«Развитие профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтов»
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 23.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-САЙТОВ 6
1.1 Понятие, компоненты и характеристики профессиональной активности 6
1. 2 Способ развития профессиональной активности младших школьников 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-САЙТОВ 17
2.1 Диагностика уровня развития профессиональной активности младших школьников 17
2.2. Организация деятельности по развитию профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтов 23
2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 24
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Я считаю, что люди должны трудиться, потому что____________________________________________________ _______. Труд должен приносить людям_________________________________________________ _____ ______________________________________________________ ______. Я хотел(а) бы выбрать профессию ___________________________ потому, что____________________________________________________ __________________________________________________. Интерпрета ция результатов Оценка уровня: 0 – 5 баллов - низкий уровень; 6 – 10 баллов - средний уровень; 11 – 15 баллов - высокий уровеньРезультаты по анкете для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова) представлены в таблице 1.Таблица 1. - Результаты по анкете для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова)УровеньПрофессиональная активностьВысокий20%Средний60%Низкий30%Представим результат в виде диаграммы (рис.1)Рисунок 1. – Анализ показателей по анкете для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова)Таким образом, по рисунку 1 можно увидеть, что у младших школьников преобладает средний уровень сформированости интереса к труду взрослых. У таких детей имеется устойчивый интерес к трудовой деятельности взрослых и миру профессий. Мотивы деятельности у такихлиц следующие: самоутверждение, интерес к трудовому процессу. Такие испытуемые могут адекватно оценивать результаты собственного труда.Дети с высоким уровнем имеют разносторонние знания о труде взрослых, представления о личностных качествах, которые необходимы ля определенной профессии, своих качествах и возможностях. Обучающиеся стремятсяполучать новые знания. Они способны самостоятельно познавать действительность. Мотивы деятельности у таких лиц следующие:результаты труда, общественная значимость.Дети с низким уровнем обладают элементарными знаниями о профессиях, неохотно интересуются миром профессий, не осознают значимости трудовой деятельности для общества.Результаты по методике неоконченныхпредложений представлены в таблице 2.Таблица 2. - Результаты по методике неоконченных предложенийУровеньПрофессиональная активностьВысокий20%Средний50%Низкий30%Представим результат в виде диаграммы (рис.2) Рисунок 2. – Анализ показателей по методике неоконченных предложенийТаким образом, по рисунку 2 можно заметить, что у младших школьников преобладает средний уровень представлений о мире профессий иценностного отношения к труду. Такие обучающиеся рассматриваютпрофессиюв качестве средства достижения материального благополучия. Они обладают определенными профессиональными интересами.Обучающиеся с высоким уровнем понимают, что трудовая деятельность должна приносить пользу человечеству, ощущение удовлетворённости самим собой. Они обладают определенными профессиональными интересами. У обучающихся с низким уровнемнет представлений о важностипрофессии как для самого него, так для людей. У таких детей нет осознанных профессиональных интересов.2.2. Организация деятельности по развитию профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтовЦель этой методической разработки заключается в расширении знаний младших школьников о мире профессий, формировании интереса к труду взрослых иразвитии профессиональной активности младших школьников.В ходе применения этих игр будут решаться следующие задачи:продолжениеознакомлениямладших школьников с трудовой деятельностью взрослых;закрепление знаний о назначении техники и материалов в работе взрослых;различение профессий по существенным признакам;называние профессионально важных качеств людей различных профессий;активизация в речи слов, родовых понятий и видовых обобщений, связанных с темой (профессией);воспитание уважения к представителямразличных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда). Пособие включает следующие электронные игры: «Кто здесь работает», «Кто, что делает», «Найди лишний предмет», «Мир профессий», «Угадай профессию», «Назови профессию по результату труда», «Назови профессию по первой букве».2.3. Анализ результатов контрольного этапа экспериментаПосле организации деятельности по развитию профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтов была проведена повторная диагностика развитию профессиональной активности младших школьников с использованием тех же методик, что и констатирующем этапе исследования. Результаты по анкете для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова) представлены в таблице 3.Таблица 3. - Результаты по анкете для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова)УровеньПрофессиональная активностьВысокий80%Средний20%Низкий-Представим результат в виде диаграммы (рис.3)Рисунок 3. – Анализ показателей по анкете для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова)Таким образом, по рисунку 3 можно увидеть, что у младших школьников преобладает высокий уровень сформированости интереса к труду взрослых. Результаты по методике неоконченныхпредложений представлены в таблице 4.