Парламентарский контроль

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 32 32 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 23.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ. 5
1.1. Исторические аспекты парламентского контроля 5
1.2. Понятие и виды парламентского контроля 8
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ 12
2.1. Инструменты и методы парламентского контроля 12
2.2. Роль парламента в системе государственной власти 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 22
3.1. Парламентский контроль в России 22
3.2. Парламентский контроль в зарубежных странах 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления

Парламентские запросы и интерпелляции.Депутаты могут направлять запросы исполнительным органам власти и получать ответы на интересующие их вопросы. Интерпелляции позволяют депутатам требовать объяснений от министров по конкретным вопросам, что способствует повышению прозрачности и подотчетности исполнительной власти.Пример: В 2021 году депутаты Государственной Думы направили запрос Министру транспорта о состоянии дорожной инфраструктуры в России, что позволило выявить проблемы и предложить меры по их решению.Парламентские расследования.Парламент может создавать временные или постоянные комиссии для проведения расследований по конкретным вопросам. Эти комиссии имеют право запрашивать документы, вызывать свидетелей и проводить слушания. Результаты расследований могут использоваться для принятия законодательных решений или внесения изменений в политику.Пример: В 2019 году Государственная Дума провела парламентское расследование по вопросам экологической безопасности, результатом которого стало принятие ряда законодательных инициатив по улучшению экологической ситуации в стране.Вотум недоверия.Парламент может выразить недоверие правительству или отдельным министрам. В случае принятия вотума недоверия правительство обязано уйти в отставку. Этот инструмент позволяет парламенту контролировать деятельность правительства и предотвращать злоупотребления властью.Пример: В 2018 году парламент Италии выразил недоверие правительству, что привело к его отставке и проведению досрочных выборов.Контроль за исполнением бюджета.Парламент осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, проверяет целевое использование бюджетных средств и эффективность их расходования. Этот процесс регулируется Федеральным законом "О бюджетной системе Российской Федерации" от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.[5]Пример: В 2020 году Счетная палата Российской Федерации провела аудит использования бюджетных средств, выделенных на строительство инфраструктурных объектов, что позволило выявить случаи нецелевого использования средств и принять меры по их устранению.Счетная палата.Счетная палата является высшим органом государственного финансового контроля, который подотчетен Федеральному Собранию. Она проводит проверки и аудиты, оценивает эффективность использования бюджетных средств и представляет результаты проверок парламенту. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", взаимодействие со Счетной палатой является важной формой парламентского контроля. [7]Пример: В 2021 году Счетная палата провела аудит эффективности использования бюджетных средств в сфере образования, что позволило выявить недостатки и предложить меры по их устранению.3.2. Парламентский контроль в зарубежных странахОпыт зарубежных стран в области парламентского контроля может быть полезен для совершенствования соответствующих механизмов в России. Рассмотрим примеры парламентского контроля в некоторых зарубежных странах.Германия.В Германии парламентский контроль является прерогативой Бундестага. Наиболее существенным методом контроля является право Бундестага избирать Федерального канцлера, а также быть инициатором отстранения его от должности. Отстранение Федерального канцлера от должности происходит посредством выражения конструктивного вотума недоверия, закрепленного в ст. 67 Основного Закона ФРГ 1949 г. [9]В соответствии со ст. 43 Основного закона Федеративной Республики Германии Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на их заседаниях любого члена Федерального правительства. Статья 44 данной конституции сравнительно подробно регламентирует порядок проведения парламентских расследований. [9]Великобритания.В Великобритании контрольные функции принадлежат специализированным комитетам. Они образуются по отраслям и сферам управления. Главной задачей этих комитетов является контроль за деятельностью основных министерств. Система этих комитетов привязана к структуре правительства. Есть комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, по делам Шотландии и Уэльса и т.д.При парламенте функционирует парламентский уполномоченный по делам администрации (омбудсмен). Эта должность была введена Законом о парламентском уполномоченном 1967 г. Омбудсмен - должностное лицо, обязанностью которого является рассмотрение жалоб граждан на действия министерств. [10]Франция.Контрольная функция парламента Франции по отношению к исполнительной власти включает: привлечение правительства к ответственности. Только Национальное собрание вправе внести предложение о принятии вотума недоверия (ст. 49 Конституции, абзацы 2 и 3); работу постоянных комиссий, которые должны обеспечить Национальному собранию информацию, необходимую для осуществления контроля за политикой правительства. [8]Бюджетный контроль осуществляется комиссиями бюджета обеих палат; работу следственных комиссий, контрольных комиссий, специальных комиссий, работу парламентских делегаций, таких, например, как делегации по делам Европейского Сообщества или же Парламентского бюро по оценке выбора направлений работ в области науки и технологии.Италия.В Италии каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим государственный интерес. Комиссии формируются пропорционально соотношению парламентских фракций палаты при этом они обладают такими же полномочиями, как и судебная власть.Здесь функционируют специальные двухпалатные комиссии. Наиболее важными являются специальные комиссии по вопросам борьбы с мафией, борьбы с политическим терроризмом, а также комиссии по проверке тюрем и расследованию конкретных дел, получивших широкий общественный резонанс. [12]Испания.В Испании палаты и их комиссии могут затребовать через своих представителей любую необходимую информацию и содействие от правительства и его ведомств, как и от любых должностных лиц государства и автономных сообществ (ст. 109); палаты и их комиссии могут потребовать присутствия на своих заседаниях членов правительства.Члены правительства допускаются к заседаниям палат и их комиссий и имеют право выступать на них, а также могут просить о том, чтобы требуемую информацию предоставили служащие правительственных ведомств (ст. 110). [13]ЗАКЛЮЧЕНИЕПарламентский контроль является важным элементом демократического государства, обеспечивающим прозрачность и подотчетность органов исполнительной власти. В ходе исследования были рассмотрены исторические аспекты становления и развития парламентского контроля, его понятие и виды, а также механизмы и инструменты его осуществления.Исторический анализ показал, что парламентский контроль имеет глубокие корни и прошел длительный путь эволюции. От первых парламентских институтов в Европе до современных форм контроля в различных странах мира, парламентский контроль всегда играл ключевую роль в поддержании баланса между различными ветвями власти и предотвращении злоупотреблений.В Российской Федерации парламентский контроль осуществляется через различные инструменты, такие как парламентские запросы, интерпелляции, парламентские расследования, заслушивание отчетов правительства и министров, вотум недоверия, контроль за исполнением бюджета и деятельность Счетной палаты. Эти инструменты позволяют парламенту эффективно выполнять свои контрольные функции и обеспечивать подотчетность исполнительной власти.Опыт зарубежных стран, таких как Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания, показывает, что парламентский контроль может быть организован различными способами, но везде он направлен на достижение одной цели — обеспечение прозрачности и подотчетности государственной власти. Важно учитывать передовой зарубежный опыт при совершенствовании механизмов парламентского контроля в России.В ходе исследования были выявлены следующие ключевые выводы:Парламентский контроль является важным инструментом обеспечения подотчетности и прозрачности исполнительной власти.Исторический анализ показывает, что парламентский контроль имеет глубокие корни и прошел длительный путь эволюции.В Российской Федерации парламентский контроль осуществляется через различные инструменты, такие как парламентские запросы, интерпелляции, парламентские расследования, заслушивание отчетов правительства и министров, вотум недоверия, контроль за исполнением бюджета и деятельность Счетной палаты.Опыт зарубежных стран показывает, что эффективный парламентский контроль способствует предотвращению злоупотреблений властью и повышению эффективности работы государственных органов.Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для совершенствования механизмов парламентского контроля в России. Важно продолжать развивать и совершенствовать инструменты парламентского контроля, учитывая, как отечественный, так и зарубежный опыт.Таким образом, парламентский контроль играет ключевую роль в системе государственной власти, обеспечивая прозрачность, подотчетность и эффективность работы исполнительных органов. Совершенствование механизмов парламентского контроля является важной задачей для поддержания демократических принципов и укрепления правового государства в России.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВСавченко, М. С., Жирова, Е. Н. Парламентский контроль: понятие и назначение // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2019. — № 3. — С. 45-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlamentskiy-kontrol-ponyatie-i-naznachenie (дата обращения: 22.06.2024).Гиздатов, А. Р. Парламентский контроль в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Журнал российского права. — 2020. — № 4. — С. 22-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlamentskiy-kontrol-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 22.06.2024).Утяшев, М. М., Корнилова, А. А. Роль парламентских слушаний и расследований в обеспечении подотчетности исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 6. — С. 34-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-parlamentskih-slushaniy-i-rassledovaniy-v-obespechenii-podotchetnosti-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 22.06.2024).Зубарев, А. С. Инструменты парламентского контроля: обзор и анализ // Право и политика. — 2022. — № 2. — С. 18-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-parlamentskogo-kontrolya-obzor-i-analiz (дата обращения: 22.06.2024).Федеральный закон "О бюджетной системе Российской Федерации" от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 22.06.2024).Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 22.06.2024).Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144156/ (дата обращения: 22.06.2024).Конституция Российской Федерации. — Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 22.06.2024).Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.bundestag.de/en/parliament/function/constitution (дата обращения: 22.06.2024).Закон о парламентском уполномоченном Великобритании от 1967 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1967/13 (дата обращения: 22.06.2024).Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.conseil-constitutionnel.fr/le-bloc-de-constitutionnalite/constitution-de-1958 (дата обращения: 22.06.2024).Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione_inglese.pdf (дата обращения: 22.06.2024).Конституция Испанской Королевства от 29 декабря 1978 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.boe.es/legislacion/documentos/ConstitucionINGLES.pdf (дата обращения: 22.06.2024).

