Развитие музыкального образования в России XX века.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 23 23 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 16.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Тенденции развития русской музыкальной культуры в начале XX века. 6
2 Основные этапы становления музыкально-просветительской деятельности в России 14
Заключение 20
Список использованных источников 22
Фрагмент для ознакомления

Можно вести речь о разных формах музыкального просветительства в историческом контексте, но в этом контексте представляется важным представить системно их современную классификацию. Разные аспекты музыкального просветительства раскрыты в трудахД. Б. Кабалевского, Б. В. Асафьева, С. В. Ручимской, Н. Л. Савельевой и многих других российских исследователей. Анализируя разные подходы к типизации форм музыкального просветительства, мы пришли к выводу, что сейчас их достаточно много. По мнению автора, это обусловлено быстрым темпом техническим прогрессом, развития педагогических технологий, появлением новых форм просветительства. Однойизсамыхполныхклассификациймузыкальногопросветительства(нодалеконеисчерпывающей),по мнению автора,представляетсяклассификацияЕ.Н.Яковлевой.Онавыделяетмножествооснованийтипизации.Этообъем, форма,тематика, сложность,статус, видаудитории,исполнительскийсостав,жанр, связьсмедиа-пространством[13].Максимальныйинтереспредставляеттипизацияпоформемузыкальногопросветительства.Предложеннаяклассификациявключаетразныеформыконцертнойдеятельности.Преждевсеговыделимконцерты–диспуты,лекции, беседыииныепохожиеформы.Отличительнымпризнаком,который позволяетразделитьформыконцертнойдеятельности,исследовательназываетчисломузыкального исловесного материала,ихсоотношение,атакжеуровеньактивностизрителявходепроведенияконцерта.Лекция–формамузыкальногопросветительства,котораяпредставляетсобойчаще всего рассказомузыке.Музыкальныепроизведениянередкоиграютрольпримера,поясненияввидеиллюстрации.Лекция-концертпредполагаетбольшийобъеммузыкальнойсоставляющейпоотношениюкслову.Важнойотличительнойчертойэтойформыявляетсятакоепостроениеконцерта,прикоторомслушательвместеслекторомищетответынапоставленныепроблемныевопросы,активновоспринимаетисполняемыемузыкальныепроизведения.Совсеминачерассматриваетсярольведущегонаконцерте-диспуте.Главнаясоставляющаяподобногоконцерта–дискуссиянакакую-тотемуотносительномузыкальногоискусства.Вданнойформеконцертанаиболееваженконтактсаудиторией.Всеучастникимузыкально-просветительскогомероприятияраскрывают,какпереживаетсяимитоилидругоемузыкальноепроизведение,какиечувствавызываетисполняемаямузыкаикакиеглубинныесмыслыоткрываютсявтекущиймомент.Помимо этого,можновыделитьсериипросветительскихмероприятий:культурныйпроект,музыкальный лекторий, фестиваль,концертный марафон.Всвязисмасштабностьюаналогичныхпроектовихорганизациятребуетопределеннойподготовкивсехучастников,большогоопыта.Подобныеформывбольшинствеситуацийреализуютсяпрофессиональнымиорганизациями.Такжедостаточнораспространенытакиеформы,какблаготворительныйиобщедоступныйконцерт.Действительно,современныеусловиядиктуютопределенныетребованиякпросветительскиммероприятиямсточкизрениясоответствияихсодержанияиформысегодняшнемудню.Какаябытеманиосвещалась,должнысоблюдатьсяпринципыдоступности(ориентациянатуилиинуювозрастную,социальнуюкатегорию),наглядности(достаточноеколичествовизуальногоиллюстрирующегоматериалаврепродуктивном,алучше–впродуктивном, «живом» исполнении),кромеэтого,долженобязательноприсутствоватьинтерактивныйкомпонент.Сэтойпозициитакаяформа,какмузыкальноетеатрализованноепредставление,является,нанашвзгляд,самойэффективнойформойпросветительскойдеятельности,таккакименноонапозволяетреализовать «погружениевэпоху».Такое «погружение» необходимодляполногопониманияобъектапросветительскойдеятельности,онообеспечиваетсяприменениемполногоспектраканаловинформации,наличиемсюжетнойлинии,реализациейзаконовдраматургии.Всвязисэтимузрителейнапротяжениивсегомероприятиясохраняетсяустойчивыйинтерес,активноевосприятиеинформации,яркаяэмоциональнаяреакция.Следуетотметить,что «погружение» впредлагаемоепространствоискусствавпроцессепросветительскойдеятельностипроисходитнетолькоу «зрителей»,нои,внесравнимобольшейстепени,у «создателей» мероприятия,проекта.