Организация работы в рамках факультатива «Кубановедение» по патриотическому воспитанию в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы организация работы в рамках факультатива «Кубановедение» по патриотическому воспитанию в начальной школе ?
1.1. Определение понятия патриотического воспитания в педагогической литературе ?
1.2. Анализ особенностей факультатива Кубановедение в начальной школе ?
Глава 2. Практическая работа Теоретические основы организация работы в рамках факультатива «Кубановедение» по патриотического воспитания в начальной школе ?
2.1. Характеристика базы исследования ?
2.2. Анализ опыта работы учителя начальных классов Куценко Ирины Юрьевны ?
Заключение ?
Список использованной литературы ?
В школе работают квалифицированные педагоги, любящие свое дело и детей, постоянно повышающие свой профессиональный уровень. В школе открыты кружки и секции, благодаря которым ребята могут не только с пользой провести свободное время, но и развивать свои творческие или физические способности, раскрывать свой потенциал.2.2. Анализ опыта работы учителя начальных классов Куценко Ирины Юрьевны по патриотическому воспитанию в начальной школеАнализ современной педагогической практики по теме курсовой работы будет представлен через анализ опыта работы учителя начальных классов Куценко Ирины Юрьевны. Деятельностьпо патриотическому воспитанию в 1 «Б» классеона осуществляет в рамках факультатива «Кубановедение». Этот опыт является примером успешной практики, способствующей формированию патриотических чувств и гражданской идентичности у обучающихся.Куценко Ирина Юрьевна является опытным педагогом, который с большим энтузиазмом и профессионализмом внедряет в свою работу «Кубановедение». Она осознает важность патриотического воспитания в начальной школе и стремится создать условия для развития у учащихся любви к своей Родине и гордости за свою страну.Учитель использует разнообразные методы работы на занятиях. Один из основных методов, используемых в рамках «Кубановедения»,– это интерактивные уроки. На уроках проводятся различные викторины, дискуссии, что помогает детям лучше усваивать материал и развивать критическое мышление. Для развития творческих способностей обучающихся используются творческие работы. Обучающиеся создают рисунки, что помогает им выразить свои мысли и чувства, а также углубить знания о культуре Кубани.Опыт работы учителя начальных классов в рамках факультатива «Кубановедение» являются весьма впечатляющими. Обучающиеся проявляют интерес к изучению истории своего края, уважение к культурным традициям и национальным ценностям. Учитель способствует формированию у обучающихся чувства гордости за свою Родину.В качестве основы разработки факультативных занятий Ирина Юрьевна Куценко использует методическое пособие для учителя «Кубановедение. 1 класс», разработанное Еременко Е. Н. и Матвеевой Ю. А.Согласно данному методическому пособию каждый из пяти содержательных разделов должен включать в себя указанный перечень вопросов и тем:Введение. Мой родной край (1 час)Раздел 1. Я и моя семья (7 часов)Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект)Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов)Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект).Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов)Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская).Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа)Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.Рассмотрим конкретные методы и приемы работы, которые являются наиболее спешными для патриотического воспитания в рамках факультатива «Кубановедение».Так как для первоклассников любовь к малой родине легче всего прочувствовать через семью, интересные находки можно встретить на занятии на тему «Я и моя семья». В рамках знакомства с темой семьи Ирина Юрьевна проводит упражнение «Ромашка». Каждый ученик получает заранее подготовленную ромашку. Учитель просит на одном из лепестков написать свое имя. А затем на соседних вписать имена членов своей семьи. Затем учитель спрашивает у ребят, знает ли кто-то из них значение своего имени. Дети делятся друг с другом тем, что слышали о своем имени от взрослых, после чего учитель выдает детям заготовленные карточки со значениями их имен. Следующим этапом выполнения упражнения становится запись на стебельке ромашки своей фамилии. После этого учитель дает историческую справку о том, как в старые времена появлялись фамилии, рассказывает о происхождении самых распространенных, связанных с местом проживания или профессией. Так разговор, организуемый учителем плавно переходит в обсуждение важных профессий и трудовых поколений кузнецов, мукомолов и других. На дом дети получают задание расспросить у родителей о происхождении своей фамилии и ее истории на территории Краснодарского края. В рамках знакомства со своим населенным пунктомобучающимся предлагается узнать историю названия своей улицы.Также ребята составляют рассказ о месте, где живут, о том, что находится рядом с домом. Заданием, вызывающим большой интерес первоклассников является подготовка рисунков с видом, который открывается из окна комнаты.Знакомство с достопримечательностями края Ирина Юрьевна проводит, используя современные информационные технологии. Это делает занятия еще более наглядными и запоминающимися.В первом классе ребята узнают о таких зданиях, учреждениях и памятниках культуры как:памятник кубанскому казачествуздание краевой библиотеки им. А.С. Пушкинапамятник воинам-освободителямздание Краснодарского циркахудожественный музей им. Ф. А. Коваленко (Краснодар)памятник защитникам Малой Земли (Новороссийск)Олимпийский парк (Сочи)скала Петушок (Горячий ключ)этнокультурный комплекс «Атамань» (Тамань).Для этого учитель использует рассказ, демонстрацию фотографий, видео-обзоры мест, интервью-впечатления известных людей. После знакомства с очередной достопримечательностью обучающиеся находят ее изображение, вклеивают и подписывают его в рабочих тетрадях. Так у первоклассников постепенно накапливается целая галерея памятных мест. А если кому-то удается посетить одно из них со школьной экскурсией или семьей, ученик подписывает дату «знакомства» с этим местом.Опыт работы учителя начальных классов Куценко Ирины Юрьевны в проведении факультатива «Кубановедение» является успешным и эффективным. Ее творческий подход, использование разнообразных методов работы и стремление к развитию обучающихся делают занятия интересными и познавательными. Результаты работы учителя свидетельствуют о важности патриотического воспитания в современной школе и его положительном влиянии на формирование личности обучающихся.