Таблица 4. - Результаты по методике неоконченных предложенийУровеньПрофессиональная активностьВысокий70%Средний30%Низкий-Представим результат в виде диаграммы (рис.4) Рисунок 4. – Анализ показателей по методике неоконченных предложенийТаким образом, по рисунку 4 можно заметить, что у младших школьников преобладает высокий уровень представлений о мире профессий иценностного отношения к труду.Проведем сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования. Результаты представлены на рисунках 5 и 6.Рисунок 5. – Анализ показателей по анкете для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова)констатирующего и контрольного этапов исследованияТаким образом, согласно рисунку 5 видно, что после организации деятельности по развитию профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтову младших школьниковповысилсяуровеньпрофессионального интереса. Обучающиеся стали понимать, что трудовая деятельность должна приносить пользу человечеству, ощущение удовлетворённости самим собой. У детей появились профессиональные интересы.Рисунок 5. – Анализ показателей по методике неоконченных предложенийконстатирующего и контрольного этапов исследованияТаким образом, согласно рисунку 6 видно, что после организации деятельности по развитию профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтову младших школьниковповысилсяуровеньпрофессиональной активности. У обучающихся появились разносторонние знания о труде взрослых, представления о личностных качествах, которые необходимы для определенной профессии, своих качествах и возможностях. Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что использование средств образовательных веб-сайтов благоприятно влияет на развитие профессиональной активности младших школьников, подтверждена.Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме развития профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтовпозволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Анкета для определения уровня интереса к труду взрослых у младших школьников» (С. Н. Чистякова), методика неоконченных предложений.2. Далее нами было проведено диагностическое исследование развития профессиональной активности младших школьников с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровеньразвития профессиональной активности младших школьников по методикам«Анкета для определения уровня интереса к труду взрослых у младших школьников» (С. Н. Чистякова), методика неоконченных предложений, мы сделали выводы, что у учащихся недостаточный уровеньразвития профессиональной активности. 4. В связи с полученными результатами была организована деятельность по развитию профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтов.5. После проведения работыпо развитию профессиональной активности младших школьников средствами образовательных веб-сайтов была проведена повторна диагностика развития профессиональной активности младших школьников.6. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что использование средств образовательных веб-сайтов благоприятно влияет на развитие профессиональной активности младших школьников.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа сегодняшний в нашей стране важнейшая социально-педагогическая задачазаключается в подготовкемолодежи к самостоятельной профессиональной деятельности, формировании способности к активному и ответственному проектированию собственного будущего. Учебная деятельность и трудовая деятельностьявляютсятесно связанными. Участие учеников в трудовой деятельности в существенной степени влияетна их психическое развитие и личностное становление и, в том числе на процессе усвоения учебных знаний и умений. Без сомнения, одна из самыхважных проблем, которые возникают в учебно-воспитательном процессе, это оторванность учебных знаний от реальности. Так, ученик может усвоить некоторые знания, знать формулировки и определения понятий, способен подбирать адекватные примеры, чтобы их проиллюстрировать, однако он ребенокчасто не применяет на практике данные знания. Проявление этой проблемы в значительной степениможет сократиться, если включатьучеников в трудовую деятельность в рамках учебного процесса. В тоже время задача обучения в школе заключается в большей степени не в усвоениишкольникамиотдельных знаний, а в формировании у детей нравственных качеств и, в частности, в воспитании разных сторон личности вовремя образовательной деятельности. Результативные условия для этого может создать трудовая деятельность, поскольку ее общественно и личностно значимый результат может проявитсякак в действительной предметной, вещественной форме, так и в учебной (а в будущем – и в профессиональной) деятельности, привести к ясному пониманию необходимости совместных усилий коллектива для достижения нужных целей. Младший школьный возраст представляет собой наиболее благоприятный период для развития трудолюбия. В числе возрастных особенностей, присущих младшим школьникам – повышенная эмоциональность, восприимчивость к внешним (в нашем случае – педагогическим) воздействиям, позитивная открытость миру. Важно, чтобы в данном возрасте учащийсякак понимал нравственную пользу труда, так и явился полноценным субъектом трудовой деятельности. Рекомендации по развитию профессиональной активности младших школьников:Согласно подведённым итогам можно дать такие рекомендации:1. Транслировать видеоролики, рассказывающие овнутренней кухне профессий2. Проводить открытые уроки с экспертом, к примеру, синспектором центра занятости населения3. Проводить уроки с представителем профессии, желательнос возможностью посещения его рабочего места.4. Перестать объективизировать профессионально-ориентированный тест в качестве единственного инструментапрофессиональной ориентации.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕ
1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.
2. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования. – 2020. - № 11. – С. 29-32.
3. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Современные проблемы образования. - 2012. - №12 (046). - С.431-439.
4.Васенкина С.Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13082 (дата обращения: 12.09.2018).
5.Гаврилова Н.Д. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022672 (дата обращения: 14.06.2024 ).
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19 с.
7. Иванов С. А. Объем внимания младших школьников. — Пермь: Слово, 2019. — 123 с.
8.Киструй А. К. Профориентационная работа с младшими школьниками // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 46-48.
9. Козловская С. Н. Технологии организации профориентационной работы в школе. – Москва: ИНФРА–М. – 2017. – 176 c.
10. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
11. Кузьмина Е.В. Профориентация в начальной школе. [Электронный ресурс]. -URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/22/proforientatsiya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 01.10.2019).
12. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы.: Юрайт, 2016. - 291 c.
13. Лаптева С.А., Виллер Н.С. Система профориентационной работы в начальной школе с использованием возможностей внеурочной деятельности. Научный альманах № 12–3 (26). – 2016. – С. 102–105.
14. Мухина М.В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников. Сочи, 2011. 39 с.
15. Нуриева А. Р. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы / А. Р. Нуриева, З. Ш. Шайхутдинова. // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 98-101.
16. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями: метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. А. Доренбуш, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева; под общ. ред. В. И. Сахаровой. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. 110 с.
17. Парфенова Ю. П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками // Молодой ученый. 2013. №6. С. 719-721.
18. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: метод. рекомендации / сост. В.А. Творожникова, Т.В. Ширяева, М.Н. Костромина. Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦ ОКО», 2011. 66 с.
19.Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях // Молодой ученый. – 2016. – №22. – С. 224–227.
20. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 619–623.
21.Пряжников Н.С. Профориентология. Учебник и практикум. И: Юрайт. – 2016. – 406 с.
22.Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: введение в мир профессий. // Начальная школа. — 2014. — № 2. — С.28–31.
23.Соколова М. В. Профориентация в начальной школе // Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября». — 2010. — № 20. — С. 18–24.
24. Суздалева М.Д. Формирование и развитие личности детей младшего школьного возраста // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022721 (дата обращения: 14.06.2024 ).
25. Тухужева Л.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Вопросы науки и образования. – 2021. - № 9. – С. 53-56.
26. Федорова Т. А., Оловникова И. Н. Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого–педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 662–664.
27. Фомкина, Т.А. Организация профориентационной работы [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://portfolio.uga.akipkro.ru/blog/fomkina /5/2012/01/11/rabot. – 22.12.2016.
28. Черкасова А.М. Профориентация младших школьников // Начальная школа. 2016. № 10.С.41-43.
29.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с.
30. Чикишева О. В. Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 90–92.
31.Шалаева Г. П. Кем мне стать? Большая книга профессий. — ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2009. — 156 с.
32. Шихматова Э.С. Специфика организации профориентационной работы в начальных классах // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. Симферополь, 2018. С.201-208.
33.Яковлева С. А. Путешествие в Страну профессий. // Начальная школа. — 2011. — № 29. — С. 21–26.