Цели, задачи и методы государственного регулирования экономики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 39 39 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 17.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1Сущность государственного регулирования экономики 5
1.2 Инструменты государственного регулирования экономики 10
Глава 2. Анализ государственного регулирования экономики в России 17
2.1 Современные проблемы экономической безопасности в России 17
2.2 Государственная политика в рамках регулирования экономики 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления

Аналитическое рейтинговое агентство (АКРА) на основании опубликованных кодов товаров (согласно ТН ВЭД ЕАЭС) подсчитало, что этот перечень охватывает примерно 36% импорта товаров (в стоимостном выражении на основе имеющихся данных за 2021 год), основные коды номенклатуры продукции - «оборудование, механические устройства», код 84 (в том числе вычислительная техника, двигатели, краны, насосы) и «электрические машины и оборудование и их части», код 85 (включая телефоны, мониторы) - представляют примерно 31 и 28 % импорта.параллельный импорт соответственно.Следует отметить, что данный рейтинг является так называемым топ-рейтингом, поскольку помимо кодов в список включены также наименования брендов. Параллельный импорт дает российской экономике и бизнесу как возможности, так и несет в себе определенные риски. К положительным аспектам относятся возросшая свобода конкуренции между импортерами и более гибкое ценообразование; сохранение ассортимента продукции, важной для российских потребителей и бизнеса; возможность создания гибких логистических систем поставок товаров (например, через третьи страны), которые ранее было сложно реализовать.Риски включают возможность увеличения количества контрафактной продукции; трудности с обслуживанием и обслуживанием отдельных категорий товаров; усиление ценового давления на добросовестных импортеров; необходимость качественного совершенствования логистики доставки товаров для удовлетворения потребностей экономики в «параллельной» продукции и т. д..В целом эта мера вкупе с сохранением относительно низкого курса российского рубля по отношению к доллару США позволила избежать дефицита необходимых продуктов по «подходящим ценам». В результате существенных инфляционных процессов в период 2022-2023 годов, которые можно увидеть по данным Росстата, практически не произошло. Во-первых, можно отметить рост за 2-4 месяца 2022 года, во-вторых, амплитуду колебаний цен на отдельные категории товаров в течение 2022 года и трех кварталов 2023 года. Но в ситуации такого внешнего давления на социально-экономическую ситуацию российской системы, включая «замораживание» иностранных активов, конфискацию иностранной собственности и введение большого количества санкций, индекс потребительских цен можно считать относительно стабильным (за исключением психологического момента февраля-марта 2022 г.) (рис. 5).Рисунок 5. Индекс потребительских цен на конец месяца (в % к предыдущему месяцу)Такой результат достигается за счет введенных валютных ограничений и корректировки валютного регулирования в современных условиях, легализации режима параллельного импорта отдельных видов товаров, системных мер государственной поддержки отраслей экономики.Кроме того, важным достижением стало решение о ликвидации оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2» (соглашение о разделе продукции SRP), в котором 50% минус одна акция принадлежали японским компаниям Mitsui, Mitsubishi и англо-голландской Shell. В настоящее время в России зарегистрирована операционная компания (оператор проекта СРП «Сахалин-2» - компания SARL SakhalinEnergy), ранее - SakhalinEnergyInvestmentCompanyLtd (Бермудские острова, оффшорная зона). Таким образом, оператор находится в российской юрисдикции, а Shell заявила о выходе из проекта (27,5%). Аналогичный процесс был осуществлен в рамках проекта СРП «Сахалин-1» - 14 октября 2022 года была зарегистрирована компания, которая Указом Президента РФ получила статус нового оператора СРП-проекта, - ООО «Сахалин-1». «Сахалинморнефтегаз-Шельф» получила 11,5% уставного капитала компании (пропорционально доле в СРП) и статус единоличного исполнительного органа. Еще 8,5% находится в управлении АО «РН-Астра». Двумя акционерами проекта являются структуры «Роснефти».Иностранные участники ПСР должны были в течение месяца подтвердить свое согласие на получение пропорциональной доли в новом операторе. Так обстоит дело с японской SODECO (30%) и индийской ONGC (20%). В свою очередь ExxonMobil (30%) заявила о прекращении своего участия в проекте SRP и полном выходе из России. В результате возросла степень государственного контроля над проектами, что положительно влияет на уровень экономической и энергетической безопасности России. Еще одним важным направлением развития экономики страны и формирования точек ее экономического и социального роста является развитие и реализация логистического потенциала, в том числе транзитного.