Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы у младших школьников.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 03.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий 6
1.1 Понятие универсальных учебных действий 6
1.2 Методы формирования универсальных учебных действий 14
2. Применение методов на уроках литературы 18
2.1. Обзор методик и подходов 18
2.2 Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий на уроках литературы 21
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 41
«Высокий уровень» означает успешное выполнение критериев теста.«Средний уровень» отражает частичное соответствие критериям теста.«Низкий уровень» указывает на неудовлетворительное выполнение критериев теста.В итоге экспериментальной работы нами были проведены окончательные оценочные мероприятия, включающие тестирование и анализ академической деятельности студентов. Результаты отображают следующие изменения:1. Рост личностных качеств:Улучшение понимания моральных и этических аспектов литературных произведений.Продвижение в навыках самооценки и рефлексии, что способствует глубокому обсуждению текстов.2. Улучшение когнитивных способностей:Улучшенное понимание и анализ текстов.Продвинутые навыки работы с информацией, проявляющиеся в активной работе над исследовательскими и творческими заданиями.3. Укрепление организационных навыков:Эффективное планирование и контроль выполнения задач.Увеличение саморегуляции и самооценки, способствующих повышению дисциплины в учебном процессе.4. Развитие коммуникативных умений:Улучшение навыков работы в группе и аргументации своих взглядов.Развитие коммуникативной компетентности, проявляющейся в активном участии в обсуждениях и ролевых играх.Экспериментальная работа показала, что использование различных методов и системных подходов на уроках литературы способствует эффективному формированию УУД у младших школьников из всех групп. Наиболее эффективными методами оказались те, которые активно вовлекали учащихся в учебный процесс, стимулировали их творческие способности и критическое мышление, способствовали развитию личностных качеств.Основные рекомендации по дальнейшему применению и совершенствованию методов формирования УУД:- Постоянное использование комплексного подхода, сочетающего традиционные и современные методы формирования УУД.- Реализация проектной деятельности, способствующей активному исследованию и углубленному изучению художественных текстов.- Усиление роли рефлексии и самоуважения в образовательном процессе как регулятора самооценки и личных навыков.- Стимулируйте их воображение и креативность посредством творческой активности учащихся при выполнении этой задачи.- Постоянное обучение для обеспечения соответствия используемых методов анализа уровню и интересам учащихся.Таким образом, данная экспериментальная работа подтвердила важность комплексного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках литературы, обеспечивающего не только успешное освоение учебного материала, но и всестороннее развитие личности младших школьников.ЗаключениеВ данном курсе рассматривается процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках литературы у младших школьников. Исследование проводилось в рамках реализации требований государственных федеральных образовательных стандартов (ФГОС), направленных на развитие у учащихся ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и социальной адаптации.1. Актуальность и значимость формирования УУД: Создание УУД является одним из приоритетов современного образования. Это помогает развивать критическое мышление, самостоятельность, навыки взаимодействия и самоконтроля у младших школьников. Литература как учебная дисциплина предоставляет уникальные возможности для развития этих навыков посредством анализа текстов, обсуждения морально-этических аспектов и творческой деятельности.2. Теоретические аспекты формирования УУД:Первая глава курса включала в себя подробный анализ теоретических основ создания УУД. Рассматриваются типы и структура УУД, а также их роль в развитии литературного образования. Было показано, что литература, использующая различные методы и приемы обучения, способствует формированию целых групп знаний, регуляции, коммуникации и личности.3. Методы формирования УУД на уроках литературы: Вторая глава была посвящена практическим аспектам применения различных методов на уроках литературы. В ходе исследования были предложены и апробированы методы и приемчики, которые помогли развить критическое мышление, навыки планирования и самоконтроля, коммуникативные