Кубик Блума как средство развития связной речи у младших школьников в процессе обучения в условиях инклюзивного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 24 24 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 13.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КУБИКА БЛУМА
1.1. Содержание понятий «Кубик Блума», «связная речь», «инклюзивное образование» в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования
1.3. Роль кубика Блума для развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУБИКА БЛУМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Упражнения и методические рекомендации по использованию кубика Блума для развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ


3

5

5

8

11


16


16

20
22
24


Фрагмент для ознакомления

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУБИКА БЛУМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Упражнения и методические рекомендации по использованию кубика Блума для развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования

Представим комплекс упражнений с сопроводительными рекомендациями для педагогов по использованию кубика Блума (модель кубика представлена в Приложении 1) для развития связной речи у учащихся начальных классов в условиях инклюзивного (специального) образования:
Упражнение «Любимое время года»
Используя кубик Блума и его обозначенные грани («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись») сформулируй вопросы по теме и ответь на них так, чтобы получился связный текст.
Образец выполнения упражнения:
Тема «Мое любимое время года - лето»
1. Назови свое любимое время года.
Мое любимое время года - лето.
2. Почему ты любишь лето? / Почему твое любимое время года лето?
Я люблю лето, потому что в это время года мое день рождение. / Лето - мое любимое время года, потому что у нас каникулы и можно здорово проводить время с друзьями.
3. Объясни, как ты проводишь время летом?
Летом я читаю книги, встречаюсь с друзьями, купаюсь в речке, посещаю развлечения и аттракционы.
4. Предложи варианты летнего препровождения.
Можно собраться с друзьями или родными на пикник, отправиться в поход, собрать команду и сыграть в футбол.
5. Придумай, как бы ты провел последний день лета?
В последний день лета можно организовать праздник для друзей.
6. Поделись своими впечатлениями о проведенном лете.
Проведенное лето оставило у меня много ярких впечатлений - мы ездили на море, посещали музеи и выставки, ходили в кино и любовались городскими фонтанами.
Упражнение «Составь вопросы к картинке»
Используя грани кубика Блума («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись») составь вопросы для своего товарища по парте к сюжетной картинке:



Образец выполнения упражнения:
Тема «Спешка под дождем»
Вопросы:
1. Назови, какое время года изображено на картинке?
2. Почему дети торопятся?
3. Объясни, почему на их лицах улыбки и удивленные взгляды?
4. Предложи вариант, куда торопятся дети?
5. Придумай, как могла бы закончится прогулка под дождем?
6. Поделись своими впечатлениями от этой картинки.
Упражнение «Составь рассказ по серии картинок»
Перед тобой кубик Блума. На каждой из 6 его граней ключевое слово - «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Я буду называть тебе вопрос, а ты найди ключевое слово на этом кубике и ответь на вопрос, опираясь на картинку. Составь связный (последовательный) рассказ по картинкам, отвечая на предложенные вопросы:



