Цели, задачи и методы государственного регулирования экономики.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 17.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1Сущность государственного регулирования экономики 5
1.2 Инструменты государственного регулирования экономики 10
Глава 2. Анализ государственного регулирования экономики в России 17
2.1 Современные проблемы экономической безопасности в России 17
2.2 Государственная политика в рамках регулирования экономики 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Аналитическое рейтинговое агентство (АКРА) на основании опубликованных кодов товаров (согласно ТН ВЭД ЕАЭС) подсчитало, что этот перечень охватывает примерно 36% импорта товаров (в стоимостном выражении на основе имеющихся данных за 2021 год), основные коды номенклатуры продукции - «оборудование, механические устройства», код 84 (в том числе вычислительная техника, двигатели, краны, насосы) и «электрические машины и оборудование и их части», код 85 (включая телефоны, мониторы) - представляют примерно 31 и 28 % импорта.параллельный импорт соответственно.Следует отметить, что данный рейтинг является так называемым топ-рейтингом, поскольку помимо кодов в список включены также наименования брендов. Параллельный импорт дает российской экономике и бизнесу как возможности, так и несет в себе определенные риски. К положительным аспектам относятся возросшая свобода конкуренции между импортерами и более гибкое ценообразование; сохранение ассортимента продукции, важной для российских потребителей и бизнеса; возможность создания гибких логистических систем поставок товаров (например, через третьи страны), которые ранее было сложно реализовать.Риски включают возможность увеличения количества контрафактной продукции; трудности с обслуживанием и обслуживанием отдельных категорий товаров; усиление ценового давления на добросовестных импортеров; необходимость качественного совершенствования логистики доставки товаров для удовлетворения потребностей экономики в «параллельной» продукции и т. д..В целом эта мера вкупе с сохранением относительно низкого курса российского рубля по отношению к доллару США позволила избежать дефицита необходимых продуктов по «подходящим ценам». В результате существенных инфляционных процессов в период 2022-2023 годов, которые можно увидеть по данным Росстата, практически не произошло. Во-первых, можно отметить рост за 2-4 месяца 2022 года, во-вторых, амплитуду колебаний цен на отдельные категории товаров в течение 2022 года и трех кварталов 2023 года. Но в ситуации такого внешнего давления на социально-экономическую ситуацию российской системы, включая «замораживание» иностранных активов, конфискацию иностранной собственности и введение большого количества санкций, индекс потребительских цен можно считать относительно стабильным (за исключением психологического момента февраля-марта 2022 г.) (рис. 5).Рисунок 5. Индекс потребительских цен на конец месяца (в % к предыдущему месяцу)Такой результат достигается за счет введенных валютных ограничений и корректировки валютного регулирования в современных условиях, легализации режима параллельного импорта отдельных видов товаров, системных мер государственной поддержки отраслей экономики.Кроме того, важным достижением стало решение о ликвидации оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2» (соглашение о разделе продукции SRP), в котором 50% минус одна акция принадлежали японским компаниям Mitsui, Mitsubishi и англо-голландской Shell. В настоящее время в России зарегистрирована операционная компания (оператор проекта СРП «Сахалин-2» - компания SARL SakhalinEnergy), ранее - SakhalinEnergyInvestmentCompanyLtd (Бермудские острова, оффшорная зона). Таким образом, оператор находится в российской юрисдикции, а Shell заявила о выходе из проекта (27,5%). Аналогичный процесс был осуществлен в рамках проекта СРП «Сахалин-1» - 14 октября 2022 года была зарегистрирована компания, которая Указом Президента РФ получила статус нового оператора СРП-проекта, - ООО «Сахалин-1». «Сахалинморнефтегаз-Шельф» получила 11,5% уставного капитала компании (пропорционально доле в СРП) и статус единоличного исполнительного органа. Еще 8,5% находится в управлении АО «РН-Астра». Двумя акционерами проекта являются структуры «Роснефти».Иностранные участники ПСР должны были в течение месяца подтвердить свое согласие на получение пропорциональной доли в новом операторе. Так обстоит дело с японской SODECO (30%) и индийской ONGC (20%). В свою очередь ExxonMobil (30%) заявила о прекращении своего участия в проекте SRP и полном выходе из России. В результате возросла степень государственного контроля над проектами, что положительно влияет на уровень экономической и энергетической безопасности России. Еще одним важным направлением развития экономики страны и формирования точек ее экономического и социального роста является развитие и реализация логистического потенциала, в том числе транзитного.