Наиболее известные проекты - Северный морской путь (СМП) и международный транспортный коридор «Север-Юг». За 8 месяцев 2023 года объем перевозок грузов по СМП увеличился на 1,5% до 23 млн тонн (объем грузоперевозок в 2022 году составил 34 млн тонн; согласно планам, указанным Президентом России, ожидается что к 2024 году перевозки по СМП достигнут 80 млн тонн). В частности, в 2023 году «вернулся транзит по СМП», который «исчез» в 2022 году из-за санкций. В настоящее время большую часть грузов занимают углеводороды (нефть и газ), но следует помнить, что 22 категории товаров (которые отправляются из Азии в Россию и Европу) можно перевозить круглый год, включая автомобили, бытовую технику, товары народного потребления, мебель, электроника.Температурные ограничения попадают в такие узкие категории, как лекарства, косметика, моторные масла и присадки, а также некоторые продукты питания. При этом протяженность маршрута по СМП на 40% меньше, чем по Суэцкому каналу, что приводит к снижению затрат топлива и продолжительности перевозки грузов в пути следования. Президент России Владимир Путин поручил изучить возможность создания центрального евразийского транспортного коридора через Монголию и западный Китай. Кроме того, продолжается развитие международного транспортного коридора Север-Юг (МТК), который изначально планировалось соединить страны Балтии и Индию (Индия, Россия и Иран подписали соглашение в 2000 году). В этом проекте Россия выступает транзитной страной, но меняющаяся геополитическая ситуация привела и к трансформации структуры и характеристик проекта. В настоящее время МТК «Север-Юг» работает не на полную мощность, а скорее как региональный торговый коридор (в основном грузоперевозки в Иран и Азербайджан, Армению и Турцию), то есть он еще не стал полноценной транспортной артерией.несмотря на обслуживание международной торговли. Например, в 2022 году через порты Азово-Черноморского бассейна было перевезено более 121 млн. тонн сухих грузов (всего 263 млн тонн), а через МТК «Север-Юг» - лишь 14,5 млн тонн.Инфраструктура является одним из препятствий на пути развития транзитного потенциала России, однако со стороны государства уже предпринимаются попытки улучшить ситуацию и повысить привлекательность маршрутов.Помимо изменения структуры собственности ряда отраслей промышленности и отдельных крупных компаний, трансформации денежного законодательства, легализации параллельного импорта отдельных категорий товаров и развития транспортной инфраструктуры, государство в 2022 году предприняло усилия по поддержке и стимулированию развития отраслей экономики.В результате Правительство РФ одобрило более 300 мер, направленных на преодоление последствий санкций и развитие экономики. На сайте Минэкономразвития РФ представленные меры разделены на пять направлений: финансы, налоги, ИТ, административная нагрузка и поддержка импортозамещения. Таким образом, устранение многих угроз экономической и космической безопасности с точки зрения национальной безопасности требует активной долгосрочной позиции государства.ЗаключениеЦели, задачи и методы государственного регулирования экономики играют важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития государства. Цели включают в себя обеспечение стабильности экономики, содействие росту производительности и конкурентоспособности, справедливое распределение доходов и борьбу с инфляцией.Для достижения этих целей государство вырабатывает различные задачи, такие как регулирование денежного обращения, контроль за инвестициями и иностранными операциями, поддержка социальной сферы и инфраструктуры. Для реализации задач используются различные методы, включая фискальную и денежно-кредитную политику, регулирование трудовых отношений, налоговую политику, а также различные механизмы стимулирования и поддержки секторов экономики.Так, государственное регулирование экономики направлено на обеспечение стабильности и устойчивости экономического развития государства, а также на улучшение жизни граждан и создание благоприятной среды для развития бизнеса и инвестиций.Государственное регулирование экономики играет ключевую роль в современном мире, где экономические процессы становятся все более сложными и взаимосвязанными. Оно помогает балансировать интересы различных экономических субъектов, обеспечивает социальную справедливость и содействует устойчивому экономическому росту. Кроме того, государственное регулирование позволяет противостоять внешним экономическим угрозам и обеспечивать национальную безопасность.Важно отметить, что эффективное государственное регулирование экономики требует комплексного подхода и постоянного мониторинга экономических процессов. Необходимо учитывать изменяющиеся условия и вызовы, такие как глобализация, технологические изменения и изменения в мировой политике.Государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью современной экономической системы и способствует устойчивому и устойчивому развитию общества в целом.Для достижения поставленных целей и задач государство применяет различные методы регулирования экономики. Среди них можно выделить фискальные меры, такие как налоги и государственные расходы, монетарную политику через регулирование денежного предложения и процентных ставок, торговую политику, контроль за процессами инфляции и дефляции, а также использование санкций и поощрений для регулирования поведения экономических агентов.