Психологическое консультирование подростков по вопросам профориентации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 39 39 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 07.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Подходы к изучению психологического консультирования по вопросам профориентации подростков в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………5
1.1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества…………………………………………………………….…5
1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка и психологическое консультирование по этим вопросам…………………………...8
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………..16
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических условий профессионального самоопределения старшеклассников в ходе профориентационной работы……………………………………………………...17
2.1 Описание методов исследования и экспериментальной выборки………..…17
2.2 Диагностика состояния профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………..18
2.3 Оценка эффективности работы по формированию профессионального самоопределения…………………………………………………………………...24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ





Фрагмент для ознакомления

В исследовании ценности «счастливая семейная жизнь» установлены значительные положительные корреляции с показателями «конвенционального типа» по Голлану (r = 0,31, p ≤ 0,01). Это можно объяснить тем, что представители данного типа личности, обладая склонностью к стабильности и предсказуемости, хорошо умеют находить компромиссы и строить гармоничный, размеренный образ жизни, характерный для крепких семейных отношений. Высокая оценка семьи способствует проявлению качеств конвенционального типа, так как такие люди готовы многим жертвовать и идти на соглашения ради сохранения семьи.В то же время, показатели ценности «творчество» имеют отрицательную связь с характеристиками «конвенционального типа» по Голлану (r = -0,25, p ≤ 0,05). Это вполне объясняет, что люди этого типа предпочитают организованный подход и чувствуют себя комфортно в стабильной среде, в то время как новизна и необходимость перемен часто вызывают у них тревогу.Таким образом, некоторые личностные характеристики старшеклассников продемонстрировали значимые связи с их профессиональным самоопределением, хотя это самоопределение еще не окончательно сформировано. Наблюдается необходимость активной профориентационной работы, особенно в свете будущей специализации в учебном процессе.Также, проводился дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова для выявления склонностей и профессиональных предпочтений школьников. Результаты представлены в приложении 2.2.3 Оценка эффективности работы по формированию профессионального самоопределенияКонтрольный этап эксперимента включал повторное анкетирование в контрольной и экспериментальной группах для выявления типа личности и профессиональных интересов подростков с помощью методики Дж. Голланда. Целью анкетирования было определить уровень профессионального самоопределения старшеклассников через 3 месяца. Для оценки эффективности программы был проведен опрос с использованием той же анкеты, что и в констатирующем эксперименте. В экспериментальной группе средний балл до программы составил 14, а после - 22,8. В контрольной группе средний балл повысился менее значительно: с 10,8 до 12,5. Также был подсчитан средний балл по выраженности вариантов ответов на каждый вопрос. Изменения в каждой группе представлены на рисунке 2.Рисунок 2 - Динамика изменений ответов о профессиональном самоопределении, % 1- определились, какую профессию выбрать 2- смогли назвать качества личности, необходимые для человека, выбранной им профессии 3- родители оказывают им поддержку в их выборе профессии 4- смогли ответить в какое учебное заведение они планируют поступать 5- определились с выбором сферы 6- ничего не предпринимают, чтобы ознакомится с понравившейся сферой труда 7- оценка востребованости выбранной профессии на рынке труда 8- знают, что такое профессиональный план 8 - известен свой тип темперамента 10 - смогли ответить на вопрос «Чем различаются понятия способности и склонности?» После участия в программе занятий в экспериментальной группе произошли видимые изменения. В частности, школьники с большей уверенностью смогли назвать качества личности, необходимые для человека, выбранной им профессии. Наглядное представление результатов показало, что произошло естественное изменение профессиональных планов и представлений об их конкретном содержании, динамика изменений процентной выраженности ответов о профессиональном самоопределении представлена на рисунках 3 и 4. Рисунок 3 - Результаты анкетного опроса по уровню профессионального самоопределения в контрольной группе до и после проведения программыРисунок 4 - Результаты анкетного опроса по уровню профессионального самоопределения в экспериментальной группе до и после проведения программыВ ходе анализа изменений в группах участники более содержательно ответили на вопрос о факторах, влияющих на выбор профессии, таких как способности, интересы, информированность, востребованность, уровень притязаний и мнение родителей. Родители оказали поддержку в выборе профессии, причем 78% старшеклассников экспериментальной группы и 45% контрольной группы определились с учебным заведением. 