Особенности самооценки учащихся среднего школьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 42 42 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Особенности самооценки детей среднего школьного возраста 6
1.1. Понятие самооценки в психолого - педагогической литературе 6
1.2. Общая характеристика среднего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода 10
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки в среднем школьном возрасте 19
2.1. Характеристика выборки и описание процедуры исследования 19
2.2. Методы и методики исследования 19
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 22
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 37

Фрагмент для ознакомления

Желают производить хорошее впечатление на людей, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и отсутствие признания. Стараются оставаться неприступным и не подпадать под чужое влияние, но хотят интересовать других как личности. Они нуждается в сочувственном понимании, защите от споров, конфликтов, стрессов. Часто сосредоточены на чувственных удовольствиях, сопротивляются внешним ограничениям, упрямо отстаивают свое мнение.Подростки, у которых выражены негативные эмоции к учебе в школе, испытывают потребность избавиться от стресса, стремятся ограничить свои контакты, избегать конфликтов. Стремятся установить отношения на основе преданности и доверия, хотят найти убежище от конфликтов. Они нуждаются заботе, отдыхе, покое и теплом участии, боятся пустоты и одиночества, упрямо стремятся к поставленной перед собой цели, желая преодолеть трудности. Они испытывают отчаяние, тревогу, неудовлетворенность, нуждается в комфорте, безопасности, пытаются уйти от проблем, принимая неожиданные и необдуманные решения или меняя линию поведения. Вытеснение психологических причин конфликтов приводит к появлению психосоматических симптомов. Результаты проверки шкал по методикам диагностики на нормальность распределения в двух группах подростков представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты оценки шкал на нормальность распределения (Критерий Колмогорова – Смирнова)Шкалы1-я группа (N=30)2-я группа (N=24)Kolmogorov-Smirnov ZрKolmogorov-Smirnov ZрХарактер, самооценка0,8820,4181,1510,142Характер, уровень притязаний1,1290,1561,0360,233Характер, реалистичность притязаний0,9230,3611,0730,199Ум, самооценка0,9130,3751,0480,222Ум, уровень притязаний1,6040,0121,4290,034Ум, реалистичность притязаний0,9560,3200,8360,486Способности, самооценка0,9260,3580,8620,447Способности, уровень притязаний1,6540,0081,1870,120Способности, реалистичность притязаний1,0220,2471,0170,252Авторитет, самооценка0,7110,6930,870,435Авторитет, уровень притязаний1,2670,0811,1390,149Авторитет, реалистичность притязаний0,7510,6250,8050,537Внешность, самооценка0,7290,6630,790,560Внешность, уровень притязаний1,5820,0131,20,112Внешность, реалистичность притязаний0,8630,4451,1050,174Уверенность, самооценка1,1510,1411,1560,138Уверенность, уровень притязаний1,6050,0121,1470,144Уверенность, реалистичность притязаний0,880,4211,4540,029Общая самооценка1,0680,2040,960,315Общий уровень притязаний0,7620,6071,1540,139Общая реалистичность притязаний0,5040,9611,0570,214Отношение к учебе1,3960,0411,170,130Анализ проверки показал, что несколько шкал значимо отличаются от нормального распределения. Следовательно, для дальнейшей обработки можно использовать только непараметрический метод.Результаты сравнительного анализа самооценки подростков с разной успеваемостьюпредставлены в таблице 4.Результаты сравнительного анализа показали некоторые значимые различия в уровне самооценки у подростков с разной успеваемостью.Таблица 4Результаты сравнительного анализа (U-критерий Манна-Уитни)Среднее, Г1Среднее, Г2U-критерийрХарактер, самооценка68,756,7192,00,003Характер, уровень притязаний87,782,5297,50,263Характер, реалистичность притязаний19,025,8243,50,039Ум, самооценка70,064,0269,00,108Ум, уровень притязаний92,083,8233,00,020Ум, реалистичность притязаний22,019,8321,00,493Способности, самооценка72,863,1274,00,130Способности, уровень притязаний91,587,3326,50,537Способности, реалистичность притязаний18,724,2274,00,130Авторитет, самооценка69,756,9266,50,101Авторитет, уровень притязаний88,384,2297,50,261Авторитет, реалистичность притязаний18,727,3283,50,179Внешность, самооценка68,257,9294,50,252Внешность, уровень притязаний90,584,4290,00,205Внешность, реалистичность притязаний22,326,5330,50,604Уверенность, самооценка71,858,5257,50,071Уверенность, уровень притязаний90,784,2266,50,092Уверенность, реалистичность притязаний18,825,6294,50,248Общая самооценка70,259,5233,50,027Общий уровень притязаний90,184,4259,00,077Общая реалистичность притязаний19,924,9269,50,115Отношение к учебе68,756,7297,00,245У хорошо успевающих подростков значительно выше общая самооценка (р≤0,05), самооценка характера (р≤0,05) и уровень притязаний в области интеллекта (р≤0,05). У плохо успевающих подростков значительно больше разница между самооценкой характера и притязаниями (р≤0,05). Таким образом, успевающие подростки значительно выше оценивают себя, особенно свои личностные качества и значительно больше стремятся развивать свои умственные способности. У неуспевающих подростков значительно выше нереалистичность притязаний в области характера, больше разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки личностных качеств.