Этика бизнеса как элемент корпоративной культуры.
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 05.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Теоретические основы исследования этики бизнеса как элемента корпоративной культуры 7
1.1 Сущность и значение этики бизнеса как элемента корпоративной культуры 7
1.2 Основные составляющие этики бизнеса и факторы на нее влияющие 17
2. Анализ практики влияния этики бизнеса на корпоративную культуру 27
2.1 Общая характеристика АО «Апатит» и его корпоративной культуры 27
2.2 Оценка этики бизнеса в БФ АО «Апатит» и меры по ее совершенствованию 35
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 49
Неэтичным считается:
- введение покупателей в заблуждение относительно репутации компании, профессионализма и квалификации сотрудников компании;
- предоставление ложных обещаний по предоставляемым товарам и услугам;
- предвзятое отношение к покупателям;
- проявление корыстной заинтересованности при обслуживании;
- несоблюдение правил конфиденциальности при продаже товаров и услуг;
- использование недобросовестной и неэтичной рекламы.
9.2. Этические нормы при взаимодействии с государством.
Этичным считается:
- своевременность и полнота исполнения всех обязательств перед государством;
- соблюдение действующего законодательства и нормативных документов;
- возможность отстаивания интересов компании в судебной инстанции применяется в том случае, если внесудебное урегулирование споров не дало результатов;
- данные о деятельности компании, которые не составляют коммерческую тайну, должны быть открыты для использования государственными органами.
Неэтичным считается:
- уклонение от уплаты налогов;
- не предоставление информации, не составляющую коммерческую тайну по запросу государственных органов;
-использование властных структур для оказания давления на конкурентов, партнеров и покупателей.
Нормы этических отношений с обществом и общественными организациями.
Этичным считается:
- участие в решении проблем региона, в котором расположена компании;
- социальная политика компании, направленная на социальную защиту сотрудников компании и членов их семей;
- оказание благотворительной помощи общественным организациям, предприятиям культуры, здравоохранения, образования, малоимущим и многодетным семьям, всем социально незащищенным слоям населения.
Неэтичным считается:
- любые действия, которые могут привести к росту социальной, экологической напряженности в обществе;
- общественная деятельность компании не должна быть использована в рекламе;
- интересы общества не должны игнорироваться.
Нормы этических отношений в отношениях с конкурентами
- уважительное отношение к интересам всех участников рынка;
- соблюдение высокой нравственности при взаимодействии с участниками рынка;
- все спорные вопросы должны решаться только на основании действующего законодательства;
- поддержание духа доверия между всеми участниками рынка;
- должны применяться только добросовестные методы конкуренции.
Неэтичным считается:
- любые действия, которые могут нанести урон репутации конкурента;
- экономическое давление на конкурентов;
- предоставление недостоверной информации о деятельности компании;
- любые нападки на конкурентов в средствах массовой информации;
- применение агрессивных действий по отношению к конкурентам в рекламе;
- ресурсы органов государственной власти не должны использоваться в конкурентной борьбе.
Отношения со средствами массовой информации:
Этичным считается:
- предоставление достоверной информации средствам массовой информации;
- необходимо срочно устранить ошибки, в случае если была предоставлена недостоверная информация с помощью опровержения;
- не следует требовать опровержения, если средствами массовой информации была предоставлена неверная информация о компании;
- необходимо обязательно использовать ссылки на источники информации при публикации данных о компании.
Неэтичным считается:
- предоставление тех обещаний, которые компания не может выполнить;
- недостоверность сведений о компании, ее услугах и покупателях, товарах и услугах;
- предоставление сведений порочащих конкурентов компании.
Отношения между сотрудниками.
Этичным считается:
- поддержание атмосферы командного духа;
- стремление к поддержке и взаимовыручке;
- стремление к должностному росту;
- стремление к росту должностных обязанностей;
- поддержание инициативы сотрудников компании;
- способствование поощрения инновационных и рационализаторских идей сотрудников компании;
- оплата труда в соответствии с результатами труда сотрудника компании;
- справедливое отношение ко всем сотрудникам компании;
- уважительное отношение к мнению коллег и подчиненных;
- воспитание нравственного отношения ко всем коллегам и подчиненным.
