Проектирование экскурсионного тура в Вологду для групп студентов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Туризм
  • 46 46 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 16.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования экскурсионного тура в Вологду для групп студентов 5
1.1. Характеристика экскурсионных туров 5
1.2. Группы студентов как сегмент туристского рынка 12
1.3. Туристский потенциал Вологды для развития экскурсионного туризма 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Проектирование экскурсионного тура для групп студентов в Вологду 25
2.1. Результаты маркетингового исследования 25
2.2. Проектирование тура «Вологда-краса» 34
2.3. Расчет стоимости тура 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 43

Фрагмент для ознакомления

Он предлагает стандартный набор экскурсионных мероприятий, знакомящих студентов с основными историческими и культурными достопримечательностями города.Д. Дифференциация тура: выделение преимуществ тура над турами конкурентов (3-5 преимуществ)1. Комфортное размещение и транспорт:Обеспечение комфортного проживания в центре города и использование современного транспорта для перемещения между достопримечательностями. Включение бесплатного Wi-Fi и дополнительных удобств для студентов.2. Квалифицированные гиды и экскурсоводы:Привлечение высококвалифицированных гидов с опытом работы с молодежной аудиторией. Гиды будут использовать современные образовательные методы, чтобы сделать экскурсии более увлекательными и познавательными.3. Доступные цены и гибкие условия оплаты:Предложение конкурентоспособных цен на тур с возможностью гибкой системы оплаты. Это включает скидки для групп и опции рассрочки платежей, что делает тур доступным для студентов.2.2. Проектирование тура «Вологда-краса»Таблица 3 -Возможныепоставщикигостиничныхуслуг,необходимыедляпроектируемоготура.НазваниеТип/КлассКраткаяхарактеристикаНаличие услуг, необходимых для тураУсловиясотрудничестваИстория3*ул. Воровского, 28, ВологдаЗавтрак включенРаннее бронированиеАфины3*Советскийпросп., 132, ВологдаЗавтрак включенБронирование за 3 дняНиколаевский3*Костромскаяул., 14, ВологдаЗавтрак включенРаннее бронированиеТаблица 4 - Возможные поставщики услуг питания, необходимые для проектируемоготураНазваниеТипКраткаяхарактеристикаУсловиясотрудничестваО.ГородКафеул. Ленинградская, д. 85, (8172) 53-78-49ул. Герцена, д. 20, (8172) 75-27-68ул. Проспект Победы, д. 10, (8172) 79-53-44Особые условия для групп туристовНа ГлинкахКафеул. Чехова, 12, Вологда (этаж 1)Питание для группГудОкКафеул. Чехова, 51, ВологдаБронирование за 3 дняТаблица 6 - Экскурсионные объекты, которые необходимо включить в программупроектируемого тураНазваниеобъектаТипобъектаОписаниеобъектаПамятник 800-летию ВологдыПамятникПамятник 800-летию Вологды расположен на пересечении улиц Воровского и Бурмагиных.Памятник Герасиму ВологодскомуПамятникПамятник преподобному Герасиму Вологодскому открыли 28 июня 2012 года.Он представляет собой установленную на массивном валуне небольшую литую из бронзы скульптуру Герасима, изображённого в монашеском одеянии, с нимбом над головой и иконой Троицы Ветхозаветной в руках.Церковь Варлаама ХутынскогоЦерковьЦерковь Варлаама Хутынского построена 1780 году на средства купца Узденникова вместо старой каменной церкви в городе Вологде.Музей кружеваМузейМузей, посвященный кружеву разных видов и эпох, был открыт в Вологде в 2010 году. Кремлевская площадь и Архиерейское подворьеАрхитектурный комплексС 1923 года территорию кремля — Архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник. Стены Архиерейского двора со стороны Кремлёвской площади. Музей «Мир забытых вещей»МузейРасположенный в доме Засодимскогомузей«Мирзабытыхвещей» — филиал Вологодского государственногомузея-заповедника, работает с 1991 года.Дом ЮшинаПамятник архитектурыВ 1974 году согласно постановлению Совета Министров РСФСРдомЮшина в составе историко-мемориального комплекса, связанного с пребыванием в ссылке М.И.