Основные направления деятельности в системе государственного управленияи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 44 44 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 31.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретико–методологические основы государственного управления 5
1.1 Сущность государственного управления 5
1.2 Правовое регулирование государственного управления в РФ 9
Глава 2. Основные направления деятельности в государственном управлении 13
2.1 Государственное регулирование в сфере экономики 13
2.2 Государственное управление в социальной и административно–правовой сфере 21
Глава 3. Актуальные проблемы системы государственного управления и направления их решения 21
3.1 Проблемы деятельности в системе государственного управления 30
3.2 Пути повышения эффективности деятельности 35
Заключение 39
Список использованной литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Так, в 2020 году количество коррупционных преступлений увеличилось на 11–74 процентов в зависимости от сферы их проявления. Значительно увеличилось количество преступлений, совершенных организованными группами (на 17% по сравнению с 2019 годом), связанных с «откатами» в сфере закупок (на 74%) и фактов взяточничества (на 11%).Таким образом, несмотря на имеющееся множество нормативноправовых актов и иных соответствующих программ, регламентирующих и регулирующих антикоррупционную деятельность государства, предпринимаемые многочисленные меры по борьбе и предупреждению коррупции не являются эффективными, в связи с чем требуют пересмотра, детального анализа и усовершенствования. Пробелы в законодательстве и неэффективность государственного управления могут являться главными факторами, способствующими возникновению и распространению коррупционных правонарушений. В таком случае необходима разработка государством более жесткой антикоррупционной политики, включающей изменение и/или дополнение правовых основ противодействия коррупции, а также действенный государственный контроль и надзор за исполнением данного законодательства. Особое внимание требуется уделить правовому воспитанию государственных служащих, управленческих кадров и общества в целом. К основным проблемам системы государственного управления относится проблема государственной кадровой политики. Государственная кадровая политика представляет собой деятельность государства, направленную на формирование и разработку общенациональной кадровой стратегии, установление соответствующих целей и задач, определение приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений, формирование стратегии развития профессиональных качеств и рационального использования кадрового потенциала страны, определение научных принципов подбора и расстановки кадровых ресурсов, а также совершенствование методов и форм работы с ними. На государственном уровне данная проблема связана с регулированием общей системы и соответствующего уровня подготовки кадров для каждого из субъектов государственного управления (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, лица, замещающие государственные должности, государственные служащие), на уровне региональных и местных органов власти – с проблемой определения оптимальной потребности в кадрах соответствующего уровня квалификации и подбора компетентных и профессиональных сотрудников, а также дальнейшего контроля за их работой и деятельностью.Основными нормативно–правовыми актами, регламентирующими сферу государственного управления являются: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4–ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58–ФЗ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79–ФЗ (далее – Федеральный закон № 79–ФЗ), Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 30.01.2021) «О государственных должностях Российской Федерации» и другие. Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на значительное количество источников нормативно–правового регулирования сферы государственного управления, нормативно–правовых актов, разъясняющих и регулирующих вопросы о конкретных и четких квалификационных требованиях, которыми должны обладать соответствующие лица (представители федеральных и региональных органов власти; лица, замещающие государственные должности; государственные служащие) нет вовсе. Так, например, статья 12 Федерального закона № 79–ФЗ устанавливает квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы, однако информация о требованиях представлена в общих чертах и не имеет конкретного специального разъяснения. Более подробные разъяснения представлены в Методическом инструментарии от 31.01.2018, Справочнике квалификационных требований от 27.06.2017 и других методиках, сформированных Министерством труда и социальной защиты РФ в целях создания и обеспечения функционирования на гражданской службе системы квалификационных требований и в рамках практической реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона № 79–ФЗ. Однако данные документы не являются обязательными к исполнению и носят исключительно рекомендательный характер. Таким образом, учитывая имеющиеся на сегодняшний день проблемы в сфере государственной кадровой политики, при дальнейшем ее формировании и развитии государству необходимо уделить особое внимание системе подготовки кадрового состава, возможно: усовершенствовать систему обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; утвердить и закрепить в законодательстве единый нормативноправовой акт, содержащий конкретные, единые, квалификационные требования к специальностям, направлениям подготовки, знаниям, умениям и личностноделовым качествам, которым должны соответствовать государственные служащие и лица, замещающие государственные должности