Наиболее известные проекты - Северный морской путь (СМП) и международный транспортный коридор «Север-Юг». За 8 месяцев 2023 года объем перевозок грузов по СМП увеличился на 1,5% до 23 млн тонн (объем грузоперевозок в 2022 году составил 34 млн тонн; согласно планам, указанным Президентом России, ожидается что к 2024 году перевозки по СМП достигнут 80 млн тонн). В частности, в 2023 году «вернулся транзит по СМП», который «исчез» в 2022 году из-за санкций. В настоящее время большую часть грузов занимают углеводороды (нефть и газ), но следует помнить, что 22 категории товаров (которые отправляются из Азии в Россию и Европу) можно перевозить круглый год, включая автомобили, бытовую технику, товары народного потребления, мебель, электроника.Температурные ограничения попадают в такие узкие категории, как лекарства, косметика, моторные масла и присадки, а также некоторые продукты питания. При этом протяженность маршрута по СМП на 40% меньше, чем по Суэцкому каналу, что приводит к снижению затрат топлива и продолжительности перевозки грузов в пути следования. Президент России Владимир Путин поручил изучить возможность создания центрального евразийского транспортного коридора через Монголию и западный Китай. Кроме того, продолжается развитие международного транспортного коридора Север-Юг (МТК), который изначально планировалось соединить страны Балтии и Индию (Индия, Россия и Иран подписали соглашение в 2000 году). В этом проекте Россия выступает транзитной страной, но меняющаяся геополитическая ситуация привела и к трансформации структуры и характеристик проекта. В настоящее время МТК «Север-Юг» работает не на полную мощность, а скорее как региональный торговый коридор (в основном грузоперевозки в Иран и Азербайджан, Армению и Турцию), то есть он еще не стал полноценной транспортной артерией.несмотря на обслуживание международной торговли. Например, в 2022 году через порты Азово-Черноморского бассейна было перевезено более 121 млн. тонн сухих грузов (всего 263 млн тонн), а через МТК «Север-Юг» - лишь 14,5 млн тонн.Инфраструктура является одним из препятствий на пути развития транзитного потенциала России, однако со стороны государства уже предпринимаются попытки улучшить ситуацию и повысить привлекательность маршрутов.Помимо изменения структуры собственности ряда отраслей промышленности и отдельных крупных компаний, трансформации денежного законодательства, легализации параллельного импорта отдельных категорий товаров и развития транспортной инфраструктуры, государство в 2022 году предприняло усилия по поддержке и стимулированию развития отраслей экономики.В результате Правительство РФ одобрило более 300 мер, направленных на преодоление последствий санкций и развитие экономики. На сайте Минэкономразвития РФ представленные меры разделены на пять направлений: финансы, налоги, ИТ, административная нагрузка и поддержка импортозамещения. Таким образом, устранение многих угроз экономической и космической безопасности с точки зрения национальной безопасности требует активной долгосрочной позиции государства.ЗаключениеЦели, задачи и методы государственного регулирования экономики играют важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития государства. Цели включают в себя обеспечение стабильности экономики, содействие росту производительности и конкурентоспособности, справедливое распределение доходов и борьбу с инфляцией.Для достижения этих целей государство вырабатывает различные задачи, такие как регулирование денежного обращения, контроль за инвестициями и иностранными операциями, поддержка социальной сферы и инфраструктуры. Для реализации задач используются различные методы, включая фискальную и денежно-кредитную политику, регулирование трудовых отношений, налоговую политику, а также различные механизмы стимулирования и поддержки секторов экономики.Так, государственное регулирование экономики направлено на обеспечение стабильности и устойчивости экономического развития государства, а также на улучшение жизни граждан и создание благоприятной среды для развития бизнеса и инвестиций.Государственное регулирование экономики играет ключевую роль в современном мире, где экономические процессы становятся все более сложными и взаимосвязанными. Оно помогает балансировать интересы различных экономических субъектов, обеспечивает социальную справедливость и содействует устойчивому экономическому росту. Кроме того, государственное регулирование позволяет противостоять внешним экономическим угрозам и обеспечивать национальную безопасность.Важно отметить, что эффективное государственное регулирование экономики требует комплексного подхода и постоянного мониторинга экономических процессов. Необходимо учитывать изменяющиеся условия и вызовы, такие как глобализация, технологические изменения и изменения в мировой политике.Государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью современной экономической системы и способствует устойчивому и устойчивому развитию общества в целом.Для достижения поставленных целей и задач государство применяет различные методы регулирования экономики. Среди них можно выделить фискальные меры, такие как налоги и государственные расходы, монетарную политику через регулирование денежного предложения и процентных ставок, торговую политику, контроль за процессами инфляции и дефляции, а также использование санкций и поощрений для регулирования поведения экономических агентов.