Роль эмоций в манипулятивном поведении: понимание и контроль своих эмоций для защиты от манипуляций

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 14.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы роли эмоций в манипулятивном поведении 5
1.1 Сущность понятия «манипуляция» и «манипулятивное поведение» 5
1.2 Основные теоретические подходы к изучению эмоций и манипуляций 8
1.3 Влияние эмоций на манипулятивное поведение 12
1.4 Эмоциональная регуляция и манипулятивное поведение 14
Глава 2. Понимание и контроль собственных эмоций для защиты от манипуляций 17
2.1 Понимание собственных эмоций: значение осознанности и самопознания в распознавании собственных эмоций и эмоциональных реакций 17
2.2 Методы контроля собственных эмоций: различные стратегии и техники управления эмоциями 19
2.3 Роль эмпатии в защите от манипулятивного воздействия 21
2.4 Защита от манипулятивного поведения: теоретические подходы к защите от манипуляций 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Управление собственными эмоциями относится к функциям эмоционального интеллекта. Способность распознавать, понимать и контролировать собственные эмоции оказывает значительное влияние на личную и профессиональную жизнь индивида, его взаимоотношения и творческую деятельность 4.Эмоции выступают неотъемлемой частью жизнедеятельности индивида, оказывая влияние на поведение и процесс межличностного взаимодействия. Использование различных стратегий управления собственными эмоциями положительно сказывается как на психологическом здоровье человека, так и на его отношениях с окружающими и реализацию деятельности. Преодоление негативных состояний, навыки выхода из деструктивного состояния улучшают социализацию и способствуют личностному развитию2.3 Роль эмпатии в защите от манипулятивного воздействияПроблема изучения такого феномена, как «эмпатия» заключается в множестве подходов к его пониманию. Одни исследователи делают акцент на эмоциональном и чувственном начале, другие – выделяют значимость когнитивного компонента. Наиболее широкое трактование заключается в отождествлении эмпатии с сопереживанием, умением почувствовать другого человека, понять его эмоции и прочувствовать их на себе.Согласно определению, предложенному Е.С. Гончаренко, эмпатия – это «сложное многоуровневое личностное образование, отражающее эмоциональные, когнитивные и поведенческие характеристики индивида, которые позволяют ему постигать эмоциональное состояние другого человека, проникать в его переживания и чувствовать его» 10.Исследователи выделяют основные компоненты эмпатии:– эмоциональный: отражает умение распознавать чувства других людей, понимать их эмоциональное состояние, проявлять сопереживание, без совершения действий;– когнитивный: характеризует способность понимать мысли, мотивы другого человека, предвидеть поступки и распознавать их посылы;– поведенческий: показывает обладание навыками общения, конструктивной коммуникации, умение найти общий язык с разными людьми, оказать содействие, поддержку и помощь 14.Р. Бернс пишет о том, что эмпатия лишена компонента суждения, что отличает её от сострадания и симпатии. Таким образом, эмпатия более объективна 6.Некоторые исследователи различают формы эмпатии. Так, Т.П. Гаврилова 9 говорит об эмпатии, как способности к восприятию чувств другого человека через отождествление себя с ним, и об эмпатии, как способности переживать чувства партнёра, несмотря на то, что они отличаются от собственных чувств индивида. Следовательно, сопереживая, индивид переносит чувства другого на себя (на основе имеющегося прошлого опыта), а сочувствуя, понимает, что это не его чувства, он переживает за другого.На основании различных исследований, можно выделить основные функции эмпатии:– во-первых, эмпатия определяет направленность поведения индивида (так, существует связь между уровнем развития эмпатии и расположенностью к альтруизму);– во-вторых, эмпатия выступает эмоциональной формой познания, постижения информации (инструментом восприятия и познания) 10.Учитывая возможности влияния эмпатии на поведение, она выступает одним из необходимых компонентов конструктивного межличностного взаимодействия. Развитая эмпатия позволяет сонастроиться с партнёром по взаимодействию. Она может проявляться в словах, жестах, мимике, действиях. Для собеседника важно видеть и чувствовать, что его слушают, что его понимают. Таким образом, эмпатия выступает необходимым профессиональным качеством для гуманитарных и человеко-ориентированных профессий 43.Т.П. Гаврилова полагает, что формирование и развитие эмпатии может быть связано с развитием воображения, которое позволяет увидеть индивиду картинку целиком, не просто воспринять отдельные эмоции и чувства собеседника, но также распознать эмоциональное состояние целостно 9. Следовательно, для формирования эмпатических реакций необходимо участие как эмоциональных, так и познавательных психических процессов.В работе Е.