- необходимо признавать суверенитет любого человека и не допускать принижение статуса сотрудников;
- открытость в отношении с коллегами;
- развитие ответственности;
- уважительное отношение к коллегам и подчиненным;
- требовательность по отношению к себе и окружающим;
- деликатное общение при возникновении конфликта;
- поддержание действий, направленных на повышение репутации компании.
Неэтичным считается:
- грубость в отношениях с коллегами и подчиненными;
-недопустимым является нанесение оскорблений любому человеку;
- отсутствие справедливости в оценке заслуг;
- корыстность в отношениях с коллегами и подчиненными;
- отсутствие объективности при оценке работы сотрудников;
- любое искажение информации о деятельности сотрудника;
- необязательность в выполнении обещаний;
- жалобы на коллег и подчиненных без предварительной работы с ними вышестоящему руководству;
- разглашение конфиденциальной информации о компании и ее деятельности;
- неорганизованность в работе;
- применение необъективной оценке при подборе кадров и при выдвижении сотрудников на повышение;
- корыстность в отношениях с подчиненными и коллегами;
- личные проблемы не должны переноситься на работу;
- нескромность в отношениях с подчиненными и коллегами.
Недостатки этики бизнеса и рекомендации к ним:
- нет разработки отношений с покупателями – необходимо дополнить этим этический кодекс;
- нет ответственного за выполнение норм этического кодекса – назначить ответственного в лице руководителей структурных подразделений;
- не налажена работа с жалобами – создать ящик для жалоб и рассматривать их на собраниях трудового коллектива;
- нет открытости в отношении СМИ – разработать схему взаимодействия с СМИ;
- нет ответственности за распространение фейков – установить ответственность вплоть до увольнения.
Таким образом, существующий корпоративный этический кодекс требовал совершенствования в плане отношений внутри коллектива предприятия, а также в отношениях с внешней средой. Для совершенствования этики бизнеса было предложено усовершенствовать этический кодекс компании в плане отношений с покупателями, партнерами и внутри коллектива, улучшать постоянно внешнюю среду. Существующие недостатки корпоративной культуры можно преодолеть путем совершенствования этического кодекса и контроля над его исполнением. Контроль в данном случае должен быть возложен на руководителей структурных подразделений.
Заключение
Корпоративная культура – система присущих данной корпорации материальных и духовных ценностей, взаимодействующих между собой, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, общении, деятельности, формировании новых ценностей. Это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами предприятия и получающих выражение в заявляемых предприятием ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Одним из крупнейших предприятий химической промышленности РФ является Балаковский филиал АО «Апатит» (БФ АО «Апатит»). Предприятие входит в структуру компании «ФосАгро».
«ФосАгро» - российская вертикально-интегрированная компания, один из ведущих мировых производителей фосфорсодержащих удобрений. Основным направлением деятельности является производство фосфорсодержащих удобрений, высокосортного (с содержанием P2O5 39% и более) фосфатного сырья – апатитового концентрата, а также кормовых фосфатов, азотных удобрений и аммиака. В Группу «ФосАгро» входит ряд предприятий химического производства Балаковский Филиал АО «Апатит» имеет линейно-функциональную организационную структуру управления (Рисунок А.1 Приложение А). При данной структуре по каждой подсистеме формируются «иерархия» служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.Основным достоинством данной структуры является специализация в выполнении отдельных функций, что позволяет повысить компетентность управления предприятием. Однако линейно-функциональное управление может привести к разногласиям между линейными руководителями и руководителями функциональных служб, а также к завышенным нормам управления.
В линейно-функциональной оргструктуре БФ АО «Апатит» содержатся все основные и вспомогательные подразделении, что с одной стороны позволяет осуществить централизованное руководство всеми необходимыми функциями, а также иметь контроль за деятельностью всех подразделений.