ЗаключениеДанноеисследование было предпринято с целью изучения зависимости самооценки детей среднего школьного возраста от уровня успеваемости. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтосамооценка выступает как компонент самосознания и одновременно как важнейшее личностное образование, задействованное во всех сферах жизни человека. В обобщенном смысле самооценка обычно понимается как оценка индивидом самого себя, своих способностей, личностных качеств, действий и позиций с точки зрения их преимуществ и недостатков, которая играет центральную роль как личностное образование, формируемое под влиянием социальной среды с раннего детства и влияющее на саморегуляцию индивида. Самооценка образует сложную систему, выполняющую защитные и регулирующие функции. Будучи прижизненным образованием, самооценка формируется и развивается на протяжении всех возрастных периодов под влиянием различных социальных факторов, но претерпевает кардинальные изменения в кризисах нормативного развития.Самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.Подростковый период является сензитивным с точки зрения развития самосознания. Самоотношение, являясь одним из аспектов самосознания, в данном периоде также находится на этапе формирования. Хотя базальное ощущение «какой Я» уже присутствует (в той или иной степени осознанности) у субъекта, развитие когнитивного компонента самосознания корректирует, «шлифует», приводит в устойчивую систему знания о себе и согласует внутреннее чувствование себя с осознанным отношением к себе.Результаты эмпирического исследования показали, что уровень самооценки у подростков нормальный. Выше всего они оценивают свои способности иинтеллект, чуть ниже уверенность в себе и авторитет у сверстников, а ниже всего – внешность и характер. Уровень притязаний у подростков в пределах нормы по всем шкалам. Более выраженный уровень притязаний они имеют на свои испособности и интеллект, меньше – на внешность и уверенность в себе. Ниже всего уровень притязаний подростков на авторитет у сверстников и свой характер. Реалистичность притязаний у подростков различается в зависимости от шкал. Наибольшие разрывы наблюдаются по шкалам авторитета у сверстников и внешности. Эти области наиболее важны для подростков, при этом они осознают, что не обладают ими в удовлетворительной степени.У большинства подростков нормальный, адекватный уровень самооценки,они адекватно реагируют на комментарии окружающих и трезво оценивают свои поступки. У большинства подростков оптимальное представление о своих возможностях и нормальная реалистичность притязаний. Они ставят перед собой такие цели, которые они действительно стремятся достичь и могут это сделать.У большинства испытуемых нейтральное отношение к учебе в школе. Подростки, у которых выражены позитивные эмоции к учебе в школе, отличаются стремлением к пониманию, желают произвести приятное впечатление, получить одобрение. Они стремятся к успеху, самостоятельно принимают решения, контролируют свои действия, стремятся к жизни, богатой событиями. Иногда они чувствуют, что обстоятельства враждебны, бывают вымотаны конфликтами и ссорами.Подростки, у которых нейтральное эмоциональное отношение к учебе, стремятся избавиться от неудовлетворительной ситуации, но не видят выхода, пытаются оградить себя от участия в спорах и конфликтах. Желают производить хорошее впечатление на людей, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и отсутствие признания. Подростки, у которых выражены негативные эмоции к учебе в школе, испытывают потребность избавиться от стресса, стремятся ограничить свои контакты, избегать конфликтов. Они нуждаются заботе, отдыхе, покое, боятся пустоты и одиночества. Они испытывают отчаяние, тревогу, неудовлетворенность, нуждается в комфорте, безопасности, пытаются уйти от проблем, принимая неожиданные и необдуманные решения или меняя линию поведения.