Ульяновой, вошел в перечень исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. После реставрации в здании располагалась Вологодская областная детская библиотека,которая в 2014 году переехала на проспект Советский, 20. Церковь Иоанна ПредтечиЦерковьХрам Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове(Иоанновская церковь) — приходской православный храм в Санкт-Петербурге при Каменноостровском дворце.Музей Петра ПервогоМузей5 июня 1885 года, в день приезда вВологдувеликого князя Владимира Александровича, в торжественной обстановке в присутствии губернатора, городского головы, архиепископа был открыт домПетраI— первый музей в нашей губернии. Вологодский госудаственный историко-архитектурный музей-заповедникМузей-заповедникВологодскийгосударственныйисторико-архитектурныйи художественныймузей-заповедник, или сокращенно ВГИАХМЗ берет свое начало в 1885 г. с первого музеяВологды, открытого в домике Петра I. В нем были представлены экспонаты, связанные с пребыванием Петра I вВологдеи предметы Петровской эпохи.Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырьмонастырьСпа́со-Прилу́цкий Димитриев монасты́рь— православный монастырь в городе Вологда, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Одинизсамыхдревних и большихмонастырейРусскогоСевера. Был закрытСоветской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма.Таблица 7 -ПрограмматураНазваниетура:Город, где резной палисадПродолжительностьтура: 2 дня \ 1 ночьДеньВремяСодержаниепрограммы№110.0010.3012.0013.0014.0015.3017.0018.00Прибытие в Вологду. Встреча с группой. Обзорнаяэкскурсиянаавтобусе. Осмотр: Памятник 800-летию Вологды, Ленивая площадка, Памятник Герасиму Вологодскому, Церковь Варлаама Хутынского (внешний осмотр), Памятники деревянного зодчества Вологды XVIII – XIX вв. (дом Засецкого, дом Засодимского).Музей кружеваПродолжениеобзорнойэкскурсии. АнсамбльКремлевскойплощади и Архиерейскогоподворья.Обед в кафеМузей«Мирзабытыхвещей».Размещение в гостинице.Свободноевремя.Транспорт:С 10до 17Итого часов: 7 часов№209.0010.0012.0013.3015.0017.0018.00Завтрак в гостиницеНачало автобусной экскурсии. Комплекс зданий XVIII – XIX вв. в районе площади Революции и Советского проспекта: здание Вологодской городской думы, Дворянское собрание, гостиницы «Пассаж», «Эрмитаж» и «Золотой якорь», Самаринский квартал, дом Юшина. ЦерковьИоаннаПредтечи в Рощенье.ПосещениемузеяПетраПервого.ОбедЭкспозициядревнерусскогоискусстваиз фондовВологодскогогосударственногоисторико-архитектурногомузея-заповедника. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь.Прощание с гидом. Отправлениена ж\д вокзалТранспорт:С 10по 18Итогочасов: 92.3. Расчет стоимости тураТаблица 8 -СтоимостьпроживанияпопроектируемомутуруБыла выбрана гостиница «Афины», Советский просп., 132, ВологдаКоличество номеров (по категориямsgl/dbl)Стоимостьномеров(по категориямsgl/dbl)Количество бесплатных номеров нагруппуКоличествоночей в отелеОбщая стоимость проживания нагруппуСтоимостьпроживанияначеловекаSgl 1Dbl20Sgl 4500Dbl 38001 singl180 5002 013Таблица 9 - Стоимость питания по проектируемому туру№дняВидпитанияСтоимостьпитанияначеловекаКоличествочеловекКоличествобесплатныхОбщаястоимостьнагруппу1.Завтраквключенвстоимостьпроживания40102.Обед в кафе О.Город450руб.401450*41= 18 450руб.3.Обед в кафе На Глинках500 руб401500 х 41 = 20 500 рубИтогостоимостьнагруппу:38 950 рубИтогостоимостьначеловека:974рубТаблица 10 - Стоимость экскурсионного обслуживанияНазвание музея/экскурсионного объектаКол-во чел. в группеСтоимостьбилетаначеловекаСтоимость экскурсионного обслуживанияна группуКол-вогруппОбщаястоимостьнагруппуОбщаястоимостьначеловекаМузей кружева40+1Взр 200Студ 1002000 руб16200155Музей «Мир забытых вещей».40+1Взр 150Студ 802500 руб15 850147музей Петра Первого40+1Взр 150Студ 802000 руб15 350134Музей Вологодского государственного историко-архитектурного музея-заповедника40+1Взр 200Студ 1003000 руб17200180Итогостоимостьнагруппу:24 600Итогостоимостьначеловека:615Таблица 11 -Стоимостьработыгида№ дняЭкскурсоводработаетс…. по…..Кол-вочасовСтоимостьв часОбщаястоимостьСтоимость на человека (общая стоимость : кол- вочеловекбезбесплатных)1.