95% экспериментальной группы и 40% контрольной считают, что информация важна для правильного выбора профессии, а только 5% из экспериментальной группы не занимаются поиском информации. За ответ на различие между способностями и склонностями выступили 85% (экспериментальная группа) и 44% (контрольная группа). 100% участников экспериментальной группы знают свой тип темперамента, в то время как в контрольной группе — 55%. Понятие профессионального плана известно 100% (экспериментальная группа) и 45% (контрольная группа). Также были представлены результаты повторной диагностики профессиональной направленности личности с помощью опросника Дж. Голланда.Тип личности у респондентов практически не изменился, что указывает на то, что профессиональные типы формируются на протяжении длительного времени и не подвержены резким изменениям. Тем не менее, степень дифференцированности профессиональной направленности изменилась в 30 % случаев. Средний балл самого дифференцированного интереса в экспериментальной группе увеличился с 14,2 до 22,6 пунктов. В контрольной группе средний балл повысился только с 15,4 до 16 за 3 месяца без занятий. До реализации программы 25 % школьников в экспериментальной группе имели дифференцированные интересы, а в контрольной группе — 30 %. После программы в экспериментальной группе их количество возросло до 85 %, в контрольной группе показатель остался неизменным. Некоторые старшеклассники изменили свои профессиональные предпочтения, что скорее указывает на уточнение и подтверждение профессиональных установок, нежели на их изменение.В экспериментальной группе 5 респондентов изменили профессиональные склонности и предпочтения. Профессиональный тип личности остается стабильным, в то время как склонности подростков трансформировались в ходе профориентационных занятий. 70% старшеклассников подтвердили свой профессиональный выбор, а все участники программы задумались о своём профессиональном выборе в целом. Контрольный этап эксперимента позволил выявить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, а также определить профессиональный тип личности. Данные изменения количественных и качественных проявлений профессионального самоопределения подтверждают эффективность разработанного комплекса занятий, а также правомерность основных методических идей, представленных в нашей гипотезе исследования.Выводы по 2 главеПо результатам опроса старшеклассники показали низкий уровень профессионального самоопределения, затруднялись в понимании различий между склонностями и способностями, а также не всегда были осведомлены о необходимых личностных качествах для выбранной профессии. Им необходима помощь специалистов в данном вопросе. После участия в программе в экспериментальной группе произошли изменения: учащиеся определили свой профессиональный тип, развили навыки целеполагания и планирования. Ответы на вопрос о факторах выбора профессии стали более содержательными, появились такие критерии, как способности, интересы, уровень притязаний и мнение родителей. Уровень дифференцированности профессиональной направленности значительно улучшился.Эффективность работы по формированию профессионального самоопределения среди старшеклассников подтвердили следующие процессы: расширение знаний о профессиях, самопознание, осознание необходимости самостоятельных решений и активация внутренних ресурсов.Динамика качественных и количественных изменений в профессиональном самоопределении показала эффективность разработанного комплекса занятий, который может быть использован в работе со старшеклассниками.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе теоретической части научно-практической работы были рассмотрены теоретические аспекты профориентации подростков. Профориентация является многоуровневым процессом, который включает в себя как индивидуальные, так и социальные факторы. Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в психоэмоциональной сфере, что делает этот период особенно важным для формирования профессиональных предпочтений. Важно отметить, что в этом возрасте подростки начинают осознавать свои интересы и способности, что требует от них активного участия в процессе выбора профессии. Теоретические подходы к профориентации предполагают использование различных моделей и методик, которые помогают подросткам лучше понять свои сильные и слабые стороны, а также возможности, которые предоставляет рынок труда.