Таким образом, факультатив «Кубановедение» является эффективным средством патриотического воспитания в начальной школе. Организация работы позволяет познакомить обучающихся с историей своего родного края, с ее замечательными традициями, богатой культурой, удивительной природой, развить у них патриотические чувства, узнать о людях, которые героически защищали родную землю и упорно трудились, чтобы она процветала, увидеть и услышать наполненную любовью красоту народного творчества. А также развивать мышление и навыки работы в команде.ЗаключениеПатриотическое воспитание младших школьников – целостный педагогический процесс формирования патриотического сознания, ценностных ориентаций, патриотических идеалов, чувств, качеств и норм поведения. Поэтому особую важность приобретает изучение содержания отдельных дисциплин и факультативов, оказывающих значительное влияние на воспитательный процесс.В ходе курсовой работы нами были рассмотрены особенности воспитания в современных российских реалиях, место и значение гражданско-патриотического воспитания в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной и полноценной жизни в обществе.Особое внимание мы уделили рассмотрению понятия «патриотическое воспитание» в педагогической литературе и самой сущности патриотизма. Так мы определили, что в ходе патриотического воспитания дети приобщаются к национальным ценностям, культуре, природе родного края, государственным символам.Особое значение данной работы заключается в рассмотрении и анализе особенностей такого относительно нового факультатива, введенного в систему образования Краснодарского края как «Кубановедение». Содержание учебного курса и небанальные подходы к его реализации на наш взгляд действительно позволяю формировать патриотическое самосознание младших школьников. Средняя общеобразовательная школа № 44 им. И. В. Темченко стала базой исследования и позволила познакомиться с опытом учителя начальных классов с многолетним стажем работы Куценко И.Ю. Благодаря изучению и анализу практической деятельности педагога мы смогли определить, что учащимся первого класса в рамках занятий по «Кубановедению» больше всего подходят наглядные, творческие задания и упражнения. Также содержание занятия лучше строить на понятных, близких для ребенка темах, таких как «моя фамилия», «мой дом», «моя улица» и т.д.Подводя итог, хотелось бы сказать, что патриотическое воспитание будет проходить в начальной школе успешнее, если учитель на своем примере сможет показывать, что ему не безразлична судьба страны, родного края, родного города и школы. Если учитель не на словах, а на деле будет демонстрировать любовь к Родине, то дети будут верить ему, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. Список использованной литературыАубакирова Р. Ж., Тайболатов Қ. М. К проблеме патриотического воспитания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2019. – №4 (25).Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н.А.Белоусов, Т.Н.Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Мн.,2004. – С.38.Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2012. – № 5 (40). – С. 405-412. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – C.21.Воспитательная работа [Электронный ресурс] : Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 44» х.Новоукраинский, Крымский район. URL: https://school44krimsk.ru/ (дата обращения: 25.05.2023).Карамзин Н .М. О любви и отечеству и народной гордости // Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2, с. 280–287.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 50. — Ст. 6242.Педагогика : учебник и практикум для вузов / П. И. Пидкасистый [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 408 с.Письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 14.07.2022 года № 47013-12008/22 «О формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности для общеобразовательных организаций на 2022-2023 учебный год».Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] : Институт изучения детства, семьи и воспитания. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/aef/orxve66kt39augto500oy0ozcgnmrc2e.pdf (дата обращения: 25.05.2023).Рустамова С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников // Педагогическое искусство. – 2021. – №1. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // МНКО. – 2017. – №5 (66). Татищев В.Н. Духовная моему сыну (в сокращении) / В.Н. Татищев // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - С. 81-83.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М., 1968. - 417 с.; 305.Чукарина Д.О., Генадис М.Е. Формирование гражданской идентичности в начальной школе средствами воспитательной работы. Вопросы педагогики. – 2020. – № 11. – С. 380-383.
2. Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н.А.Белоусов, Т.Н.Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Мн.,2004. – С.38.
3. Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2012. – № 5 (40). – С. 405-412.
4. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – C.21.
5. Воспитательная работа [Электронный ресурс] : Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 44» х.Новоукраинский, Крымский район. URL: https://school44krimsk.ru/ (дата обращения: 25.05.2023).
6. Карамзин Н .М. О любви и отечеству и народной гордости // Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2, с. 280–287.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 50. — Ст. 6242.
8. Педагогика : учебник и практикум для вузов / П. И. Пидкасистый [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 408 с.
9. Письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 14.07.2022 года № 47013-12008/22 «О формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности для общеобразовательных организаций на 2022-2023 учебный год».
10. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] : Институт изучения детства, семьи и воспитания. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/aef/orxve66kt39augto500oy0ozcgnmrc2e.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
11. Рустамова С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников // Педагогическое искусство. – 2021. – №1.
12. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // МНКО. – 2017. – №5 (66).
13. Татищев В.Н. Духовная моему сыну (в сокращении) / В.Н. Татищев // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - С. 81-83.
14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М., 1968. - 417 с.; 305.
15. Чукарина Д.О., Генадис М.Е. Формирование гражданской идентичности в начальной школе средствами воспитательной работы. Вопросы педагогики. – 2020. – № 11. – С. 380-383.