Р. Овчаренко рассмотрено влияние эмпатии на результат совместной деятельности 23. Автор пишет, что «развитие эмпатии – необходимое условие формирования личности, воспитания, овладения коммуникативной культурой, развития способности управлять свои эмоциями и эмоциональными реакциями». При этом, учёные полагают, что способность к эмпатии можно и нужно развивать. Кроме возможности выстраивания конструктивной межличностной коммуникации, развитая эмпатия может работать как защитный механизм против манипулятивного воздействия. Данное предположение объясняется тем, что манипуляция в большей степени имеет успешность за счёт скрытности своего воздействия, и, если человек умеет улавливать эмоциональный настрой другого человека, считывать его чувства и эмоции, то может обнаружить, «обличить» манипулятивные приёмы, тем самым снижая их эффективность 28.Развитие эмпатии в совокупности с эмоциональной устойчивостью и способностью к саморегуляции способствуют эффективному взаимодействию с различным кругом лиц. Манипуляторы часто прибегают к игре на чувствах и эмоциях других людей для достижения собственной выгоды. В связи с чем, целенаправленное развитие эмпатийных навыков и умений эмоциональной регуляции позволят снизить или исключить манипулятивное воздействие.2.4 Защита от манипулятивного поведения: теоретические подходы к защите от манипуляцийВ исследованиях можно встретить понимание психологической защиты от манипулятивного воздействия как «механизма, позволяющего объекту манипуляции устранить или ослабить целенаправленное деструктивное влияние на него манипулятора, или субъекта манипуляции» 42.Выделяют несколько основных компонентов психологической защиты от манипулятивного воздействия. Рассмотрим их:– предмет, характеризующий целостность психики человека;– угроза, отражающая сущность манипулятивного воздействия, цель которого – нарушить целостность психики;– ущерб, наносимый какой-либо структуре психики;– объект – тот, кто осуществляет манипуляционное действие;– субъект – тот, кто проявляет защитные действия против манипуляции;– средства, выражают способы поведения, направленные на выявление и обезвреживание деструктивных влияний манипуляции;– результат – сохранение или создание психологической защищённости личности от манипулятивного воздействия 29.Е.В. Сидоренко предложил классификацию приёмов защиты от манипуляций 34. Он с коллегами обозначил два основных вида защиты: 1) направлены на факт угрозы – неспецифическая защита, пассивная; 2) направлена на характер манипуляции – специфическая защита, активная (осознанная конфронтация или конструктивная критика).Пассивная защита обычно заключается в применении или включении базовых установок, которые могут быть «активированы» по отдельности или в совокупности. Среди них отмечают: уход, изгнание, блокировку, управление, замирание, игнорирование. Уход характеризуется увеличением дистанции, позволяющим удалиться за пределы досягаемости деструктивного влияния. Примером данного механизма может быть смены темы разговора, прерывание контакта в связи с возникновением важного дела. Изгнание проявляется в отдалении инициатора манипуляции – перевод в другой отдел, изгнание из семьи или сообщества. Блокировка выражается в создании смысловых барьеров и ролевых ограничений манипулятора. В ходе управления объект начинает предпринимать какие-либо действия, которые способны снизить или устранить манипулятивное воздействие (плач, попытки подружиться, подкуп, использование контрманипуляций). Замирание характеризуется реализацией попыткой контролировать информацию, поступающую от манипулятора. В ходе замирания чаще всего происходит сокрытие истинных чувств, отказ от действий, намеренное искажение получаемой информации. В процессе игнорирования индивид воспринимает информацию о манипуляторе в искажённом виде: приписывает ему положительные черты, находит оправдание для его действий, использует приёмы стереотипизации 41.Активная защита предполагает использование приёмов, которые соответствуют характеру угрозы:– ориентированы на сохранение целостности личностной структуры;– направлены против использования автоматизмов;– ориентированы на используемые манипулятором средства 32.В первом случае речь идёт о разрешении внутриличностных конфликтов, самопринятии и способности к различению «Я» от субличностей. Для противостоянию автоматизмам, свойственным в поведении, можно использовать непредсказуемость поведенческих реакций и задержку, увеличение времени ответной реакции на манипулятивное воздействие. Следовательно, повышается осознанность и самоконтроль собственных эмоциональных и поведенческих реакций. В случае использования защиты против средств манипулятора, необходимо выяснить, какие именно приёмы и способы манипулятивного воздействия были реализованы. Встречная активность будет способствовать разрушению и ослаблению негативного влияния манипуляции. К таким приёмам защиты относят конструктивную критику, информационный диалог, уточняющие вопросы, смена темпа разговора, цивилизованная конфронтация. Данные действия позволяют нарушить спланированный сценарий манипулятивного воздействия без вступления в открытую конфронтацию с манипулятором 3.