1. Савченко, М. С., Жирова, Е. Н. Парламентский контроль: понятие и назначение // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2019. — № 3. — С. 45-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlamentskiy-kontrol-ponyatie-i-naznachenie (дата обращения: 22.06.2024).
2. Гиздатов, А. Р. Парламентский контроль в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Журнал российского права. — 2020. — № 4. — С. 22-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlamentskiy-kontrol-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 22.06.2024).
3. Утяшев, М. М., Корнилова, А. А. Роль парламентских слушаний и расследований в обеспечении подотчетности исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 6. — С. 34-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-parlamentskih-slushaniy-i-rassledovaniy-v-obespechenii-podotchetnosti-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 22.06.2024).
4. Зубарев, А. С. Инструменты парламентского контроля: обзор и анализ // Право и политика. — 2022. — № 2. — С. 18-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-parlamentskogo-kontrolya-obzor-i-analiz (дата обращения: 22.06.2024).
5. Федеральный закон "О бюджетной системе Российской Федерации" от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 22.06.2024).
6. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 22.06.2024).
7. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144156/ (дата обращения: 22.06.2024).
8. Конституция Российской Федерации. — Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 22.06.2024).
9. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.bundestag.de/en/parliament/function/constitution (дата обращения: 22.06.2024).
10. Закон о парламентском уполномоченном Великобритании от 1967 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1967/13 (дата обращения: 22.06.2024).
11. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.conseil-constitutionnel.fr/le-bloc-de-constitutionnalite/constitution-de-1958 (дата обращения: 22.06.2024).
12. Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione_inglese.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
13. Конституция Испанской Королевства от 29 декабря 1978 года. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.boe.es/legislacion/documentos/ConstitucionINGLES.pdf (дата обращения: 22.06.2024).