Влияние СМИ на становление самооценки детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 23 23 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки младшего школьника под формированием СМИ 4
1.1. Сущность понятия самооценка личности в психолого-педагогической литературе 4
1.2. Психологическое воздействие средств массовой информации на процесс формирования самооценки 7
Глава 2. Исследование влияния средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста 14
2.1. Описание опыта влияния информационных программ на развитие самооценки у детей младшего школьного возраста 14
2.2. Проблема защиты детей от вредного воздействия СМИ в России 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Канадский психолог Альберт Бандура, изучавший влияние экрана на массовую аудиторию, утверждал, что любой поведенческой модели телевидения могут подражать миллионы людей. Этот факт был многократно подтвержден экспериментами и жизненной практикой.Такие эксперименты были проведены для курсовой работы. Объектами исследования стали два семилетних ребенка одного пола - Шаров Артем и Кузнецов Андрей. Они оба выросли в полных и благополучных семьях и являются единственными детьми, оба учатся в первом классе. Они активны и любознательны.Пообщавшись с детьми и их родителями, выяснилось, что Артему разрешают смотреть зарубежные информационные программы. На вопрос о любимом аниме они ответили, что больше всего им нравятся "ГравитиФолз" и "Звездные войны", потому что в них много монстров, драк и магии. Родители Андрея запрещают сыну смотреть зарубежную анимацию, но на аналогичный вопрос он ответил, что ему больше всего нравится "Белка и Стрелка". Озорная семейка".В ходе эксперимента дети менялись любимыми мультфильмами и смотрели их по 40 минут каждый день в течение пяти дней. В это же время родители наблюдали за поведением своих детей и фиксировали все изменения, которые они заметили. Чтобы быть более объективными, суть эксперимента родителям не раскрывалась.В первый день просмотра нового мультфильма никаких изменений не наблюдалось, но уже на второй день мама ШароваАтрем заметила, что ее ребенок засыпает раньше обычного.На третий день эксперимента первая испытуемая негативно отреагировала на вредную привычку отца, заявив: "Папа не курит. Курят только воры и воришки, хорошие люди так не делают". Ранее дети нейтрально относились к привычкам отца. Второй испытуемый, напротив, срыгивал во время еды, агрессивно реагировал на замечания учителя и утверждал, что взрослые герои мультфильма ведут себя точно так же. Когда ребенок вернулся домой, он отказался делать домашнее задание и потребовал включить еще одну серию иностранного мультфильма.На 4-й день первый испытуемый не показал никаких изменений, но второй начал использовать такие слова, как "идиот", "чума", "дебил" и "идиот".Пятый день эксперимента. Первый испытуемый разделил с отцом и матерью купленную в магазине шоколадку. Второй испытуемый весь вечер требовал мультики, не слушал родителей, отказывался читать и заниматься математикой и объяснял, что дети в мультиках не ходят в школу и будут спасать город от монстров.После эксперимента мы поговорили с родителями этих двух мальчиков и пришли к следующим выводам.Дети, которые в течение пяти дней смотрели только российские информационные программы, быстрее засыпали, меньше ворчали, были более методичны, внимательны и аккуратны в своих вещах и более негативно относились к негативному поведению прохожих и родителей.В конце эксперимента второй ребенок перестал спать в кровати, невзлюбил учебу и начал драться в школе. В последний день эксперимента, увидев в магазине игрушку с героем мультфильма стоимостью 1 675 рублей, которая не входила в бюджет родителей, он закатил истерику, услышав, что они отказываются покупать ему дорогую игрушку, и постоянно требовал дома новые мультфильмы.Таким образом, можно сделать вывод, что информационная программа - это не только любимые детьми красивые картинки на экране, но и фактор, влияющий на их развитие, особенно на формирование самооценки и поведения.2.2.Проблема защиты детей от вредного воздействия СМИ в РоссииАнализ опыта других стран показывает, что ни в одной стране ограничения, накладываемые на деятельность СМИ в защиту детей, не рассматриваются как препятствие для информирования общества о событиях внутри страны и за рубежом, как в России.Проблема защиты детей от агрессивного и негативного влияния российских СМИ является одной из самых важных и актуальных в современном российском законодательстве. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы, возглавляемой в основном депутатами от "Родины", установить необходимые правовые нормы не увенчались успехом. Одним из аргументов противников правовой защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, является то, что ограничения, накладываемые на деятельность СМИ, связанные с обеспечением информационной безопасности детей, сделают невозможным предоставление объективной информации.