В современном мире государственное регулирование экономики также включает в себя различные инновационные подходы, такие как цифровизация экономики, стимулирование инвестиций в научные исследования и разработки, поддержка малого и среднего бизнеса, а также развитие экологически устойчивых технологий.Таким образом, государственное регулирование экономики является не только инструментом обеспечения стабильности и устойчивости экономики, но и фактором развития и совершенствования экономических процессов в интересах общества в целом.Список использованных источниковНормативные правовые акты1. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 213-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"//Консультант Плюс2. Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 172 (ред. от 30.12.2022) "О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа"//Консультант Плюс3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 (ред. от 22.04.2024) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии"//Консультант ПлюсНаучная литература4. Агирджанов, Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики / Т. Н. Агирджанов. // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 221-223. 5. Евстратов, А. Д. Государственное регулирование экономики: методы и цели / А. Д. Евстратов. // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (149). - С. 383-385. 6. Истомина, Н.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики./ Истомина, Н.А. – Екатеринбург, 2020. – 302 с.7. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики./ Капканщиков С. Г. - М.: Логос, 2022. - 353 с. 8. Койбаева, М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. № 4. С. 35–38.9. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов./ В.В. Криворотов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 351 c.10. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2022. - 352 c.11. Лаптев, Р.А. Перспективы развития транспортно-логистической системы России в контексте трансформации мировой экономики / Р.А. Лаптев. // Журнал прикладных исследований. - 2022. - № 5. - С. 46–55.12. Мезяева, Ю. С. Необходимость государственного регулирования экономики / Ю. С. Мезяева. // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (416). - С. 320-322. 13. Михайлушкин П. В. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2023. - № 88 - С. 692–712.14. Пахлян, А. Экстремизм в мировой экономике։ жизнь, «погруженная» в санкции / А. Пахлян. - Амберд. - 2022. - № 5(18). - С. 78–88.15. Семеко, Г.В. Банковский сектор России в условиях международных санкций/ Г.В. Семеко. // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 2. - С. 106–129. 16. Шардан, С.К. Инструментарий государственного финансового контроля. - Краснодар: Вестник Академии знаний, 2020. – 360-364 с.Электронные ресурсы17. В Китае назвали борьбу с гегемонией США своим ключевым успехом. - URL: https://iz.ru/144619 4/2022-12-25/v-kitae-nazvali-borbu-s-gegemoniei-ssha-svoim-kliuchevym-uspekhom (дата обращения: 17.06.2024).18. Дефолт Шри-ланки: предпосылки и последствия (Аналитический комментарий). - URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2696/ (дата обращения: 17.06.2024).19. Кондрикова Е. США уведомили КНР о намерении обновить ограничения на экспорт микросхем для ИИ. - URL: https://tvzvezda.ru/news/20231022358-c42Py.html (дата обращения: 17.06.2024).20.Лукьянов Ф. Время мегафона. - URL: https://globalaffairs.ru/articles/vremya-megafona/ (дата обращения: 17.06.2024).21. Началось расширение Международного транспортного коридора "Север - Юг". - URL: https://rg.ru/2023/05/11/reg-skfo/nachalos-rasshirenie-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-iug.html (дата обращения: 17.06.2024).22. Новый акционер "Сахалина-2" вместо ушедшей Shell будет определен до конца года. - URL: https://www.interfax.ru/business/867949 (дата обращения: 17.06.2024).23. Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов. - URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/43892/overview_2022.pdf (дата обращения: 17.06.2024).24. Обзор финансовой стабильности. № 1(22). IV квартал 2022 - I квартал 2023 года. Информационноаналитический материал. Банк России. - URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/44007/4q_ 2022_1q_2023.pdf. (дата обращения: 17.06.2024).25. Проект "Сахалин-1" возобновил добычу и продажу нефти. - URL: https://www.interfax.ru/business/884874 (дата обращения: 17.06.2024).26. Путин поручил рассмотреть создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. - URL: https://tass.ru/ekonomika/18996249 (дата обращения: 17.06.2024).27. Росатом ожидает рекордного объема транзита по Севморпути в 2023 году. - URL: https://morvesti .ru/news/1679/104833/ (дата обращения: 17.06.2024).28. Росстат. Об индексе потребительских цен в сентябре 2023 года. - URL: https://rosstat.gov.ru/storag e/mediabank/160_11-10-2023 (дата обращения: 17.06.2024).29. Справочные и аналитические материалы ФТС России. - URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 17.06.2024).30. ЦБ раскрыл роль рубля в торговле России с Европой, Азией и Америкой (РБК) - URL: https://www.rbc.ru/finances/15/07/2023/64b1433b9a7947acac20dca0 (дата обращения: 17.06.2024).
1. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 213-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"//Консультант Плюс
2. Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 172 (ред. от 30.12.2022) "О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа"//Консультант Плюс
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 (ред. от 22.04.2024) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии"//Консультант Плюс
Научная литература
4. Агирджанов, Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики / Т. Н. Агирджанов. // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 221-223.
5. Евстратов, А. Д. Государственное регулирование экономики: методы и цели / А. Д. Евстратов. // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (149). - С. 383-385.
6. Истомина, Н.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики./ Истомина, Н.А. – Екатеринбург, 2020. – 302 с.
7. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики./ Капканщиков С. Г. - М.: Логос, 2022. - 353 с.
8. Койбаева, М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. № 4. С. 35–38.
9. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов./ В.В. Криворотов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 351 c.
10. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2022. - 352 c.
11. Лаптев, Р.А. Перспективы развития транспортно-логистической системы России в контексте трансформации мировой экономики / Р.А. Лаптев. // Журнал прикладных исследований. - 2022. - № 5. - С. 46–55.
12. Мезяева, Ю. С. Необходимость государственного регулирования экономики / Ю. С. Мезяева. // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (416). - С. 320-322.
13. Михайлушкин П. В. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2023. - № 88 - С. 692–712.
14. Пахлян, А. Экстремизм в мировой экономике։ жизнь, «погруженная» в санкции / А. Пахлян. - Амберд. - 2022. - № 5(18). - С. 78–88.
15. Семеко, Г.В. Банковский сектор России в условиях международных санкций/ Г.В. Семеко. // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 2. - С. 106–129.
16. Шардан, С.К. Инструментарий государственного финансового контроля. - Краснодар: Вестник Академии знаний, 2020. – 360-364 с.
Электронные ресурсы
17. В Китае назвали борьбу с гегемонией США своим ключевым успехом. - URL: https://iz.ru/144619 4/2022-12-25/v-kitae-nazvali-borbu-s-gegemoniei-ssha-svoim-kliuchevym-uspekhom (дата обращения: 17.06.2024).
18. Дефолт Шри-ланки: предпосылки и последствия (Аналитический комментарий). - URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2696/ (дата обращения: 17.06.2024).
19. Кондрикова Е. США уведомили КНР о намерении обновить ограничения на экспорт микросхем для ИИ. - URL: https://tvzvezda.ru/news/20231022358-c42Py.html (дата обращения: 17.06.2024).
20.Лукьянов Ф. Время мегафона. - URL: https://globalaffairs.ru/articles/vremya-megafona/ (дата обращения: 17.06.2024).
21. Началось расширение Международного транспортного коридора "Север - Юг". - URL: https://rg.ru/2023/05/11/reg-skfo/nachalos-rasshirenie-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-iug.html (дата обращения: 17.06.2024).
22. Новый акционер "Сахалина-2" вместо ушедшей Shell будет определен до конца года. - URL: https://www.interfax.ru/business/867949 (дата обращения: 17.06.2024).
23. Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов. - URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/43892/overview_2022.pdf (дата обращения: 17.06.2024).
24. Обзор финансовой стабильности. № 1(22). IV квартал 2022 - I квартал 2023 года. Информационноаналитический материал. Банк России. - URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/44007/4q_ 2022_1q_2023.pdf. (дата обращения: 17.06.2024).
25. Проект "Сахалин-1" возобновил добычу и продажу нефти. - URL: https://www.interfax.ru/business/884874 (дата обращения: 17.06.2024).
26. Путин поручил рассмотреть создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. - URL: https://tass.ru/ekonomika/18996249 (дата обращения: 17.06.2024).
27. Росатом ожидает рекордного объема транзита по Севморпути в 2023 году. - URL: https://morvesti .ru/news/1679/104833/ (дата обращения: 17.06.2024).
28. Росстат. Об индексе потребительских цен в сентябре 2023 года. - URL: https://rosstat.gov.ru/storag e/mediabank/160_11-10-2023 (дата обращения: 17.06.2024).
29. Справочные и аналитические материалы ФТС России. - URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 17.06.2024).
30. ЦБ раскрыл роль рубля в торговле России с Европой, Азией и Америкой (РБК) - URL: https://www.rbc.ru/finances/15/07/2023/64b1433b9a7947acac20dca0 (дата обращения: 17.06.2024).