ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 18.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ 7
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12
ГЛАВА 4. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
ГЛАВА 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
ГЛАВА 6. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
ГЛАВА 7. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Диагностико-результативный компонент определяется целью, содержанием и организационными особенностями процесса развития метапредметных компетенций у младших школьников и отражает успешность реализации спроектированной модели. Данный компонент представлен ожидаемыми результатами, выраженными критериями (регулятивным, познавательным и коммуникативным), показателями (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем; управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и уровнями (высоким, средним, низким) развития метапредметных компетенций младших школьников. Идеальным результатом реализации модели является достижение младшими школьниками высокого уровня развития метапредметных компетенций.Спроектированная нами модель характеризуется: 1) целостностью, так как представлена взаимосвязанными между собой компонентами, которые несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - повышение уровня развития метапредметных компетенций у младших школьников; 2) открытостью, поскольку встроена в контекст системы начального образования, имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и образовательной средой, которые обеспечивают ее непосредственное развитие и функционирование.Особенностью спроектированной модели является ее нацеленность на повышение уровня развития регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций у младших школьников за счет реализации потенциала интерактивных технологий в образовательном процессе в начальной школе.Нами за основу была выбрана позиция, в соответствии с которой любая педагогическая система (модель) может быть успешно реализована при наличии определенных условий (Ю.К. Бабанский, Г.И. Вергелес, Ю.П. Соколиков, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). На этом основании педагогические условия рассматриваются нами как ряд мер образовательного процесса, обеспечивающих повышение педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие метапредметных компетенций у младших школьников.При выделении педагогических условий учитывались: требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сущность и содержание процесса развития метапредметных компетенций младших школьников, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, а также особенности интерактивных технологий. В результате нами были выделены следующие педагогические условия: а) создание благоприятного эмоционально-психологического климата; б) вовлечение младших школьников в совместное решение предметно-познавательных, предметно-коммуникативных и предметно-рефлексивных задач; в) изменение организации учебного пространства классного кабинета.Первое педагогическое условие основывается на положении о том, что благоприятный эмоционально-психологический климат способствует формированию открытости, заинтересованности младших школьников предметно-практической деятельностью, что, в свою очередь, обусловливает возможность активного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Данное взаимодействие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным сопереживанием, сомышлением и содействием.Реализация второго педагогического условия предполагает совместное решение задач предметно-познавательного, предметно-коммуникативного и предметно-рефлексивного планов (Е.Н. Емельянов, Е.Д. Маргулис) в условиях учебного сотрудничества. Решение указанных задач обеспечить последовательное развитие заданных свойств регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенциям. Первые непосредственно связаны с поиском решения предложенной группе задачи, вторые - с организацией общения и совместной деятельности, третьи - с формированием в сознании каждого участника совместной деятельности адекватного представления о том, как его партнеры понимают предмет и условия задачи.Третье педагогическое условие заключается в изменение учебного пространства классного кабинета. Выделение данного условия основывается на том, что диалогичные формы взаимодействий предполагают расположение собеседников лицом друг к другу. Поэтому традиционная расстановка парт становится неуместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. Следует заметить, что при входе в класс, где учебное пространство организовано иначе, чем обычно, у младших школьников возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. В свою очередь, внутренняя готовность младших школьников позволяет сократить время, необходимое им для погружения в форму и содержания интерактивного обучения.Таким образом, описанная модель представляет собой ориентировочную основу для проектирования процесса развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий, а выявленные педагогические условия обеспечивают эффективное функционирование данной модели в процессе обучения младших школьников. Теоретическая модель и условия ее успешной реализации образуют педагогическое обеспечение процесса развития метапредметныхкомпетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий.Следовательно, мы можем утверждать то, что реализация модели развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий с учетом выделенных педагогических условий способствует повышению уровня развития метапредметных компетенций у младших школьников.ГЛАВА 5. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВВ современном стандарте предлагается оценивать метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями [1, 2].Метапредметность - крайне позитивный момент в системе образования, направленный на недопустимость подмены изучения реальности изучением знаний о реальности, представленных в виде информации о ней, которая допущена к изучению даже не экспертным сообществом, а неким ограниченным кругом людей в министерстве образования. А потому вместо непосредственного изучения некоей природной закономерности ученики весьма часто заучивают наизусть законы, написанные в учебнике, а вместо исследования природного объекта изучают его изображение в учебнике. Это ведёт к тому, что ученик может рассказать наизусть законы, но не может описать причины явления природы, с которыми встречается постоянно. Беда состоит даже не в этом, а в том, что вследствие такого обучения у ученика не возникает и потребности ответить на собственный вопрос о причинах этого природного явления [4].Возьмём следующий пример. Практически любой ребёнок знает, что когда черёмуха цветёт, будет похолодание. Практически все дети знают, что в сентябре в большинстве регионов страны будет бабье лето. Спросите учеников любого класса школы: 1) почему каждый май наступает похолодание, когда цветёт черёмуха; 2) почему вдруг внезапно теплеет каждый сентябрь; 3) есть ли связь между этими явлениями?Можем с уверенностью сказать, что лишь редкие учащиеся общеобразовательных школ смогут ответить на эту триаду вопросов, относящихся к ежедневной жизненной практике, поскольку не получили пока ни одного ответа от второкурсников нескольких вузов, в которых приходится читать лекции по методологии науки.Между тем это и есть метапредметное знание, относящееся не к предмету (география, физика, биология), но к природному реальному явлению. Предметы, которые дети изучают в школе, появились не потому, что они существуют в природе, но потому, что это удобный способ познания и изучения неделимого целостного природного объекта. И каждый учитель должен помнить, что, расчленяя природный объект на то, что он предлагает изучать в рамках своего предмета, в какой-то момент он все же должен уйти из предметной области к природному объекту.Каждую весну северное полушарие Земли постепенно приближается к Солнцу, что приводит к поступлению большего количества тепла от ближайшего к нам светила. Но в какой-то момент распускаются листья у огромного количества деревьев, которые поглощают тепло, что приводит к снижению температуры до того момента, пока Земля станет ближе к Солнцу на столько, что сможет компенсировать поглощаемое листьями тепло. В это время зацветает черёмуха, потому что процесс её цветения связан с изменением внешней температуры. Осенью на огромном пространстве северного полушария деревья сбрасывают листву, прекращается фотосинтез, и это тепло возвращается людям в виде бабьего лета.На каком предмете ученики должны были получить это знание о природном явлении, а не конкретном объекте или предмете?В стандарте метапредметные результаты представлены следующим образом:1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [3].Из всего этого перечня собственно к мета-предметным результатам относится пункт 15, все остальное - к «неправомерному отождествлению метапредметной и общеучебной деятельности, подмене педагогических и дидактических понятий психологическими» [5].Именно поэтому и многие учителя, пытаясь найти способ оценки метапредметных результатов, которая не обговорена в стандарте никаким образом, пытаются заменить метапредметность оценкой познавательных процессов детей.Если понимать под процессом образования освоение учебной деятельности, то такое понимание будет вполне достаточно. Но если под образованием понимать освоение методов познания реального мира и умение созидать собственную картину мира, максимально приближенную не к той, которая сегодня принята в образовательном стандарте, а к реальности, то метапредметность не может быть заменена оценкой познавательных процессов детей, тем более что и представление о познавательных процессах в настоящее время существенно изменилось.Метапредметность может быть оценена разным способом (в зависимости от того, как она понимается конкретным специалистом), но с нашей позиции в основе мета-предметного содержания должны быть понятия, проходящие через разные предметы, например: человек, природа, добро, число. Оценка может быть и на основании понимания детьми основных процессов, происходящих в мире, например, рождение, развитие, движение. Как описывается рождение в биологии, культуре, истории, поэзии? Что значит движение в физическом пространстве (на земле, в воде, воздухе, космосе)? В воображении? В литературе? В архитектуре? В музыке?