Анализ роли педагога в системе дополнительного образования в историческом контексте.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 29.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты изучения роли педагога в системе дополнительного образование 6
1.1 Влияние педагога на формирование образовательной среды 6
1.2 Методы работы педагога в дополнительном образовании 10
1.3 .Исторический вопрос развития системы дополнительного образования в России 16
2. Развитие личности педагога дополнительного образования детей 20
2.1 Исследования значимости дополнительного образования для детей 20
2.2 Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей 24
Заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ : 30
Приложение 1 33
Мы считаем, что в контексте дополнительного образования детей следует говорить не только о функциональной целостности, но и о культурной модели учреждения, которая объединяет всех участников образовательного процесса и отражает их ценности и взгляды.2.2 Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детейМногочисленные исследования подтверждают, что успех работы педагога дополнительного образования во многом зависит от его способности целенаправленно и системно ставить, и решать задачи, связанные с воспитанием и обучением учащихся. Системное восприятие своей профессиональной деятельности и умение планировать её перспективы становятся важными показателями профессионализма. Необходимо осознавать свою работу в контексте её истории и будущего, а также оценивать каждое действие с точки зрения возможностей именно данного учреждения дополнительного образования. Важно уметь анализировать содержание образовательной программы в контексте индивидуального развития каждого ребенка и потенциала творческого объединения.На практике системный подход требует от педагога дополнительного образования, работающего на современном научно-методическом уровне, навыков в системном анализе текущих проблем, умений реагировать на изменения в социально-педагогических условиях и оценки изменений в развитии ребенка. Непоследовательные и хаотичные решения педагогических задач оказываются неэффективными и могут привести к непредсказуемым результатам. Системный подход позволяет оптимально достигать воспитательных целей.Системная структура воспитательно-образовательного процесса часто формируется на основе заранее установленных целей и задач. В таком случае целевой компонент выступает в роли фундамента для формирования педагогической системы. Конечно, можно построить педагогическую систему, опираясь на какой-либо новый метод, но она при этом будет другой, с измененными функциями и диапазоном решаемых задач. Тем не менее, практика подтверждает особую значимость целевого компонента как отправной точки для построения целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности педагога.Очевидно, что чем более тщательно педагог проработает цели и задачи, тем яснее станут приемлемые способы их реализации, а также необходимые формы, средства и методы. Все элементы педагогической системы (цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия и результаты) обладают своей самостоятельностью, но их детальный анализ показывает, что каждый из них отражает лишь отдельный аспект профессионального опыта педагога. Однако это важные аспекты, которые формируют основу для комплексного анализа профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.В рамках деятельности детского творческого объединения можно выделить планы его внутренней и внешней работы, что демонстрирует его системный подход. Внутренняя работа объединения представляет собой независимую деятельность, осуществляемую на уровне внутренней структуры. В то же время данное объединение является важным компонентом внешней образовательной системы, выполняя роль основной единицы в функционировании учреждения дополнительного образования.Подводя итоги вышеизложенному, можно выделить ключевые структурные элементы системно организованного педагогического объекта. Таким объектом выступает деятельность любого детского творческого объединения в контексте определённого учреждения дополнительного образования.Представленная ниже педагогическая схема, как показал наш эксперимент в ДДиЮТ им. В. Дубинина, позволяет достаточно объективно оценивать качество работы любого педагога дополнительного образования.Алгоритм выявления ППО представлен в приложении 1.Этап определения эффективного педагогического опыта включает ряд взаимосвязанных и последовательных действий, таких как:обнаружение адреса педагогического опыта, который демонстрирует эффективность;понимание сути этого опыта.Информационные источники о авторах успешного педагогического опыта могут включать:результаты мониторинга успешности усвоения образовательных программ учениками;анализ уроков, проводимых педагогом в детских группах;сведения от администрации образовательного учреждения о педагогах, работающих в инновационном направлении;официальное заявление автора опыта о своих достижения, новшествах и специфических методах, которые позволяют достигать лучших результатов по сравнению с традиционными подходами;результаты участия в районных, окружных и областных конкурсах;профессиональные мастер-классы и фестивали педагогических идей;конференции и семинары;другие формы взаимодействия педагогов, в ходе которых они представляют свои исследования и подтверждают их эффективность;отзывы коллег, присутствовавших на занятиях;опросы учеников и их родителей;рекомендации, полученные в процессе повышения квалификации;прочие источники информации.