Результаты сравнительного анализа показали, что успевающие подростки значительно выше оценивают себя, особенно свои личностные качества и значительно больше стремятся развивать свои умственные способности. У неуспевающих подростков значительно выше нереалистичность притязаний в области характера, больше разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки личностных качеств.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существуют значимые различия в самооценки у детей среднего школьного возраста с разным уровнем успеваемости.Список используемой литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 490 с.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с.Арустамян К.К. Самооценка и уровень тревожности: анализ взаимовлияний на разных этапах юности. В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией И.В. Белашевой, Н.В. Козловской, А.С. Лукьянова, Э.В. Терещенко. – 2020. – С. 138-142.Афанасенко В.С. Теоретические аспекты проблемы самооценки в современной психологии // Студенческий. – 2023. – № 20-6 (232). – С. 30-33.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник МГУ. – 2011. – №1. – С. 54-65.Бороздина Л.В. Характер. Личность. Индивидуальность. В сборнике: От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. Ответственный редактор: Д.Б.Богоявленская. – Москва, 2015. – С. 21-23.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – М., 2016. – 100 с.Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №351. – С. 128 - 134. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Прогресс, 1984. – 367с.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.Кузьменко Т.Р. Когнитивные особенности подростка в условиях развития цифровой образовательной среды. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения.сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. – С. 102-109.Леонгард, К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит.гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – С. 41-42.Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. – 2012. – Выпуск 2. – С. 53 – 58.Молчанова О.Н. Психология самооценки: учебное пособие. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 308с.Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2012. – 812с.Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Московского университета. – 2006. – № 4. – С. 18 – 24.Смирнова М.А. Проблема становления самооценки // Научно-исследовательский центр "Technical Innovations". – 2021. – № 8. – С. 96-104.Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни.коррекция самооценки // Скиф. – 2019. – №5-1 (33) – С. 389 – 392.ПриложениеТаблица 1Результаты диагностики самооценки подростков по методике Т. Дембо – С. РубинштейнХарактерУмСпособностиАвторитетВнешностьУверенностьСредний балл№СОУПРПСОУПРПСОУПРПСОУПРПСОУПРПСОУПРПСОУПРП1909006510035701003095950809010701003078,395,817,526070108080070851540703060802070801063,377,514,2370100309010010100100010010009010010801002088,310011,743010070801002010100905100958010020101009035,810064,256090308080060100405050085850801002069,284,2156608020701003070902090900709020701003071,791,72077590156590255085356080205085356565060,882,521,78709020658520758055580257090205570156582,517,5950702060802040804010605030906030906036,778,341,71060802050803060802050601040602060701053,371,718,31170851580901050803050904051009535905548,389,240,812707006050-1080100205050050702060802061,7708,313459045359055501005035703525906510807033,386,753,31470100307010030801002060100407010030601004068,310031,7154090504010060401006040854540905045955040,893,352,5167010030709020809010701003060802050702066,788,321,7177030-407030-408020-601090809010-807030-406535-30187070050500100100010010001001000100100086,786,70193050205050050601080901050601070801055651020206040951005708010205030100100070801062,578,315,821507020505007080105060106060070801058,366,78,322608020608020708010100100001001007090206088,328,32350803040905060903060903070952540955553,39036,72470100307510025651003570100306060080100207093,323,3255090407080107090208070-10101009030502051,78028,32660100407010030601004090100106010040601004066,710033,327909009010010100100010010001001000801002093,398,3528607010651003560903050803075901560852561,785,824,229808008090106010040909007010030901001078,393,3153060100406010040901001050100505010050601004061,710038,33160100407010030509040801002055802565902563,393,330326080208010020901001010010001001000901001086,796,7103390100107010030901001010010001001000100100091,71008,33480100206010040100100090100107010030100100083,310016,735709020659530809515508030709525701003067,592,5253670100309010010701003075100258510015901001080100203780100207510025901001080100207510025100100083,310016,73890100106510035801002075100251001000100100085100153960903065100355070205090404580356070105583,328,34060903065100355070205090