навыки и личностную рефлексию младших школьников. Экспериментальная работа показала, что использование активных и интерактивных методов обучения, таких как групповые проекты, ролевые игры и дискуссии, значительно повышает эффективность генерации искусственного интеллекта.4. Анализ результатов и практические рекомендации:Исследование показало, что создание УУД на уроках литературы у учащихся начальной школы является эффективным и востребованным направлением образовательной деятельности. В то же время были выявлены области, требующие дополнительных исследований и разработок:- Долгосрочные исследования: Необходимо изучение долгосрочных эффектов формирования УУД и их влияния на общую учебную успешность и развитие учащихся.- Индивидуализация обучения: Исследование методов индивидуализации подходов к формированию УУД с учетом различных уровней подготовки и особенностей учащихся.- Инновационные образовательные технологии: Разработка и интеграция новых технологий и методик, которые могут повысить эффективность формирования УУД и способствовать более активному вовлечению учащихся в учебный процесс.Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении методов, которые могут быть использованы в образовательной практике для формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Рекомендации и результаты исследования могут стать основой для преподавателей, методистов и разработчиков учебных программ, стремящихся повысить качество образования и всестороннее развитие учащихся.Таким образом, данный курсовая работа способствует развитию педагогической практики, целью которой является формирование у младших школьников универсальных учебных действий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации в современном мире.Список литературыАлексеева, С.В. Планируемые результаты начального общего образования / С.В. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М., 2009. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. С. 28–29.Барышниковой О.В. «Формирование УУД на уроках литературного чтения» // Multiurok.ru: образовательная площадка [Офиииц. сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia1/ (дата обращения: 25.06.2025). Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс / С.Г. Батырева. – М.: Просвещение, 2013. – 97 сБоженкова Л. И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. Москва: 2016. №1. С. 54-60.Ведерникова Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога // Сибирский педагогический журнал. 2010. №3. С, 34-39Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. № 7. URL: http://evgenysavin.ru/_ld/0/20_8TR.pdf (дата обращения: 08.05.2016).Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М. Умеет ли ваш ребенок учиться и как ему помогать? Барнаул, 2015. C. 6–7.Леонтьев А. Н. Анализ деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. № 2. С. 9.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1993. 320 с.Лушников И. Д., Ногтева Е. Ю. Формирование познавательных универсальных действий в технологиях проектной и учебно- 66 исследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителей. URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/2495/Universal'nyje%20UD.pdf Заглавие с экрана (дата обращения 24.06.2024).Недюрмагомедов Г.Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности // Юбилейная науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Гомельского гос. ун-та им. Франциска Скорины (Гомель, 17 июня 2015 г.): материалы: в 4ч. – Ч.1 / редкол.: Демиденко О.М. (гл. ред.) [и др.]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – С. 86–89.Новейший психолого-педагогический словарь. Минск: Соврем. шк., 2010. 129 с.Новиков А. М. Основания педагогики. Москва: Эгвес, 2011. С. 30-44Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. 61 с.Речицкая Е. Г. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха. 2-е издание» МГПУ, 2017. – 232 с.Уразаева, Л. Ю. Проектная деятельность в образовательном процессе : учебное пособие / Л. Ю. Уразаева. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 77 с. — ISBN 978-5-9765-3870-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/110577 (дата обращения: 27.06.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Усова А.В., Беликов В.А. Учись самостоятельно учиться. – М.: Просвещение, 2003. – 126 с.Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. URL: http://www. studfiles.ru/preview/3126763/ (дата обращения: 08.06.2024).Чуланова Н.А. Практическая составляющая модели развития познавательных универсальных учебных действий // Актуальные вопросы регионального образования. 