Использование творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования творческих домашних заданий в младших классах школы
1.1 Сущность понятия «домашнее задание», классификация видов и 6
особенности организации в начальной школе 6
1.2 Особенности творческого домашнего задания как элемента 10
самостоятельной учебной деятельности младших школьников 10
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Практические аспекты использования творческих домашних заданий в курсе изучения предмета «Литературное чтение»
2.1 Сравнительный анализ места творческих домашних заданий в 20
современных программах и учебниках по литературному чтению 20
2.2 Методические рекомендации по применению творческих домашних заданий на уроках литературного чтения в начальной школе 28
Выводы по главе 2 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Дети в этом возрасте продолжают развивать умения осознавать и анализировать прочитанное, поэтому задания должны быть доступными и понятными и, желательно, включать в себя такие элементы творчества, такие как рисование, лепка и др., но при этом не требовать от учащихся слишком сложных навыков и знаний.2) задания должны быть связаны с конкретным произведением, которое изучается на уроке. Это позволит учащимся глубже погрузиться в мир произведения, проявить свою фантазию и дать собственную оценку прочитанному. Например, задание может предлагать детям нарисовать портрет главного героя, создать иллюстрацию к ключевому сюжетному моменту или написать письмо от одного из персонажей.3) задания должны давать возможность обсуждения и обмена мнениями, таким образом развиваются навыки коммуникации и аргументации у учащихся. Например, задание может предлагать обучающимся составить диалог между двумя героями произведения или обсудить, как они себя повели бы на их месте.4) необходимо учесть индивидуальные особенности каждого ученика. Некоторым детям может быть сложно проявить свою творческую составляющую, поэтому задания должны предоставлять возможность выбора. Например, можно предложить учащимся создать коллаж, написать стихотворение, сделать презентацию или записать видеоотзыв о прочитанном произведении.5) творческие домашние задания должны иметь четкие критерии оценивания. Это поможет учащимся понять, какие результаты ожидаются от них, и даст возможность самооценивания. Критерии оценивания должны быть индивидуальными для каждого задания и учитывать его цели и задачи.Организация творческих домашних заданий требует определенных методов и приемов, которые помогут достичь поставленных целей:1. Постановка целей и задач.Перед применением творческих домашних заданий необходимо определить цели и задачи, которые необходимо достичь. Задачи могут быть разнообразными, например, развитие литературного вкуса, понимания и анализа произведения, развитие творческого мышления и выразительности. Цели и задачи должны быть конкретными и доступными для выполнения учащимися.2. Разнообразие форм и жанров.Возможность выбора позволяет учащимся проявить свою индивидуальность, развить творческий потенциал и расширить свои знания о разных жанрах литературы. Например, можно предложить учащимся написать стихотворение, краткий рассказ или диалог в виде письма герою книги. Также можно использовать форматы презентаций, драматических постановок или исследовательских работ.3. Использование задач разного уровня сложностиДля разнообразия и адаптации к разным уровням подготовки учащихся следует использовать задания разного уровня сложности. Это поможет задействовать как творчески одаренных детей, так и тех, кто испытывает трудности в чтении и анализе литературных произведений. Задания можно построить на основе готовых текстов или адаптировать известные сказки или истории под особенности конкретных учащихся.4. Систематическое проведение обсуждений.Один из важных методов организации творческих домашних заданий – систематическое проведение обсуждений. После выполнения задания каждый ученик должен иметь возможность представить свою работу и поделиться своими мыслями и эмоциями. Для этого можно использовать классные проекты, выставки работ или организацию тематических литературных кружков, где учащиеся смогут обсудить свои творческие работы.Нами были изучены и классифицированы способы организации домашней работы с использованием дифференцированных и творческих заданий. После этого был составлен комплекс различных видов и способов организации домашней работы, которые учитель может использовать в педагогической практике. Классификация способов дифференциации домашних заданий представлена в таблице 6.Таблица 6 – Способы организации дифференцированных домашних заданийСпособыХарактеристика способаПо форме– свободный выбор домашней задачи;–особое задание (индивидуальное);– фронтальные задачи (с элементами дифференциации);– групповые;– задание массивом (из нескольких заданий ученик решает установленный минимум).По уровням– первый уровень – обязательный минимум;– второй уровень – «тренировочный»;– третий уровень – повышенный объем и сложность.По продолжительности– кратковременные (ежедневные);–долговременные (подготовка сообщений, проектов и т.п.);– периодическое освобождение от домашних заданий.По источникам– учебник;– рекомендованная литература;– личный жизненный опыт;– помощь родителей.Классификацию творческих домашних заданий представим в таблице 7.