РФ, субъектов РФ и муниципальные должности; усовершенствовать систему оценки уровня соответствия кандидатами и должностными лицами указанным квалификационным требованиям, систему культивирования ценностей, мотивации и стимулирования специалистов на качественные изменения внутри системы государственного управления и, как следствие, в самом государстве. На сегодняшний день в нашей стране имеется острая проблема недоверия современного общества системе государственного управления. Проблема недоверия в аспекте данной статьи является более глобальной и является следствием проявления имеющихся, в том числе указанных выше проблем (проблема коррупции, трудовых ресурсов и кадровой политики).3.2ПутиповышенияэффективностидеятельностиПовышение эффективности системы государственного управления – одно из наиболее важных институциональных условий ускорения темпов социально–экономического развития страны.Приоритетными направлениями кадровой политики в системе государственной службы, согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, являются: – формирование эффективного механизма подбора кадрового состава государственных служащих и работы с ним;– повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих; – совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных служащих. Реализация указанных приоритетных направлений предполагает решение ряда основных задач: – управление развитием профессиональных качеств государственных служащих; – обновление и ротация кадрового состава государственных служащих; – формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования; – объективная оценка результатов деятельности государственных служащих, в первую очередь при проведении аттестации или квалификационного экзамена. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, принятая еще в 2001 г. и Федеральная программа 2002 года, еще в то время отмечали, что должны быть преодолены негативные тенденции в государственной службе России: – утвержден принцип единства государственной службы и системы и управления ею на федеральном и региональном уровнях; – разработаны законодательные механизмы взаимосвязи государственной и муниципальной службы; – ликвидированы противоречия и пробелы в законодательстве Российской Федерации о государственной службе; – приведено в соответствие социальное и правовое положение государственного служащего степени, возлагаемой на него ответственности; – повышена эффективность деятельности государственных органов; – широкое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов; – повышение эффективности правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества; – высокая эффективность кадровой политики в сфере государственной службы; – отход от консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих; – укрепление ресурсной обеспеченности государственной службы. В Концепции реформирования государственной службы и Федеральной программе подчеркивается, что все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной службы и кадровой политики следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей государственной службы. Принципы современного реформирования государственной службы и кадровой политики заключаются в последовательности и постепенности. Основными задачами этого реформирования являются:– обеспечение оптимальных условий организационно–правового обеспечения государственной службы;– установление обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных регламентов;– внедрение методов планирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, а также рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;– повышение открытости государственной службы в целях развития гражданского общества и укрепления государства;– применение эффективных подходов к подбору квалифицированных кадров для государственной службы, оценке результатов их деятельности, а также создание условий для карьерного роста;– разработка программ подготовки и профессионального развития государственных служащих;– внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательное регулирование профессиональной этики государственных служащих;– создание оптимальных материально–технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей; – обеспечение развития системы управления государственной службой на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне государственного органа. Увеличение эффективности государственного управления напрямую зависит от качества образования в области «Государственное и муниципальное управление». Распространение современных технологий и методов обучения, а также кадровый потенциал на всех уровнях образования играют важную роль в обеспечении высокого уровня образования.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года является ключевым инструментом государственной политики в области образования. Она предусматривает меры по повышению качества образования на всех уровнях, включая подготовку кадров для государственных и муниципальных организаций. Цель этих мер – увеличить эффективность государственной службы в интересах развития гражданского общества и государства, повысить доверие граждан к государственным органам, обеспечить прозрачность и авторитет государственной службы, а также улучшить социальное обеспечение государственных служащих.