Институт иностранных агентов в современном российском законодательстве

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовное право
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1. Правовые основания для признания лиц и организаций иностранными агентами в России 4
1.1. Процедуры признания лиц и организаций иностранными агентами в России 4
1.2. Права и обязанности иностранных агентов в России 11
2. Сравнительный анализ статуса иностранных агентов в России и других странах 16
2.1. История статуса иностранных агентов в России 16
2.2. Последние изменения в законодательстве о статусе иностранных агентов в России 21
3. Практика применения законодательства о статусе иностранных агентов в России 25
3.1. Рекомендации по совершенствованию законодательства о статусе иностранных агентов в России 25
3.2. Политический контекст признания лиц и организаций иностранными агентами в России 26
3.3. Публичное мнение о статусе иностранных агентов в России 35
3.4. Этические аспекты признания лиц и организаций иностранными агентами в России 36
Заключение 38
Список использованных источников 39



Фрагмент для ознакомления

Их деятельность регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". НОО является иностранным агентом, если:получает денежные средства и иное имущество из иностранных источников;участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;или намеревается получать денежные средства и иное имущество из этих источников и участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации4.3. Российские СМИ, выполняющие функции иностранного агента. Средство массовой информации является иностранным агентом, если:распространяет сообщения и материалы, которые созданы или распространяются иностранным средством массовой информации или учрежденным им российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента; участвует в создании таких сообщений и материалов.;получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства или уполномоченных ими лиц, от иностранного средства массовой информации или созданного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от эти источники.4. Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента. Средство массовой информации является иностранным агентом, если оно получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства или уполномоченных ими лиц, от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из этих источников 6.5. Физические лица (независимо от гражданства и при его отсутствии), включенные в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо является иностранным агентом7, если:осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства или собирает информацию в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которая может быть использована против безопасности Российской Федерации. нашей страны, при поддержке такой деятельности в виде предоставления финансовых средств, иного имущества или организационной и методической помощи 8.Сообщения и материалы, распространяемые зарубежными СМИЭто публичное распространение любого информационного материала, будь то текст (публикация статьи в зарубежном журнале, комментарий в СМИ, книга), видео, аудио, подкаст; личный пост или комментарий под чужим постом в социальной сети, репост кого-либо чужое сообщение и т.д.Политическая деятельность, в которой участвуют иностранные агентыПолитической деятельностью признается деятельность в области государственного строительства, защиты основ конституционного строя и федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности России, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, национальной обороны, внешней политики, социально-экономическое и национальное развитие нашей страны, развитие политической системы, деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, законодательное регулирование прав и свобод человека с целью оказания влияния на разработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов и органов местного самоуправления, их решения и действия.Формы политической активности:участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований; участие в организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдумах или в наблюдении за их проведением, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;обращения общественности к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам и другие действия, влияющие на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение и отмену нормативных правовых актов;распространение мнений о решениях, принимаемых государственными органами, и их политике;формирование общественно-политических убеждений, в том числе путем проведения социологических исследований и публикации их результатов;вовлечение граждан в эту деятельность;финансирование такой деятельности9.Денежные средства и имущество из зарубежных источниковОплата труда штатных сотрудников иностранных СМИ на основании трудовых договоров;переводы из-за рубежа (в том числе переводы на основании гражданско-правовых договоров) через банки и другие системы, включая переводы на телефон;вознаграждения и компенсации за участие в мероприятиях иностранных агентов, включая участие в международных конференциях;получение денежных премий из-за рубежа и т.д.Как иностранные агенты включаются в реестр?Реестр иностранных агентов ведется Министерством юстиции РФ10 (в списки включены СМИ, общественные организации, НКО и физические лица, выполняющие функции иностранного агента11). Он размещен на официальном сайте ведомства.Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 216 установлены правила формирования и ведения реестра иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента12. Субъект включается в реестр после получения его заявления о внесении сведений о нем в реестр или документов, направленных органом государственной власти Российской Федерации, подтверждающих, что субъект выполняет функции иностранного агента.Основанием для включения общественного объединения в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, является приказ Министерства юстиции Российской Федерации. Он выдается после получения уведомления или документов, направленных органом государственной власти Российской Федерации, подтверждающих получение общественным объединением денежных средств и иного имущества из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации.Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 июня 2021 года № 106 установлен порядок включения лица в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента13. Заявление о внесении сведений о нем в реестр должно быть подано физическим лицом в Министерство юстиции в течение 10 рабочих дней с даты начала политической деятельности на территории Российской Федерации или сбора информации при поддержке иностранного источника и граждан Российской Федерации или российских организаций. действуя в его интересах.Признан иностранным агентом. Что будет дальше?С момента включения субъекта в реестр иностранных агентов запрещается распространять информацию о нем в средствах массовой информации и в их сообщениях в Интернете, а также материалы, созданные им, без указания на то, что субъект выполняет функции иностранного агента14. Несоблюдение этого правила влечет за собой ответственность.Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации и российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, должны сопровождаться следующей инструкцией:15 "Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и (или) юридического лица, выполняющего функции иностранного агента". Российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента".При распространении медиаматериалов в печатном виде и с использованием Интернета, а также аудиовизуальной продукции это указание должно быть оформлено в виде текстового сообщения, а при распространении аудиосообщений – в аудиоформе. Размер шрифта для обозначения в печатных материалах и на веб-сайтах должен в два раза превышать размер текста материала. Цвет шрифта должен контрастировать с фоном. Указание, размещаемое в аудиовизуальной продукции, должно располагаться в центре изображения на площади не менее 20% от его размера. При размещении указания в материалах в звуковом виде не допускается его наложение на звуковые фрагменты этого материала, а также использование технологий, повышающих скорость его воспроизведения. Уровень громкости звука не должен снижаться при воспроизведении инструкции.За что могут быть наказаны иностранный агент и те, кто о нем говорит?Давайте разберемся, кто и за что может быть привлечен к ответственности.Прекращение деятельности СМИ (статья 16 Закона о СМИ).Распространение в средствах массовой информации и в их сообщениях в Интернете информации об иностранном агенте или созданных им материалах без указания на то, что он выполняет функции иностранного агента, свидетельствует о злоупотреблении свободой СМИ (статья 4 Закона о СМИ). Подобные нарушения, неоднократно совершаемые редакцией в течение 12 месяцев, а также невыполнение судебного решения о приостановлении деятельности СМИ являются основанием для прекращения этой деятельности.Административная ответственность1. Ответственность за злоупотребление свободой СМИ (статья 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)Распространение в СМИ и в их сообщениях и материалах в сети Интернет информации об иностранном агенте или созданных им материалах без указания на то, что он выполняет функции иностранного агента, влечет наложение штрафа: на граждан – от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей .2. Ответственность за непредоставление информации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ)3.3. Публичное мнение о статусе иностранных агентов в РоссииСпикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин заявил, что закон об иностранных агентах был создан для защиты страны: "Любой, кто поет с чужого голоса и получает за это деньги, должен понимать: иностранный агент - это самое демократичное, что другие страны принимают в подобных случаях. Везде есть уголовные приговоры, тюремное заключение и многое другое".Российский юрист Александр Передрук раскритиковал этот закон за расплывчатую формулировку относительно доходов из иностранных источников: "Получается очень удобно: например, если у вашего работодателя есть иностранный контрагент (условно, продает мебель за рубеж), то ваша зарплата - это иностранное финансирование. Остается зарегистрировать хотя бы один аккаунт в любой социальной сети, написав в нем пост любого содержания, и с точки зрения закона есть все основания признать вас "иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента".Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) счел этот закон нарушающим права человека — в частности, по мнению органа, он ограничивает свободу собраний и ассоциаций, гарантированную Конституцией Российской Федерации. Однако Россия больше не признает и не выполняет решения этого суда.ДоказательстваВ России существует "династия иностранных агентов" — в 2022 году журналист Митя Алешковский и его мать, историк Татьяна Эйдельман (оба признаны в России иностранными агентами) появились в реестре с разницей примерно в месяц.3.4. Этические аспекты признания лиц и организаций иностранными агентами в РоссииФизическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, может быть признано лицо, осуществляющее на территории Российской Федерации сбор информации в интересах и за счет поддержки иностранного государства в области военной деятельности Российской Федерации, которая может быть использована против безопасности Российской Федерации Федерация. Такое лицо обязано подать заявление или уведомление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.Целью законодательства об иностранном агенте - физическом лице является обеспечение прозрачности иностранного влияния на принятие решений государственными органами Российской Федерации, противодействие скрытому вмешательству иностранных государств во внешние и внутренние дела Российской Федерации.Согласно части 1 статьи 2.