учащихся.1. Организация начала урока. Учитель представляет тему урока и объясняет цели и задачи занятия. Можно использовать примеры из истории для привлечения внимания учащихся.2. Знакомство с источниками. Учащиеся знакомятся с различными источниками исторической информации, такими как тексты, карты, фотографии и т.д. Учитель объясняет, как правильно работать с различными источниками исторических данных.3. Работа с учебником. Учащиеся изучают соответствующие разделы учебника и отвечают на вопросы учителя. Можно задавать вопросы, которые требуют анализа исторических событий и ситуаций.4. Групповая работа. Учащиеся разделяются на группы и работают над заданиями по теме урока. Групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков и способностей к совместной деятельности.5. Обсуждение результатов. После выполнения заданий учащиеся представляют свои выводы и ответы на вопросы. В процессе обсуждения можно стимулировать учащихся задавать дополнительные вопросы и аргументировать свою точку зрения.6. Заключение урока. Учитель подводит итоги занятия, делает краткий обзор основных понятий и фактов, обсужденных на уроке. Учащиеся также могут сделать собственные выводы и высказать свои мысли по поводу темы урока.Методика проведения урока истории в рамках ФГОС должна быть направлена на развитие ключевых компетенций учащихся и активное участие в процессе обучения. Учитывая особенности каждого ученика, важно создавать условия для самостоятельного мышления и анализа исторических событий.ЗаключениеМетодика проведения урока истории в рамках реализации ФГОС является особенно важной для формирования компетентности учащихся в области истории и развития их критического мышления. Для успешной организации занятия необходимо придерживаться определенных принципов и стратегий.Первым этапом проведения урока истории является определение целей и задач занятия с учетом требований ФГОС. Это позволит выстроить содержание урока таким образом, чтобы учащиеся могли осуществить свое историческое познание и развить критическое мышление.Далее следует выбор методов и приемов обучения, которые соответствуют целям занятия и особенностям учащихся. К примеру, использование интерактивных методов (брейн-ринги, дискуссии, игровые технологии) позволит активизировать учащихся и развить их навыки критического мышления.Важным элементом на уроке истории является работа с источниками. Учащиеся должны уметь анализировать источники, выделять их главные положения и делать выводы на их основе. Для этого можно проводить различные исследовательские задания, в ходе которых учащиеся применят свои знания и умения.В конце урока важно провести оценку учебных результатов учащихся, чтобы понять, осуществлен ли заданный уроком прогресс. Следует отметить укрепление знаний и навыков учащихся, развитие их критического мышления и понимания истории как важной части культурного наследия.Методика проведения урока истории в рамках реализации ФГОС играет важную роль в формировании компетентности учащихся и развитии их критического мышления. Важно учесть цели и задачи занятия, использовать разнообразные методы обучения и работу с источниками, чтобы обеспечить качественное усвоение материала и развитие умений учащихся.Список использованной литературыБелякова О.И. Особенности организации и проведения урока истории в соответствии с ФГОС // История в школе. – 2015. – №3. – С. 29-34.Горелов, А. С. Использование информационных технологий на уроках истории: практическое руководство. – М.: БГПУ, 2019. – 144 с.Гусева Н.Г. Применение ФГОС при проведении урока истории // Педагогическое обозрение. – 2016. – № 1. – С. 45-50.Заварзин А.Ф. Методика проведения урока истории с использованием современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС // История и общество. – 2017. – № 2. – С. 14-20.Зона Е.С. Историческое образование и образовательная политика в России. - М.: Педагогика, 2019. - 312 с.Иванов, Д. А. Проективные методики в преподавании истории: сборник научных трудов. – СПб.: Наука, 2015. – 300 с.Иванова Е.В. Современные подходы к организации урока истории в рамках ФГОС // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 55-60.Козлова Л.П. Инновационные методы обучения на уроке истории в контексте ФГОС // Историческое образование. – 2019. – № 1. – С. 23-29.Кривошеина, О. В. Развитие критического мышления на уроках истории: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.Кузнецова, Г. М. Творческие методы преподавания истории: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2017. – 224 с.Лазарева О.Н. История в школе: инновационные методы и приемы преподавания. - М.: Педагогика, 2020. - 248 с.Лебедкина, Н. Ю. Методика преподавания истории: учебное пособие. – М.: Гуманитарное издательство, 2019. – 240 с.Макаров, П. С. Инновационные подходы к проведению уроков истории: учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2020. – 208 с.