Отсутствие в российском законодательстве необходимых правовых норм, ограничивающих изображение насилия, жестокости и порнографии, а также минимальный контроль за исполнением запретов, установленных статьей 4 Федерального закона "О средствах массовой информации" и Федеральным законом "О рекламе", привели к привыканию молодежи к насилию. проведенный в 2002 году среди студентов СГУ Показательным является и опрос, проведенный в 2002 году среди студентов СГУ с целью изучения отношения студентов к антиобщественному поведению.Таким образом, несоблюдение Российской Федерацией Конвенции о транснациональном телевидении, игнорирование норм международного права и позиции Европейского суда по правам человека являются факторами, наносящими непоправимый вред молодому поколению России и усиливающими криминализацию общества.ЗаключениеЗадачи, поставленные во введении, были решены, и можно сделать следующие выводы.Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Они выполняют важнейшие функции социального контроля и управления, влияют на формирование общественного мнения, распространяют знания, опыт и культуру, информируют широкий круг людей о событиях, поддерживают и укрепляют социальные отношения. Социально обусловленные стороны личности, ее направленность, включающие мировоззрение, идеалы, интересы, стремления и морально-этические качества, как известно, формируются в основном воспитанием и в результате социально-психологических воздействий на личность школьника.Влияние средств массовой информации на самооценку рассматривается ведущими педагогами как неотъемлемая часть формирования и развития личности детей среднего школьного возраста.Анализ трудов учителей по теме курсовой работы дает целостное представление о самооценке и раскрывает ее сущность. В курсовой работе был проведен анализ научной литературы по данной теме и удалось проследить взгляды учащихся средней школы на феномен самооценки. Также удалось выявить современное положение СМИ в обществе и государстве. Были выявлены различные формы диагностики влияния СМИ. А также удалось определить основные направления и виды исследований по данной проблеме.В наше время интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства детей. Однако проведение слишком много времени в виртуальном мире может негативно сказаться на здоровье и развитии детей. Вот несколько рекомендаций родителям, как помочь своим детям сократить время, проведенное в интернете:Установите ограничения по времени. Согласитесь заранее с ребенком, сколько времени он может проводить в интернете каждый день, и следите за его выполнением.Поощряйте активные виды досуга. Предложите ребенку заниматься спортом, рисованием, чтением книг или другими увлекательными занятиями вместо того, чтобы сидеть в интернете.Обсудите правила безопасности в интернете. Поговорите с ребенком о том, как важно быть осторожным в сети, и объясните ему, как избегать опасных ситуаций.Участвуйте вместе в активностях вне дома. Проводите время с детьми на улице, походами, поездками на природу или в музеи, чтобы отвлечь их от интернета.Будьте примером. Ограничьте свое собственное время, проведенное в интернете, и покажите детям, что счастливая и насыщенная жизнь совершенно не зависит от количества времени, проведенного в виртуальном мире.Соблюдение этих рекомендаций поможет вашему ребенку научиться балансировать между реальным миром и интернетом, что, несомненно, будет способствовать его здоровому развитию и счастливому детству.Рекомендации педагогам по сокращению времени у детей в интернете:Организовать задания и уроки таким образом, чтобы они были краткими, но информативными, чтобы не утомлять внимание детей.Использовать интерактивные методики обучения, которые заинтересуют детей и помогут им учиться более эффективно.Регулярно проводить паузы и разминки, чтобы снизить усталость и повысить концентрацию детей.Поощрять детей за успешное выполнение заданий, чтобы поддерживать их мотивацию и энтузиазм.Соблюдать баланс между обучением в онлайн формате и реальными занятиями, чтобы избежать переутомления и перегрузки.Обучить детей приемам саморегуляции и самодисциплины, которые помогут им эффективно использовать время в интернете.Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам сократить время у детей в интернете, сохраняя при этом качество образования и развития.Материалы курсовой работы могут быть использованы педагогами и родителями для построения эффективной работы по формированию правильной самооценки у учащихся средней школы.Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута гипотеза подтвердилась. Список использованной литературы1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1989. – 672 с.2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев // Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР - М., 1980.