с 10.00 по 17.00711001100х7=77007700:40=193руб.2.С 10.00 до 18.00811001100х8 = 88008800 : 40 = 220 руб3.Итогостоимостьнагруппу:16 500Итогостоимостьначеловека:413Таблица 12 -Стоимостьтранспортногообслуживания№ дняАвтобус с…. по…..Кол-вочасовКол-вочасовподачиСтоимостьчасаОбщаястоимостьСтоимостьначеловека (общаястоимость :кол- вочеловекбезбесплатных)1.с 10.00 по 17.0071750750*(7+1) = 6 000 руб.6 000:40=150 руб.2.С 10.00 до 18.0081750750*(8+1) = 6 750 руб.6 750 : 40 = 1693.Итогостоимостьнагруппу:12750 рубИтогостоимостьначеловека:319 рубТаблица 13 - Общая сумма будет складываться из следующих параметров.№Наименование статей калькуляцииВ стоимостном выражении на группу из 40+1 чел. (в руб.)В стоимостном выражении на 1-го человека (в руб.)1Страховка82002002Визы003Транспортные расходы 127503195Расходы на проживание80 5002 0136Расходы на питание38 9509747Расходы на экскурсионную программугид24 60016 500615413Итого прямых затрат:181 5004 53810Косвенные расходы туроператора (5%)9 07522711Коммерческие затраты (реклама, сбыт) (10%)18 150454Полная себестоимость:208 7255 21813Прибыль – 20% от полной себестоимости41 7451 04414Общая стоимость тура250 4706 262Выводы по главе 2Цена туристского продукта может определяться с учетом различных ценовых ориентиров. Для упрощения расчета стоимости разработанных туристических маршрутов используем метод «затраты плюс выгода» и ориентируемся на конкурентов. Окончательное решение о ценах на конкретный тур принимает руководство компании.ЗаключениеПо итогам сравнительного анализа можно говорить о следующих преимуществах разработанного тура:- размещение в гостиницах, располагающихся в непосредственной близости от экскурсионных объектов;- рациональное сочетание разноплановых экскурсий, учитывающее особенности студенческого восприятия и усвоения нового материала;- обширная и тематически продуманная программа досуга. В процессе работы были выявлены наиболее эффективные инструменты рекламы и разработана методология ведения рекламной компании для подобных туристических продуктов. При создании тура и выборе маркетинговой стратегии сам продукт был проанализирован на трех уровнях:1. уровень продукта по замыслу (является основополагающим, так как на нем формируется содержательная сторона туристского продукта);2. уровень продукта в реальном исполнении: транспорт, размещение, питание, услуги экскурсовода, медицинская страховка;3. уровень дополнительной поддержки (реклама в интернете, дисконт, гибкая ценовая политика). Таким образом, изучив состояние экскурсионного туризма в Вологде, в частности, ведущие объекты культурного наследия, а также состояние спроса на экскурсионные туры, можно сделать следующий вывод: для разработки и продвижения нового тура необходимо учитывать не только специфику самих объектов культурного наследия, но и ожидания и пожелания потенциальных потребителей. Наибольшую выгоду от реализации данного тура получают туристы – у них происходит формирование целостного представления о Вологде как о городе с уникальным историко-культурным потенциалом, интересными экскурсионными объектами, архитектурой. Тур предполагает посещение многих объектов историко-культурного наследия Вологды и развлекательных мероприятий, чтобы посещение города оставило неизгладимое впечатление. Такой туристский продукт должен пользоваться спросом и приносить прибыль.Предлагаемый тур – это продукт сочетания различных составляющих: разнообразие исторических и образовательных экскурсий +патриотическое воспитание + комфорт и выгодное расположение гостиниц на маршруте + хороший сервис. Туристский продукт обладает высоким качеством, что достигается за счет сотрудничества с надежными поставщиками услуг. Список литературыГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. – Введ. 2011-07-01. – М. :Стандартинформ, 2018. – 24 с.Александрова, А. Ю. География мировой индустрии туризма: учебник / А. Ю. Александрова. - М. : «КноРус», 2019. - 592 с.Артемова, Е. Н., Козлова, В. А., Основы гостеприимства и туризма: учебное пособие / Е.