Критерии выявления передового педагогического опыта включают в себя несколько ключевых аспектов. Прежде всего, важно определить соответствие опыта современным общественным требованиям и потребностям, что отражает реакцию педагогов на социальные запросы.Вторым критерием является высокая эффективность образовательной деятельности, при которой достигаются значительные результаты в процессе обучения и воспитания. Третий аспект касается рационального использования ресурсов педагогов и учащихся для поддержания устойчивых положительных результатов, избегая перегрузок и негативных последствий для здоровья.Четвёртый признак - это стабильность образовательных результатов на протяжении длительного времени. Пятый критерий подразумевает наличие инновационных элементов, выявляемых через наблюдения за педагогическим процессом. Шестой аспект - актуальность и перспектива данного опыта, с учётом его способности решать актуальные задачи. Седьмой показатель - репрезентативность, подтверждающая позитивные результаты в массовой практике. Наконец, восьмым критерием является соответствие современным педагогическим достижениям и научной обоснованности, что позволяет проанализировать опыт в контексте современных знаний.Кроме того, регулярное применение этой схемы дает возможность педагогам выявить свои типичные недоработки и определить эффективные способы их устранения, что способствует постоянному улучшению профессионального опыта.Таким образом, в процессе системного анализа качества работы детских творческих объединений целесообразно выделить несколько ключевых компонентов:Целевой компонент, охватывающий формулировку целей и задач, который раскрывает уникальность педагогического опыта; в рамках этого компонента необходимо выделить два звена: воспитательное и дидактическое. Содержание образования, необходимое для усвоения в процессе обучения, которое обеспечит достижение поставленных целей.Педагогические принципы, комбинируя которые, педагог организует процесс освоения образовательной программы.Важным аспектом целевого компонента является возможность оценки как воспитательных, так и дидактических целей. Воспитательные цели направлены на развитие личностных качеств обучающихся, формирование у них культурных и нравственных ценностей. Дидактические цели, в свою очередь, фокусируются на повышении уровня знаний и навыков, необходимых для успешного освоения образовательного материала. Такой подход позволяет создать гармоничную среду для роста и развития детей.Содержание образования должно быть строго структурировано и включать в себя как теоретические, так и практические элементы. Это способствует не только усвоению знаний, но и применению их на практике. Важно, чтобы программы были актуальными и соответствовали интересам детей, что сделает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.Педагогические принципы, такие как индивидуализация, активизация познавательной деятельности, диалогичность, играют ключевую роль в организации образовательного процесса. Их грамотное сочетание помогает педагогам находить оптимальные методы и формы работы, что, в свою очередь, ведет к повышению качества образования и удовлетворенности участников образовательного процесса.Результаты обучения и воспитания, которые объективно отражают достигнутые цели и задачи и могут быть проверены эмпирическими методами.ЗаключениеВ ходе исследования мы пришли к выводу, что роль педагога в системе дополнительного образования является динамичной и многогранной. На протяжении исторических этапов развития дополнительного образования в России наблюдается неуклонное изменение позиций и функций педагогов, что отражает социальные и культурные трансформации общества. Педагоги, выступая в качестве наставников и мотиваторов, способствуют не только развитию конкретных навыков у учащихся, но и формируют их личностные качества и уверенность в своих силах.Современные тенденции, такие как внедрение инновационных образовательных технологий и индивидуализированный подход к обучению, требуют от педагогов высокой степени адаптивности и профессионализма. Педагоги должны быть готовы к непрерывному обучению и саморазвитию, чтобы эффективно отвечать на вызовы времени и соответствовать ожиданиям обучающихся.Таким образом, качественная работа педагогов в системе дополнительного образования не только содействует успешному становлению учащихся, но и вносит вклад в развитие общества в целом, формируя гармонично развитую личность, способную к активной деятельности в меняющемся мире.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ :А.В.Занина «Основы педагогического мастерства»: Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 – 288 с.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования. - М., ВЛАДОС,2001.Горский В. А., Журкина А.Я. Система дополнительного образования детей, /ж. Дополнительное образование № 1.\ М.,2000.Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев. - М.: АРКТИ., 2002. - 112с.