Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 01.08.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗОЖ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и характеристика формирования основ ЗОЖ у детей 6
среднего дошкольного возраста 6
1.2 Методы, формы и средства формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 11
Выводы по 1 главе 15
Глава 2. Практический опыт формирования здорового образа жизни у дошкольников 16
2.1 Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольников 16
2.2 Методические рекомендации для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 22
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список литературы : 29
Приложение 1 31
Приложение 2 32

Фрагмент для ознакомления

Полученные данные указывают на необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение уровня здорового образа жизни у детей старшей группы.2.2 Методические рекомендации для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаВедение здорового образа жизни предполагает не просто накопление знаний, а формирование определенного стиля жизни и адекватного поведения в разных обстоятельствах. Важно, чтобы дети умели сами действовать в неожиданных ситуациях как дома, так и на улице, поэтому главная цель - развить у них самостоятельность и ответственность.Основная задача педагогов в сотрудничестве с родителями по пропаганде здорового образа жизни заключается не в передаче научных психолого-педагогических сведений, а в том, чтобы научить родителей понимать потребности своего ребенка и помогать им удовлетворять эти нужды (развивать "педагогическую компетенцию") и анализировать свою воспитательную практику ("педагогическая рефлексия"). Суть взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в продвижении здорового образа жизни заключается в создании условий, которые помогают формировать у ребенка индивидуальный стиль здорового поведения. Всё, что мы преподаем детям, должно быть применимо в их реальной жизни[16, с.21] .Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста — это важный и сложный процесс, который требует внимательного подхода со стороны родителей и педагогов. Эти методические рекомендации помогут взрослым организовать систему правильного воспитания, направленного на физическое и психическое благополучие детей.Основные аспекты формирования здорового образа жизни:Сбалансированное питаниеРациональное питание: Поддерживайте сбалансированное и разнообразное питание, включающее все необходимые макро- и микроэлементы. Важны ежедневные порции фруктов, овощей, белков, углеводов и жиров.Режим питания: Вырабатывайте режим питания, который включает три основных приема пищи и два перекуса. Регулярность питания способствует лучшему усвоению пищи и правильному развитию обменных процессов.Физическая активностьЕжедневные упражнения: Включите в распорядок дня ребенка регулярные физические упражнения — утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе, занятия спортом. Это поможет формировать физическую выносливость и укреплять иммунитет.Активные игры: Содействуйте активному участию детей в подвижных играх, которые развивают координацию движений, ловкость и быстроту реакции.Гигиенические навыкиЛичная гигиена: Научите детей основным правилам личной гигиены — регулярное мытье рук, чистка зубов, ежедневный душ. Привитие этих навыков с раннего возраста формирует привычку заботиться о своем здоровье.Гигиена сна: Создайте оптимальные условия для полноценного сна. Регулярное соблюдение режима сна и бодрствования способствует физическому и психическому развитию.Психологическое благополучиеЭмоциональная поддержка: Обеспечьте детям чувство защищенности и любви. Внимательное отношение к их переживаниям и словам формирует уверенность в себе и стабильное эмоциональное состояние.Режим дня: Структурированный распорядок дня помогает детям ощущать стабильность и порядок, что положительно влияет на их эмоциональное состояние.Формирование правильных привычекЛичный пример: Родители и педагоги должны быть примером здорового образа жизни. Дети подражают взрослым, поэтому важно, чтобы они видели положительные модели поведения.Совместные занятия: Организуйте совместные мероприятия, такие как прогулки, поездки на природу, спортивные активности, которые помогут детям усвоить полезные привычки и привьют любовь к активности[21, с.98] .Важна активная роль родителей в поддержке здорового образа жизни детей. Ежедневное внимание к их питанию, физической активности и психологическому комфорту формирует здоровые привычки.Регулярные профилактические осмотры у педиатра, своевременная вакцинация и контроль состояния здоровья ребенка являются неотъемлемыми элементами ответственного родительства.В образовательных учреждениях педагоги играют ключевую роль в обучении и формировании у детей основ здорового образа жизни.Организация образовательного процесса, включающего занятия по физической культуре, знакомство с основами гигиены и поддержка эмоционального комфорта детей, способствует созданию благоприятных условий для всестороннего развития.Формирование здорового образа жизни в дошкольном возрасте является основой для последующего физического и психологического развития ребенка. Прививание здоровых привычек с раннего детства позволит детям вырасти сильными, уверенными в себе и готовыми справляться с различными жизненными вызовами.Эти методические рекомендации призваны помочь родителям и педагогам в создании условий для здорового роста и гармоничного развития детей. Систематический подход и сотрудничество взрослых в этом процессе закладывают прочный фундамент для успешного будущего детей.Выводы по 2 главеИсследование состояния работы в дошкольном учреждении по формированию здорового образа жизни дошкольников позволило выявить необходимость улучшения работы в этом направлении. Дети из старшей логопедической группы имеют недостаточно сформированное отношение к здоровью как к ценности, что требует проведения дополнительных мероприятий. Однако, в учреждении уже существует благоприятная среда для занятий физической культурой и оздоровлением детей, а также система эффективных мероприятий по поддержанию здоровья.