Таблица 7 – Классификация творческих домашних заданийВидыХарактеристика видаПо содержанию– составление словаря терминов, вопросника, теста, памятки;– составление кроссворда, ребусов;– изготовление макета, модели;– подготовка сообщения, доклада, проекта;– сочинение сказок, загадок, стихотворений;– проведение исследования, эксперимента, наблюдения;– составление домашнего задания для соседа по парте;– редактирование учебного текста.По видам деятельности– индивидуальная;– парная;– мелкогрупповая (3–7 чел);– групповая (10–15 чел);– коллективная.По способам оформления–рабочая (в тетради, «с листа»);– экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы и т.д.).В 3 классе творческие домашние задания по литературному чтению могут быть, например, такого плана: 1) Напиши продолжение истории известного произведения, в котором главный герой принимает неожиданные решения и меняет ход событий. Объясни, почему ты выбрал именно такой сюжетный поворот.2) Создай свою собственную фантазийную страну или мир, описав его географию, обитателей, историю и обычаи. Напиши небольшой рассказ или отрывок из книги, который рассказывает о приключениях героя в этом мире.3) Проведи исследование о жизни и творчестве известного писателя. Напиши краткую биографию с анализом твоего любимого произведения этого автора, выделив основные темы и мотивы в его творчестве.4) Проведи литературный анализ фрагмента известного произведения, выявив основные темы, образы и стилистические приемы, использованные автором. Сделай аналогию с современной жизнью и обсуди актуальность произведения на сегодняшний день.5) Напиши стихотворение или рассказ на заданную тему или по мотивам известного произведения. Постарайся использовать богатый язык, метафоры и образы, чтобы создать увлекательный и многогранный текст.6) Организуй литературную викторину для семьи или друзей, вопросы которой будут касаться известных произведений и писателей. Приготовь награды для победителей и интересные призы для участников.7) Подготовь презентацию о литературном направлении или эпохе, представив основные авторы, произведения, стиль и особенности этого времени. Расскажи об их влиянии на развитие литературы и искусства в целом.8) Создай книжный клуб с друзьями или одноклассниками, где будете обсуждать интересные произведения, делиться впечатлениями и анализировать главных героев, сюжеты и стилистику книг.9) Подготовь собственное литературное исследование по интересной теме, сделав анализ различных произведений, критические заметки и сравнения. Представь свои выводы и рекомендации по дальнейшему изучению данного вопроса.Выводы по главе 2Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на интерпретацию текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.Анализ представленных в УМК «Школа России» и «Перспектива» показал, что представленные в учебниках задания отвечают целям образовательной программы, однако задания УМК «Школа России» более однотипные и менее интересные, чем задания в УМК «Перспектива». Интересных, проработанных, индивидуально ориентированных домашних заданий во всех рассмотренных УМК не выявлено. Во второй главе мы представили ряд указаний к организации творческих домашний заданий и представили примеры таких домашних заданий.ЗаключениеТворческая деятельность признана обязательным компонентом системы начального литературного образования младших школьников. Творческие работы учащихся предполагают деятельность детей с произведением, котораяреализует их собственное художественное отношение к прочитанному. Такаядеятельность организуется учителем на уроке литературного чтения.Творческая деятельность младших школьников – это продуктивнаяформа деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладениетворческим опытом познания, создания, преобразования, использования вновом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессеобразовательной деятельности, организованной в сотрудничестве спедагогом.Домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению. Оно имеет большое воспитательное значение: при правильной организации его выполнения у школьников вырабатываются навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям.Творческое домашнее задание — это задание, требующее от ученика не просто повторения учебного материала, а его творческого применения и осмысления. Такой подход позволяет развивать у учащихся креативное мышление, способность к самостоятельной работе и поиск решений, а также позволяет проявить таланты и интересы каждого ребенка. Творческое домашнее задание не только стимулирует учеников к активному участию в учебном процессе, но и помогает им лучше усвоить и запомнить изучаемый материал. Кроме того, такая форма работы способствует развитию коммуникативных навыков, так как часто требует сотрудничества и обмена мнениями с другими учениками.Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» в УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» направлен на интерпретацию текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.Анализ представленных в УМК «Школа России» и «Перспектива» показал, что представленные в учебниках задания отвечают целям образовательной программы, однако задания УМК «Школа России» более однотипные и менее интересные, чем задания в УМК «Перспектива». Интересных, проработанных, индивидуально ориентированных домашних заданий во всех рассмотренных УМК не выявлено. Во второй главе мы представили ряд указаний к организации творческих домашний заданий и представили примеры таких домашних заданий.