404580356070105583,328,3415590358010020608020709020609030651003565,091,726,74265852070801060701065801555802570902064,280,816,74345601560903060751565902565902575901561,782,520,844406020659025708010608525651003575901562,584,221,7459010010708515651003565902560802050803066,789,222,54680901055903560903060802065852065852064,286,722,5476080206080207595207010030751002570902068,390,822,54865751070902065852060903055853060802062,584,221,74960100406080207010030601004070902070902065,093,328,3506010040659025851001565902565902560903066,793,326,751859058010020701003070801055802565953070,890,820,052658520751002565902560852565801560802065,086,721,753559035658015801002065801560802075901566,786,720,054659025708515759015607010751002565801568,385,817,5М63,385,422,067,388,321,068,589,621,164,086,522,563,687,824,265,987,821,965,487,622,1σ15,414,916,612,515,916,417,014,219,623,114,619,822,815,926,619,814,220,113,211,414,0Таблица 2Результаты эмоционального отношения школьников к себе и учебе по методике ЦТО А.М. Эткинда №Ф.И.ПолВозрастГруппаИерархия предпочтенийРанг цвета учебыОтношение*1-й2-й3-й4-й5-й6-й7-й8-й1А.О.М13116204375612А.С.М13135406271233Б.Н.Ж13113456720634В.Т.Ж13246507132525В.Я.Ж13210423657426Г.К.М13232450176637Г.М.Ж12114256037118Д.Е.М13274216350339Д.Ж.Ж122543201671310Д.О.М131236415702111Е.И.Ж121312457062212Е.Н.М122341265701213Ж.Р.Ж122724163503314Ж.Т.М131231405764215З.П.Ж122652017342216И.В.Ж121213405764217И.Е.Ж132047135623218К.Г.М121651237042219К.О.Ж122423501676320К.Р.М131503241673221Л.Б.М121632741053122Л.П.Ж132345261701323Л.Э.Ж132726145034324М.П.М122162350742225Н.Е.Ж132645731201326Н.М.М131407135623327Н.П.Ж131206417531328О.А.Ж131321475062129О.Д.Ж121206147353330О.Т.М131314076251131П.Г.Ж131412560371132П.Л.Ж131321054761233П.М.Ж131430127651234Р.Б.М131321475604235Р.И.Ж131021354672136Р.Л.Ж132345201671337С.К.Ж131475210364138С.С.М121257341601339С.Ф.М122631257042240Т.Р.М121126405372141Т.Я.Ж121236415702142У.А.М131631742053143У.Л.Ж132351240763144Ф.К.М121716240534345Ф.Ф.М131176244350246Ц.Д.Ж121052413761347Ч.А.М132421563701248Ч.В.М122530241673149Ш.А.Ж121234501672150Ш.В.М121217546032151Щ.А.М121132576402252Щ.И.М121625017342153Ю.Г.Ж131364127053154Я.У.М1315104326742Среднее значение, М3,33,03,42,83,53,64,44,02,62,0Стандартное отклонение, σ2,01,92,11,92,32,52,52,61,50,8*Примечание: 1 – позитивное; 2 – нейтральное; 3 – негативное.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 490 с.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с.
3. Арустамян К.К. Самооценка и уровень тревожности: анализ взаимовлияний на разных этапах юности. В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией И.В. Белашевой, Н.В. Козловской, А.С. Лукьянова, Э.В. Терещенко. – 2020. – С. 138-142.
4. Афанасенко В.С. Теоретические аспекты проблемы самооценки в современной психологии // Студенческий. – 2023. – № 20-6 (232). – С. 30-33.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.
6. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник МГУ. – 2011. – №1. – С. 54-65.
7. Бороздина Л.В. Характер. Личность. Индивидуальность. В сборнике: От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. Ответственный редактор: Д.Б. Богоявленская. – Москва, 2015. – С. 21-23.
8. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – М., 2016. – 100 с.
9. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №351. – С. 128 - 134.
10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Прогресс, 1984. – 367с.
11. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.
12. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
13. Кузьменко Т.Р. Когнитивные особенности подростка в условиях развития цифровой образовательной среды. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения. сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. – С. 102-109.
14. Леонгард, К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.
17. Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – С. 41-42.
18. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. – 2012. – Выпуск 2. – С. 53 – 58.
19. Молчанова О.Н. Психология самооценки: учебное пособие. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 308с.
20. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
21. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
22. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2012. – 812с.
23. Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Московского университета. – 2006. – № 4. – С. 18 – 24.
24. Смирнова М.А. Проблема становления самооценки // Научно-исследовательский центр "Technical Innovations". – 2021. – № 8. – С. 96-104.
25. Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. коррекция самооценки // Скиф. – 2019. – №5-1 (33) – С. 389 – 392.