Методические рекомендации для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста подчеркивают важность развития самостоятельности и ответственности у детей. Главная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы научить детей справляться с различными ситуациями и понимать свои потребности.Таким образом, дальнейшее улучшение работы в области формирования здорового образа жизни у дошкольников требует комплексного подхода со стороны педагогов, родителей и учреждений для обеспечения детям не только знаний, но и практической подготовки к здоровому образу жизни.ЗаключениеВ данной курсовой работе обсуждается процесс становления здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Этот период крайне важен для формирования основы как физического, так и психического здоровья. На данном этапе жизненно необходимо заложить у детей знания и навыки, связанные со здоровым образом жизни, а также пробудить в них осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.Первая глава посвящена теоретическим аспектам формирования здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни оценивается с двух сторон: с одной, как фактор здоровья и полноценного развития ребенка, с другой, как основное условие для выработки навыков здорового поведения. Программы по формированию здорового образа жизни в детских садах воплощаются через занятия, соблюдение режима, игры, прогулки, индивидуальную работу и самостоятельную деятельность детей. Важную роль в этом процессе играет сотрудничество с родителями — ни одна, даже самая эффективная программа и методика не принесет полных результатов без активного участия семьи в поддержании здорового образа жизни.Во второй главе рассматривается исследование текущего состояния работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении. Оно позволило выявить необходимость улучшения в этом направлении. Дети из старшей логопедической группы демонстрируют недостаточное восприятие здоровья как ценности, что требует дополнительных действий. Тем не менее, в учреждении уже создана благоприятная среда для занятий физической культурой и оздоровительными мероприятиями, а также установлена система мероприятий для поддержания здоровья.Методические рекомендации для родителей и педагогов, направленные на развитие здорового образа жизни у дошкольников, подчеркивают значение воспитания самостоятельности и ответственности у детей. Основная задача педагогов и родителей — помочь детям справляться с различными ситуациями и осознавать свои потребности.Список литературы :Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод, пособие.– М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003 – 206 с.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков. – М: Академия, 2019 – 340 с.Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. :Гардарики, 2008. – 164 с.Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с.Копосова Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни удошкольников. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015 – № 1 (1). – С. 16-19Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образежизни у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2009 96 с.Платонова О. И., Токарев А. А. Воспитание основ здорового образажизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Актуальные вопросысовременной педагогики: материалы II Междунар. науч. Конф(г. Уфа, июль2012 г.). Уфа: Лето, 2012Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия созданияздоровьесберегающей среды образовательных учреждений: авторефератканд. дисс. – Кемерово: КГУ, 2007 – 21 с.Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 208 с.Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. :Гардарики, 2007. – 183 с. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М. :Гардарики, 2007. – 349 с.Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.Приложение 1Анализ состояния здоровья детей Год20232024ДетиКоличество детей26528020Количество осмотренных23526019% осмотренных88,7%92,8%95%Количество детей с отклонениями в здоровье75(28%)45(16%)4(20%)Нарушение зрения7121Нарушения слуха22------Дефект речи36423Группы здоровья1 группа7722 группа243258173 группа1010-------4 группа451Физическое развитиеСреднее1151186Ниже среднего30254Выше среднего60654Высокое50602Низкое10124Приложение 2Вопросы беседы с детьми старшей группы1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?5.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

Список литературы :

1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод, пособие.– М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003 – 206 с.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
3. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.
4. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.
6. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.
7. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.
8. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.
9. Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков. – М: Академия, 2019 – 340 с.
10. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
11. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
12. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с.
13. Копосова Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015 – № 1 (1). – С. 16-19
14. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2009 96 с.
15. Платонова О. И., Токарев А. А. Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. Конф (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012
16. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореферат канд. дисс. – Кемерово: КГУ, 2007 – 21 с.
17. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 208 с.
18. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
19. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.
20. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.
21. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.