Сэтойточкизренияучастникинепросто «погружаются» вэпохувкаком-либоконтексте,а «проживают», «пропускаютчерезсебя» всесобытиянасцене.ЯркимпримеромданнойформыможноназватьМузыкально-просветительскийтеатр(совместныйтворческийпроектВладимирскойобластнойфилармониииИнститутаискусствихудожественногообразованияВлГУ).Коллективтеатрауспешнореализуетбольшоеколичествопроектов,посвященныхразнообразнойтематике.Этомузыкальныеспектакли «МихаилЛермонтов», «СвятыеЗемлиРусской:АндрейРублев», «П.И.Чайковский», «КнязьВладимир–Креститель»;абонементныепросветительскиециклыдляразныхвозрастныхгруппслушателей: «Встранемузыкальныхчудес», «Музыка.Поэзия.Любовь» имногиедругие.Вмузыкальныхпостановкахиспользуютсякакисторическиймузыкальныйматериал,старинныецерковныенапевы,фольклорныекомпозиции,классическиемузыкальныепроизведения,такисовременныекомпозиции,повествующиеовечныхценностях.ОсновнойдраматургическийпринциппостановокМузыкальнопросветительскоготеатра–музыкальныйдиалогпрошлогоисовременности,погружениезрителявмирроднойисторииикультурыдляболееглубокогоосознаниянациональныхдуховно-нравственныхистоков.ОсобойзадачеймолодежныйтворческийколлективсчитаетприобщениемолодежикидеаламиценностямотечественнойдуховнойкультурыикпониманиюролиВладимирскойземливеёистории.СпектаклиМузыкально-просветительскоготеатраполучаютвысокиеоценкизрителей,очемсвидетельствуютполныезалы,отзывынасайтеВладимирскойобластнойфилармонии.Внастоящеевремяразработаныиреализуютсяразнообразныеформымузыкальногопросветительства.Передучреждениямивысшегообразования,нарядусомногимидругими,стоитважнаязадача–подготовкаспециалиста,способноговсовременныхусловияхвестипросветительскуюдеятельностьнаразныхвозможныхуровняхсиспользованиемоптимальныхформ,основываясьнаопытепрошлого,применяятехнологиисовременности.Обучениемузыкально-просветительскойдеятельности–неотъемлемаячастьсовременнойподготовкикадровотрасликультуры,искусстваиобразования,онаявляетсямощнымсредствомформированияпрофессиональныхкомпетенцийстудентов,становленияунихтворческихкачествмышления.Непосредственноеучастиебудущихспециалистоввсоциокультурнойжизнирегионадаетвозможностьстудентампроявитьсвойтворческийпотенциал,сформироватьличныйкругпрофессиональныхинтересовипонятьспецификубудущейпрофессии.ЗаключениеТакимобразом,можнозаключитьследующее.Художественно-просветительскаядеятельность–этосовокупностьинформационно-образовательныхмероприятийпопропагандеицеленаправленномувосприятию,распространениюпроизведенийискусствакакносителейхудожественнойценности.Понятиехудожественно-просветительскойдеятельностиполучилораспространениевконце1990-хгодов.Доэтоговразныеисторическиепериодысуществовалииныеназвания:внешкольноеобразование(до1920г.);политико-просветительскаяработа(с1920по1970гг.);культурно-просветительскаяработа(с1970по1990гг.);культурно-досуговаяработа(досередины1990-хгг.);социально-культурнаядеятельность(ссередины1990-хгг.).Спецификапросветительскойдеятельности–вдобровольнойинициативеисполнителейипосетителей,встремленииксамообразованию.Художественноепросветительствокаквиддеятельностиссамогосвоеговозникновениябылотесносвязаносвопросамивоспитания,образованияиэстетики.Основнойзадачейхудожественногопросветительстваявляетсяприобщениелюдейклучшимобразцаммировойхудожественнойкультуры,распространениезнанийоней.Двумяосновныминаправлениямихудожественно-просветительскойдеятельностиявляютсяобщеобразовательноенаправление(реализацияпросветительскихпрограмм,адресованныхвсемкатегориямнаселения)испециализированноенаправление(реализацияпросветительскихпрограмм,адресованныхпрофессионаламразличныхотраслей).Содержаниехудожественно-просветительскойдеятельности–этообщениеисполнителейислушателей,вкоторомнарядусэстетическимкомпонентом,важнуюрольиграетпознавательныйкомпонент,направленныйнаформированиеупубликихудожественнойкультуры.Средисовременныхформхудожественно-просветительскойдеятельностинаибольшеераспространениеимеюткультурныйпроект,атакжефестиваль.Важныйкомпонентхудожественно-просветительскойдеятельности–музыкально-просветительскаядеятельность,предпосылкикоторойскладывалисьсовторойполовиныXIXвекадо1917года.