Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 14.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 6
1.1. Сущность проблемы семейного воспитания 6
1.2. Влияние семьи на формирование личности младшего школьника 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 12
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1. Исследование взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста 13
2.2. Рекомендации по формированию семейных ценностей 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. Обязательно следует дополнить семейную галерею фотографиями всей семьи и ребенка, где он один. Основная мысль семейной фотографии – сплоченность, отдельной – индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично развиваться в малыше. Капсула времени. Необходимо сохранять на память детские рисунки, поделки. Можно в конце каждого года делать всей семьей так называемую «капсулу времени». Пусть каждый член семьи положит в пустую пластиковую коробку какую-то вещь (или несколько вещей), которые связаны у него с уходящим годом. Храните капсулы в дальнем углу, где их никто не найдет, а через 10 или 20 лет достаньте. Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее[19, с.335].Таким образом, учителю необходимо понимать, что большинство родителей не имеют педагогического образования и основы воспитания детей им необходимо рассказать. На плечи педагога ложится важная задача – найти взаимодействие со всеми родителями своих учеников, создать из них группу соратников, которые будут поддерживать учителя как в образовательном, так и в воспитательном процессе. Это сложная задача даже для опытного педагога, но учителю кране необходимо найти подход не только к каждому ученику, но и к каждому родителю. Это будет способствовать главной цели – воспитанию духовно-нравственных ценностей и ориентиров у младших школьников.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IIДуховно-нравственное воспитание младших школьников является первостепенной задачей всего начального образования современной школы. Именно в этом возрасте дети являются наиболее восприимчивыми к усвоению моральных норм и правил, формируется фундамент нравственных ценностей будущего гражданина нашей страны. Перед педагогом стоит важная задача, чтобы предъявляемые обществом социально необходимые для жизни требования превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Для этого педагогу необходимо составить план воспитательной работы, использовать все имеющиеся современные средства, методы, технологии для проведения воспитательной работы, опираться на поддержку родителей и других родственников ребенка. Процесс воспитания осуществляется как во внеурочной деятельности, так и во время проведения уроков с учениками младших классов.Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в хозяйственную деятельность. В семье может быть и порядок, и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух семьи, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм.ЗАКЛЮЧЕНИЕДуховное и нравственное воспитание младших школьников является одной из основных задач современной педагогической науки и практики. Младших школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования духовно-нравственных принципов и идеалов человека, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к происходящей несправедливости вокруг них. Различные ученые указывали на то, что именно в этом возрасте создается фундамент духовно-нравственных ценностей от которого зависит умение человека совершать хорошие поступки, не опускаться до подлости и лжи, помогать другим людям, быть чутким и отзывчивым, трудолюбивым и милосердным. В младшем школьном возрасте дети отчетливо умеют проводить границу между плохими и хорошими поступками, уже умеют их оценивать, сравнивать, делать выводы.Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:- духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в начальной школе как целенаправленный и систематический процесс;- демократический стиль семейного воспитания способствует формированию у младших школьников высокой моральных и нравственных принципов;- педагог начальных классов должен организовать тесное взаимодействие с родителями учеников начальных классов с целью их консультирования по вопросам организации семейного воспитания.Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования была подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПриказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 12.06.2024).Акименко, А. Е. Роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников / А. Е. Акименко // Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Невинномысск, 15–17 ноября 2021 года. – Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2021. – С. 23-25. Акобджанян, Н. Р. Роль семьи в воспитании младших школьников / Н. Р. Акобджанян, А. А. Кочарян, А. А. Кочарян // Научные вести. – 2022. – № 4(45). – С. 13-18.Брунчукова, Н. М. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младшего школьника в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Н. М. Брунчукова // Семья и дети в современном мире : Сборник материалов конференции, Кызыл, 15 июня 2022 года / Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. Том VII. – Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет», 2022. – С. 532-537.Гаврилова, Н. Г. Семья как важнейший социальный институт воспитания и обучения детей младшего школьного возраста / Н. Г. Гаврилова, М. А. Белова // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сборник научных статей II-ой международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21 ноября 2019 года / Ответственный редактор В. И. Бычков. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – С. 104-108.Злыгостев, В. Ю. Семья и её влияние на формирование личности младших школьников / В. Ю. Злыгостев // Теоретические и практические аспекты формирования и развития «Новой науки» : Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Волгоград, 02 декабря 2023 года. – Уфа: ООО «Омега сайнс», 2023. – С. 127-134.