В целом сложившаяся организационная структура отвечает масштабам и целям деятельности предприятия. В связи с тем, что предприятие является экологически вредным производством, одним из важнейших факторов для него является государственное регулирование в области экологии и защиты окружающей среды. Данный фактор способствует работе БФ АО «Апатит». При усилении государственного регулирования в области экологии и защиты окружающей среды произойдет рост экологической дисциплины предприятия и будет меньше штрафов и санкций. БФ АО «Апатит» регулярно проводит большую профилактическую работу по недопущению негативного воздействия на окружающую природную среду. В последние годы идет широкомасштабная модернизация производства.
Снижение платежеспособности заказчиков приведет к уменьшению их покупательской способности, что сократит объемы реализации продукции и произойдет затоваривание, это затруднит работу предприятия. В качестве возможных ответных мер БФ АО «Апатит» стимулирует заказчиков, предоставляет им выгодные условия сделки: выгодные условия поставки, предоставление скидок и отсрочка платежей.
На рынке сбыта продукции предприятия существует олигополия – наряду с БФ АО «Апатит» на данном рынке работают всего несколько крупных предприятий, производящих аналогичную продукцию.
Основными параметрами конкуренции среди производителей удобрений являются: ширина ассортимента, географический охват, величина производственных мощностей, показатели объема продаж. По критерию «система внтурифирменных коммуникаций» БФ АО «Апатит» можно причислить к организациям с «коллективистской» корпоративной культурой, которая характеризуется тем, что:
- работники надеются, что организация будет заниматься их личными делами (как в семье) и защищать их интересы, поэтому успешность (или неуспешность) организации влияет на самочувствие ее членов;
- отношение к организации основывается на чувстве долга и лояльности;
- продвижение в организации осуществляется в соответствии со стажем работы, а не на основе личных заслуг, и это считается вполне справедливым;
- руководители придерживаются традиционных (и для российских предприятий) взглядов на формы поддержания активности подчиненных;
- социальные связи внутри организации характеризуются сплоченностью, существует большое количество первичных групп, которые могут составлять коалиции;
- отношения между администрацией и работниками базируются обычно на моральной основе, на основе межличностных взаимоотношений.
Коллективистская культура во внутрифирменных коммуникациях ориентирована на групповую деятельность, т.е. ценности и нормы этой культуры связаны с идентификацией индивидов с организацией или своей группой в организации.
Для совершенствования этики бизнеса было предложено усовершенствовать этический кодекс компании в плане отношений с покупателями, партнерами и внутри коллектива, улучшать постоянно внешнюю среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные материалы
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Пересвет, 2024. – 39 с.
Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 ноября 1994 г.: по состоянию на 7 июня 2022г.]. - Спб.: Приор, 2024. - 46 с.
Учебник, учебное пособие
Абрамова, С.Г. О понятии «корпоративная культура» / С.Г. Абрамова, И.А. Костенчук. – М.: АСТ, 2018. – 322 с.
Аширов, Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: Проспект, 2017. – 432 с.
Балашов, А. П. Корпоративная культура : учебное пособие / А. П. Балашов. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. — 278 с.
Веснин, В.Р. Управление персоналом: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. – 240 с.
Волкова, К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2017. – 211 с.
Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В.И. Герчиков. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 282 c.
Гиоргадзе, Н.В. Формирование и распространение философии корпоративной культуры и лидерства / Н.В, Гиоргадзе // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 1203-1207.
Глазырин, С. Ю. Корпоративная культура : учебное пособие / С. Ю. Глазырин. – Новосибирск : НГУЭУ, 2012. – 228 с.
Дороти Доти И. Паблисити и Паблик Рилейшнз / И. Дороти Доти. – Пер. с англ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2017. – 288 с.
Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. – 2-е изд. – Н. Новгород: Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса, 2019. – 622 с.
Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. – Мн.: Новое знание, 2018. – 368 с.
Кибанов, А.Я. Формирование системы управления персоналом на предприятии / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Речь, 2018. – 75 с.
Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 572 с.