Н. Артемова, - Орѐл :Орѐл ГТУ, 2018. - 104 с.Афонин Г.И. Туризм как социо-культурное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01. – теория и история культуры / Г.И. Афонин. – Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2019. – 22 с.Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме: учебное пособие для вузов. / Л. В. Баумгартен, – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 304с.Бельская, С. А., Реализация национального потенциала историко-культурного наследия в сфере культурного туризма / С. А. Бельская// Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования» – 2018. – № 5.Биржаков, М. Б. Введение в туризм учебное пособие / М. Б.Биржаков. - М: Издательский дом Герда, 2019. - 320 с.Брапмер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: / Пер. с англ./ Р. А. Брапмер, - М.: Аспект Пресс, 2018- 362 с.Бунич, Г. А., Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты / Г. А Бунич, В. А Старцев . – М.:2018 – 236 с.Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности учебное пособие / Н. Ю. Веселова, П. – М: Дашков и Ко, 2018. – 256 с.Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта учебно-практическое пособие / О. Ю. Грачева, Ю. А. Маркова, А. А. Мишина, Ю. В. Мишунина. - М: Туристический бизнес, 2019. – 276 с.Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие / В. Г. Гуляев. - М.: Нолидж, 2018. - 320 с.Данько, Т. П. Управление маркетингом. /Т. П. Данько, - М.:Юрайт, 2019. – 522 с.Долженко, Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие / Г.П. Долженко. – издание 4-е, исправленное и дополненное. – Ростов н/Д: Изд. Феникс, 2020. – 320 с.Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович, А. С. Копанев. - Минск. :Экономпресс, 2020. - 400 с.Емельянов, Б. В. Экскурсоведение, учебное пособие / Б. В. Емельянов. - М: Советский спорт, 2019. – 224 с.Зорин И. В., Каверина Т. П., Квартальнов, В. А. Туризм как вид деятельности: учебник для студентов и преподавателей вузов туристского профиля, специалистов / Зорин И. В. - М. : Финансы и статистика, 2018. - 288 с.Зорин, И. В. Энциклопедия туризма: географический справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2018. - 364 с.Исаченко, Т. Е., Тишкина А. Г. Краеведение и экскурсоведение как основа для конструирования образов регионов и стран, учебнометодическое пособие / Т. Е. Исаченко. - СПб: Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 80 с.Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 315 с. Котлер Ф., Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов/Пер с англ. В.Н. Егорова. 4-е изд., перераб. и доп. / Ф. Котлер , Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз, - М. : Юнити-Дана, 2018.1046 с.Можаева Н. Г., Организация туристской индустрии и география туризма: учебное пособие / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек, - М. : Форум, 2017. - 336 с.Музееведение. Музеи исторического профиля/ Под. Ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста.- М., 2020; - 204сОтнюкова, М. С.  Инновации в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 135 с. Отнюкова, М. С.  Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с. Скобкин, С. С.  Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 366 с. Скобельцына, А. С.  Технологии и организация экскурсионных услуг : учебник для вузов / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. Сущинская, М. Д.  Культурный туризм : учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157 с. Федорченко А. Г., Мокрушин А. А., Бузышкина А. А. Влияние пандемии COVID-19 на туризм и экономику государств Европы, Китая, США и ДНР / Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2020: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. в рамках 6-го Междунар. науч. форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: Инфраструктурное и социально-экономическое развитие». Горловка: Автомобильно-дорожный институт ДонНТУ, 2020. С. 165–169.Христов, Т. Т.  География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с.

1. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. – Введ. 2011-07-01. – М. : Стандартинформ, 2018. – 24 с.
2. Александрова, А. Ю. География мировой индустрии туризма: учебник / А. Ю. Александрова. - М. : «КноРус», 2019. - 592 с.
3. Артемова, Е. Н., Козлова, В. А., Основы гостеприимства и туризма: учебное пособие / Е.Н. Артемова, - Орѐл : Орѐл ГТУ, 2018. - 104 с.
4. Афонин Г.И. Туризм как социо-культурное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01. – теория и история культуры / Г.И. Афонин. – Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2019. – 22 с.
5. Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме: учебное пособие для вузов. / Л. В. Баумгартен, – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 304с.
6. Бельская, С. А., Реализация национального потенциала историко-культурного наследия в сфере культурного туризма / С. А. Бельская// Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования» – 2018. – № 5.
7. Биржаков, М. Б. Введение в туризм учебное пособие / М. Б.Биржаков. - М: Издательский дом Герда, 2019. - 320 с.
8. Брапмер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: / Пер. с англ./ Р. А. Брапмер, - М.: Аспект Пресс, 2018- 362 с.
9. Бунич, Г. А., Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты / Г. А Бунич, В. А Старцев . – М.:2018 – 236 с.
10. Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности учебное пособие / Н. Ю. Веселова, П. – М: Дашков и Ко, 2018. – 256 с.
11. Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта учебно-практическое пособие / О. Ю. Грачева, Ю. А. Маркова, А. А. Мишина, Ю. В. Мишунина. - М: Туристический бизнес, 2019. – 276 с.
12. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие / В. Г. Гуляев. - М.: Нолидж, 2018. - 320 с.
13. Данько, Т. П. Управление маркетингом. /Т. П. Данько, - М.:Юрайт, 2019. – 522 с.
14. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие / Г.П. Долженко. – издание 4-е, исправленное и дополненное. – Ростов н/Д: Изд. Феникс, 2020. – 320 с.
15. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович, А. С. Копанев. - Минск. : Экономпресс, 2020. - 400 с.
16. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение, учебное пособие / Б. В. Емельянов. - М: Советский спорт, 2019. – 224 с.
17. Зорин И. В., Каверина Т. П., Квартальнов, В. А. Туризм как вид деятельности: учебник для студентов и преподавателей вузов туристского профиля, специалистов / Зорин И. В. - М. : Финансы и статистика, 2018. - 288 с.
18. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма: географический справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2018. - 364 с.
19. Исаченко, Т. Е., Тишкина А. Г. Краеведение и экскурсоведение как основа для конструирования образов регионов и стран, учебнометодическое пособие / Т. Е. Исаченко. - СПб: Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 80 с.
20. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 315 с.
21. Котлер Ф., Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов/Пер с англ. В.Н. Егорова. 4-е изд., перераб. и доп. / Ф. Котлер , Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз, - М. : Юнити-Дана, 2018.1046 с.
22. Можаева Н. Г., Организация туристской индустрии и география туризма: учебное пособие / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек, - М. : Форум, 2017. - 336 с.
23. Музееведение. Музеи исторического профиля/ Под. Ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста.- М., 2020; - 204с
24. Отнюкова, М. С. Инновации в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 135 с.
25. Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с.
26. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 366 с.
27. Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг : учебник для вузов / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с.
28. Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157 с.
29. Федорченко А. Г., Мокрушин А. А., Бузышкина А. А. Влияние пандемии COVID-19 на туризм и экономику государств Европы, Китая, США и ДНР / Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2020: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. в рамках 6-го Междунар. науч. форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: Инфраструктурное и социально-экономическое развитие». Горловка: Автомобильно-дорожный институт ДонНТУ, 2020. С. 165–169.
30. Христов, Т. Т. География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с.