Зуева, А. В. Методы оценки семейного воспитания в процессе формирования личности младшего школьника / А. В. Зуева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 12-1. – С. 93-96.Зуева, А. В. Роль семьи и стиля семейного воспитания в процессе формирования личности младшего школьника / А. В. Зуева // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологическихидей : Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах, Донецк, 18 октября – 20 октября 2022 года / Под редакцией Л.А. Деминской, Ю.А. Романенко [и др.]. Том 4. Часть 1. – Донецк: Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», 2021. – С. 210-215. Курбанова, И. С. Характеристика и причины детско - родительских отношений в семейном воспитании младших школьников / И. С. Курбанова // Междисциплинарность науки как фактор и условие повышения качества научных исследований : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 ноября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 77-79.Литвинова, Е. С. Роль семьи в воспитании младших школьников / Е. С. Литвинова // Теория и практика модернизации научной деятельности в условиях цифровизации : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 27 октября 2022 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2022. – С. 36-38. Малетина, М. А. Роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников / М. А. Малетина // Образовательная инициатива как ключевой фактор развития сферы знаний : сборник научных трудов. – Казань : ООО «СитИвент», 2019. – С. 132-135. Малетина, М. А. роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников / М. А. Малетина // Образовательная инициатива как ключевой фактор развития сферы знаний : сборник научных трудов. – Казань : ООО «СитИвент», 2019. – С. 132-135.Миндрина, К. Е. Роль семьи в деформации личности младшего школьника / К. Е. Миндрина // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 23 апреля 2020 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 286-293.Пантелеева, В. С. Роль семьи в воспитании младшего школьника / В. С. Пантелеева // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции в рамках Года науки и технологий, Коломна, 15–16 апреля 2021 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. – С. 188-191. Савина, Н. В. Роль семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников / Н. В. Савина, А. А. Сабралина // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему : Материалы V Всероссийской научной конференции, Омск, 16 ноября 2023 года. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 2023. – С. 117-119. Соколова, А. А. Роль семьи в воспитании младших школьников / А. А. Соколова // Фундаментальная и прикладная наука : сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, Анапа, 19 января 2023 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2023. – С. 127-131. Спицын, П. А. Взаимодействие семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста / П. А. Спицын // Всероссийский педагогический форум - 2023 : Сборник статей II Всероссийской методико-практической конференции, Петрозаводск, 28 ноября 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 9-14. Стрелков, А. О. Влияние стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в эпоху цифровых технологий / А. О. Стрелков // Человек, общество, технологии: вопросы взаимодействия в современном мире : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 08 января 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 32-36. Тарасенко, А. Т. Особенности воспитания младшего школьника в семье / А. Т. Тарасенко // Мировая наука в эпоху социально-политических трансформаций: новые возможности, пути развития : Материалы IX Международной научно-практической конференции. в 2-х частях, Ставрополь, 30 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2022. – С. 148-150.Турубара, Д. И. Воспитательный потенциал семьи и его влияние на становление личности младшего школьника / Д. И. Турубара // Молодая наука - 2021 : Сборник статей VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2021 года. Том 2. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – С. 334-339.Утенкова, К. С. Роль семьи в патриотическом воспитании младших школьников / К. С. Утенкова // Цифровизация образования: поиск и выбор инновационных решений : Материалы международной научно-практической конференции, Челябинск, 24–26 марта 2022 года. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. – С. 230-233. Щербакова, Е. Ю. Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника / Е. Ю. Щербакова // Фундаментальные и прикладные научные исследования в XXI веке : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание, Минск, Белоруссия, 28 апреля 2016 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Минск, Белоруссия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2016. – С. 115-118.
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 12.06.2024).
2. Акименко, А. Е. Роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников / А. Е. Акименко // Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Невинномысск, 15–17 ноября 2021 года. – Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2021. – С. 23-25.
3. Акобджанян, Н. Р. Роль семьи в воспитании младших школьников / Н. Р. Акобджанян, А. А. Кочарян, А. А. Кочарян // Научные вести. – 2022. – № 4(45). – С. 13-18.
4. Брунчукова, Н. М. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младшего школьника в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Н. М. Брунчукова // Семья и дети в современном мире : Сборник материалов конференции, Кызыл, 15 июня 2022 года / Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. Том VII. – Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет», 2022. – С. 532-537.