Список использованной литературыВыготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.ГаубецМ.Ю. Организация домашнего задания обучающихся в начальных классах: учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаубец, Н.А. Гребенникова. – Челябинск: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», 2017. – 138 с.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. –544с.Дубенкина А.М.Творческие домашние задания на уроках литературы / А.М. Дубенкина // В сборнике: Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.М. Осмоловской, И.В. Усковой. 2020. С. 432-434.Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с.Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. — 96 с.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. УМК «Школа Росссии» / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2023.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. УМК «Перспектива». Творческая тетрадь, 2012.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. УМК «Перспектива». Учебник Ч.1, Ч.2, 2012.Климанова Л.Ф. Литературное чтение: в 2-х частях. УМК «Школа Росссии» / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2023.Кононова Н.В. Специфика творческих домашних заданий в начальной школе / Н.В. Кононова, Г.Х.Вахитова // В сборнике: XIV Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и образование". В 6 т.. Сер. "Проблемы дошкольного, начального, социального и профессионально-педагогического образования на современном этапе" 2010. С. 30-34.Кушакова Ю.В.Внедрение творческих домашних заданий на уроках литературного чтения: эмпирическое исследование / Ю.В. Кушакова // В сборнике: МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАРТАП. Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. С. 171-176.Мадраимов С.М. Пути развития творческих способностей учащихся с помощью домашних заданий / С.М. Мадраимов, Э.К.Арынбаев // В сборнике: Фундаментальные науки и образование. Материалы II международной научно-практической конференции. Ответственный редактор И.В. Старовикова. 2014. С. 433-439.Николашкина С.Н. Развитие познавательной активности младших школьников посредством творческих домашних заданий / С.Н. Николашкина, Н.В. Оконешникова // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2016. С. 28-29.Пирогова С.В.Особенности творческих заданий в домашней учебной работе младших школьников / С.В, Пирогова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11. № 1. С. 33-39.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
2. Гаубец М.Ю. Организация домашнего задания обучающихся в начальных классах: учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаубец, Н.А. Гре-бенникова. – Челябинск: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», 2017. – 138 с.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. –
544с.
4. Дубенкина А.М. Творческие домашние задания на уроках лите-ратуры / А.М. Дубенкина // В сборнике: Домашняя учебная работа школьни-ков: пути совершенствования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.М. Осмоловской, И.В. Уско-вой. 2020. С. 432-434.
5. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойки-на. — М.: Просвещение, 2014. —128 с.
6. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойки-на. — М.: Просвещение, 2014. — 96 с.
7. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. УМК «Школа Росссии» / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2023.
8. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. УМК «Перспектива». Творческая тетрадь, 2012.
9. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. УМК «Перспектива». Учебник Ч.1, Ч.2, 2012.
10. Климанова Л.Ф. Литературное чтение: в 2-х частях. УМК «Школа Росссии» / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2023.
11. Кононова Н.В. Специфика творческих домашних заданий в начальной школе / Н.В. Кононова, Г.Х. Вахитова // В сборнике: XIV Всерос-сийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и образование". В 6 т.. Сер. "Проблемы дошколь-ного, начального, социального и профессионально-педагогического образо-вания на современном этапе" 2010. С. 30-34.
12. Кушакова Ю.В. Внедрение творческих домашних заданий на уроках литературного чтения: эмпирическое исследование / Ю.В. Кушакова // В сборнике: МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАРТАП. Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Ниж-ний Новгород, 2021. С. 171-176.
13. Мадраимов С.М. Пути развития творческих способностей уча-щихся с помощью домашних заданий / С.М. Мадраимов, Э.К. Арынбаев // В сборнике: Фундаментальные науки и образование. Материалы II междуна-родной научно-практической конференции. Ответственный редактор И.В. Старовикова. 2014. С. 433-439.
14. Николашкина С.Н. Развитие познавательной активности младших школьников посредством творческих домашних заданий / С.Н. Николашки-на, Н.В. Оконешникова // В сборнике: Актуальные проблемы развития лич-ности в онтогенезе. материалы V Всероссийской научно-практической кон-ференции студентов и аспирантов. 2016. С. 28-29.
15. Пирогова С.В. Особенности творческих заданий в домашней учебной работе младших школьников / С.В, Пирогова // Герценовские чте-ния. Начальное образование. 2020. Т. 11. № 1. С. 33-39.