Корпоративное управление [Электронный ресурс] / Официальный сайт открытого акционерного общества «Российские железные дороги». – Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5108 (Дата обращения: 19.04.2020).
Крушельницкая, О.В. Управление персоналом: учебное пособие / О.В. Крушельницкая, Д.П. Мельничук. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Кондор, 2017. – 308 с.
Лукашевич, В.В. Управление персоналом: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 255 с.
Магура, М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2016. – 376 с.
Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной корпоративной культуры: учебник / В.И. Маслов. – М.: Финпресс, 2019. – 288 с.
Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова и др. – М.: ИНФА, 2017. – 272 с.
Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд., пер. з анг. – М.: ИД «Вильямс», 2018. – 464 с.
Настинова, Ц.С. Управление персоналом в современных условиях [Электронный ресурс] / Ц.С. Настинова // Молодой ученый. – 2016. – №8. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28510/ (дата обращения: 2.07.2024).
Электронные ресурсы
Официальный сайт БФ АО «Апатит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.phosagro.ru/about/holding/item202.php (3.07.24).
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 - Матрица SWOT-анализа Балаковского филиала АО «Апатит»
Возможности (благоприятные факторы внешней среды):
-Освоение новых рынков сбыта;
-Выпуск новых видов удобрений и технических фосфатов;
-Расширение продуктовой линейки;
-Увеличение объемов сбыта. Угрозы (противодействия внешней среды):
-Увеличение цен на сырье и энергоносители;
-Усиление конкуренции и появление иностранных конкурентов с товарами более низкой стоимости;
-Снижение объемов продаж ввиду экономического кризиса. Силы (преимущества предприятия):
-Большой опыт (более 35 лет на рынке);
-Высокая квалификация персонала;
-Высокое качество выпускаемой продукции;
-Мощный арсенал технических средств;
-Наличие собственного энергетического хозяйства. Сила и возможности:
Высокая квалификация персонала и качество выпускаемой продукции, а также высокая загрузка мощности позволят удовлетворить спрос, увеличить объемы производства и сбыта, а также выйти на новые рынки.
Сила и угрозы:
Высокое качество выпускаемой продукции позволит обойти конкурентов, а также наличие собственных источников энергии позволит сэкономить при увеличении цен на сырье и энергоносители.
Слабости (недостатки предприятия):
-Несовершенство структуры управления предприятием;
-Недостаточная автоматизация управленческих процессов.
Слабости и возможности:
Рациональная организация структуры управления, снижение трудоемкости и повышение автоматизации процессов позволит более полно удовлетворить требования потребителей и добиться повышения результирующих показателей работы Балаковского филиала АО «Апатит». Слабости и угрозы:
Эффективная организация управленческой деятельности способствует оптимальному использованию ресурсов, а также приведет к развитию независимого производства электричества, что приведет к снижению себестоимости и приведет к росту рентабельности производства, а, следовательно, к повышению прибыли предприятия и усилению конкурентных позиций.