Таким образом, при выборе приёма защиты от манипулятивного воздействия, в первую очередь необходимо определить характер данного влияния и степень ущерба, которое оно может принести адресату воздействия. Не каждая манипуляция требует активных действий защиты. При этом, важно уметь понимать и распознавать сам факт манипулятивного воздействия, чтобы иметь возможность осознанного реагирования на него.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время в научных психолого-педагогических исследованиях освещается вопрос изучения формирования эмоциональной регуляции, способности управлять собственными эмоциями, умения понимать механизмы влияния эмоций на поведение, как необходимого компонента успешной социализации и развития личности. Теоретический анализ проблемы изучения эмоций и их роли в манипулятивном поведении показал, что данный вопрос не теряет своей актуальности. Манипуляции находят своё отражение во всех сферах жизнедеятельности человека.Под манипуляциями принято понимать психологическое воздействие, которое субъект манипуляции осуществляет тайно по отношению к объекту манипуляции с целью получения личной выгоды. Манипулятивное поведение предполагает использование манипулятором различных приёмов и техник с целью получения желаемого результата. Эмоциональное манипулирование направлено на формирование у объекта определённых эмоций и чувств, благодаря которым манипулятору будет легче достигнуть своей цели.В ходе работы были изучены основные подходы к пониманию эмоций, манипуляций, а также их взаимосвязи. Интерпретация сущности эмоций в большей степени связана с теориями личности, которых придерживаются исследователи. Важным моментом для нашего исследования является понимание, что эмоции тесно связаны как с когнитивными процессами, так и поведенческими реакциями. Характер и интенсивность проявления эмоций и эмоциональных состояний могут формировать направленность поведения, изменять его, что является, в свою очередь, целью манипулирования.При изучении манипуляций и манипулятивного поведения, исследователи часто ставят перед собой задачу – определить тип личности манипулятора, какие мотивы заложены в манипулятивном поведении, всегда ли манипулятор осознаёт, что оказывает воздействие, несёт ли манипуляция только деструктивные последствия для объекта, и др. Однако, манипулятивное воздействие часто используется в рекламе, СМИ и в политике, даже в образовании и личных отношениях, что делает его лишь средством для достижения цели, которая необязательно носит негативный характер для объекта.Влияние эмоций на поведение человека часто связывают с эмоциональной регуляцией, способностью управлять собственными эмоциями и контролировать их проявления. При этом, умение распознавать собственные эмоции, как и чужие, помогает личности добиваться большей эффективности в деятельности и межличностном взаимодействии.В работе также рассмотрены методы защиты личности от манипулятивного воздействия. Центральное место в системе методов отводится формированию и развитию таких компонентов эмоционального интеллекта, как эмоциональная регуляция, самоконтроль, эмпатия.Дальнейшее изучение связи эмоций и манипулятивного поведения может быть направлено на более углублённое исследование специфики манипуляций в зависимости от сферы их применения. Какие цели чаще всего стремятся достичь манипуляторы в семейных отношениях или рабочем коллективе? Какие особенности личности способствуют формированию манипулятивного поведения? Является ли развитиеэмоционального интеллекта и его компонентов наиболее эффективным методом защиты от манипулятивного воздействия. Круг вопросов, касающихся изучения эмоций и манипуляций достаточно широк, поэтому конкретизация поможет изучить взаимосвязь между ними более детально.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
2. Анохин П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций: Тексты. – М., 2019. – 542 с.
3. Балахтар В. В. Манипуляция и манипулятивное воздействие. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ manipulyatsiya-i-manipulyativnoe-vozdeystvie (дата обращения: 07.06.2024).
4. Башанаева Г. Г., Шумилкина М. С. Рефлексия эмоциональных состояний как способ управления ситуативными негативными эмоциями. Научное обозрение. – Серия 2: Гуманитарные науки. – 2016. – № 6. – С. 80-98.
5. Белей А. Ю. Эмоциональная регуляция поведения как феномен. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ emotsionalnaya-regulyatsiya-povedeniya-kak-fenomen (дата обращения: 10.06.2024).
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М., 1986. – 422 с.
7. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. – СПб: Издание К. Л. Риккера, 1908. – 144 с.
8. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – Москва: Смысл, 2021. – 672 с.
9. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 47-52.
10. Гончаренко Е. С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет): автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Краснодар, 2013. – С. 4.