Это за пределами начальной школы, но когда я рассказываю студентам, что у них по нервам движутся не электроны (это движение медленное, близкое к процессам в медной проволоке и проводам), а электромагнитное поле со скоростью близкой к скорости света - 300 тыс. км/сек, что и позволяет нам понимать друг друга и отвечать не через полтора часа после того, как мы услышали вопрос, а практически мгновенно, - это производит впечатление. Все знают, что свет доходит от Солнца до Земли за 8 минут. Но никто не задумывается, что подобное движение электромагнитного поля лежит в основе движения и мысли человека.Совсем не обязательно с первого класса требовать от детей подобных обобщений.Есть много возможностей, связанных с движением от понятия. Это не значит, что вы вводите термин «понятие» и изучаете его с ребёнком. Когда-то Л.С. Выготский, изучая понятия у детей, обнаружил закономерность, связанную с тем, что ребёнок быстро схватывает понятия, изученные в школе, но долгое время не может объяснить бытовые понятия (брат, мать и т.д.), с которыми сталкивается каждый день. Можно изучать метапредметность через понятия, не называя сами понятия. Да, ребёнок не может объяснить, кто такая мать (он пока понимает это для совершенно конкретного объекта - собственной матери), но он может мысленно оперировать этим понятием.В качестве одного из простейших примеров может быть понятие «муравей». С одной стороны, это часть природы, биологический объект. С другой стороны, он может быть нарисован и становится объектом искусства. Но он может быть активным действующим лицом басни про стрекозу и муравья, где символизирует человеческое качество - трудолюбие. Но слово «муравей» -это существительное. Оно имеет род и падеж. Как соотносится слово «муравей», которое можно лишь написать или услышать от соседа, от насекомого, которого это слово означает? В каких они находятся отношениях? Как предмет и его знак. Как означаемое и обозначающее. А дальше можно начать замечательную игру, где также можно рассмотреть дерево и небо, море и камень.Не надо пока говорить ребёнку, что это лишь разные способы понять мир, он догадается об этом сам, когда будет к этому готов. Важно показать постепенно, что говорить об объекте - не значит изучать его или знать его.Для многих современных детей назвать что-то - фактически перестать познавать это. «Это трава», - и можно отвернуться, чтобы заняться чем-то на траве. Но можно, даже не называя, рассмотреть чудо, прорвавшее твердую землю в поисках солнечного тепла. И увидеть, сколько разных трав топчет нога. И пожелать узнать их названия. К счастью, русскоязычному учителю в этом плане повезло, поскольку мы имеем огромное число авторов, описывающих восхищение перед природой. Но нужно не только прочесть, но обязательно потом увидеть самому и сравнить ощущения. Вот тогда это и будет метапредметность: переход от чтения к наблюдению, обобщению и другим познавательным УУД.Но ребёнок может спросить, среди каких предметов жили бабушка и дедушка. А среди каких - мама и папа. В детстве бабушки и дедушки редко кто имел телевизоры. Они получили широкое распространение, когда те учились в школе. Были стационарные телефоны, и то не у всех семей. Мама и папа родились во времена, когда телевизоры были у всех, но в их жизни появились сначала первые и очень слабые компьютеры, а потом и мобильные телефоны. Сами дети родились, когда все эти приборы стали типичными во многих семьях. Кроме того, постоянно появляются новые гаджеты. Нужно спросить, а во что играли дедушки и бабушки в детстве? Что они делали после школы? Как это было у мам и пап? Как же чувствовал себя ребёнок, родившийся в пещере первобытного человека, не знавший не только об этих приборах, но никогда не видевший вилку и ложку, стол и стул? Как связаны представления людей с предметами, их окружающими?Чем старше ученик, тем сложнее понятия можно разобрать. Например, понятие «человек - часть природы». Это член сообщества людей, гражданин своей страны, он может быть родителем и ребёнком, он может быть поваром или космонавтом. Наконец, он может жить в XXI веке и ходить в школу или в XVII веке в Великом Новгороде и учиться писать на бересте. Как будет понимать мир человек в зависимости от времени, в котором он живёт, позиции в семье и роли в обществе?Безусловно, каждый учитель, памятуя о том, что он учит маленькую личность не знаниям о мире, а способам познания этого мира и умению превращать результаты наблюдения в понятия и в конечном мире в уникальную картину мира, сможет сам создать разнообразные методы оценки метапредметных результатов не через познавательные процессы, но через понятия, которые позволяют перескакивать через предметные загородки, сохраняя содержание, отражающее реально существующий мир, представленный в языковой форме. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение данной работы на тему "Формирование метапредметных умений у младших школьников" можно отметить, что данная проблема является актуальной и важной в современном образовании. Определение и характеристика метапредметных умений, психолого-педагогические особенности их формирования, методы и приемы развития, роль учителя, использование инновационных технологий, оценка и контроль развития, а также практические рекомендации - все эти аспекты были рассмотрены в работе.Метапредметные умения представляют собой набор навыков и способностей, которые позволяют школьникам эффективно учиться и применять полученные знания в различных предметных областях. Они включают в себя такие компоненты, как планирование, организация, анализ, рефлексия, самоконтроль и другие. Формирование метапредметных умений начинается с младшего школьного возраста и является важным этапом в развитии ребенка.