Исторический анализ становления коррекционной психологии в России.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 31.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОВЗ В РОССИИ 5
1.1.Специфика этапа зарождения института коррекционной работы с людьми с ОВЗ 5
1.2. Появление первых специализированных образовательных учреждений для людей с ОВЗ в России до начала 20 века и их влияние на становление коррекционной психологии 8
2.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ в 20 ВВ. 11
2.1.Исследования первой половины 20 века (Г.Я. Трошин) 11
2.2.Советский этап развития коррекционной психологии и связь с современностью 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Исследования, служившие выявлению эффекта модификации повторений, содействовали улучшению методики преподавания во вспомогательной школе, направлявшей свои усилия на то, чтобы развивать у детей-олигофренов умение запоминать осмысленно, и добиваться в этом отношении значительных успехов (Л.В. Занков(1940), Ж.И. Шиф (1941), Г.В. Мурашов (1941), Х.С. Замский (1954)) [14].Изучение сохранения в памяти процесса забывания и зрительных представлений у детей-олигофренов младшего и среднего школьного возраста (И.М. Соловьев, 1940, 1941) показало, что у них эти представления значительно менее отчетливы и расчленены, чем у нормальных сверстников. Представления умственно отсталых детей чрезвычайно интенсивно изменяются, при забывании их своеобразие сглаживается. Образы сходных объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Очень интенсивно забываются и уподобляются также знания о сходных предметах и явлениях, получение в словесной форме (М.М. Нудельман, 1940, 1941). Следствием забывания и уподобления является упрощение приобретенных знаний в сознании этих детей. Это сказывается на их мыслительной деятельности, для выполнения которой необходима актуализация полноценного прошлого опыта. Из-за интенсивного забывания и уподобления сходных сведений и правил ученики вспомогательной школы часто испытывают затруднения при решении даже несложных интеллектуальных задач, требующих привлечения имеющихся знаний [14].В исследованиях познавательной деятельности, выполненных под руководством И.М. Соловьева, показаны особенности наглядного и словесного логического мышления этих детей. Установлено, что в младшем школьном возрасте анализ предметов крайне неполон и не достаточно дробен (Е.М.Кудрявцева, А.И. Липкина), сравнение предметов формируются с трудом (М.В. Зверева, А.И. Липкина). Экспериментальным изучением доказано, что обобщения объектов неправомерно широки (В.Я.Василевская, Л.В. Занков, В.Г.Петрова, Ж.И. Шиф) [14].Во всех этих работах утверждается мысль, что при интенсивной коррекционно-воспитательной работе к среднему и особенно к старшему школьному возрасту мыслительные операции этих детей развиваются. В связи с этим богаче и разносторонне осуществляются сравнение объектов, совершенствуется и дифференцируется наглядное обобщение и в какой-то мере формируются системы обобщения.Эти ученые позволили выработать базовые принципы работы учителя-дефектолога. учитель-дефектолог – это особая профессиональная деятельность, обладающая важнейшими гуманистическими задачами. Можно с полным правом назвать эту деятельность высокой социальной миссией, без которой вообще невозможно представить себе развитие общества. Перед учителем-дефектологом, несомненно, стоят актуальные задачи. В частности, речь идет о внедрении и развития инклюзивного образования – это инновационный процесс, дающий возможность осуществления воспитания и развития всех без исключения детей, независимо от того, каковы их индивидуальные особенности, учебные достижения, родной язык, культура, психические и физические возможности. Но на учителя-дефектолога в условиях развития инклюзивного образования накладывается особенная ответственность, поскольку нужно у детей с ограниченными возможностями здоровья способствовать выработке адекватного социального поведения, помочь полно реализовать потенциал развития и обучения. На современном этапе развитие специальной педагогики немыслимо без инклюзии. Безусловно, инклюзивное образование не смогло бы реализоваться без законодательного правового базиса. Создание и развитие такой законодательной базы в мире связано с гуманизацией общества, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. Поэтому в первую очередь инклюзивный подход к образованию вызван к жизни причинами гуманистического, а только потом правового характера. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования – это есть основное и неотъемлемое условие успешной социализации и реабилитации, чтобы такой ребенок мог полноценно участвовать в общественной жизни, эффективно самореализоваться в социуме. В связи с этим, реализация права детей с ОВЗ на образования – это важнейшая задача государственной политики. Законодательство Российской Федерации, на основе международных документов в области образования, предусматривает принцип равного права на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – это касается как детей, так и взрослых. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены во многих документах, а именно, речь идет о Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т.д .Согласно законодательству, успешная социализация детей с ОВЗ достигается за счет возможности обучения в восьми видах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. В частности, следует сказать о существовании школ для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей, для слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллекта. Дети с ОВЗ теперь могут обучаться дистанционно. Ранее мы уже говорили о возможностях инклюзивного образования. Повсеместное внедрение интегрированного обучения нуждается в комплексном подходе, подготовке педагогических кадров и формировании толерантного отношения учащихся и родителей к проблемам «особых» детей и их семей. Инклюзивное образование позволяет с ранних лет включить ребенка в социальную среду, что в значительной степени ускоряет процесс социализации и адаптации. Педагог должен стремиться к максимальной эффективности его педагогического диалогического общения с детьми, чтобы способствовать их личностному развитию. Для этого ему необходимо быть осведомленным относительно ожиданий воспитанников от общения с педагогом, учитывать потребность детей в диалогическом общении со взрослыми на каждой ступени развития, осуществлять ее последовательное развитие. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», педагог может реализовать их потенциальные возможности. Диалогическое общение со взрослыми также помогает подготовить новые, сложные виды деятельности, чтобы дети максимально эффективно ими овладели. Форму и содержание педагогического общения учителя в значительной степени определяют те конкретные задачи, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью детей.Эффективность диалога зависит от того, насколько педагог умеет осуществлять учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог может выбирать разные формы воздействия для того, чтобы выстраивать общение в одних ситуациях с детьми, имеющими различные темпераменты, возрастные особенности. Именно это позволит выработать стратегию диалога. Например, с самыми маленькими детьми надо использовать только ласковые формы обращения, выражающие теплоту. С более старшими детьми необходимо сделать акцент на чуткости и заинтересованности. Но здесь, чтобы создать оптимальный характер взаимоотношений от учителя требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание диалогического общения педагога с разными детьми — речь идет об обязательном учете их интересов, склонностей, пола, особенностей семейной микросреды.Также важно сказать о зависимости оптимальности педагогического диалогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказки, искусство, примеры из жизни в качестве средства воспитательного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение играет роль в создании наиболее благоприятных условий для развития творческой активности детей. Педагоги осуществляют руководство деятельностью детей, однако здесь существуют различные формы их воздействия на детей. Чаще всего принято выделять две формы руководства – демократическая, авторитарная. Многие исследователи говорят о продуктивности демократического стиля, а также о вредности авторитарного (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С. Мухина, Л. Н. Башлакова и др.). Именно демократический стиль лежит в основе диалога педагога и ученика.Таким образом, история становления коррекционной психологии и педагогики в России тесно связана со становлением института социальной помощи как таковой. Огромную роль в развитии обучения, воспитания, психологической социализации людей с ОВЗ сыграли религиозные институты: церкви и монастыри. Собственно теоретические и практические основы коррекционной психологии были заложены и развиты уже в советской России. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В России достаточно рано было положено начало рефлексии относительно воспитания и обучения, психологической адаптации людей с ОВЗ. Изначально огромная роль в становлении основ коррекционной психологии и педагогики принадлежала традициям и церкви, монастырям, которые становились крупными образовательными центрами. Именно там люди с ОВЗ находили приют, учились, работали, проходили этап социализации. Итак, на первом своем этапе коррекционную психологию и педагогику вообще сложно отделить от института социальной помощи. Собственно о формировании целостной системы национальной специальной коррекционной психологии в России не приходится говорить до рубежа 19 и 20 вв. В советский период были достигнуты огромные успехи в разработке теории и практики коррекционной психологии. И во многом это было осуществлено благодаря тому, что была создана патерналистская модель, появились органы, которые решали конкретные социальные задачи и педагогические психологические проблемы. Соответственно, в советский период именно государство занималось финансированием данной системы и развития дефектологии, коррекционной психологии и педагогики как науки. При всех недостатках советская система действительно работала достаточно эффективно, ознаменовалась появлением выдающихся трудов отечественных ученых. И неслучайно многие ее аспекты востребованы и современной практикой. В советский период коррекционной психологии в России было суждено обрести научный статус, проводились исследования, которые вывели отечественную науку на действительно высочайший уровень. Кроме того, становление коррекционной психологии было связано с просветительскими и гуманистическими идеями, с установлением института прав личности, человека, со становлением национальных психолого-педагогических традиций,научной деятельностью. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. и др. Специальная педагогика. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0145/1_0145-1.shtml (Дата обращения 27.06.2024)Анисина, Е.А. Проблема благотворительности: категориально-понятийный аппарат /Е. А. Анисина // Российский научный журнал. - № 1 (32). - 2013. - С. 62-68.Выготский, Л.С. Основы дефектологии. URL: https://bookap.info/clasik/defect/ (Дата обращения 27.06.2024)Григорьянц, Т.Н., Замараева, З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. – Москва:Эксмо, 2004. – 95 с.Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – Москва : Академия, 1995. – 362 с.ИльенковЭвальд Васильевич // Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. — Москва: Инфра-М, 2009. — С. 276—277Кастарная, А. История становления и развития социального обслуживания в России /А. Кастарная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2010. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-sotsialnogo-obsluzhivaniya-v-rossii (Дата обращения 27.06.2024)Кирюшина, Н.