Метаконитивные процессы в структуре СДВГ
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 23.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ СТРУКТУРЕ СДВГ
8
1.1. Структура синдрома дефицита внимания и гиперактивности 8
1.2. Теоретические основы метакогнитивных процессов 13
1.3. Определение метакогнитивных процессов синдрома дефицита внимания и гиперактивности 14
ГЛАВА 2: ПЛАН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАГОНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ СТРУКТУРЕ СДВГ 17
2.1. Описание эмпирического исследования 17
2.2. Выбор метода сбора данных эмпирического исследования метакогнитивных процессов у людей с СДВГ и контрольной группы 17
2.3. Методики для оценки внимания и исполнительной функции 19
2.4. Предполагаемые результаты 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Четвертым аспектом этических стандартов является объективность и непредвзятость исследователя. Независимо от исследуемых гипотез или предположений, исследователь должен соблюдать нейтральность и обеспечивать равные возможности для всех участников. Это важно для достижения достоверных и объективных результатов и предотвращения искажений или искажений данных. Более того, это соотносится с принципами проведения клинических бесед, если будет задействован метод интервью. 2.3 Методики для оценки внимания и исполнительной функцииМетодики для оценки внимания и исполнительной функции могут быть когнитивными или поведенческими. Когнитивные методики основаны на измерении различных аспектов когнитивной деятельности, таких как внимание, память и обработка информации. Поведенческие методики, в свою очередь, измеряют эффективность выполнения определенных задач в зависимости от уровня внимания и способности к самоконтролю.При выборе методики необходимо соблюсти ряд критериев, влияющих на достоверность получаемых результатам. К таким критериям относят:Валидность. Методики должны соответствовать поставленным целям и задачам исследования и точно измерять выбранные параметры исследования.Достоверность. Выбранные методики исследования должны быть защищены от фальсификации результатов и сознательных и/бессознательных мотивационных искажений, дающих социально одобряемые ответы.Надежность. Методики исследования должны отражать точность измерений и быть устойчивыми к действию посторонних факторов.Стандартизация. В выбранных методиках исследования должны быть описаны условия проведения, критерии оценки результатов.Репрезентативность. Выбранные методики должны соответствовать характеристикам выборки, т.е. адекватными возрасту респондентам, исследуемым параметрам.Одним из основных методов для оценки внимания является тест Струпа. Этот тест основан на измерении скорости и точности выполнения заданий, требующих концентрации внимания и подавления автоматических реакций. В рамках этого теста испытуемому предлагается назвать цвет, в котором написано слово, игнорируя значение самого слова. Например, слово "красный" написано синим цветом, и испытуемому необходимо ответить "синий". Такие задания помогают оценить уровень внимания испытуемого и его способность контролировать автоматические реакции (Науменко,2022). Другой метод для оценки внимания и исполнительной функции - тест D2. Этот тест используется для измерения внимания и концентрации испытуемого на протяжении длительного периода времени. В тесте представлены серии букв, из которых испытуемый должен отметить определенные буквы в заданном порядке. Тест позволяет оценить уровень внимания, устойчивость к прерываниям и возможность переключаться между задачами (Абкович,2015). В качестве методики для оценки исполнительной функции используется Одной из таких методик является шкала метакогнитивного сознания (MetacognitiveAwarenessInventory, MAI) «предложенная Г. Шроу и Р. Деннисон. Основной его целью является отслеживание закономерностей участия метапроцессов в ходе выполнения учебной деятельности. Опросник MAI включает в себя шкалы метакогнитивного знания и метакогнитивного контроля и состоит из 52 пунктов, включающих вопросы на знания и регуляцию когнитивной активности» (Смирнова, 2023). Испытуемые выбирают ответы на вопросы, находящиеся в пределах каждого критерия, что позволяет исследователям получить количественные данные о метакогнитивном сознании участников исследования.