ЗаключениеЦели государственного управления определяют содержание и основные направления деятельности в системе государственного управления. Так, в число основных направлений деятельности в системе государственного управления можно включить: 1. Создание условий для благополучия граждан и реализация их прав и свобод. Этот подход направлен на создание такой среды, где люди могут развиваться самостоятельно и удовлетворять свои потребности, посредством создания экономических и социальных условий, обеспечивающих благополучие людей через их трудовую и предпринимательскую деятельность. Также необходимо создание системы поддержки для социально уязвимых групп населения за счет перераспределения финансов между различными социальными слоями. Кроме социально–экономических прав государственное управление должно формировать благоприятные условия для удовлетворения культурных, образовательных, спортивных и иных потребностей населения. В настоящее время это направление реализуется через разработку и выполнение целевых программ поддержки бизнеса, молодых семей, инновационных проектов и других инициатив.2. Обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан и государства. Это направление включает меры по обеспечению экологической и противопожарной безопасности, безопасности на дорогах, борьбе с преступностью и нарушениями закона, а также контроль деятельности в сфере предпринимательства и противодействие коррупции. Для этого создаются специальные органы публичного управления, которые обладают полномочиями административного принуждения для поддержания законности и правопорядка.3. Управленческие воздействия в экономической, социальной и культурной сферах. Это направление включает использование методов косвенного управления для создания благоприятных условий для бизнеса и повышения конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на международном рынках. Также оно направлено на создание условий для функционирования культурных, спортивных и иных организаций, которые обеспечивают социально полезный досуг и развитие молодежи и взрослых.Списокиспользованнойлитературы1. Нормативно–правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 24.06.2024).Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 г. № 79–ФЗ (ред. от 22.04.2024) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 24.06.2024).Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ (ред. от 19.12.2023) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 24.06.2024).Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ (ред. от 14.07.2022) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 24.06.2024).Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17. Июня 2009 г. №172–ФЗ (ред. от 05.12.2022) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/ (дата обращения: 24.06.2024).Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 06 ноября 2020 г. № 4–ФКЗ // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ (дата обращения: 24.06.2024).Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации»от 11 января 1995 г. № 32 (ред. от 26.10.2023) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15861/ (дата обращения: 24.06.2024).Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»от 15 июня 2015 г. № 364 (ред. от 26.06.2023) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182823/ (дата обращения: 24.06.2024).Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»от 19 мая 2008 г. № 815 (ред. от 25.01.2024) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/ (дата обращения: 24.06.2024).Положение об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (утв. Генпрокуратурой России 17 декабря 2018 г.) (ред. от 24.08.2021) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322365/ (дата обращения: 24.06.2024).2. Научная литератураАлчинова Ф. Ю. Внутренний контроль в государственных учреждениях / Ф. Ю. Алчинова // Учет. Анализ. Аудит. – 2021. – Т. 8, № 4. – С. 90–101. Большакова Г. И. Проблемы и перспективы совершенствования государственного управления в России / Г. И. Большакова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2020. – № 10 (125). – С. 44–47. Золотарев Н. А. Инструменты государственной политики России по управлению политическими рисками на современном этапе / Н. А. Золотарев, Ю. И. Матвеенко // Этносоциум и межнациональная культура. – 2020. – № 7 (145). – С. 18–24. Киварина М. В. Цифровая трансформация государственных учреждений: практика применения новых технологий / М. В. Киварина, Е. И. Осипов // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 8. – С. 47–51. Косов М. Е. Проблемы управления государственным долгом России / М. Е. Косов // Аудиторские ведомости. – 2021. – № 1. – С. 8–11. Кузнецов А. Ф. Проблемы государственного управления в системе оказания медицинской помощи В России / А. Ф. Кузнецов // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015. – № 17. – С. 18–23. Нечаева М. Л. Основные направления совершенствования деятельности региональных органов Федерального казначейства в условиях интегрированной системы управления государственными финансами / М. Л. Нечаева, Д. А. Киотова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2023. – Т. 19, № 7(424). – С. 1291–1317. Особенности организации и оплаты труда в системе государственного управления России / А. А. Головин, Л. В. Сумзина, Е. Н. Фурман [и др.] // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2022. – № 1. – С. 150–156. Пойтина А. С. Основные проблемы системы государственного управления в России / А. С. Пойтина // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития: сборник статей VI Международной научно–практической конференции, Петрозаводск, 06 мая 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 159–169.Салий А. Р. Государственное регулирование экономики как основное направление деятельности в системе государственного управления / А. Р. Салий // Крымский Академический вестник. – 2019. – № 9. – С. 236–240. Якимчук Н. Н. Государственное управление устойчивым развитием территорий: опыт Финляндии и России / Н. Н. Якимчук, М. Н. Кузнецова, М. В. Иванова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 85. – С. 45–68.