2013. №10. С. 89-95.ПриложениеУрок по теме: «Моральные уроки в сказках»Цель урока: Научить младших школьников понимать и интерпретировать моральные уроки в литературных произведениях, в частности в сказках, развивать умение применять эти уроки в реальной жизни.Типы УУД: Познавательные, коммуникативные, личностные.Основное содержание: Анализ и обсуждение сказок с точки зрения моральных уроков, которые они преподносят, и их применение в жизни учащихся.Подробный план урока1. Организационный момент (5 минут) Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока: «Моральные уроки в сказках». Краткий разговор о том, что такое моральные уроки и почему они важны.2. Введение в тему (10 минут) - Учитель предлагает вспомнить известные сказки и обсудить, какие моральные уроки они преподносят. Вопросы для обсуждения: - «Какую сказку вы любите больше всего и почему?» - «Чему учит эта сказка?» - «Почему моральные уроки важны для нас?» Учитель записывает на доске ключевые моменты из обсуждения.3. Чтение и анализ сказки (15 минут) Выбор сказки для подробного анализа, например, «Золушка». Чтение вслух отрывка из сказки, содержащего важные моральные уроки. Вопросы для обсуждения после чтения: - «Что нового вы узнали о персонажах?» - «Какое поведение персонажей можно считать хорошим, а какое - плохим?» - «Какие моральные уроки можно вынести из их действий?» Учитель помогает ученикам формулировать главные идеи и записывает их на доске.4. Работа в группах (10 минут)Ученики делятся на группы по 4-5 человек.Каждая группа получает задание выбрать одну из сказок и подготовить короткое представление о ее моральных уроках.Группы обсуждают между собой, записывают свои мысли и готовятся представить их классу.Вопросы для групповой работы: - «Какова главная идея сказки?» - «Какой урок можно вынести из поведения героев?» - «Могут ли подобные ситуации случиться в реальной жизни? Как бы вы поступили?»5. Рефлексия и подведение итогов (5 минут)Учитель проводит обсуждение: - «Чему мы научились сегодня?» - «Как мы можем использовать эти уроки в будущем?» - «Какая сказка понравилась вам больше всего и почему?"Учащиеся делятся своими мыслями и впечатлениями.Учитель резюмирует ключевые моменты урока и благодарит учеников за участие.Урок: «Герои любимых книг»Цель урока: Научить младших школьников анализировать персонажей литературных произведений, развить умение понимать мотивацию и поведение героев, а также способствовать осознанию учащимися ценностей и моральных качеств, отраженных в книгах.Типы УУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.Основное содержание: Обсуждение и анализ любимых литературных персонажей, изучение их характеристик и мотивации, а также связь с личным опытом учащихся.Подробный план урока1. Организационный момент (5 минут)Приветствие учащихся.Проверка готовности к уроку.Объявление темы урока: «Герои любимых книг».Краткое введение в тему: «Сегодня мы будем говорить о героях наших любимых книг и узнаем, почему они так важны для нас».2. Введение в тему (10 минут)Учитель задает вопросы классу: - «Какая книга ваша любимая?» - «Кто ваш любимый персонаж и почему?» - «Что делает его/ее особенным для вас?»Учитель записывает ответы на доске и делает акцент на разнообразии любимых персонажей и книг.3. Чтение и анализ персонажей (15 минут)Учитель выбирает несколько популярных детских книг для анализа, например, «Приключения Пиноккио» или «Маленький принц».Чтение отрывка из одной из выбранных книг, акцентируя внимание на главном герое.Вопросы для обсуждения после чтения: - «Какие качества есть у этого персонажа?» - «Что мотивирует его/ее действия? - «Как он/она реагирует на трудности?»Учитель помогает учащимся анализировать персонажа, выделяя его сильные и слабые стороны.4. Работа в группах (10 минут)Ученики делятся на группы по 4-5 человек.Каждая группа выбирает одного из своих любимых персонажей и готовит его анализ.Задания для групп: - Опишите внешность персонажа. - Какие качества характера выделяются у этого персонажа? - Какие трудности он/она преодолевает и как это делает? - Почему этот персонаж вам нравится?Группы записывают свои мысли и готовятся представить их классу.5. Рефлексия и подведение итогов (5 минут)Учитель проводит обсуждение: - «Что нового вы узнали сегодня о своих любимых героях?» - «Как качества этих героев могут помочь вам в жизни?» - «Какой персонаж стал вашим новым любимым после сегодняшнего урока?»Ученики делятся своими мыслями и впечатлениями.Учитель резюмирует ключевые моменты урока и благодарит учеников за активное участие.