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основных прав и свобод человека, гражданина Российской Федерации", основания для присвоения статуса иностранного агента появляются, если физическое лицо одновременно:1) действует в интересах иностранного государства, международной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (иностранный источник);2) осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации или собирает информацию в области военной и военно-технической деятельности Российской Федерации, которая при получении иностранным государством (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства) может быть использована против безопасности Российской Федерации, при отсутствии признаков таких преступлений , как государственная измена или шпионаж;3) получает финансовую, иную имущественную или организационно-методическую помощь от иностранного источника или от гражданина Российской Федерации, российской организации, действующей в интересах иностранного источника.Таким образом, для признания физического лица иностранным агентом необязательно, чтобы оно собирало военную информацию, а скорее осуществляло политическую деятельность на территории Российской Федерации при соблюдении двух других условий.По смыслу пунктов 2, 10, 11 части 1 ст. в соответствии со ст. 2.1 указанного закона политической деятельностью в Российской Федерации (в том числе в форме ее финансирования) признается любая деятельность в области государственного строительства, защиты конституционного строя, территориального устройства, защиты суверенитета и территориальной целостности, обеспечения правопорядка, государственной и общественной безопасности Российской Федерации. ЗаключениеТермин "иностранный агент" обычно используется для обозначения физических или юридических лиц, которые занимаются политической деятельностью в интересах иностранного государства. Это может включать финансирование и организацию мероприятий, распространение информации и лоббирование интересов иностранного государства. Иностранных агентов не следует путать с лицами, связанными с иностранными агентами. Реестр, который ведет Министерство юстиции, содержит информацию о лицах, связанных с иностранными агентами. К таким лицам относятся те, кто работал или работает в органах юридического лица агента, а также учредители, члены, участницы, руководители или сотрудники таких органов. Кроме того, в реестре будут указаны люди, которые работали или работают в органах незарегистрированного общественного объединения - иностранного агента, а также учредители, члены, участницы и руководители таких органов. Некоторые страны вводят ограничения на деятельность иностранных агентов, в том числе на иностранное финансирование политических партий, СМИ и некоммерческих организаций. Целью таких ограничений является предотвращение негативного влияния иностранных государств на внутренние дела страны и защита ее национальных интересов. Закон FARA в США был принят для регулирования деятельности иностранных агентов, в том числе для борьбы с лоббированием иностранных политических интересов. Документ был принят в 1938 году и с тех пор несколько раз менялся. Согласно Закону FARA, лица, представляющие интересы иностранных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц, обязаны зарегистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. Список использованных источников1. Аистова, Л. С. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Л.С. Аистова. - М.: ДЕАН, 2022. - 320 c.2. Актуальные проблемы уголовного права. Учебник / А.В. Грошев и др. - М.: Проспект, 2019. - 560 c.3. Борзенков, Г. Н. Преступления против жизни и здоровья. Закон и правоприменительная практика / Г.Н. Борзенков. - М.: Зерцало, 2022. - 256 c.4. Бурмагин, С.В. Статус и деятельность суда в уголовном процессе. Учебное пособие / С.В. Бурмагин. - М.: Проспект, 2019. - 665 c.5. Ветошкина, Е. Д. Геноцид в российском и международном уголовном праве. Учебное пособие / Е.Д. Ветошкина. - М.: Инфра-М, Норма, 2021. - 128 c.6. Грачева, Ю. В. Квалификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Учебное пособие / Ю.В. Грачева, В.В. Палий. - М.: Проспект, 2020. - 431 c.7. Грачева, Ю. В. Судейское усмотрение в уголовном праве / Ю.В. Грачева. - М.: Проспект, 2019. - 112 c.8. Дядькин, Д. С. Теоретические основы назначения уголовного наказания / Д.С. Дядькин. - М.: Юридический центр, 2022. - 492 c.9. Есаков, Г. А. Уголовное право зарубежных стран / Г.А. Есаков, Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. - М.: Проспект, 2019. - 336 c.10. Зубарев, С. М. Уголовно-исполнительное право / С.М. Зубарев, В.А. Казакова, А.А. Толкаченко. - М.: Юрайт, 2021. - 448 c.11. Игнатов, А. Н. Курс российского уголовного права. Том 1. Общая часть / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. - М.: Инфра-М, Норма, 2021. - 560 c.12. Качалов, В. И. Уголовно-процессуальное право. Практикум: моногр. / В.И. Качалов, О.В. Качалова. - М.: Юрайт, 2021. - 392 c.13. Козаченко, И.Я. Уголовное право. Особенная часть в 2 т. Том 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. - Москва: Мир, 2019. - 351 c.14. Кочои, С. М. Уголовное право. Общая и Особенная части. Краткий курс / С.М. Кочои. - М.: Контракт, WoltersKluwer, 2018. - 404 c.15. Лазарева, В. А. Доказывание в уголовном процессе / В.А. Лазарева. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2019. - 352 c.16. Петренко, А.В. Уголовное право. Шпаргалки / А.В. Петренко. - М.: АСТ, 2019. - 747 c.17. Познышев, С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса / С.В. Познышев. - Москва: Мир, 2019. - 270 c.18. Рагимов, И. М. Философия преступления и наказания / И.М. Рагимов. - М.: Юридический центр, 2022. - 290 c.19. Сборник задач по уголовному процессу. - М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2018. - 152 c.20. Смолина, Л. В. Уголовно-исполнительное право. Краткий курс / Л.В. Смолина. - М.: Окей-книга, 2019. - 144 c.21. Уголовно-исполнительное право России. В 2 томах (комплект). - М.: Юрайт, 2018. - 816 c.22. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Интерактивный практикум. Учебное пособие (+ CD-ROM). - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 446 c.23. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2019. - 800 c.24. Уголовно-процессуальное право. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2018. - 923 c.25. Уголовное право России. Часть особенная. - М.: Проспект, 2022. - 818 c.