5. Гаврилова, Н. Г. Семья как важнейший социальный институт воспитания и обучения детей младшего школьного возраста / Н. Г. Гаврилова, М. А. Белова // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сборник научных статей II-ой международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21 ноября 2019 года / Ответственный редактор В. И. Бычков. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – С. 104-108.
6. Злыгостев, В. Ю. Семья и её влияние на формирование личности младших школьников / В. Ю. Злыгостев // Теоретические и практические аспекты формирования и развития «Новой науки» : Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Волгоград, 02 декабря 2023 года. – Уфа: ООО «Омега сайнс», 2023. – С. 127-134.
7. Зуева, А. В. Методы оценки семейного воспитания в процессе формирования личности младшего школьника / А. В. Зуева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 12-1. – С. 93-96.
8. Зуева, А. В. Роль семьи и стиля семейного воспитания в процессе формирования личности младшего школьника / А. В. Зуева // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей : Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах, Донецк, 18 октября – 20 октября 2022 года / Под редакцией Л.А. Деминской, Ю.А. Романенко [и др.]. Том 4. Часть 1. – Донецк: Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», 2021. – С. 210-215.
9. Курбанова, И. С. Характеристика и причины детско - родительских отношений в семейном воспитании младших школьников / И. С. Курбанова // Междисциплинарность науки как фактор и условие повышения качества научных исследований : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 ноября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 77-79.
10. Литвинова, Е. С. Роль семьи в воспитании младших школьников / Е. С. Литвинова // Теория и практика модернизации научной деятельности в условиях цифровизации : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 27 октября 2022 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2022. – С. 36-38.
11. Малетина, М. А. Роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников / М. А. Малетина // Образовательная инициатива как ключевой фактор развития сферы знаний : сборник научных трудов. – Казань : ООО «СитИвент», 2019. – С. 132-135. Малетина, М. А. роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников / М. А. Малетина // Образовательная инициатива как ключевой фактор развития сферы знаний : сборник научных трудов. – Казань : ООО «СитИвент», 2019. – С. 132-135.
12. Миндрина, К. Е. Роль семьи в деформации личности младшего школьника / К. Е. Миндрина // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 23 апреля 2020 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 286-293.
13. Пантелеева, В. С. Роль семьи в воспитании младшего школьника / В. С. Пантелеева // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции в рамках Года науки и технологий, Коломна, 15–16 апреля 2021 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. – С. 188-191.
14. Савина, Н. В. Роль семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников / Н. В. Савина, А. А. Сабралина // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему : Материалы V Всероссийской научной конференции, Омск, 16 ноября 2023 года. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 2023. – С. 117-119.
15. Соколова, А. А. Роль семьи в воспитании младших школьников / А. А. Соколова // Фундаментальная и прикладная наука : сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, Анапа, 19 января 2023 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2023. – С. 127-131.
16. Спицын, П. А. Взаимодействие семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста / П. А. Спицын // Всероссийский педагогический форум - 2023 : Сборник статей II Всероссийской методико-практической конференции, Петрозаводск, 28 ноября 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 9-14.
17. Стрелков, А. О. Влияние стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в эпоху цифровых технологий / А. О. Стрелков // Человек, общество, технологии: вопросы взаимодействия в современном мире : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 08 января 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 32-36.
18. Тарасенко, А. Т. Особенности воспитания младшего школьника в семье / А. Т. Тарасенко // Мировая наука в эпоху социально-политических трансформаций: новые возможности, пути развития : Материалы IX Международной научно-практической конференции. в 2-х частях, Ставрополь, 30 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2022. – С. 148-150.
19. Турубара, Д. И. Воспитательный потенциал семьи и его влияние на становление личности младшего школьника / Д. И. Турубара // Молодая наука - 2021 : Сборник статей VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2021 года. Том 2. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – С. 334-339.
20. Утенкова, К. С. Роль семьи в патриотическом воспитании младших школьников / К. С. Утенкова // Цифровизация образования: поиск и выбор инновационных решений : Материалы международной научно-практической конференции, Челябинск, 24–26 марта 2022 года. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. – С. 230-233.
21. Щербакова, Е. Ю. Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника / Е. Ю. Щербакова // Фундаментальные и прикладные научные исследования в XXI веке : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание, Минск, Белоруссия, 28 апреля 2016 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Минск, Белоруссия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2016. – С. 115-118.