Эпоха петра великого (1689-1725г.г.)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 05.08.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1.Проекты и результаты модернизации России 4
2.Цивилизационный раскол российского общества. Специфика многоукладности в России и 300-летний дрейф в цивилизационном пространстве 9
Заключение 16
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Россия должна найти гармонию между происходящими в мире изменениями и своим традиционным состоянием, то есть адаптироваться. Таким образом, А.С. Ахиезером была выдвинута идея компромисса между славянофильской и западнической парадигмами исторического и культурного развития России.У последователя славянофильской традиции А. С. Панарина находим синтез идей «старых» и новых славянофилов, который приводит его к формированию учения о будущем России. Его концепция обосновывает сакрализацию государства и соборную идентичность, поэтому логично его негативное отношение к либерализму и западничеству. Для 21 века более востребованной оказалась именно та линия, которая была предложена славянофилами. В частности, именно из недр славянофильской культурной парадигмы рождаются евразийство и неоевразийство. Современный вариант евразийства, получивший название «неоевразийства» сегодня активно развивается такими учеными, как А.Г. Дугин, Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин, Ф.И. Гиренок, В.Я. Пащенко, Б.С. Ерасов и др. Безусловно, по мере своего исторического развития евразийство в значительной мере вышло за рамки дискуссии западников и славянофилов, общей оценки роли России в историческом процессе. Все эти идеи, заложенные классическим евразийством, актуальны и для неоевразийства как идейного течения, которое весьма характерно для современной России. Говоря о развитии идей евразийства на современном этапе, никак нельзя обойти стороной учение А. Дугина. Евразийское мировоззрение является для Дугина показательным примером того, как на практике выражается политическое — посредством осмысления исторических корней и выработки проектов будущего, использования исторических и пространственных парадигм, позиционирования собственной страны, державы, культуры в контексте других стран, держав и культур. Глобализация с позиции Дугина является результатом формальной победы либерализма, глобализация – это процесс, направленный на то, чтобы ввести на всей территории планеты некий общеобязательный стандарт. Для Дугина характерно отождествление модернизации и вестернизации. Что же касается задач России, то они состоят в том, чтобы актуализировать консервативные установки, возродить традиции. Приведем следующую цитату: «Это необходимо для выживания России как целостности. Каждая страна имеет свой проект развития, проект России должен быть создан». Задача России — стать великой и враги Великого проекта — Запад, либерализм, капитализм. Для Дугина фундаментализм консервативного мировоззрения является единственным возможным путем для развития России. При этом вслед за евразийцами он рассматривает путь России как уникальный и особенный. Кроме того, и в 21 веке с позиции евразийства в России будет сильна религиозная составляющая. Именно она будет определять русский культурный тип.Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что Великий спор все же продолжается. И если сейчас для России более актуальна славянофильская культурная парадигма, то, возможно, уже в недалеком будущем появятся и новые приоритеты, которые позволят включить в практику культурного развития и те аспекты, которые предлагали западники. Несмотря на различия в понимании историческо-культурного пути России, западники и славянофилы сходились в том, что осознавали важность реформ и преобразований. Дискуссия по поводу дальнейшего будущего России способствовала активизации общественной мысли и общественного движения в России. ЗаключениеТаким образом, петровские реформы можно признать действительно обоснованными. Петр заимствовал у Европы все лучшее, тем не менее, адаптировал эти достижения к российским реалиям. Согласно исторической литературе и историческим свидетельствам, воспоминаниям современников, в сфере государственной деятельности Петр Великий был своего рода феноменом, уникальной личностью. Реформы в области государственного управления способствовали оптимизации управленческого процесса, кроме того, Петру Великому удалось в значительной степени улучшить социально-экономическое положение России за счет проведения масштабной налоговой реформы. Петром Великим был внесен огромный вклад в развитие культуры. Итак, петровские реформы отличались как обоснованностью, так и эффективностью. Тем не менее, имелась и другая сторона реформ – общественный раскол, активизация проблемы исторического пути России. Как уже отмечалось ранее, это выразилось в дискуссии западников и славянофилов. Импульсом к дискуссии послужила теория Чаадаева. П. Чаадаев разработал дискуссионную концепцию, которая вызвала многочисленные споры и критику в адрес философа. Как полагал Чаадаев, Россия еще только должна осознать свой путь, тем не менее, это невозможно сделать, пока русский народ не приобщится к лучшим достижениям европейской цивилизации. Это приобщение станет отправной точкой поисков своего самобытного исторического и культурного пути. Осмысление исторической роли России Чаадаевым осуществлялось в русле религиозной философии.Яркий пример альтернативной теории – цивилизационная концепция Данилевского. Н. Данилевский полагал, что славянский культурно-исторический путь уникален. России надлежит возглавить этот тип, славянский культурно-исторический тип еще пребывает в своем развитии, соответственно, его ожидает грядущий расцвет. Данилевский считал, что заимствование европейских культурных элементов скорее вредит, чем помогает России и русскому народу. Соответственно, петровские реформы принесли России больше вреда, чем пользы. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что петровские реформы носили масштабный характер, тем не менее, их оценка в историографии и философской мысли противоположны, что обусловлено их прогрессивным характером, направленностью в сторону европейской модернизации России. Список литературыБажов С.И. Современное значение спора западников и славянофилов. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-znachenie-spora-zapadnikov-i-slavyanofilov?ysclid=lr0g5n6x9e334408988Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 453 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09382-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513491Девлетов О. У. Курс отечественной истории: учебное пособие / О. У. Девлетов. – Москва: Директ-Медиа, 2019. – 460 с. – Библиогр. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=256594 Калашникова Е.Б., Горшкова Н.Д. Реформы Петра I: содержание и их влияние на развитие России. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-petra-i-soderzhanie-i-ih-vliyanie-na-razvitie-rossii?ysclid=lr0g0h5itk685609506Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс в 4 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12117-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513693 (дата обращения: 05.01.2024).Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ // Отв. ред. Д. С. Лихачев. URL: http://coollib.com/b/318702/read Сараева, Е.Л. Размышления П. Я. Чаадаева о судьбе России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-p-ya-chaadaeva-o-sudbe-rossii?ysclid=lpnt8e6mdd647993823Юдина Т.Н., Чекмарёв В.В. Экономическая политика царя Петра I Алексеевича. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-tsarya-petra-i-alekseevicha

Список литературы


1. Бажов С.И. Современное значение спора западников и славянофилов. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-znachenie-spora-zapadnikov-i-slavyanofilov?ysclid=lr0g5n6x9e334408988
2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 453 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09382-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513491
3. Девлетов О. У. Курс отечественной истории: учебное пособие / О. У. Девлетов. – Москва: Директ-Медиа, 2019. – 460 с. – Библиогр. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=256594
4. Калашникова Е.Б., Горшкова Н.Д. Реформы Петра I: содержание и их влияние на развитие России. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-petra-i-soderzhanie-i-ih-vliyanie-na-razvitie-rossii?ysclid=lr0g0h5itk685609506
5. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс в 4 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12117-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513693 (дата обращения: 05.01.2024).
6. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ // Отв. ред. Д. С. Лихачев. URL: http://coollib.com/b/318702/read
7. Сараева, Е.Л. Размышления П. Я. Чаадаева о судьбе России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-p-ya-chaadaeva-o-sudbe-rossii?ysclid=lpnt8e6mdd647993823
8. Юдина Т.Н., Чекмарёв В.В. Экономическая политика царя Петра I Алексеевича. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-tsarya-petra-i-alekseevicha