Система предупреждения преступлений экономической направленности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 41 41 страница
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 20.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 6
1.1. Преступления экономической направленности как угроза национальной безопасности 6
1.2. Объекты предупреждения преступлений экономической направленности 16
1.3. Субъекты предупреждения преступлений экономической направленности 18
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 29
2.1. Общесоциальные меры предупреждения преступлений экономической направленности 29
2.2. Специальные меры предупреждения преступлений экономической направленности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Фрагмент для ознакомления

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней. Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере среди населения, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, обращение к потенциальным жертвам в целях профилактики совершаемых в отношении них преступлений пока используется крайне редко.Предупреждение экономической преступности включает в себя ряд мер воздействия на весь причинно-факторный ее комплекс. Она включает в себя противодействие экономической преступности в полном объеме. Основные меры по противодействию экономической преступности: 1. Информационная деятельность о проявлениях экономической преступности, сбор банка данных относительно типичных схем преступных действий, результатов борьбы с нею. 2. Аналитическая деятельность по экономической преступности, криминологический прогноз ее развития. На основе таких прогнозов и строятся законопроекты. При этом необходимо учитывать реагирование преступности на принимаемые меры борьбы с нею. 3. Определение максимально эффективной стратегии по противодействию экономической преступности. Эта стратегия предусматривает приоритет предупредительных мер с помощью воздействия на причины и условия преступности по отношению к мерам привлечения к уголовной ответственности. 4. Дифференцированный подход к разным видам преступности. Особое место занимает организованная и профессиональная преступность. При правильной стратегии наносится удар по самим организованным формированиям, их лидерам и по преступным капиталам. 5. Разработка тактики борьбы с отдельными видами экономических преступлений. Она является частью стратегии и учитывает ограниченность кадров, проблемы финансирования, технического оснащения, профессионального искусства представителей исполнительных органов. 6. Создание программы борьбы с экономической преступностью всего общества, всех его структур. Эта программа включает в себя цель, задачи, средства борьбы с экономической преступностью, этапы, исполнителей, характер ресурсного обеспечения этих средств. 7. Законотворчество в целях предупреждения экономической преступности и борьбы с нею. 8. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с нею и для предупреждения экономической преступности. Статья 8 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” предусматривает координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы, налоговой полиции, других правоохранительных органов. Высшим органом координации борьбы с преступностью является Совет Безопасности. Он определяет наиболее явственные внутренние и внешние угрозы обществу, организует подготовку целевых программ.Экономическая безопасность общества обеспечивается на трех основных уровнях: социальном, конкретного предприятия, личностном. На социальном уровне важно включение в жизнь общества наиболее современной модели рыночной экономики, а также включение всех рычагов, которые способны нейтрализовать различные причинные факторы преступности, находящиеся на уровне общественной жизнедеятельности. Обеспечение экономической безопасности на уровне конкретного предприятия важно осуществить таким образом, чтобы предприниматели и бизнесмены могли создавать свои системы безопасности, которые бы тесно сотрудничали с правоохранительными органами. Личностный уровень подразумевает выработку нового правого сознания и правовой экономической культуры законопослушных граждан в целях охраны их интересов от преступников и недобросовестных конкурентов.2.2. Специальные меры предупреждения преступлений экономической направленностиДля сокращения количества экономических правонарушений используют специальные меры профилактики. Ученые-теоретики делят эти меры на две группы: общие (они лишь косвенным образом помогают достичь желаемой результата) и целенаправленные. Существует разделение мер и по сфере применения: экономические; политические; правовые; психологические; организационные; технические. Приведем примеры некоторых из них. Экономические меры, по мнению ученых, это преодоление последствий экономического кризиса, сдерживание роста инфляции; реализация программ, помогающих восстановить финансовое положение тем юридическим и физическим лицам, которые пострадали от действий нарушителей. Политические – снижение уровня коррупции в органах гос. власти, борьба с теневым бизнесом на государственном уровне. Правовые – устранение противоречий, наблюдаемых в правовом регулировании экономических отношений, внесение необходимых поправок в статьи Уголовного кодекса. Психологические – воспитание в гражданах отрицательного отношения к неисполнению своих обязательств, например, неуплате налогов; информирование граждан о том, каким может быть наказание за то или иное экономическое преступление. Организационные – забота о том, чтобы бюджет всех уровней был «прозрачным» для граждан; разработка специальных программ борьбы с отдельными видами экономических преступлений. Технические – использование современной техники, которая помогала бы препятствовать незаконному присвоению чужого имущества; создание компьютерных программ, которые помогут принимать верные управленческие решения и тем самым предупреждать риск совершения экономических преступлений.