Педагог как личность и профессионал

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 29.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание :
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 4
1.1 Понятие профессионализма современного педагога 4
1.2 Требования к личности педагога 8
1.3 Педагогическое общение в обучении и воспитании 12
ГЛАВА 2 . ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА 16
2.1 Исследование личностных и профессиональных качеств педагогов 16
2.2 Рекомендации и разработки по развитию личностных и профессиональных качеств педагогов 21
Заключение 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25

Фрагмент для ознакомления

Мы предполагаем, что в основе этой модели могут быть мотивы, цели и установки, формирующие мировоззрение. Модель может включать в себя такие элементы, как компетенции, сформированные в результате интериоризации знаний, профессионального опыта и личностных качеств.Также возможно включение группы профессионально значимых личностных качеств, формирующих индивидуальный профессиональный стиль. Этот стиль и личностные качества проявляются, изменяются и обогащаются в профессиональной деятельности. Все составляющие структуры личности влияют на профессиональное поведение и стиль деятельности. Данные выводы подтверждаются результатами нашего исследования, указывающими, что профессиональные дефициты могут быть следствием недостаточной квалификации, мотивации или несоответствия личностных качеств требованиям профессиональной деятельности.2.2 Рекомендации и разработки по развитию личностных и профессиональных качеств педагоговРазвитие личностных и профессиональных качеств педагогов является ключевым элементом в обеспечении высокого качества образования и создания благоприятных условий для профессионального роста сотрудников образовательных учреждений. Важным аспектом этого процесса является разработка и внедрение программ и тренингов для личностного развития педагогов. Такие программы направлены на улучшение коммуникативных навыков, развитие эмоционального интеллекта, повышение стрессоустойчивости, а также формирование позитивного мышления и мотивации. Личностное развитие педагогов помогает создать благоприятную атмосферу в учебном заведении, способствует качественной работе с учащимися и коллегами.Методики повышения профессиональной компетенции педагогов включают в себя различные обучающие курсы, семинары, вебинары и мастер-классы. Эти мероприятия помогают педагогам освоить новые методики преподавания, ознакомиться с передовыми образовательными технологиями и обменяться опытом с коллегами. Научные конференции и профессиональные сообщества предоставляют возможности для расширения кругозора, поиска новых идей и инновационных решений в области образования.С увеличением акцента на совершенствование образовательной системы всё более актуальным становится вопрос профессиональной квалификации педагогов и их компетенций. Это связано с возрастающим пониманием в обществе необходимости повысить качество образования, стремящегося к расширению возможностей для личностного развития. Общественные ожидания и новые возможности для личностного роста требуют создания эффективных механизмов для объективной оценки профессиональных способностей каждого педагога.Системно-деятельностный подход служит методологическим фундаментом новых стандартов образования. Его цель - развивать личность и формировать гражданскую позицию.Основные задачи современного образования заключаются в том, чтобы привить воспитанникам желание и способность к обучению, а также умение работать в коллективе.В рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для дошкольного образования акцент делается на личностное развитие ребёнка, удовлетворение его интересов и потребностей, а также на развитие его инициативы и способностей.Для личностного развития важны психолого-педагогические условия, такие как свобода действий, возможность выбора и ответственность за свои поступки, что достигается через активное вовлечение ребёнка в деятельность.Таким образом, в дошкольном образовании применяется системно-деятельностный подход.Этот подход к обучению предполагает, что ребёнок самостоятельно добывает знания через свою познавательную и исследовательскую деятельность, базируясь на теоретических основах, разработанных Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, которые раскрывают психологические закономерности развивающего образования.Между процессом обучения и психическим развитием человека всегда стоит его собственная активная деятельность. Она создаёт внешние условия для развития познавательных процессов у ребёнка, что подразумевает организацию деятельности для его развития:Обучение → Деятельность → РазвитиеСледовательно, образовательная деятельность представляет собой сотрудничество между педагогом и дошкольником, что способствует развитию коммуникативных навыков у детей, необходимых для учебной деятельности.Для того чтобы детское развитие происходило через их собственные поиски, необходимо организовать эти поиски, направляя и стимулируя их познавательную активность.Внедрение инновационных практик и технологий в образовательный процесс является необходимым условием для повышения качества обучения и подготовки учащихся к жизни в современном мире. К таким технологиям можно отнести использование интерактивных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов, виртуальных лабораторий и прочее. Инновационные подходы помогают сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным, а также формируют у учащихся необходимые навыки и компетенции.Комплекс мер по поддержке и развитию педагогов на различных этапах карьеры включает в себя создание условий для профессионального роста, карьерного и социального продвижения. Это может быть реализовано через систему наставничества, разработку индивидуальных планов профессионального развития, участие в грантовых программах и конкурсах. Важно обеспечить педагогам доступ к ресурсам и инструментам, которые позволят им постоянно совершенствовать свои навыки и знания.В завершение следует отметить, что системная работа по развитию личностных и профессиональных качеств педагогов требует комплексного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон – от руководителей образовательных учреждений до самих педагогов. Только совместные усилия помогут создать условия для формирования высокопрофессиональной и мотивированной педагогической команды, способной реализовать высокие стандарты современного образования.ЗаключениеИсследование педагога как личности и профессионала имеет огромное значение в современном образовании. Педагог не только передает знания, но и является ключевой фигурой, влияющей на формирование личности учащихся. В условиях быстрых изменений в обществе, профессионализм педагога становится все более важным.Повышение квалификации и развитие личностных и профессиональных качеств педагогов способствует улучшению образовательного процесса и созданию благоприятной атмосферы в учебных заведениях. Программы по личностному развитию, обучающие курсы и научные конференции играют важную роль в этом процессе.Важно понимать, что педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию своих методов работы, чтобы быть успешным в своей деятельности. Только таким образом можно обеспечить высокий уровень образования и формирование полноценной личности каждого учащегося.Таким образом, исследование темы «педагог как личность и профессионал» позволило выявить ключевые аспекты профессиональной деятельности педагога, которые необходимы для успешной работы в образовательной сфере. Важно помнить, что педагог – это не только учитель, но и воспитатель, который оказывает значительное влияние на развитие личности каждого ученика.