Методика обучения истории в условиях реализации ФГОС: сборник статей. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 280 с.Никитина, Л. П. Методология преподавания истории: учебное пособие. – М.: Академия, 2019. – 192 с.Новиков В.И. Современные методы обучения истории: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.Перепелкин С.Г. Основы методики преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 2015. – 240 с.Петров, И. К. Интерактивные методы обучения истории: практическое пособие. – М.: Педагогика, 2016. – 176 с.Плетнева И.И. Урок истории в соответствии с ФГОС. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.Полевая Л.А. Опыт применения историко-культурного метода на уроке истории. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 192 с.Родионова, Н. И. Дифференцированный подход к обучению истории: методические рекомендации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 128 с.Соколова, Е. П. Формирование ключевых компетенций на уроках истории: учебно-методическое пособие. – Российское образование, 2018. – 212 с.Федина Н.В. Активные методы обучения в историческом образовании. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 224 с.Федоров, А. В. Современные методы обучения истории: учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 176 с.Федотова Е.М. Методика проведения проектных работ по истории в школе. - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2018. - 204 с.Шипилов А.Ф. Методика обучения истории: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2018. - 368 с.

Список использованной литературы



1. Белякова О.И. Особенности организации и проведения урока истории в соответствии с ФГОС // История в школе. – 2015. – №3. – С. 29-34.
2. Горелов, А. С. Использование информационных технологий на уроках истории: практическое руководство. – М.: БГПУ, 2019. – 144 с.
3. Гусева Н.Г. Применение ФГОС при проведении урока истории // Педагогическое обозрение. – 2016. – № 1. – С. 45-50.
4. Заварзин А.Ф. Методика проведения урока истории с использованием современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС // История и общество. – 2017. – № 2. – С. 14-20.
5. Зона Е.С. Историческое образование и образовательная политика в России. - М.: Педагогика, 2019. - 312 с.
6. Иванов, Д. А. Проективные методики в преподавании истории: сборник научных трудов. – СПб.: Наука, 2015. – 300 с.
7. Иванова Е.В. Современные подходы к организации урока истории в рамках ФГОС // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 55-60.
8. Козлова Л.П. Инновационные методы обучения на уроке истории в контексте ФГОС // Историческое образование. – 2019. – № 1. – С. 23-29.
9. Кривошеина, О. В. Развитие критического мышления на уроках истории: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.
10. Кузнецова, Г. М. Творческие методы преподавания истории: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2017. – 224 с.
11. Лазарева О.Н. История в школе: инновационные методы и приемы преподавания. - М.: Педагогика, 2020. - 248 с.
12. Лебедкина, Н. Ю. Методика преподавания истории: учебное пособие. – М.: Гуманитарное издательство, 2019. – 240 с.
13. Макаров, П. С. Инновационные подходы к проведению уроков истории: учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2020. – 208 с.
14. Методика обучения истории в условиях реализации ФГОС: сборник статей. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 280 с.
15. Никитина, Л. П. Методология преподавания истории: учебное пособие. – М.: Академия, 2019. – 192 с.
16. Новиков В.И. Современные методы обучения истории: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.
17. Перепелкин С.Г. Основы методики преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 2015. – 240 с.
18. Петров, И. К. Интерактивные методы обучения истории: практическое пособие. – М.: Педагогика, 2016. – 176 с.
19. Плетнева И.И. Урок истории в соответствии с ФГОС. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.
20. Полевая Л.А. Опыт применения историко-культурного метода на уроке истории. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 192 с.
21. Родионова, Н. И. Дифференцированный подход к обучению истории: методические рекомендации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 128 с.
22. Соколова, Е. П. Формирование ключевых компетенций на уроках истории: учебно-методическое пособие. – Российское образование, 2018. – 212 с.
23. Федина Н.В. Активные методы обучения в историческом образовании. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 224 с.
24. Федоров, А. В. Современные методы обучения истории: учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 176 с.
25. Федотова Е.М. Методика проведения проектных работ по истории в школе. - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2018. - 204 с.
26. Шипилов А.Ф. Методика обучения истории: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2018. - 368 с.