1. Аистова, Л. С. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Л.С. Аистова. - М.: ДЕАН, 2022. - 320 c.
2. Актуальные проблемы уголовного права. Учебник / А.В. Грошев и др. - М.: Проспект, 2019. - 560 c.
3. Борзенков, Г. Н. Преступления против жизни и здоровья. Закон и правоприменительная практика / Г.Н. Борзенков. - М.: Зерцало, 2022. - 256 c.
4. Бурмагин, С.В. Статус и деятельность суда в уголовном процессе. Учебное пособие / С.В. Бурмагин. - М.: Проспект, 2019. - 665 c.
5. Ветошкина, Е. Д. Геноцид в российском и международном уголовном праве. Учебное пособие / Е.Д. Ветошкина. - М.: Инфра-М, Норма, 2021. - 128 c.
6. Грачева, Ю. В. Квалификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Учебное пособие / Ю.В. Грачева, В.В. Палий. - М.: Проспект, 2020. - 431 c.
7. Грачева, Ю. В. Судейское усмотрение в уголовном праве / Ю.В. Грачева. - М.: Проспект, 2019. - 112 c.
8. Дядькин, Д. С. Теоретические основы назначения уголовного наказания / Д.С. Дядькин. - М.: Юридический центр, 2022. - 492 c.
9. Есаков, Г. А. Уголовное право зарубежных стран / Г.А. Есаков, Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. - М.: Проспект, 2019. - 336 c.
10. Зубарев, С. М. Уголовно-исполнительное право / С.М. Зубарев, В.А. Казакова, А.А. Толкаченко. - М.: Юрайт, 2021. - 448 c.
11. Игнатов, А. Н. Курс российского уголовного права. Том 1. Общая часть / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. - М.: Инфра-М, Норма, 2021. - 560 c.
12. Качалов, В. И. Уголовно-процессуальное право. Практикум: моногр. / В.И. Качалов, О.В. Качалова. - М.: Юрайт, 2021. - 392 c.
13. Козаченко, И.Я. Уголовное право. Особенная часть в 2 т. Том 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. - Москва: Мир, 2019. - 351 c.
14. Кочои, С. М. Уголовное право. Общая и Особенная части. Краткий курс / С.М. Кочои. - М.: Контракт, Wolters Kluwer, 2018. - 404 c.
15. Лазарева, В. А. Доказывание в уголовном процессе / В.А. Лазарева. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2019. - 352 c.
16. Петренко, А.В. Уголовное право. Шпаргалки / А.В. Петренко. - М.: АСТ, 2019. - 747 c.
17. Познышев, С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса / С.В. Познышев. - Москва: Мир, 2019. - 270 c.
18. Рагимов, И. М. Философия преступления и наказания / И.М. Рагимов. - М.: Юридический центр, 2022. - 290 c.
19. Сборник задач по уголовному процессу. - М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2018. - 152 c.
20. Смолина, Л. В. Уголовно-исполнительное право. Краткий курс / Л.В. Смолина. - М.: Окей-книга, 2019. - 144 c.
21. Уголовно-исполнительное право России. В 2 томах (комплект). - М.: Юрайт, 2018. - 816 c.
22. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Интерактивный практикум. Учебное пособие (+ CD-ROM). - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 446 c.
23. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2019. - 800 c.
24. Уголовно-процессуальное право. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2018. - 923 c.
25. Уголовное право России. Часть особенная. - М.: Проспект, 2022. - 818 c.