Другой методикой, позволяющей оценить внимание и исполнительную функцию с точки зрения метакогниции, является шкала саморегуляции активности (ActivitySelf-RegulationScale, ASRS). Эта методика, разработанная Уоттом (Wattom), оценивает уровень активности и саморегуляции в процессе выполнения задач, которые требуют высокой концентрации и контроля над вниманием. Ответы на вопросы шкалы позволяют получить информацию о метакогнитивных стратегиях, применяемых участниками при выполнении задач. Более того, Шкала ASRS v 1.1 используется для диагностики СДВГ у взрослых. Он позволяет установить наличие или отсутствие симптомов данного синдрома у взрослых через их оценку своего состояния и поведения (Kessler, etc., 2005) Кроме того, существуют компьютерные программы для оценки внимания и исполнительной функции. Например, методика "TestofVariablesof Attention" (TOVA) (Braverman ER, 2010) позволяет измерить внимание, активацию и контроль над ошибками у испытуемого при выполнении заданий на компьютере. Эта методика является автоматизированной и предоставляет надежные данные о когнитивных способностях испытуемого.Оценка внимания и исполнительной функции является важным элементом плана эмпирического исследования метакогнитивных процессов в структуре СДВГ. Методики, описанные выше, позволяют получить объективные данные об уровне внимания и способности к самоконтролю у испытуемых, что помогает исследователям понять механизмы работы этих когнитивных процессов и разработать эффективные методы для их коррекции.2.4 Предполагаемые результатыЦелью данного исследования является изучение метакогнитивных процессов, а именно процессов самоконтроля и регулировки своего поведения, в структуре СДВГ и выявление их влияния на эффективность когнитивных операций. Для достижения этой цели был разработан план эксперимента, который позволит получить достоверные и объективные данные.Один из главных ожидаемых результатов исследования – установление взаимосвязи между уровнем развития метакогнитивных процессов, а именно процессов контроля и регуляции, и эффективностью выполнения задач. Можно предположить, чем выше развитие метакогнитивных процессов, тем лучше справляются испытуемые с поставленными задачами и тем выше их результативность. Соответственно, если у испытуемого с СДВГ есть проблемы в регулировке своего поведения или исполнительной функции при выполнении определенного спектра действий, а контрольная группа имеет меньше проблем, то с большой вероятностью можно предположить, что метакогниция в данном случае у испытуемых с синдромом развита хуже. Основной новизной исследования является его направленность на изучение метакогнитивных процессов в структуре синдрома дефицита внимания и гиперактивности именно в условиях нашей страны, а также мы снова возвращаемся к актуальности, и говорим о том, что из-за недостаточного количества исследований в этой области вообще, то Следует отметить, что получение объективных данных о метакогнитивных процессах может быть сложной задачей. В исследовании предлагается использовать различные экспериментальные методы, включая анкетирование, наблюдение, анализ выполненных задач и обработка полученных данных с помощью методов математической статистики с применением критерия r-Cпирмена. Комбинация этих методов позволит получить максимально достоверные результаты и определить наличие взаимосвязей согласно сформулированной гипотезы. Таким образом, планируемые результаты исследования ожидаются значимыми и новаторскими в своей области. Они позволят расширить понимание метакогнитивных процессов в структуре СДВГ и выявить их влияние на эффективность когнитивных операций. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшего анализа и разработки методик тренировки и развития метакогнитивных процессов в образовательной и психологической практике. ЗАКЛЮЧЕНИЕВажно отметить, что в исследовании метакогнитивных процессов в структуре синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых были выделены несколько ключевых аспектов. Анализ научных исследований, в первую очередь, показал важную функцию метакогнитивных процессов в управлении и понимании симптомов данного синдрома. Они не только контролируют внимание и поведение, но также способны регулировать когнитивные процессы, включая планирование, оценку результатов и коррекцию действий. В ситуации взрослых с изучаемым синдромом важно учитывать, что у них наблюдается замедленное освоение стратегий саморегуляции, что может привести к трудностям в повседневной жизни и ухудшению организации деятельности. Дальнейшие исследования должны быть направлены на уточнение специфических метакогнитивных проблем, с которыми сталкиваются взрослые с СДВГ, а также на разработку и оценку эффективности индивидуальных и групповых программ по развитию метакогнитивных навыков у этой категории людей. Это позволит более точно определить стратегии и подходы, которые могут помочь взрослым с СДВГ преодолеть свои метакогнитивные трудности и улучшить качество своей жизни. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ1.Braverman ER, Chen AL, Chen TJ, Schoolfield JD, Notaro A, Braverman D, Kerner M, Blum SH, Arcuri V, Varshavskiy M, Damle U, Downs BW, Waite RL, Oscar-Berman M, Giordano J, Blum K. Test of variables of attention (TOVA) as a predictor of early attention complaints, an antecedent to dementia. Neuropsychiatr Dis Treat. 