На данный период времени в РФ, собственно, именно коррупция заключается в довольно многообразных формах. С течением времени данное многообразие расширяется, создаются новые формы, не обладающие точным описанием и наименованием. Воздействие коррупции так велико, что она снижает эффективность всей системы рыночных отношений, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие граждан к власти, усугубляет экономическое и политическое неравенство, порождает преступность, ставит под угрозу национальную безопасность государства. Эффективно противодействовать этому явлению можно только консолидировав усилия всех институтов гражданского общества. Только в подобном случае удастся реализовать национальную концепцию вхождения в разряд наиболее развитых и конкурентоспособных стран. Таким образом, можно отметить, что основным приоритетом Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в РФ, а основными принципами ее реализации являются предупреждение и профилактика коррупции, ужесточение уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.Проблема коррупции является существенным препятствием реализации поддержки государственной власти со стороны гражданского общества. Процедура реформирования системы государственной службы и управления государством неотделима от процедуры борьбы с коррупцией, имеют значительное число точек соприкосновения (развития контроля со стороны государства и общества, совершенствование норм действующего законодательства, гласности, развитие административной и профессиональной этики), в том числе и сферу подготовки антикоррупционно-устойчивых кадров муниципальной и государственной службы.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам исследованияможно сделать следующие основные выводы, предложения и рекомендации.Раскрыта экономическая безопасность как важнейший элемент национальной безопасности. При решении данной задачи было выявлено, что экономическая безопасность страны – это понятие, охватывающее как жизнь государства вообще, так и жизнь каждого отдельного гражданина. Государство осуществляет экономическую деятельностьнаглобальном уровне, а также способствуетсозданию благоприятных условий дляосуществления экономической деятельностиграждан внутри государства. Экономическаябезопасность – очень важный аспект национальной безопасности. Система обеспечения экономической безопасности государства охватывает совокупность целей, задач, объектов и субъектов, принципов, правовых норм, а также средств, методов, способов и направлений их деятельности по созданию условий для надежной защиты как общенациональных, так и личностных экономических интересов в различных сферах жизнедеятельности.В Российской Федерациииздаются специальные стратегии пообеспечению экономической безопасностистраны. Выделяются критерии и показателиэкономической безопасности, т. е. качественныеи количественные характеристики экономической жизни государства.Изучена экономическая преступность как одна из основных угроз обеспечения безопасности государства. В процессе исследования установлено, что на уровень экономической безопасности государства существенно влияет развитие экономической преступности, в том числе коррупция, отмывание денег, взяточничество, мошенничество и др. Экономические преступления представляют собой сложные противоправные деяния, которые влияют на дестабилизацию внешнеэкономической, банковской, торговой и иной деятельности, негативно сказываютсяна многие показатели социально-экономического развития, нанося серьезный удар экономике нашей страны.Экономические преступления являются очень сложными, опасными явлениями. Онидестабилизируют банковскую систему, внешнюю и внутреннюю экономику, торговлю, а такжеостальные виды деятельности, оставляя след в экономической системе страны в целом.Для экономических преступлений чаще всего характерна социальная опасность, поскольку их разрушительное воздействие на экономическую ситуацию в стране отличается серьезными масштабами. Для большинства экономических преступлений характерной чертой является спланированность. Кроме того, они совершаются целенаправленно. Лишь в ряде случаев можно говорить, что они совершенны по неосторожности.Раскрыты меры противодействия экономической преступности: российский и зарубежный опыт. Установлено, чтодля снижения негативного влияния экономической преступности на экономическую безопасность на региональном и общегосударственном уровне в каждой стране реализуется система эффективных мер борьбы с такими преступлениями.К сожалению, на современном этапе развития правоохранительных органов, и при наличии даже самых высокоэффективных способов и методов предотвращения совершения преступлений экономической направленности существует еще ряд проблем, из-за которых основные цели, поставленные законодателем, не могут быть достигнуты. К первой проблеме относится несвоевременное реагирование правоохранительных органов на изменение финансово-экономических отношений, которые обусловлены высокими темпами развития экономики. Ко второй проблеме относится загруженность органов предварительного следствия, которые не всегда могут в полной мере осуществлять свои полномочия по конкретному уголовному делопроизводству.Таким образом, предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККонвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Российская юстиция, 2004 г., N 4.Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 17.05.2021) О мерах по противодействию коррупции // Собрание законодательства РФ, 26.05.2008, N 21, ст. 2429.Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 17.09.2024).Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/(дата обращения 17.09.2024).Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) О противодействии коррупции (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) // Российская газета, N 266, 30.12.2008.Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Российская газета от 22 июля 2009 г. N 133.Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения 17.09.2024).Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (последняя редакция).// СПС Консультант плюс. [Электронный ресурс].URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/(дата обращения 17.09.2024).Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: УК : текст с изменениями и дополнениями на 28 апреля 2023 года : принят Государственной Думой 24 мая 1994 года // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Москва, 1997.Бобылева Д.А., Звержеева Е.В., Чернышева В.В. Понятие коррупции // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 51 (341). - С. 155-157.Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.Бобылева Д.А., Звержеева Е.В., Чернышева В.В. Понятие коррупции // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 51 (341). - С. 155-157.Васюков С.В. Общесоциальное предупреждение преступлений. Совершаемых в сфере безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт. Текст научной статьи по специальности: Право. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschesotsialnoe-preduprezhdenie-ekonomicheskih-prestupleniy-sovershaemyh-v-sfere-provedeniya-beznalichnyh-raschetov-proizvodimyh-s(дата обращения 30.06.2024).Гармаш А.М. Преступность в предпринимательской деятельности как структурный элемент экономической преступности // Научный портал МВД России. 2016. № 4. С. 88-89.Гармаш А.М. О мошенничестве в предпринимательской деятельности // Пробелы в российском законодательстве. № 3. 2012. С. 162-165Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в г. Москве (опыт и перспективы). М., 2000.С.83.Долгова А. И., Коробейников В. В., Кудрявцев В. Н., Панкратов В. В. Понятия советской криминологии. М.: ВИИП и ПП, 1985.С.83-84.Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962. С. 12; Звирбуль В. К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений. М.: Юрид. лит., 1971. С. 25.Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.С.133.Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Д. Малкова. 3-е изд., перераб. и доп. М,: ЗАО "Юстицинформ", 2008.С.129Попова А.Д., Ромадина М.Д. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в современной России // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. - 2019. - № 12. - С. 70-74.Рашевский Ю.М., Саетгараев В.Ф. Вопросы совершенствования организационно-правового механизма противодействия коррупции // Журнал «Закон и право». -2020. - № 7. - С. 98-102.Сувернева В.А. К вопросу о понятии коррупции // Символ науки: международный научный журнал. - 2020. - № 12-2. - С. 67-70.Терехов А.В., Медведева С.В., Селезнев А.В. Криминология и предупреждение преступлений. Учебное пособие. Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ». 2024 г. С.48. [Электронный ресурс]. URL: https://tstu.ru/book/elib1/pdf/2024/Terexov.pdf (дата обращения 17.09.2024).Шорохов В. Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Журнал «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета». – 2019. – С.67-68.Судебная статистика Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/11/s/1(дата обращения 17.09.2024).

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Российская юстиция, 2004 г., N 4.
2. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 17.05.2021) О мерах по противодействию коррупции // Собрание законодательства РФ, 26.05.2008, N 21, ст. 2429.
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 17.09.2024).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения 17.09.2024).
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) О противодействии коррупции (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) // Российская газета, N 266, 30.12.2008.
4. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Российская газета от 22 июля 2009 г. N 133.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения 17.09.2024).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (последняя редакция). // СПС Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 17.09.2024).
6. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: УК : текст с изменениями и дополнениями на 28 апреля 2023 года : принят Государственной Думой 24 мая 1994 года // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Москва, 1997.
7. Бобылева Д.А., Звержеева Е.В., Чернышева В.В. Понятие коррупции // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 51 (341). - С. 155-157.
8. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
9. Бобылева Д.А., Звержеева Е.В., Чернышева В.В. Понятие коррупции // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 51 (341). - С. 155-157.
10. Васюков С.В. Общесоциальное предупреждение преступлений. Совершаемых в сфере безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт. Текст научной статьи по специальности: Право. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschesotsialnoe-preduprezhdenie-ekonomicheskih-prestupleniy-sovershaemyh-v-sfere-provedeniya-beznalichnyh-raschetov-proizvodimyh-s (дата обращения 30.06.2024).
11. Гармаш А.М. Преступность в предпринимательской деятельности как структурный элемент экономической преступности // Научный портал МВД России. 2016. № 4. С. 88-89.
12. Гармаш А.М. О мошенничестве в предпринимательской деятельности // Пробелы в российском законодательстве. № 3. 2012. С. 162-165
13. Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в г. Москве (опыт и перспективы). М., 2000.С.83.
14. Долгова А. И., Коробейников В. В., Кудрявцев В. Н., Панкратов В. В. Понятия советской криминологии. М.: ВИИП и ПП, 1985.С.83-84.
15. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962. С. 12; Звирбуль В. К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений. М.: Юрид. лит., 1971. С. 25.
16. Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.С.133.
17. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Д. Малкова. 3-е изд., перераб. и доп. М,: ЗАО "Юстицинформ", 2008.С.129
18. Попова А.Д., Ромадина М.Д. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в современной России // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. - 2019. - № 12. - С. 70-74.
19. Рашевский Ю.М., Саетгараев В.Ф. Вопросы совершенствования организационно-правового механизма противодействия коррупции // Журнал «Закон и право». -2020. - № 7. - С. 98-102.
20. Сувернева В.А. К вопросу о понятии коррупции // Символ науки: международный научный журнал. - 2020. - № 12-2. - С. 67-70.
21. Терехов А.В., Медведева С.В., Селезнев А.В. Криминология и предупреждение преступлений. Учебное пособие. Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ». 2024 г. С.48. [Электронный ресурс]. URL: https://tstu.ru/book/elib1/pdf/2024/Terexov.pdf (дата обращения 17.09.2024).
22. Шорохов В. Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Журнал «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета». – 2019. – С.67-68.
23. Судебная статистика Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/11/s/1 (дата обращения 17.09.2024).