В современном мире государственное регулирование экономики также включает в себя различные инновационные подходы, такие как цифровизация экономики, стимулирование инвестиций в научные исследования и разработки, поддержка малого и среднего бизнеса, а также развитие экологически устойчивых технологий.Таким образом, государственное регулирование экономики является не только инструментом обеспечения стабильности и устойчивости экономики, но и фактором развития и совершенствования экономических процессов в интересах общества в целом.Список использованных источниковНормативные правовые акты1. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 213-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"//Консультант Плюс2. Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 172 (ред. от 30.12.2022) "О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа"//Консультант Плюс3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 (ред. от 22.04.2024) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии"//Консультант ПлюсНаучная литература4. Агирджанов, Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики / Т. Н. Агирджанов. // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 221-223. 5. Евстратов, А. Д. Государственное регулирование экономики: методы и цели / А. Д. Евстратов. // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (149). - С. 383-385. 6. Истомина, Н.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики./ Истомина, Н.А. – Екатеринбург, 2020. – 302 с.7. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики./ Капканщиков С. Г. - М.: Логос, 2022. - 353 с. 8. Койбаева, М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. № 4. С. 35–38.9. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов./ В.В. Криворотов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 351 c.10. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2022. - 352 c.11. Лаптев, Р.А. Перспективы развития транспортно-логистической системы России в контексте трансформации мировой экономики / Р.А. Лаптев. // Журнал прикладных исследований. - 2022. - № 5. - С. 46–55.12. Мезяева, Ю. С. Необходимость государственного регулирования экономики / Ю. С. Мезяева. // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (416). - С. 320-322. 13. Михайлушкин П. В. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2023. - № 88 - С. 692–712.14. Пахлян, А. Экстремизм в мировой экономике։ жизнь, «погруженная» в санкции / А. Пахлян. - Амберд. - 2022. - № 5(18). - С. 78–88.15. Семеко, Г.В. Банковский сектор России в условиях международных санкций/ Г.В. Семеко. // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 2. - С. 106–129. 16. Шардан, С.К. Инструментарий государственного финансового контроля. - Краснодар: Вестник Академии знаний, 2020. – 360-364 с.Электронные ресурсы17. В Китае назвали борьбу с гегемонией США своим ключевым успехом. - URL: https://iz.ru/144619 4/2022-12-25/v-kitae-nazvali-borbu-s-gegemoniei-ssha-svoim-kliuchevym-uspekhom (дата обращения: 17.06.2024).18. Дефолт Шри-ланки: предпосылки и последствия (Аналитический комментарий). - URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2696/ (дата обращения: 17.06.2024).19. Кондрикова Е. США уведомили КНР о намерении обновить ограничения на экспорт микросхем для ИИ. - URL: https://tvzvezda.ru/news/20231022358-c42Py.html (дата обращения: 17.06.2024).20.Лукьянов Ф. Время мегафона. - URL: https://globalaffairs.ru/articles/vremya-megafona/ (дата обращения: 17.06.2024).21. Началось расширение Международного транспортного коридора "Север - Юг". - URL: https://rg.ru/2023/05/11/reg-skfo/nachalos-rasshirenie-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-iug.html (дата обращения: 17.06.2024).22. Новый акционер "Сахалина-2" вместо ушедшей Shell будет определен до конца года. - URL: https://www.interfax.ru/business/867949 (дата обращения: 17.06.2024).23. Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов. - URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/43892/overview_2022.pdf (дата обращения: 17.06.2024).24. Обзор финансовой стабильности. № 1(22). IV квартал 2022 - I квартал 2023 года. Информационноаналитический материал. Банк России. - URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/44007/4q_ 2022_1q_2023.pdf. (дата обращения: 17.06.2024).25. Проект "Сахалин-1" возобновил добычу и продажу нефти. - URL: https://www.interfax.ru/business/884874 (дата обращения: 17.06.2024).26. Путин поручил рассмотреть создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. - URL: https://tass.ru/ekonomika/18996249 (дата обращения: 17.06.2024).27. Росатом ожидает рекордного объема транзита по Севморпути в 2023 году. - URL: https://morvesti .ru/news/1679/104833/ (дата обращения: 17.06.2024).28. Росстат. Об индексе потребительских цен в сентябре 2023 года. - URL: https://rosstat.gov.ru/storag e/mediabank/160_11-10-2023 (дата обращения: 17.06.2024).29. Справочные и аналитические материалы ФТС России. - URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 17.06.2024).30. ЦБ раскрыл роль рубля в торговле России с Европой, Азией и Америкой (РБК) - URL: https://www.rbc.ru/finances/15/07/2023/64b1433b9a7947acac20dca0 (дата обращения: 17.06.2024).

