Алгоритм здоровой самооценки и его влияние на развитие интеллектуальных способностей
Заказать уникальную дипломную работу- 40 40 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 09.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы исследования самооценки 6
1.1. Понятие и сущность самооценки 6
1.2. Здоровая и неадекватная самооценка 9
2. Развитие интеллектуальных способностей 13
2.1. Сущность интеллектуальных способностей 13
2.2. Особенности развития интеллектуальных способностей 18
3. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности с когнитивными способностями личности 21
3.1. Организация и методика исследования 21
3.2. Результаты исследования и их интерпретация 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Однако довольно большой процент проявляли заниженный уровень по данному показателю. Соответственно, дети, имеющие низкую самооценку, часто боятся показать низкие образовательные результаты. Помимо этого, у них может присутствовать тревожность перед педагогом, пере другими взрослыми и даже перед сверстниками. Данное обстоятельство может негативно проявиться в образовательном процессе, поэтому важно проводить специальную работу.Таким образом, проведение диагностики выявило следующие проблемы:Недостаточно высокие результаты концентрации вниманияНизкие показатели умственной работоспособностиНаличие детей с заниженной самооценкой.С целью определения влияния самооценки на интеллектуальные способности личности младших школьников был использован критерий корреляции Спирмена.Чтобы определить верно ли предположение о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и развитием концентрации внимания, было проведено определение взаимосвязи между результатами проведения методик МОДТ и «Тест Пьерона – Рузера» . Установлено, что между показателями самооценки и концентрации внимания проявляется положительная корреляция на уровне 5%. Следовательно, чем выше уровень адекватной самооценки у младшего школьника, тем меньше проблем у него будет с концентрацией внимания. При этом низкий уровень самооценки в учебной работе может привести к тому, что ребёнок не сможет реализовать свой потенциал внимания: негативные мысли станут отвлекать его и не позволят решить учебную задачу, даже если потенциально ребёнок будет готов к этому решению.Также было проведено определение взаимосвязи между уровнями самооценки и умственной работоспособностью. между показателями самооценки и умственной работоспособности была выявлена прямая корреляция на уровне 1%. Следовательно, чем выше у младшего школьника уровень адекватной самооценки, тем меньше проблем возникает в развитии его умственной работоспособности.При этом неадекватная самооценка станет для ребёнка препятствием возможности в течение продолжительного времени выполнять умственную задачу. Для ребёнка при этом станет затруднительным написание сочинений в классе, выполнение объёмных контрольных работ, чтение больших объёмов литературных произведений.Далее рассмотрим, существует ли взаимосвязь между самооценкой и ассоциативным мышлением. между уровнями адекватной самооценки и ассоциативным мышлением взаимосвязи не выявлено.В целом гипотеза данного исследования нашла своё частичное подтверждение:Подтвердилось утверждение о том, что существует взаимосвязь самооценки с показателями концентрации внимания и умственной работоспособности;Не подтвердилось утверждение о том, что самооценка оказывает влияние на развитие ассоциативного мышления.На основе проведённого исследования разработаны рекомендации для детей, направленные на развитие интеллекта и здоровой самооценки.Таким образом, поставленные задачи решены, цель данного исследования достигнута.Спасибо за внимание!
1. Азизова Н.И. Учебная деятельность как фактор формирования самооценки у младших школьников / Азизова Н.И., Миназова З.М., Саутиева Ф.Б. // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – с. 12-14.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 160 с.
3. Гимранова А.М., Панфилов А.Н. Психолого-педагогические условия развития познавательных способностей детей цифрового поколения // Студенческий. – 2020. – № 18-2 (104). – С. 76-77
4. Головырских О.В. Условия формирования самооценки у младших школьников / Головырских О.В. // Вестник науки. – 2023. - № 6, Т. 5 – с. 80-84
5. Грибанов А. В., Депутат И. С., Нехорошкова А. Н., Кожевникова И. С., Панков М. Н., Иорданова Ю. А., Старцева Л. Ф., Иконникова И. В. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) // Экология человека. 2019. № 9. С. 50-58.
6. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс – СПб. : Изд-во К. Л. Риккера, 1911. – 407 с.
7. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 507 с.
8. Кирюшина, О. Н. Формирование адекватной Самооценки как условие успешности обучения младших школьников / О. Н. Кирюшина // Педагогическое образование: традиции и инновации. – 2022. – № 1. – С. 55-62.
9. Макарова, Н.М. Влияние самооценки на успешность обучения учащихся / Н.М. Макарова. – Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: [сайт]. – 2022. – URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2017/01/19/vliyanie-samootsenki-na-uspeshnost-obucheniyauchashchihsya
10. Мищенко Е.А. Формирование самооценки и причины ее нарушения у младших школьников / Мищенко Е.А., Белоус Е.Н. // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. – 2022. – с. 273-276.
11. Муллагалеева, Р. Р. Некоторые теоретические и практические аспекты проблемы взаимосвязи самооценки и межличностных отношений младших школьников / Р. Р. Муллагалеева, Г. Р. Фаттахова // Человек в условиях социальных изменений: Материалы международной научно-практической конференции. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. – С. 480-484.
12. Мусс Г.Н. Научное исследование в педагогике: методология, теория, практика. – Оренбург, 2019. -140 с.
13. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика. Учебник / ред. Пидкасистый П. И. М.: Юрайт, 2019. — 736 с.
14. Плешакова И.Н., Галкина Е.М. Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2019. – № 22 (260). – С. 440-443.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 713 c.
16. Сорокоумова Е.А., Попова В.К. Развитие когнитивной сферы младших школьников в учебной деятельности./ Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. №2(17), 2019 – С. 6-10.
17. Сумина, Д. А. Исследование самооценки младших школьников / Д. А. Сумина // Тенденции развития профессионального образования в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28 мая 2019 года / Отв. Редактор Е.Е. Журинская. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2020. – С. 127-129.
18. Токарева Т.Н. Роль метода проекта в начальной школе // Современная наука и молодые учёные. – 2020. – С. 183-186.
19. Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения / Психологический журнал. – Т. 38. – № 5. – 2017. – С. 5-17.
20. Чепикова Л.В., Сергеева Е.Р. Развитие интеллектуальных способностей детей в дидактических играх // Аксиологические проблемы педагогики. – 2021. – № 12. – С. 149-157.
21. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. – Москва: ИП РАН, 2019. – 274 с.
22. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. – М.: Просвещение, 2019. – 248 с.