Особенности формирования метапредметных умений у младших школьников связаны с их возрастными особенностями, такими как недостаточная развитость волевой сферы, низкая устойчивость внимания, ограниченные познавательные возможности и другие. Поэтому необходимо применять специальные методы и приемы, направленные на развитие этих умений. В работе были рассмотрены различные методики, такие как игровые, проектные, проблемные, индивидуальные и др., которые могут быть использованы в образовательном процессе для достижения данной цели.Роль учителя в формировании метапредметных умений у младших школьников также является важной. Он должен быть готовым к применению различных педагогических подходов, уметь создавать благоприятную образовательную среду, оказывать поддержку и помощь каждому ребенку в развитии его умений. Учитель должен быть гибким, творческим и готовым к постоянному совершенствованию своих профессиональных навыков.Использование инновационных технологий в развитии метапредметных умений у младших школьников является одним из актуальных направлений современного образования. Технологии, такие как использование интерактивных досок, компьютерных программ, мультимедийных материалов и др., могут значительно обогатить образовательный процесс и сделать его более интересным и эффективным.Оценка и контроль развития метапредметных умений у младших школьников также имеют важное значение. Они позволяют учителю и родителям оценить достижения ребенка, выявить его сильные и слабые стороны, а также определить дальнейшие направления работы. В работе были предложены различные методы оценки, такие как наблюдение, тестирование, портфолио и др.В заключение можно отметить, что формирование метапредметных умений у младших школьников является важной задачей современного образования. Для достижения этой цели необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей данного возраста, использовать различные методы и приемы, активно привлекать инновационные технологии, а также оценивать и контролировать развитие умений. Практические рекомендации, представленные в работе, могут быть использованы учителями и родителями для успешного формирования метапредметных умений у младших школьников.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Аврамкова Е. В. РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Искусство. Педагогика. Культура: Сборник научных и научно-методических статей, Санкт-Петербург. – 2022. – С. 09-10. URL: https://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000000897_Disser.pdf (дата обращения: 13.06.2024).2. Безбородова Л. А., Жук А. С. Метапредметные образовательные результаты в начальной школе // Педагогическое образование в России. – 2022. – №. 5. – С. 57-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-obrazovatelnye-rezultaty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 13.06.2024).3. Бойкина М., Глаголева Ю. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методические рекомендации. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=JHpxDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA7&ots=FwRh4zTSBA&sig=cCxnu93M8y4cMHmPuDR1SNVacjE (дата обращения: 13.06.2024).4. Гормакова В. В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУРСА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" МИР" // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2015. – №. 8. – С. 62-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24173324 (дата обращения: 13.06.2024).5. Данич О. В., Крицкая Н. В. Формирование метапредметных компетенций младших школьников с использованием технологии развития критического мышления // ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – 2019. – С. 42-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46397098 (дата обращения: 13.06.2024).6. Дзебисова А. К. Рефлексия как метапредметный результат обучения // Педагогическая деятельность как творческий процесс. – 2020. – С. 224-231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44254785 (дата обращения: 13.06.2024).7. Захарова Д. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. – №. 4. – С. 82-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521615 (дата обращения: 13.06.2024).8. Логвинова О. Н. Развитие умения самоорганизации учебной деятельности в технологическом образовании школьников // Москва: ГБОУ ВПО МО “Академия социального управления. – 2014. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01007519755.pdf (дата обращения: 13.06.2024).9. Ломоносова Е. В., Гуцу Е. Г. Формирование регулятивных умений у младших школьников в учебной деятельности // Школьные технологии. – 2019. – №. 1. – С. 73-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.06.2024).10. Лукьянова Н. Н., Федорова И. В. Организация работы с текстом в процессе формирования метапредметных результатов // Инновации в дошкольном и начальном образовании. – 2015. – С. 197-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23226489 (дата обращения: 13.06.2024).11. Макаренко В. С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Педагогика начального образования: традиции и инновации. – 2017. – С. 340-346. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48124554 (дата обращения: 13.06.2024).