2010 Oct 15;6:681-90. doi: 10.2147/NDT.S12243. PMID: 21127685; PMCID: PMC2987500.2.Butzbach M, Fuermaier ABM, Aschenbrenner S, Weisbrod M, Tucha L, Tucha O. Metacognition in adult ADHD: subjective and objective perspectives on self-awareness of cognitive functioning. J Neural Transm (Vienna). 2021 Jul;128(7):939-955. doi: 10.1007/s00702-020-02293-w. Epub 2021 Jan 19. PMID: 33464422; PMCID: PMC8295131.3.Butzbach M, Fuermaier ABM, Aschenbrenner S, Weisbrod M, Tucha L, Tucha O. Metacognition, psychopathology and daily functioning in adult ADHD. J ClinExpNeuropsychol. 2021 May;43(4):384-398. doi: 10.1080/13803395.2021.1940104. Epub 2021 Jun 22. PMID: 34157944.4.Faraone SV, Banaschewski T, Coghill D, Zheng Y, Biederman J, Bellgrove MA, Newcorn JH, Gignac M, Al Saud NM, Manor I, Rohde LA, Yang L, Cortese S, Almagor D, Stein MA, Albatti TH, Aljoudi HF, Alqahtani MMJ, Asherson P, Atwoli L, Bölte S, Buitelaar JK, Crunelle CL, Daley D, Dalsgaard S, Döpfner M, Espinet S, Fitzgerald M, Franke B, Gerlach M, Haavik J, Hartman CA, Hartung CM, Hinshaw SP, Hoekstra PJ, Hollis C, Kollins SH, Sandra Kooij JJ, Kuntsi J, Larsson H, Li T, Liu J, Merzon E, Mattingly G, Mattos P, McCarthy S, Mikami AY, Molina BSG, Nigg JT, Purper-Ouakil D, Omigbodun OO, Polanczyk GV, Pollak Y, Poulton AS, Rajkumar RP, Reding A, Reif A, Rubia K, Rucklidge J, Romanos M, Ramos-Quiroga JA, Schellekens A, Scheres A, Schoeman R, Schweitzer JB, Shah H, Solanto MV, Sonuga-Barke E, Soutullo C, Steinhausen HC, Swanson JM, Thapar A, Tripp G, van de Glind G, van den Brink W, Van der Oord S, Venter A, Vitiello B, Walitza S, Wang Y. The World Federation of ADHD International Consensus Statement: 208 Evidence-based conclusions about the disorder. NeurosciBiobehav Rev. 2021 Sep;128:789-818. doi: 10.1016/j.neubiorev.2021.01.022. Epub 2021 Feb 4. PMID: 33549739; PMCID: PMC8328933.5.Kessler, R. C., Adler, L., Ames, M., Demler, O., Faraone, S., Hiripi, E., Howes, M. J., Jin, R., Secnik, K., Spencer, T., Ustun, T. B., & Walters, E. E. (2005). The World Health Organization Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS): a short screening scale for use in the general population. PsychologicalMedicine, 35(2), 245–256.6.Sulkes S.B. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ, СДВГ) // СПРАВОЧНИК MSD Профессиональная версия URL: https://www.msdmanuals.com/ru/professional/педиатрия/расстройства-обучения-и-психического-развития/синдром-дефицита-внимания-с-гиперактивностью-сдв-сдвг (дата обращения: 03.05.2024).7.АбковичА.Я Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом // Педагогика и психология образования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-psihologicheskomu-izucheniyu-vnimaniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 30.04.2024).8.Агрис А.Р., Егорова О.И., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Современная зарубежная психология. - 2012. - №Том 1. № 1. - С. С. 6–19.9.Литвинов А.В., Иволина Т.В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. - 2013. - №Том 2. № 3. - С. С. 59–70.10.Науменко А. С. Тест Струпа // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/test-strupa-8ff3b6/?v=4226481. – Дата публикации: 11.07.202211.Смирнова, Т. А. Методика оценки метакогнитивного опыта подростков в учебной и неучебной деятельности: конструирование и апробация / Т. А. Смирнова, А. Е. Фомин // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023.12.— Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN223.pdf13.Сото Г., Соловьева Ю., Пелайо Г., Ривас Х., Мачинская Р.И., Кинтанар Л., Хазин И. Нейропсихологические и электрофизиологические профили у подростков с СДВГ: качественный подход // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 32–44. DOI: 10.17759/chp.202218020414.Хеллоуэлл, М.Х Рейти Д. Дж. СДВГ 2.0 Новые стратегии успешной жизни людей с синдромом дефицита внимания. - М.: АСТ, 2022. - 207 с.15.Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И., Айтбеков К. А. Клиническая типология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2010. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskaya-tipologiya-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu (дата обращения: 05.05.2024).16. Эргашева, Н.Н. Юнусов М.З. У. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ИЛИ СДВГ. МЕДИЦИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ // ORIENSS. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-ili-sdvg-meditsinskiy-vzglyad-na-problem
2. Butzbach M, Fuermaier ABM, Aschenbrenner S, Weisbrod M, Tucha L, Tucha O. Metacognition in adult ADHD: subjective and objective perspectives on self-awareness of cognitive functioning. J Neural Transm (Vienna). 2021 Jul;128(7):939-955. doi: 10.1007/s00702-020-02293-w. Epub 2021 Jan 19. PMID: 33464422; PMCID: PMC8295131.