Функционировалиразличныемузыкально-просветительскиеорганизации(РМО,БМШ,Петербургскоефилармоническоеобщество),свойвкладвделопросвещениявносилипрофессиональныемузыкальныеучебныезаведения(консерватории,Певческаякапелла,Синодальноеучилище).Средиформмузыкальногопросветительствабылиизвестны:концерты-лекции,музыкальныеученическиевечера,квартетныевечера,историческиеконцерты(хоровые,фортепианные,симфонические),публичныелекциимузыкальнойнаправленности,беседыомузыке.ЗаметныйследвисториимузыкальногопросветительствавРоссииоставилимногиевыдающиесядеятелиотечественноймузыкальнойкультуры–В.В.Стасов,А.Н.Серов,В.Ф.Одоевский,М.А.Балакирев,А..Г.Рубинштейны,М.П.Беляев,С.И.Мамонтов.Всоветскийпериодэнтузиастамипросветительскогоделавыступиливидныепедагоги-музыканты–Н.Л.Гродзенская,В.Н.Шацкая,Д.Б.Кабалевский.СписокиспользованныхисточниковАбрамоваГ.С.Возрастнаяпсихология:учеб.пособие.М.:Владос,1997.-463с.АсафьевБ.В.Музыкальнаяформакакпроцесс.Л.:Музыка,1971.-376с.ВербицкийА.А.Компетентностныйподходитеорияконтекстногообучения.М.:ИЦПКПС,2004.84с.ВербицкийА.А.,ЛарионоваО.Г.Личностныйикомпетентностныйподходывобразовании:проблемыинтеграции.М.:Логос,2009.-336с.ИльинИ.А.Поющеесердце.Книгатихихсозерцаний.М.:Православнаяэнциклопедия,2016.-159с.КабалевскийД.Б.Какрассказыватьдетямомузыке.М.:Просвещение,1989.208с.7.КалабаеваМ.Н.Музыкально-просветительскаядеятельностьшкольников-подростков[Электронныйресурс]//Студенческиенаучныеисследования.2015.№4.URL:http://student.snauka.ru/2015/04/2431(датаобращения:13.06.2024).КобозеваИ.С.,БелкинаМ.А.,ЕгороваС.В.,ЖдановИ.В.Организационно-методическиеосновымузыкальнопросветительскойдеятельностиучителяссодержаниемнационально-региональногокомпонента:учебноепособие/Мордовскийгосударственныйпедагогическийинститут.Саранск,2004.-117с.МельниковаЛ.Л.Музыкальноепросветительство.Историяисовременность.М.,2009.-49с.Методологическаякультурапедагога-музыканта/ред.Э.Абдуллин.М.:Академия,2002.-267с.ШиповскаяЛ.П.Музыкакакфеномендуховнойкультуры:дисс.…д.филос.н.М.,2005.383с.12.ЭльконинБ.Д.Психологияразвития:учеб.пособие.М.:Академия,2001.-144с.Энциклопедия современной российской культуры. Эд. Смородинская Т., Эванс-Ромейн К., Госсито Э. Нью-Йорк, 2013; Книга «Дело Шостаковича». Эд. Браун М.Х. Блуминг-тон, 2004.ЯковлеваЕ.Н.Музыкальноепросветительствовдинамикеотечественнойкультуры[Электронныйресурс].URL:http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-prosvetitelstvo-v-dinamike-otechestvennoy-muzykalnoy-kultury(датаобращения:13.06.2024).Яффе Д. Исторический словарь русской музыки. Лэнхем, Торонто, 2012 г., с. 259.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Владос, 1997. - 463 с.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. - 336 с.
5. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Православная энциклопедия, 2016. - 159 с.
6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. 208 с. 7. Калабаева М. Н. Музыкально-просветительская деятельность школьников-подростков [Электронный ресурс] // Студенческие научные исследования. 2015. № 4. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2431 (дата обращения: 13.06.2024).
7. Кобозева И. С., Белкина М. А., Егорова С. В., Жданов И. В. Организационно-методические основы музыкальнопросветительской деятельности учителя с содержанием национально-регионального компонента: учебное пособие / Мордовский государственный педагогический институт. Саранск, 2004. - 117 с.
8. Мельникова Л. Л. Музыкальное просветительство. История и современность. М., 2009. - 49 с.
9. Методологическая культура педагога-музыканта / ред. Э. Абдуллин. М.: Академия, 2002. - 267 с.
10. Шиповская Л. П. Музыка как феномен духовной культуры: дисс. … д. филос. н. М., 2005. 383 с. 12. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. - 144 с.
11. Энциклопедия современной российской культуры. Эд. Смородинская Т., Эванс-Ромейн К., Госсито Э. Нью-Йорк, 2013; Книга «Дело Шостаковича». Эд. Браун М.Х. Блуминг-тон, 2004.
12. Яковлева Е. Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной культуры [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-prosvetitelstvo-v-dinamike-otechestvennoy-muzykalnoy-kultury (дата обращения: 13.06.2024).
13. Яффе Д. Исторический словарь русской музыки. Лэнхем, Торонто, 2012 г., с. 259.