- С. 224-228.3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2006. – 420 с.4. Богачкина, Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость / Н.А. Богачкина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.5. Шариков, А.В. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей / А.В. Шариков. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.6.Хелемендик, В.СВоспитательные функции средств массовой коммуникации / В.С. Хелемендик. – М.: Изд-во АПНСССР, 1990. – 90 с.7.Крайг, Г. Психология развития/ Г.Крайг. – С.П.: Питер, 1999. – 516 с.8.Марцинковская, Т.Д.Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.9.Дроздов, О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена/ О.Ю. Дроздов // СоцИс. - №8/2001. - 62-68 с.10.Иващенко,А.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии/ А.В Еващенко // Мир психологии. – 2000. - №2. – С. 17-33.11. Полат, Е.С.Интернет в гуманитарном образовании/ Е.С. Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.12. Киященко, Н.И. Современные концепции эстетического воспитания / Н.И. Киященко. – М.: ИФРАН, 1998. - 204 с13. Липкина, А.И. Самооценка школьника/ А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1976. – 421 с.14. Музрукова, Т.Г. Краткий словарь иностранных слов/ Т.Г. Мурзукова. -М.: Рус.яз., 1995. - 395с.15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб.длястуд.пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с16.Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество/ М.М. Назаров. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.17.Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации/ Т.В. Науменко. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.18. Паренти М. Media/ М. Паренти. – М.:Юнити, 1992.- 120 с.19.Степанов, О.М Психологическая энциклопедия/ О.М. Степанов. – Киев: «АКАДЕМВЫДАВ», 2006. – 643 с.20.Рюхов, П. Телевидение для детей как средство социализации личности/ П. Роюхов // Материалы конференции "Гуманитарное образование в Сибири" - Н.: изд-во НГУ, 2001. – С. 41-4921. Кириллова, А.С. Сила телевидения / А.С. Кириллова // ПОЛИС.- № 6/1994. - С. 20-8022.Фридман, Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей/ Л.М. Фридман. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 342 с.23.Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.– Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с.

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1989. – 672 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев // Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР - М., 1980.- С. 224-228.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2006. – 420 с.
4. Богачкина, Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость / Н.А. Богачкина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.
5. Шариков, А.В. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей / А.В. Шариков. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.
6.Хелемендик, В.С Воспитательные функции средств массовой коммуникации / В.С. Хелемендик. – М.: Изд-во АПНСССР, 1990. – 90 с.
7.Крайг, Г. Психология развития/ Г.Крайг. – С.П.: Питер, 1999. – 516 с.
8. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
9.Дроздов, О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена/ О.Ю. Дроздов // СоцИс. - №8/2001. - 62-68 с.
10.Иващенко,А.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии/ А.В Еващенко // Мир психологии. – 2000. - №2. – С. 17-33.
11. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании / Е.С. Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
12. Киященко, Н.И. Современные концепции эстетического воспитания / Н.И. Киященко. – М.: ИФРАН, 1998. - 204 с
13. Липкина, А.И. Самооценка школьника/ А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1976. – 421 с.
14. Музрукова, Т.Г. Краткий словарь иностранных слов/ Т.Г. Мурзукова. -М.: Рус.яз., 1995. - 395с.
15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с
16.Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество/ М.М. Назаров. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
17.Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации/ Т.В. Науменко. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
18. Паренти М. Media/ М. Паренти. – М.:Юнити, 1992.- 120 с.
19. Степанов, О.М Психологическая энциклопедия / О.М. Степанов. – Киев: «АКАДЕМВЫДАВ», 2006. – 643 с.
20.Рюхов, П. Телевидение для детей как средство социализации личности/ П. Роюхов // Материалы конференции "Гуманитарное образование в Сибири" - Н.: изд-во НГУ, 2001. – С. 41-49
21. Кириллова, А.С. Сила телевидения / А.С. Кириллова // ПОЛИС.- № 6/1994. - С. 20-80
22.Фридман, Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей/ Л.М. Фридман. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 342 с.
23.Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.– Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с.