3. Butzbach M, Fuermaier ABM, Aschenbrenner S, Weisbrod M, Tucha L, Tucha O. Metacognition, psychopathology and daily functioning in adult ADHD. J Clin Exp Neuropsychol. 2021 May;43(4):384-398. doi: 10.1080/13803395.2021.1940104. Epub 2021 Jun 22. PMID: 34157944.
4. Faraone SV, Banaschewski T, Coghill D, Zheng Y, Biederman J, Bellgrove MA, Newcorn JH, Gignac M, Al Saud NM, Manor I, Rohde LA, Yang L, Cortese S, Almagor D, Stein MA, Albatti TH, Aljoudi HF, Alqahtani MMJ, Asherson P, Atwoli L, Bölte S, Buitelaar JK, Crunelle CL, Daley D, Dalsgaard S, Döpfner M, Espinet S, Fitzgerald M, Franke B, Gerlach M, Haavik J, Hartman CA, Hartung CM, Hinshaw SP, Hoekstra PJ, Hollis C, Kollins SH, Sandra Kooij JJ, Kuntsi J, Larsson H, Li T, Liu J, Merzon E, Mattingly G, Mattos P, McCarthy S, Mikami AY, Molina BSG, Nigg JT, Purper-Ouakil D, Omigbodun OO, Polanczyk GV, Pollak Y, Poulton AS, Rajkumar RP, Reding A, Reif A, Rubia K, Rucklidge J, Romanos M, Ramos-Quiroga JA, Schellekens A, Scheres A, Schoeman R, Schweitzer JB, Shah H, Solanto MV, Sonuga-Barke E, Soutullo C, Steinhausen HC, Swanson JM, Thapar A, Tripp G, van de Glind G, van den Brink W, Van der Oord S, Venter A, Vitiello B, Walitza S, Wang Y. The World Federation of ADHD International Consensus Statement: 208 Evidence-based conclusions about the disorder. Neurosci Biobehav Rev. 2021 Sep;128:789-818. doi: 10.1016/j.neubiorev.2021.01.022. Epub 2021 Feb 4. PMID: 33549739; PMCID: PMC8328933.
5. Kessler, R. C., Adler, L., Ames, M., Demler, O., Faraone, S., Hiripi, E., Howes, M. J., Jin, R., Secnik, K., Spencer, T., Ustun, T. B., & Walters, E. E. (2005). The World Health Organization Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS): a short screening scale for use in the general population. Psychological Medicine, 35(2), 245–256.
6. Sulkes S.B. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ, СДВГ) // СПРАВОЧНИК MSD Профессиональная версия URL: https://www.msdmanuals.com/ru/professional/педиатрия/расстройства-обучения-и-психического-развития/синдром-дефицита-внимания-с-гиперактивностью-сдв-сдвг (дата обращения: 03.05.2024).
7. Абкович А.Я Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом // Педагогика и психология образования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-psihologicheskomu-izucheniyu-vnimaniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 30.04.2024).
8. Агрис А.Р., Егорова О.И., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Современная зарубежная психология. - 2012. - №Том 1. № 1. - С. С. 6–19.
9. Литвинов А.В., Иволина Т.В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. - 2013. - №Том 2. № 3. - С. С. 59–70.
10. Науменко А. С. Тест Струпа // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/test-strupa-8ff3b6/?v=4226481. – Дата публикации: 11.07.2022
11. Смирнова, Т. А. Методика оценки метакогнитивного опыта подростков в учебной и неучебной деятельности: конструирование и апробация / Т. А. Смирнова, А. Е. Фомин // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023.
12. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN223.pdf
13. Сото Г., Соловьева Ю., Пелайо Г., Ривас Х., Мачинская Р.И., Кинтанар Л., Хазин И. Нейропсихологические и электрофизиологические профили у подростков с СДВГ: качественный подход // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 32–44. DOI: 10.17759/chp.2022180204
14. Хеллоуэлл, М.Х Рейти Д. Дж. СДВГ 2.0 Новые стратегии успешной жизни людей с синдромом дефицита внимания. - М.: АСТ, 2022. - 207 с.
15. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И., Айтбеков К. А. Клиническая типология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2010. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskaya-tipologiya-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu (дата обращения: 05.05.2024).
16. Эргашева, Н.Н. Юнусов М.З. У. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ИЛИ СДВГ. МЕДИЦИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ // ORIENSS. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-ili-sdvg-meditsinskiy-vzglyad-na-problem