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Артамонова Е. И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №. 10. – С. 4-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17066093 (дата обращения: 28.06.2024).Ахмедова А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя // Теория и практика дополнительного образования. – 2007. – №. 1. – С. 38-40. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003311949.pdf (дата обращения: 20.06.2024).Батаршев А. В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога // Человек и образование. – 2015. – №. 1 (42). – С. 16-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-professionalno-lichnostnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 15.06.2024).Власенко С. В. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – №. 1 (18). – С. 5-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-obucheniya-v-sovremennoy-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (дата обращения: 25.06.2024).Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 4. – С. 28-28. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22285355_29548470.pdf (дата обращения: 21.06.2024).Глузман Н. А., Безносюк Е. В. Сущность и структура профессионально-этической компетентности социального педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 5. – С. 325-325. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458128 (дата обращения: 19.06.2024).Дедова О. Ю. Особенности профессиональной компетентности педагога, осуществляющего преемственность дошкольного и начального образования // Нижегородское образование. – 2014. – №. 3. – С. 77-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-osuschestvlyayuschego-preemstvennost-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.06.2024).История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. В 2-х ч. Ч. 2.: С XVII в. до середины ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. М.: Проспект, 1997. С. 167.Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // EuropanSoucialScienceJornal. – 2014. – Т. 1. – С. 136. URL: https://www.academia.edu/download/50761260/EZhSN-2014-4-1.pdf#page=138 (дата обращения: 25.06.2024).Львова Е. Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности // Образование и наука. – 2009. – №. 11. – С. 60-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnyh-kompetentsiy-uchitelya-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 28.06.2024).Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. 2-е изд., стер. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 542 с.Минахметова А. З. Личность учителя в условиях инновационных изменений // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №. 4-2. – С. 356-360. URL: https://s.top-technologies.ru/pdf/2016/4-2/35833.pdf (дата обращения: 28.06.2024).Митина Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2012. – №. 3. – С. 48-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-sistemnyy-lichnostno-razvivayuschiy-podhodНабиулин Л.Г. Роль педагогических ценностей в профессиональной культуре педагога. // Академический вестник Института педагогического педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». 2013. № 4 (37). С. 94–98.Преснякова Т.Н. Проблема сознательного выбора профессии педагога / Т.Н. Преснякова, С.А. Анкудинова, И.А. Непочатых // Образование, Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С.209–216.Рубенштейн С.Л. Проблемы общей педагогики. М.: Педагогика, 1973. 424 с.Сорокопуд Ю.В. Психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 330–331.Федоров О.Д. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов / О.Д.Федоров, О.Н.Журавлева, Т.Н.Полякова // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. 2018. № 2. С. 71–91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артамонова Е. И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №. 10. – С. 4-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17066093 (дата обращения: 28.06.2024).
2. Ахмедова А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя // Теория и практика дополнительного образования. – 2007. – №. 1. – С. 38-40. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003311949.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
3. Батаршев А. В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога // Человек и образование. – 2015. – №. 1 (42). – С. 16-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-professionalno-lichnostnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 15.06.2024).
4. Власенко С. В. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – №. 1 (18). – С. 5-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-obucheniya-v-sovremennoy-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (дата обращения: 25.06.2024).
5. Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 4. – С. 28-28. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22285355_29548470.pdf (дата обращения: 21.06.2024).
6. Глузман Н. А., Безносюк Е. В. Сущность и структура профессионально-этической компетентности социального педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 5. – С. 325-325. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458128 (дата обращения: 19.06.2024).
7. Дедова О. Ю. Особенности профессиональной компетентности педагога, осуществляющего преемственность дошкольного и начального образования // Нижегородское образование. – 2014. – №. 3. – С. 77-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-osuschestvlyayuschego-preemstvennost-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.06.2024).
8. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. В 2-х ч. Ч. 2.: С XVII в. до середины ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. М.: Проспект, 1997. С. 167.
9. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. – 2014. – Т. 1. – С. 136. URL: https://www.academia.edu/download/50761260/EZhSN-2014-4-1.pdf#page=138 (дата обращения: 25.06.2024).
10. Львова Е. Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности // Образование и наука. – 2009. – №. 11. – С. 60-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnyh-kompetentsiy-uchitelya-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 28.06.2024).
11. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. 2-е изд., стер. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 542 с.
12. Минахметова А. З. Личность учителя в условиях инновационных изменений // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №. 4-2. – С. 356-360. URL: https://s.top-technologies.ru/pdf/2016/4-2/35833.pdf (дата обращения: 28.06.2024).
13. Митина Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2012. – №. 3. – С. 48-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-sistemnyy-lichnostno-razvivayuschiy-podhod
14. Набиулин Л.Г. Роль педагогических ценностей в профессиональной культуре педагога. // Академический вестник Института педагогического педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». 2013. № 4 (37). С. 94–98.
15. Преснякова Т.Н. Проблема сознательного выбора профессии педагога / Т.Н. Преснякова, С.А. Анкудинова, И.А. Непочатых // Образование, Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С.209–216.
16. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей педагогики. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
17. Сорокопуд Ю.В. Психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 330–331.
18. Федоров О.Д. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов / О.Д.Федоров, О.Н.Журавлева, Т.Н.Полякова // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. 2018. № 2. С. 71–91