1. Нормативно–правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 24.06.2024).
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 г. № 79–ФЗ (ред. от 22.04.2024) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 24.06.2024).
3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ (ред. от 19.12.2023) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 24.06.2024).
4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ (ред. от 14.07.2022) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 24.06.2024).
5. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17. Июня 2009 г. №172–ФЗ (ред. от 05.12.2022) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/ (дата обращения: 24.06.2024).
6. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 06 ноября 2020 г. № 4–ФКЗ // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ (дата обращения: 24.06.2024).
7. Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32 (ред. от 26.10.2023) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15861/ (дата обращения: 24.06.2024).
8. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» от 15 июня 2015 г. № 364 (ред. от 26.06.2023) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182823/ (дата обращения: 24.06.2024).
9. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г. № 815 (ред. от 25.01.2024) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/ (дата обращения: 24.06.2024).
10. Положение об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (утв. Генпрокуратурой России 17 декабря 2018 г.) (ред. от 24.08.2021) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322365/ (дата обращения: 24.06.2024).
2. Научная литература
11. Алчинова Ф. Ю. Внутренний контроль в государственных учреждениях / Ф. Ю. Алчинова // Учет. Анализ. Аудит. – 2021. – Т. 8, № 4. – С. 90–101.
12. Большакова Г. И. Проблемы и перспективы совершенствования государственного управления в России / Г. И. Большакова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2020. – № 10 (125). – С. 44–47.
13. Золотарев Н. А. Инструменты государственной политики России по управлению политическими рисками на современном этапе / Н. А. Золотарев, Ю. И. Матвеенко // Этносоциум и межнациональная культура. – 2020. – № 7 (145). – С. 18–24.
14. Киварина М. В. Цифровая трансформация государственных учреждений: практика применения новых технологий / М. В. Киварина, Е. И. Осипов // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 8. – С. 47–51.
15. Косов М. Е. Проблемы управления государственным долгом России / М. Е. Косов // Аудиторские ведомости. – 2021. – № 1. – С. 8–11.
16. Кузнецов А. Ф. Проблемы государственного управления в системе оказания медицинской помощи В России / А. Ф. Кузнецов // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015. – № 17. – С. 18–23.
17. Нечаева М. Л. Основные направления совершенствования деятельности региональных органов Федерального казначейства в условиях интегрированной системы управления государственными финансами / М. Л. Нечаева, Д. А. Киотова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2023. – Т. 19, № 7(424). – С. 1291–1317.
18. Особенности организации и оплаты труда в системе государственного управления России / А. А. Головин, Л. В. Сумзина, Е. Н. Фурман [и др.] // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2022. – № 1. – С. 150–156.
19. Пойтина А. С. Основные проблемы системы государственного управления в России / А. С. Пойтина // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития: сборник статей VI Международной научно–практической конференции, Петрозаводск, 06 мая 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 159–169.
20. Салий А. Р. Государственное регулирование экономики как основное направление деятельности в системе государственного управления / А. Р. Салий // Крымский Академический вестник. – 2019. – № 9. – С. 236–240.
21. Якимчук Н. Н. Государственное управление устойчивым развитием территорий: опыт Финляндии и России / Н. Н. Якимчук, М. Н. Кузнецова, М. В. Иванова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 85. – С. 45–68.