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. О. Е. Лебедева.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 256с.Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи, /ж. Внешкольник № 3.- М., 2002.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: ВЛАДОС, 2003.Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики: Уч. Пос. для студ. Пед. вузов и колледжей/Под. Ред. П.И.Пидкасистого/ - М: Педагогическое общество России, 2002 - 160 с.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр, и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384с.И.Ф.Демидова «Педагогическая психология», М.: Академический проект, Трикста, 2006 – 224 с.Картавцева В. А. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования. /ж. Дополнительное образование №6. - М., 2002.Коваль М. Б., Полова Г. Н., Карапольцева Н. А. Материалы к аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования. /Под общ. ред. М. Б. Коваль. - М., 2002.Коваль М. Б., Усанов В. У., Попова А. А. Стратегия развития учреждений дополнительного образования. /Под общ. ред. М. Б. Коваль. - М., 2000.Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь: для студ. Высш и сред. Пед.учеб. завед. - М.: изд. Центр «Академия», 2000-176с.Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М., 1955.Л.Р.Болотина «Дошкольная педагогика»: Учебное пособие ГРИФ 2005 – 224 с.Ляшко JI. Ю. Технологическое обеспечение работы педагога дополнительного образования, /ж. Дополнительное образование № 6. - М., 2002.Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие студентов педагогических учебных заведений. - М.: педагогическое общество России, 2002. - 268с.Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 288с.Младенцев А. И., Тищенко А. И. Д. И. Менделеев, его жизнь и творчество. - М.: 1938. - 215с.Носова М. А. Должностные обязанности педагога дополнительного образования, /ж. Классный руководитель № 4. - М., 2002.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. И. Шиянов и др.; Под. ред. С. А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998,- 512с. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов. - М.: Школа- Пресс, 1998. - 512с.Приложение 1Алгоритм выявления передового педагогического опыта 1. Проведите проблемный анализ деятельности УДО. 2. Выявите актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса учреждения. 3. Определите педагогов, которые успешно решают эти проблемы. 4. Примите решения (на методическом или педагогическом совете) об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Определите ответственных за изучение и обобщение опыта.
1. А.В.Занина «Основы педагогического мастерства»: Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 – 288 с.
2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования. - М., ВЛАДОС,2001.
3. Горский В. А., Журкина А.Я. Система дополнительного образования детей, /ж. Дополнительное образование № 1.\ М.,2000.
4. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев. - М.: АРКТИ., 2002. - 112с.
5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. О. Е. Лебедева.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 256с.
6. Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи, /ж. Внешкольник № 3.- М., 2002.
7. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: ВЛАДОС, 2003.
8. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики: Уч. Пос. для студ. Пед. вузов и колледжей/Под. Ред. П.И.Пидкасистого/ - М: Педагогическое общество России, 2002 - 160 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр, и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384с.
10. И.Ф.Демидова «Педагогическая психология», М.: Академический проект, Трикста, 2006 – 224 с.
11. Картавцева В. А. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования. /ж. Дополнительное образование №6. - М., 2002.
12. Коваль М. Б., Полова Г. Н., Карапольцева Н. А. Материалы к аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования. /Под общ. ред. М. Б. Коваль. - М., 2002.
13. Коваль М. Б., Усанов В. У., Попова А. А. Стратегия развития учреждений дополнительного образования. /Под общ. ред. М. Б. Коваль. - М., 2000.
14. Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь: для студ. Высш и сред. Пед.учеб. завед. - М.: изд. Центр «Академия», 2000-176с.
15. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М., 1955.
16. Л.Р.Болотина «Дошкольная педагогика»: Учебное пособие ГРИФ 2005 – 224 с.
17. Ляшко JI. Ю. Технологическое обеспечение работы педагога дополнительного образования, /ж. Дополнительное образование № 6. - М., 2002.
18. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.
19. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие студентов педагогических учебных заведений. - М.: педагогическое общество России, 2002. - 268с.
20. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 288с.
21. Младенцев А. И., Тищенко А. И. Д. И. Менделеев, его жизнь и творчество. - М.: 1938. - 215с.
22. Носова М. А. Должностные обязанности педагога дополнительного образования, /ж. Классный руководитель № 4. - М., 2002.
23. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. И. Шиянов и др.; Под. ред. С. А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998,- 512с.
24. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов. - М.: Школа- Пресс, 1998. - 512с.