Таблица В.1 - Технико-экономические показатели работы БФ АО «Апатит»
Показатели Единица измерения 2022 2023 2023 Отклонение 2023/2022 Отклонение 2023/2023 абс. отн. % абс. отн. % 1. Объём товарной продукции млн. руб. 59437,26 96283,89 104916,43 36846,6 161,99 8632,54 108,97 2. Объём реализованной продукции млн. руб. 55665,47 97406,36 102927,85 41740,9 174,99 5521,49 105,67 3. Себестоимость товарной продукции млн. руб. 42919,24 65550,84 69706,06 22631,6 152,73 4155,22 106,34 4. Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 42843,33 56491,38 57052,64 13648,1 131,86 561,26 100,99 5. Прибыль от реализации млн. руб. 12822,14 40914,98 45875,21 28092,8 319,10 4960,23 112,12 6. Рентабельность производства % 21,57 42,49 43,73 20,9215 196,98 1,23137 102,90 7. Рентабельность продаж % 23,03 42,00 44,57 18,9701 182,36 2,56584 106,11 8. Среднесписочная численность в т.ч. ППП чел. 2153 2061 1919 -92 95,73 -142 93,11 9. Средняя заработная плата одного работника руб. 25359 26113 27644 754 102,97 1531 105,86 10. Производительность труда млн. руб. 2,34 3,69 3,80 1,34337 157,32 0,10807 102,93 11. Среднегодовая стоимость ОПФ млн. руб. 44239,92 54370,29 60190,89 10130,4 122,90 5820,6 110,71 12. Фондовооружённость млн. руб./чел. 1,74 2,08 2,18 0,33757 119,35 0,09524 104,57 13. Коэффициент опережения коэф. 1 1,53 0,97 0,52773 152,77 -0,5554 63,64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Тест-анкета «Уровень корпоративной культуры»
Пожалуйста, оцените уровень корпоративной культуры, ответив на вопросы. Выберите ответ по следующему принципу: 1 – нет, 10 – да №
Таблица – Тест-анкета «Уровень корпоративной культуры» (КК)
Романцов, А.Н., Сидорова, Е.Ю. Направления развития корпоративной культуры в производственной организации [Электронный ресурс] // Вестник поволжского института управления. 2021. №6(51). С.54-60. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/napravleniya-razvitiya-korporativnoy-kultury-v-proizvodstvennoy-organizatsii (22.11.2021)
Мясникова Т.А. Управление корпоративной культурой в условиях кризиса [Текст] // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. - №1. - С. 89-93.
Рогожина А.В. Структурные изменения в компании: как преобразовать корпоративную культуру и сохранить человеческий капитал // Банковское дело. - 2021. - №7. - С. 64-68.
Струнин, Ю. Диагностика корпоративной культуры предприятия [Текст] // Кадровое дело. - 2021. - №6. - С. 39-42.
Уварова, Е. Управление корпоративной культурой [Текст]// Психология управления. - 2021. - №2. - С. 24-28.
Яковлева, Е.Н. Мониторинг корпоративной культуры [Текст]// Менеджмент в России и за рубежом.- 2023.-№2. - С. 11-14.
Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст]. - С-Пб.: Питер, 2021 - 213 с.
Рюттингер, Р. Культура предпринимательства [Текст] / Р. Рюттингер. – М.: ЭКОМ, 2021. – 120 с.
Geert Hofstede. Culture’s Consequences: International Differences in Work Related Values. – Sage, Beverly Hills, Calif, 1980. – Р. 124.
Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / К. Камерон, Р. Куинн. – СПб.: Питер, 2023. – 158 с.
50
2
3
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1 БЛОК АНАЛИЗА
Объективные количественные
показатели деятельности
2 БЛОК АНАЛИЗА
Субъективное мнение персонала об основных характеристиках организации
Состав и структура персонала
Движение персонала
Профессиональное обучение
Эффективность труда
Трудовая активность сотрудников
Удовлетворенность трудовой деятельностью
Относительная стабильность организации
Сработанность коллектива организации
Директор по информационным технологиям
Директор по персоналу и соц. вопросам
Директор по юрид. вопросам
Директор по информационной политике
Зам. директора по работе с рег. органами и гос. власти
Директор по продажам
Главный специалист по транспорту
Главный метролог
Директор БФ АО «Апатит»
Исполнительный директор
Первый заместитель директора филиала
(дир. по производству)
Дирекция по экономике и финансам
Начальник ПЭО
Начальник ОЭА
Бюро бюджетного контроля
Экономисты ПЭО
Цеховой экономист
Экономисты ОЭА
Отдел главного метролога
Отдел управления качеством
Отдел договорной работы
Транспортный отдел
Начальник управления по экономической безопасности
Начальник управления ПБ, ОТ и ОС
Главный бухгалтер
Бухгалтер
Управление по ПБ, ОТ и ОС
Управление по экономич безопасности
Информационный отдел
Юридический отдел
Отдел социального развития
Отдел документационного обеспечения
Отдел кадров
Отдел найма и развития персонала
Отдел организации труда и зар платы
Гл. технолог
Зам.гл.инженера по техническому развитию
Главный инженер
Зам.гл. инж..по производству
Отдел гл.механика
Гл. энергетик
Гл. архитектор
Производственный отдел
Отдел гл энерг
Цех фосфорных удобрений
Производство экстракционной фосфорной кислоты
Центр аналитики и контроля качества
Электро-
цех
Отдел экспорта
Отдел продаж на внутр рынок
Отдел по закупке лок. номенклатуры
Управление закупок
Центр доставки и переработки грузов
Специальный отдел
Рисунок А.1 – Организационная структура БФ АО «Апатит»
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Лист1
Диаграмма1
Столбец1
ОАО «Воскресенские минудобрения»;
ОАО «МХК «ЕвроХим»;
ООО «Промышленная Группа «Фосфорит»;
ОАО «Аммофос»;
Прочие.