Ю., Шартынова, А.В. Становление феномена социального служения в истории дореволюционной России /Н. Ю. Кирюшина, А. В. Шартынова //Вестник Нижегородского университета. 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-fenomena-sotsialnogo-sluzheniya-v-istorii-dorevolyutsionnoy-rossii (Дата обращения 27.06.2024)Кузьмин, К.В., Сутырин, Б.А. История социальной работы. – Москва: Академический проект, 2003. – 620 с.Кучукова, Н.Ю. Исторический опыт благотворительной деятельности Русской Православной Церкви. URL: http://social-orthodox.info/2_1.htm (Дата обращения 27.06.2024)Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики /Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996.- № 1. – С. 5-8Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – Москва: Печатный двор, 1996.- 182 с.Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – Москва: Изд. центр «Маркетинг», 2001. – 342 с.Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11488-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495827 (дата обращения: 27.06.2024).Назарова, Н.М. (ред.) Специальная педагогика. – URL: https://www.studmed.ru/view/nazarova-nmred-specialnaya-pedagogika_543b878724b.html?page=6 (Дата обращения 27.06.2024)Нищеретнич, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – Москва: Союз, 1993. – 31 с.Поучение Владимира Мономаха // Сборник произведений литературы Древней Руси. / Под ред. Д.С. Лихачева. – Москва: Художественная литература, 1969. Саитова, З.Р. Благотворительная и меценатская деятельность в России в 10-20 вв.//Вестник РУДН. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnaya-i-metsenatskaya-deyatelnost-v-rossii-v-x-xx-vv (Дата обращения 27.06.2024)Сергий (Фомин), митр. Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви. URL: http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htm (Дата обращения 27.06.2024)Старов, М.И., Смирнов, В.В. Краткий экскурс в историю развития благотворительности в России // Российская благотворительность и меценатство: История и современное развитие традиций: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2008. – 311 с.Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория, практика. Москва, 2011. - URL: www.college-balabanovo.ru (Дата обращения 27.06.2024)Циткилов, П.Я. История социальной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 439 с.
1. Аксенова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. и др. Специальная педагогика. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0145/1_0145-1.shtml (Дата обращения 27.06.2024)
2. Анисина, Е.А. Проблема благотворительности: категориально-понятийный аппарат /Е. А. Анисина // Российский научный журнал. - № 1 (32). - 2013. - С. 62-68.
3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. URL: https://bookap.info/clasik/defect/ (Дата обращения 27.06.2024)
4. Григорьянц, Т.Н., Замараева, З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. – Москва : Эксмо, 2004. – 95 с.
5. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – Москва : Академия, 1995. – 362 с.
6. Ильенков Эвальд Васильевич // Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. — Москва : Инфра-М, 2009. — С. 276—277
7. Кастарная, А. История становления и развития социального обслуживания в России /А. Кастарная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2010. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-sotsialnogo-obsluzhivaniya-v-rossii (Дата обращения 27.06.2024)
8. Кирюшина, Н.Ю., Шартынова, А.В. Становление феномена социального служения в истории дореволюционной России /Н. Ю. Кирюшина, А. В. Шартынова // Вестник Нижегородского университета. 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-fenomena-sotsialnogo-sluzheniya-v-istorii-dorevolyutsionnoy-rossii (Дата обращения 27.06.2024)
9. Кузьмин, К.В., Сутырин, Б.А. История социальной работы. – Москва : Академический проект, 2003. – 620 с.
10. Кучукова, Н.Ю. Исторический опыт благотворительной деятельности Русской Православной Церкви. URL: http://social-orthodox.info/2_1.htm (Дата обращения 27.06.2024)
11. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики /Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996.- № 1. – С. 5-8
12. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – Москва : Печатный двор, 1996.- 182 с.
13. Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – Москва : Изд. центр «Маркетинг», 2001. – 342 с.
14. Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11488-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495827 (дата обращения: 27.06.2024).
15. Назарова, Н.М. (ред.) Специальная педагогика. – URL: https://www.studmed.ru/view/nazarova-nmred-specialnaya-pedagogika_543b878724b.html?page=6 (Дата обращения 27.06.2024)
16. Нищеретнич, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – Москва : Союз, 1993. – 31 с.
17. Поучение Владимира Мономаха // Сборник произведений литературы Древней Руси. / Под ред. Д.С. Лихачева. – Москва : Художественная литература, 1969.
18. Саитова, З.Р. Благотворительная и меценатская деятельность в России в 10-20 вв.//Вестник РУДН. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnaya-i-metsenatskaya-deyatelnost-v-rossii-v-x-xx-vv (Дата обращения 27.06.2024)
19. Сергий (Фомин), митр. Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви. URL: http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htm (Дата обращения 27.06.2024)
20. Старов, М.И., Смирнов, В.В. Краткий экскурс в историю развития благотворительности в России // Российская благотворительность и меценатство: История и современное развитие традиций: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2008. – 311 с.
21. Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория, практика. Москва, 2011. - URL: www.college-balabanovo.ru (Дата обращения 27.06.2024)
22. Циткилов, П.Я. История социальной работы. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 439 с.