11. Гончарова О. П. Подходы к изучению эмоций и эмоциональных состояний личности. – [Электронный ресурс]. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-izucheniyu-emotsiy-i-emotsionalnyh-sostoyaniy-lichnosti?ysclid=lxc0njw8m717791002 (дата обращения: 30.05.2024).
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А.П. Исаевой. – М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
13. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М.: 2007. – 344 с.
14. Елеференко И. О. Эмпатия как основание коммуникации. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-osnovanie-kommunikatsii-1 (дата обращения: 10.06.2024).
15. Изард К.Э. Психология эмоций / К. Изард. – Питер, 2008. – 464 с.
16. Исмаилова Р.Б. Управление эмоциональным состоянием. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-emotsionalnym-sostoyaniem (дата обращения: 20.05.2024).
17. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В. Г. Крысько. – Минск: Издательство «Харвест». – 2001. – 450 с.
18. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 511 с.
19. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сб. ст. / Институт психологии Российской академии наук; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. Изд-во ИП РАН. – 2004. – С. 29-36.
20. Майер Дж., Сэловей П., Карузо Д.Р. Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия // Психологическое исследование. – 2004. – № 15 (3). – С. 197-215.
21. Морозова И. С. Особенности развития эмоционального интеллекта в студенческом возрасте. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-v-studencheskom-vozraste (дата обращения: 25.05.2024).
22. Овсянникова В. В. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций // Журнал. Психология. Журнал Высшей школы экономики. – № 6. – 2018. – С. 33.
23. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003.– С. 2.
24. Падун М. А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования. 2015. – 8(39). – 5.
25. Палмер Б., Дональдсон К., Стаф К. Эмоциональный интеллект и удовлетворенность жизнью // Личность и индивидуальные различия. – 2012. – № 33 (7). – С. 1091-1100.
26. Питерс С. Парадокс Шимпанзе. Как управлять эмоциями для достижения своих целей / С. Питерс. – М: Бомбора. – 2020. – 512 с.
27. Подпругина В.В. Понимание эмоций как аспект безопасного поведения. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-emotsiy-kak-aspekt-bezopasnogo-povedeniya (дата обращения: 28.05.2024).
28. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. – Минск. – 2016. – 280 с.
29. Романов К. М. Понятие и приемы психологической защиты от манипулятивных воздействий. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priemy-psihologicheskoy-zaschity-ot-manipulyativnyh-vozdeystviy (дата обращения: 10.06.2024).
30. Руслина А. О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2018.
31. Рябчук А.В. Эффективность психологического воздействия в политическом процессе [Электронный ресурс]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Рябчук Андрей Викторович. – Москва, 2011. – 165 с.
32. Самсоненко Л. С. Развитие системы психологической защиты от манипулятивных воздействий в юношеском возрасте. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-psihologicheskoy-zaschity-ot-manipulyativnyh-vozdeystviy-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 07.06.2024).
33. Самсонова К. А. Структурно-функциональные элементы эмоциональной регуляции. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/strukturno-funktsionalnye-elementy-emotsionalnoy-regulyatsii (дата обращения: 03.06.2024).
34. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. – СПб., 2012. – 150 с.
35. Психология. Словарь. 2-е издание, под ред. А.В. Петвроского и М.Г. Ярошевского. – Москва. – 1990. – 494 с.
36. Сысоева Т. А. Приемы и стратегии, используемые при идентификации эмоций. (В кн.): Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям, Институт психологии РАН, 2019. – С. 153-166.
37. Ундуск Е. Н. Эмоциональный интеллект студентов с разной локализацией ответственности. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/emotsionalnyy-intellekt-studentov-s-raznoy-lokalizatsiey-otvetstvennosti (дата обращения: 05.06.2024).
38. Филатов А. В. Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием / О. В. Филатов. – Калининград: МО «Сенте», 2016. – 198 с.
39. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 2017. – № 2. – С. 24-25.
40. Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – М, 2022. – 528 с.
41. Шейнов В. П. Психология влияния / В. П. Шейнов. – Минск, 2008. – 800 с.
42. Шипуля А. Б. Подходы к рассмотрению проблемы психологического манипулирования. – [Электронный ресурс]. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-rassmotreniyu-problemy-psihologicheskogo-manipulirovaniya?ysclid=lxc0ncs7og38864873 (дата обращения: 05.06.2024).
43. Шнайдер М. И. Эмпатия как форма отражения другого человека [Текст] / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 60-65.
44. Шостром Э. Человек - манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. – Москва. – 2008. – 192 с.
45. Шуткин С. Н. Эмоции как психический процесс регуляции поведения. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsii-kak-psihicheskiy-protsess-impulsivnoy-regulyatsii-povedeniya (дата обращения: 18.05.2024).