ООО «ЕвроХим-Белореченские минеральные удобрения»;
БФ АО «Апатит»;
0.19
0.10
0.08
0.12
0.10
0.27
0.13
Столбец1
ОАО «Воскресенские минудобрения»;
ОАО «МХК «ЕвроХим»;
ООО «Промышленная Группа «Фосфорит»;
ООО «ЕвроХим-Белореченские минеральные удобрения»;
ОАО «Аммофос»;
БФ АО «Апатит»;
Прочие.
0.19
0.10
0.08
0.12
0.10
0.27
0.13
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 ноября 1994 г.: по состоянию на 7 июня 2022г.]. - Спб.: Приор, 2024. - 46 с.
Учебник, учебное пособие
2. Абрамова, С.Г. О понятии «корпоративная культура» / С.Г. Абрамова, И.А. Костенчук. – М.: АСТ, 2018. – 322 с.
3. Аширов, Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: Проспект, 2017. – 432 с.
4. Балашов, А. П. Корпоративная культура : учебное пособие / А. П. Балашов. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. — 278 с.
5. Веснин, В.Р. Управление персоналом: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. – 240 с.
6. Волкова, К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2017. – 211 с.
7. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В.И. Герчиков. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 282 c.
8. Гиоргадзе, Н.В. Формирование и распространение философии корпоративной культуры и лидерства / Н.В, Гиоргадзе // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 1203-1207.
9. Глазырин, С. Ю. Корпоративная культура : учебное пособие / С. Ю. Глазырин. – Новосибирск : НГУЭУ, 2012. – 228 с.
10. Дороти Доти И. Паблисити и Паблик Рилейшнз / И. Дороти Доти. – Пер. с англ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2017. – 288 с.
11. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. – 2-е изд. – Н. Новгород: Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса, 2019. – 622 с.
12. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. – Мн.: Новое знание, 2018. – 368 с.
13. Кибанов, А.Я. Формирование системы управления персоналом на предприятии / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Речь, 2018. – 75 с.
14. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 572 с.
15. Корпоративное управление [Электронный ресурс] / Официальный сайт открытого акционерного общества «Российские железные дороги». – Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5108 (Дата обращения: 19.04.2020).
16. Крушельницкая, О.В. Управление персоналом: учебное пособие / О.В. Крушельницкая, Д.П. Мельничук. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Кондор, 2017. – 308 с.
17. Лукашевич, В.В. Управление персоналом: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 255 с.
18. Магура, М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2016. – 376 с.
19. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной корпоративной культуры: учебник / В.И. Маслов. – М.: Финпресс, 2019. – 288 с.
20. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова и др. – М.: ИНФА, 2017. – 272 с.
21. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд., пер. з анг. – М.: ИД «Вильямс», 2018. – 464 с.
22. Настинова, Ц.С. Управление персоналом в современных условиях [Электронный ресурс] / Ц.С. Настинова // Молодой ученый. – 2016. – №8. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28510/ (дата обращения: 2.07.2024).
Электронные ресурсы
3. Официальный сайт БФ АО «Апатит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.phosagro.ru/about/holding/item202.php (3.07.24).