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 213-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"//Консультант Плюс
2. Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 172 (ред. от 30.12.2022) "О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа"//Консультант Плюс
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 (ред. от 22.04.2024) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии"//Консультант Плюс
Научная литература
4. Агирджанов, Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики / Т. Н. Агирджанов. // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 221-223.
5. Евстратов, А. Д. Государственное регулирование экономики: методы и цели / А. Д. Евстратов. // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (149). - С. 383-385.
6. Истомина, Н.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики./ Истомина, Н.А. – Екатеринбург, 2020. – 302 с.
7. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики./ Капканщиков С. Г. - М.: Логос, 2022. - 353 с.
8. Койбаева, М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. № 4. С. 35–38.
9. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов./ В.В. Криворотов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 351 c.
10. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2022. - 352 c.
11. Лаптев, Р.А. Перспективы развития транспортно-логистической системы России в контексте трансформации мировой экономики / Р.А. Лаптев. // Журнал прикладных исследований. - 2022. - № 5. - С. 46–55.
12. Мезяева, Ю. С. Необходимость государственного регулирования экономики / Ю. С. Мезяева. // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (416). - С. 320-322.
13. Михайлушкин П. В. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2023. - № 88 - С. 692–712.
14. Пахлян, А. Экстремизм в мировой экономике։ жизнь, «погруженная» в санкции / А. Пахлян. - Амберд. - 2022. - № 5(18). - С. 78–88.
15. Семеко, Г.В. Банковский сектор России в условиях международных санкций/ Г.В. Семеко. // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 2. - С. 106–129.
16. Шардан, С.К. Инструментарий государственного финансового контроля. - Краснодар: Вестник Академии знаний, 2020. – 360-364 с.
Электронные ресурсы
17. В Китае назвали борьбу с гегемонией США своим ключевым успехом. - URL: https://iz.ru/144619 4/2022-12-25/v-kitae-nazvali-borbu-s-gegemoniei-ssha-svoim-kliuchevym-uspekhom (дата обращения: 17.06.2024).
18. Дефолт Шри-ланки: предпосылки и последствия (Аналитический комментарий). - URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2696/ (дата обращения: 17.06.2024).
19. Кондрикова Е. США уведомили КНР о намерении обновить ограничения на экспорт микросхем для ИИ. - URL: https://tvzvezda.ru/news/20231022358-c42Py.html (дата обращения: 17.06.2024).
20.Лукьянов Ф. Время мегафона. - URL: https://globalaffairs.ru/articles/vremya-megafona/ (дата обращения: 17.06.2024).
21. Началось расширение Международного транспортного коридора "Север - Юг". - URL: https://rg.ru/2023/05/11/reg-skfo/nachalos-rasshirenie-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-iug.html (дата обращения: 17.06.2024).
22. Новый акционер "Сахалина-2" вместо ушедшей Shell будет определен до конца года. - URL: https://www.interfax.ru/business/867949 (дата обращения: 17.06.2024).
23. Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов. - URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/43892/overview_2022.pdf (дата обращения: 17.06.2024).
24. Обзор финансовой стабильности. № 1(22). IV квартал 2022 - I квартал 2023 года. Информационноаналитический материал. Банк России. - URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/44007/4q_ 2022_1q_2023.pdf. (дата обращения: 17.06.2024).
25. Проект "Сахалин-1" возобновил добычу и продажу нефти. - URL: https://www.interfax.ru/business/884874 (дата обращения: 17.06.2024).
26. Путин поручил рассмотреть создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. - URL: https://tass.ru/ekonomika/18996249 (дата обращения: 17.06.2024).
27. Росатом ожидает рекордного объема транзита по Севморпути в 2023 году. - URL: https://morvesti .ru/news/1679/104833/ (дата обращения: 17.06.2024).
28. Росстат. Об индексе потребительских цен в сентябре 2023 года. - URL: https://rosstat.gov.ru/storag e/mediabank/160_11-10-2023 (дата обращения: 17.06.2024).
29. Справочные и аналитические материалы ФТС России. - URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 17.06.2024).
30. ЦБ раскрыл роль рубля в торговле России с Европой, Азией и Америкой (РБК) - URL: https://www.rbc.ru/finances/15/07/2023/64b1433b9a7947acac20dca0 (дата обращения: 17.06.2024).