Эта часть работы была посвящена психологическому консультированию как ключевому инструменту в процессе профориентации. Мы рассмотрели основные понятия и методы, используемые в психологическом консультировании, такие как индивидуальные и групповые формы работы, тестирование, беседы и тренинги. Консультирование предоставляет подросткам возможность получить не только информацию о профессиях, но и поддержку в процессе самоопределения. Психологические методы помогают выявить внутренние ресурсы подростка, его мотивацию и потребности, что в дальнейшем способствует более осознанному выбору профессии.В практической части работы были рассмотрены вопросы состояния профессионального самоопределения старшеклассников, его формирование через психолого-педагогическую работу психолога и оценивание эффективности этой работы. Результаты тестирования показали, что многие учащиеся испытывают трудности в составлении списка профессий и не осознают свои профессиональные намерения, требуя помощи от специалистов, педагогов и семьи. Констатирующая часть эксперимента выявила низкий уровень профессионального самоопределения у старшеклассников, которые плохо различали склонности и способности, затруднялись в определении качеств личности для конкретной профессии и нередко не имели достаточной информации для выбора профессии. В ходе занятий школьники определили свой профессиональный тип личности и развили навыки целеполагания и планирования с использованием психологической диагностики, профориентационных бесед и тренинговых упражнений, которые доказали эффективность. Выбранные формы занятий оказывали положительное влияние, позволяя учащимся задуматься и осмыслить свои цели. В экспериментальной группе после программы наблюдались видимые изменения.Произошли изменения в профессиональных планах учащихся; существенно увеличилось число факторов, влияющих на выбор профессии: способности, интересы, информированность, востребованность, уровень притязаний и мнение родителей. Профессиональная направленность старшеклассников недостаточно осознана, что указывает на необходимость помощи специалистов в профессиональном самоопределении. Работа по формированию профессионального самоопределения была направлена на расширение знаний о профессиях, самопознание, исследование ресурсов личности, осознание необходимости самостоятельных решений, активацию психологических ресурсов и формирование навыков рефлексии, целеполагания и планирования. Контрольный этап эксперимента выявил факторы, влияющие на самоопределение, и позволил определить профессиональный тип личности. Динамика проявлений профессионального самоопределения подтверждает эффективность занятий и правомерность методических идей исследования. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью отношений к труду, развития и самореализации, а также формирования адекватных профессиональных намерений. Результаты имеют практическое значение для индивидуальной профконсультации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательство «Мир», 2020. - 256 с.Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти: Издательство «Тольятти», 2021. - 200 с.Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Наука, 2022. - 350 с.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж: Издательство «Наука», 2021. - 280 с.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издательство «Наука», 2023. - 300 с.Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М.: Издательство «Молодая гвардия», 2022. - 240 с.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Издательство «Просвещение», 2020. - 150 с.Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2021. - 270 с.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2021. - 260 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Издательство «Мир», 2021. - 300 с.Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. Рязань: Наука, 2020. - 220 с.Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары: Издательство «Союз», 2021. - 180 с.Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Издательство «Мир», 2021. - 400 с.Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. - М., 2023. - С. 1–150.Немов Р.С. Психология. - М., 2023. - С. 1–500.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. -- М., 2023. - С. 1–300.Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. -- Киев, 2023. - С. 1–200.Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. - Тюмень, 2023. - С. 1–150.Практикум по психодиагностике. - М. МГУ., 2023. - С. 1-250.Практикум по возрастной психологии. -- СПб. «Речь», 2023. - С. 1–300.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 2023. - С. 1–200.Профессиональная ориентация молодёжи. - М., 2023. - С. 1–250.Профессиональная диагностика школьников. - Самара, 2023. - С. 1–150.Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. -- М., «Экономика», 2023. - С. 1–200.Профессиональная ориентация учащихся. - М. «Просвещение», 2023. - С. 1–300.Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. -- М., 2023. - С. 1–250.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2019. - С. 1–300. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 2019. - С. 1–220. Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - Тюмень, 2019. - С. 1–150. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии». - 2001. - № 4. - С. 1–20. Школа и производство // Пряжников Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников. - 1999. - № 3. - С. 10–15. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение1Анкета для выявления первоначального уровня профессионального самоопределения старшеклассниковФамилия, имя __________________________________________ Возраст_____ класс______ дата______ Определился ли ты, какую профессию выбрать? Да Есть несколько вариантов Нет Назови качества личности, которыми должен обладать человек выбранной тобою профессии (5-6 качеств) _____________________________________________________________ Какими из выше перечисленных качеств обладаешь ты? _____________________________________________________________ Чем ты руководствуешься при выборе профессии? _____________________________________________________________ Что думают о твоем выборе родители или другие люди? _____________________________________________________________ Назови учебное заведение, куда планируешь поступать после окончания школы. _____________________________________________________________ Какой нужно обладать информацией, чтобы сделать правильный профессиональный выбор? _____________________________________________________________ Что ты делаешь для того, чтобы лучше узнать интересующую тебя область труда, профессию, специальность? _____________________________________________________________ Твое мнение: какие самые распространенные ошибки при выборе профессии? _____________________________________________________________ Востребована ли выбранная тобою профессия на рынке труда? Да Нет, но я знаю, как стать востребованным специалистом Не знаю Нет Назови область деятельности или знаний, которые тебя больше всего интересуют _____________________________________________________________ Чем различаются понятия способности склонности? _____________________________________________________________ Известен ли тебе твой тип темперамента? _____________________________________________________________ Что такое профессиональный план? _____________________________________________________________Приложение 2Оценка профессионального типа личности на констатирующем этапе эксперимента Приложение 3Результаты диагностики профессиональных предпочтений на констатирующем этапе эксперимента по методике ДДО в экспериментальной группе

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательство «Мир», 2020. - 256 с.
2. Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти: Издательство «Тольятти», 2021. - 200 с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Наука, 2022. - 350 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж: Издательство «Наука», 2021. - 280 с.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издательство «Наука», 2023. - 300 с.
6. Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М.: Издательство «Молодая гвардия», 2022. - 240 с.
7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Издательство «Просвещение», 2020. - 150 с.
8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2021. - 270 с.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2021. - 260 с.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Издательство «Мир», 2021. - 300 с.
11. Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. Рязань: Наука, 2020. - 220 с.
12. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары: Издательство «Союз», 2021. - 180 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Издательство «Мир», 2021. - 400 с.
14. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. - М., 2023. - С. 1–150.
15. Немов Р.С. Психология. - М., 2023. - С. 1–500.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. -- М., 2023. - С. 1–300.
17. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. -- Киев, 2023. - С. 1–200.
18. Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. - Тюмень, 2023. - С. 1–150.
19. Практикум по психодиагностике. - М. МГУ., 2023. - С. 1-250.
20. Практикум по возрастной психологии. -- СПб. «Речь», 2023. - С. 1–300.
21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 2023. - С. 1–200.
22. Профессиональная ориентация молодёжи. - М., 2023. - С. 1–250.
23. Профессиональная диагностика школьников. - Самара, 2023. - С. 1–150.
24. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. -- М., «Экономика», 2023. - С. 1–200.
25. Профессиональная ориентация учащихся. - М. «Просвещение», 2023. - С. 1–300.
26. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. -- М., 2023. - С. 1–250.
27. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2019. - С. 1–300.
28. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 2019. - С. 1–220.
29. Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - Тюмень, 2019. - С. 1–150.
30. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии». - 2001. - № 4. - С. 1–20.
31. Школа и производство // Пряжников Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников. - 1999. - № 3. - С. 10–15.