1. Аврамкова Е. В. РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Искусство. Педагогика. Культура: Сборник научных и научно-методических статей, Санкт-Петербург. – 2022. – С. 09-10. URL: https://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000000897_Disser.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
2. Безбородова Л. А., Жук А. С. Метапредметные образовательные результаты в начальной школе // Педагогическое образование в России. – 2022. – №. 5. – С. 57-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-obrazovatelnye-rezultaty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 13.06.2024).
3. Бойкина М., Глаголева Ю. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методические рекомендации. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=JHpxDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA7&ots=FwRh4zTSBA&sig=cCxnu93M8y4cMHmPuDR1SNVacjE (дата обращения: 13.06.2024).
4. Гормакова В. В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУРСА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" МИР" // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2015. – №. 8. – С. 62-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24173324 (дата обращения: 13.06.2024).
5. Данич О. В., Крицкая Н. В. Формирование метапредметных компетенций младших школьников с использованием технологии развития критического мышления // ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – 2019. – С. 42-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46397098 (дата обращения: 13.06.2024).
6. Дзебисова А. К. Рефлексия как метапредметный результат обучения // Педагогическая деятельность как творческий процесс. – 2020. – С. 224-231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44254785 (дата обращения: 13.06.2024).
7. Захарова Д. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. – №. 4. – С. 82-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521615 (дата обращения: 13.06.2024).
8. Логвинова О. Н. Развитие умения самоорганизации учебной деятельности в технологическом образовании школьников // Москва: ГБОУ ВПО МО “Академия социального управления. – 2014. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01007519755.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
9. Ломоносова Е. В., Гуцу Е. Г. Формирование регулятивных умений у младших школьников в учебной деятельности // Школьные технологии. – 2019. – №. 1. – С. 73-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.06.2024).
10. Лукьянова Н. Н., Федорова И. В. Организация работы с текстом в процессе формирования метапредметных результатов // Инновации в дошкольном и начальном образовании. – 2015. – С. 197-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23226489 (дата обращения: 13.06.2024).
11. Макаренко В. С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Педагогика начального образования: традиции и инновации. – 2017. – С. 340-346. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48124554 (дата обращения: 13.06.2024).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврамкова Е. В. РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Искусство. Педагогика. Культура: Сборник научных и научно-методических статей, Санкт-Петербург. – 2022. – С. 09-10. URL: https://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000000897_Disser.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
2. Безбородова Л. А., Жук А. С. Метапредметные образовательные результаты в начальной школе // Педагогическое образование в России. – 2022. – №. 5. – С. 57-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-obrazovatelnye-rezultaty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 13.06.2024).
3. Бойкина М., Глаголева Ю. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методические рекомендации. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=JHpxDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA7&ots=FwRh4zTSBA&sig=cCxnu93M8y4cMHmPuDR1SNVacjE (дата обращения: 13.06.2024).
4. Гормакова В. В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУРСА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" МИР" // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2015. – №. 8. – С. 62-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24173324 (дата обращения: 13.06.2024).
5. Данич О. В., Крицкая Н. В. Формирование метапредметных компетенций младших школьников с использованием технологии развития критического мышления // ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – 2019. – С. 42-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46397098 (дата обращения: 13.06.2024).
6. Дзебисова А. К. Рефлексия как метапредметный результат обучения // Педагогическая деятельность как творческий процесс. – 2020. – С. 224-231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44254785 (дата обращения: 13.06.2024).
7. Захарова Д. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. – №. 4. – С. 82-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521615 (дата обращения: 13.06.2024).
8. Логвинова О. Н. Развитие умения самоорганизации учебной деятельности в технологическом образовании школьников // Москва: ГБОУ ВПО МО “Академия социального управления. – 2014. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01007519755.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
9. Ломоносова Е. В., Гуцу Е. Г. Формирование регулятивных умений у младших школьников в учебной деятельности // Школьные технологии. – 2019. – №. 1. – С. 73-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.06.2024).
10. Лукьянова Н. Н., Федорова И. В. Организация работы с текстом в процессе формирования метапредметных результатов // Инновации в дошкольном и начальном образовании. – 2015. – С. 197-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23226489 (дата обращения: 13.06.2024).
11. Макаренко В. С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Педагогика начального образования: традиции и инновации. – 2017. – С. 340-346. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48124554 (дата обращения: 13.06.2024).