Урок на тему «Изучение природы в поэзии»Цель урока: Формирование представлений о природе через поэтические образы и выражения.Типы УУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.Задачи урока:1. Введение в тему: объяснение роли природы в поэзии.2. Анализ стихотворения с описанием природы.3. Творческое задание на создание собственного стихотворения о природе.Ход урока:1. Введение (5 минут)Объяснение темы урока: «Сегодня мы будем изучать, как поэты описывают природу в своих стихотворениях. Природа в поэзии помогает нам увидеть её красоту и чувствовать гармонию с окружающим миром.»2. Анализ стихотворения (15 минут) Предложите учащимся ознакомиться со стихотворением из школьного учебника или подготовленным заранее текстом (например, стихотворение А. С. Пушкина «Весенние воды»).Проведите коллективное чтение стихотворения.Обсудите, как поэт описывает природу, какие образы и слова он использует, чтобы передать свои чувства к природе.3. Творческое задание (20 минут) Разделите учащихся на группы по 3-4 человека.Попросите каждую группу написать собственное стихотворение о природе. Дайте им некоторые ключевые слова или темы для вдохновения (например, весна, цветы, лес, река).Помогайте каждой группе, если потребуется, направляйте их к использованию ярких образов и чувственных слов.4. Заключение (5 минут) Попросите каждую группу прочитать своё стихотворение вслух.Обсудите, какие образы и чувства вызывает каждое стихотворение.Подведите итог урока, подчеркните важность использования природы в поэзии для передачи чувств и эмоций.Домашнее задание:Попросите учащихся написать короткое эссе или рассказ о своей любимой природной красоте (лес, река, поляна и т.д.), используя слова и образы из стихотворений, которые они изучили на уроке.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. С. 28–29.
3. Барышниковой О.В. «Формирование УУД на уроках литературного чтения» // Multiurok.ru: образовательная площадка [Офиииц. сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia1/ (дата обращения: 25.06.2025).
4. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс / С.Г. Батырева. – М.: Просвещение, 2013. – 97 с
5. Боженкова Л. И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. Москва: 2016. №1. С. 54-60.
6. Ведерникова Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога // Сибирский педагогический журнал. 2010. №3. С, 34-39
7. Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. № 7. URL: http://evgenysavin.ru/_ld/0/20_8TR.pdf (дата обращения: 08.05.2016).
8. Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М. Умеет ли ваш ребенок учиться и как ему помогать? Барнаул, 2015. C. 6–7.
9. Леонтьев А. Н. Анализ деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. № 2. С. 9.
10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1993. 320 с.
11. Лушников И. Д., Ногтева Е. Ю. Формирование познавательных универсальных действий в технологиях проектной и учебно- 66 исследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителей. URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/2495/Universal'nyje%20UD.pdf Заглавие с экрана (дата обращения 24.06.2024).
12. Недюрмагомедов Г.Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности // Юбилейная науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Гомельского гос. ун-та им. Франциска Скорины (Гомель, 17 июня 2015 г.): материалы: в 4ч. – Ч.1 / редкол.: Демиденко О.М. (гл. ред.) [и др.]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – С. 86–89.
13. Новейший психолого-педагогический словарь. Минск: Соврем. шк., 2010. 129 с.
14. Новиков А. М. Основания педагогики. Москва: Эгвес, 2011. С. 30-44
15. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. 61 с.
16. Речицкая Е. Г. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха. 2-е издание» МГПУ, 2017. – 232 с.
17. Уразаева, Л. Ю. Проектная деятельность в образовательном процессе : учебное пособие / Л. Ю. Уразаева. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 77 с. — ISBN 978-5-9765-3870-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/110577 (дата обращения: 27.06.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
18. Усова А.В., Беликов В.А. Учись самостоятельно учиться. – М.: Просвещение, 2003. – 126 с.
19. Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. URL: http://www. studfiles.ru/preview/3126763/ (дата обращения: 08.06.2024).
20. Чуланова Н.А. Практическая составляющая модели развития познавательных универсальных учебных действий // Актуальные вопросы регионального образования. 2013. №10. С. 89-95.