Вопросы для рассказа:
1. Назови героев картинок, их действия.
2. Почему мальчик такой довольный и веселый?
3. Объясни, кто чем занят?
4. Предложи свой вариант - с какой начинкой пирожки, которые испекла бабушка?
5. Придумай продолжение истории.
6. Поделись своими впечатлениями от картинок.
Образец выполнения упражнения:
Тема «Бабушкины пирожки»
Бабушка решила испечь пирожки для своего любимого внука. Мальчик очень любит бабушкину выпечку, поэтому такой довольный и веселый. Пока бабушка месила тесто, лепила пирожки и формировала их на противне, мальчик наблюдал за ней. Пирожки с любимой начинкой мальчика - вишней. Горячие пирожки еле уместились на большом блюде, а бабушка с внуком приступили к чаепитию. Как вкусно! Какие добрые и приятные впечатления остались от этих картинок!
Рекомендации по использованию кубика Блума для развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования:
1. Целесообразно провести вступительную беседу-знакомство с данным средством обучения, рассказать ученикам, как работает кубик Блума, для чего предназначен.
2. Кубик Блума как средство обучения и развития необходимо использовать на занятиях тактильно. Каждому ребенку необходимо предварительно изучить данный материал, просмотреть самостоятельно его грани, повертеть в руках.
3. Кубик Блума является достаточно эффективным средством развития связной речи как в индивидуальной форме, так и в групповой работе с младшими школьниками. При этом работа с кубиком обеспечивает непосредственное взаимодействие учащегося с обучающим материалом.
4. Для эффективной работы над развитием связной речи необходимо создать специальную картотеку вопросов для кубиков Блума по различным темам. Вопросы строятся на основе программных требований к знаниям, умениям, навыкам младших школьников, обучающимся по специальным образовательным программам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании мы рассмотрели такой вопрос, как специфика и особенности использования кубика Блума как средства развития связной речи у младших школьников в процессе обучения в условиях инклюзивного образования.
Работа была разделена на две главы – теоретическую и практическую. Такое деление исследования считается целесообразным, так как в каждой из глав рассматриваются определенные аспекты работы.
В теоретической части настоящего исследования рассмотрены ключевые вопросы, касаемые основополагающих аспектов развития связной речи у младших школьников в процессе обучения в условиях инклюзивного образования посредством кубика Блума.
В данной части работы представлено содержание понятий «Кубик Блума», «связная речь», «инклюзивное образование»; изучены особенности развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования; выявлена роль кубика Блума для развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Подробно рассмотрев понятия «связная речь», инклюзивное образование» и «Кубик Блума», было определено, что в рамках условиях (инклюзивного образования) особое значение уделяется инновационным методам, приемам и технологиям обучения и воспитания (сенсорного и когнитивного развития) учащихся. Одним из эффективных средств развития связной речи младших школьников является «Кубик Блума».
Также определено, что использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития младших школьников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Данный приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования, в свою очередь педагогу этот приём позволяет в активной форме проверить и оценить сформированные знания и умения учеников.
Во второй главе настоящего исследования представлен комплекс из трех упражнений - «Любимое время года», «Составь вопросы к картинке» и «Составь рассказ по серии картинок». К каждому упражнению представлен образец выполнения. Также даны методические рекомендации по использованию кубика Блума для развития связной речи у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Таким образом, целесообразно подвести итог, что развитие связной речи в младшем школьном возрасте – это психолого-педагогическая проблема, решение которой должно быть направлено на тесное, систематическое взаимодействие учителя, логопеда, учащегося и родителя. Придя к основным результатам исследования, можно утверждать, что кубик Блума и технология развития критического мышления являются эффективными для развития связной речи младших школьников в условиях специального образования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Асеева И.И. Развитие связной речи. – СПб., 2018. – 48 с.
Баринова Е.Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. – М.: Издательство «Юрайт», 2023. – 97 с.
Баринова А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. –2017. – № 56. – С.15-23.
Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 432 с. 
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.: УНПЦ Энергомаш, 2014. – 128 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
Клустер Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер. – М.: Русский язык. – 2002. – № 29. – С.3-10.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 176 с.
Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП // Газета «Русский язык». – 2009. – №7. – С.19-22.
Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2015. – 303 с.
Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность... – М.: Красанд, 2010. – 216 с.
Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. Кн. 5. – М., 2003. – 190 с.
Михальчи Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. – М.: Издательство «Юрайт», 2023. – 177 с.
Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2019. – 394 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2002. – 720 с.
Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Фуряева. – 2-е изд. – М.: Издательство «Юрайт», 2023. – 176 с.
Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс. Русский язык как иностранный. – М.: РУДН, 2008. – 198 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модель кубика Блума для развития связной речи младших школьников в условиях инклюзивного обучения










2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асеева И.И. Развитие связной речи. – СПб., 2018. – 48 с.
2. Баринова Е.Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. – М.: Издательство «Юрайт», 2023. – 97 с.
3. Баринова А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. –2017. – № 56. – С.15-23.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 432 с.
5. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.: УНПЦ Энергомаш, 2014. – 128 с.
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
7. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер. – М.: Русский язык. – 2002. – № 29. – С.3-10.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 176 с.
9. Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП // Газета «Русский язык». – 2009. – №7. – С.19-22.
10. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2015. – 303 с.
11. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность... – М.: Красанд, 2010. – 216 с.
12. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. Кн. 5. – М., 2003. – 190 с.
13. Михальчи Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. – М.: Издательство «Юрайт», 2023. – 177 с.
14. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2019. – 394 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2002. – 720 с.
16. Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Фуряева. – 2-е изд. – М.: Издательство «Юрайт», 2023. – 176 с.
17. Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс. Русский язык как иностранный. – М.: РУДН, 2008. – 198 с.