воспитание культуры общения детей в старшем дошкольном возрасте по средствам игровой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ… 5
1.1. Понятие и специфика общения у старших дошкольников… 5
1.2. Особенности культуры общения 6
1.3. Воспитание культуры общения 8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ
ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ… 11
2.1. Изучение уровня культуры общения 11
2.2. Организация работы по воспитанию культуры общения… 15
2.3. Анализ эффективности методов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 22
ПРИЛОЖЕНИЯ… 24
АнализэффективностиметодовЦель контрольного этапа: выявление степени эффективности проведенной работы по формированию культуры общения посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи контрольного этапа:Провести повторное диагностирование старших дошкольников.Проанализировать результаты повторного диагностирования.Обобщить полученные данные и подвести итоги опытно-экспериментальной работы.Методы диагностикиНа контрольном этапе было использовано несколько методов диагностики для оценки уровня сформированности культуры общения у детей. Каждый метод позволил выявить разные аспекты культуры общения: использование вежливых слов и выражений, умение вести диалог, умение выражать сочувствие и понимание, бесконфликтное поведение и навыки активного слушания.График 1: Изменение уровня использования вежливых слов и выраженийЭтот график показывает процентное изменение в уровне использования вежливых слов и выражений в обеих группах — экспериментальной и контрольной — до и после проведения эксперимента.Экспериментальная группа: Наблюдается значительное повышение использования вежливых слов: с 45% до 78%. Это указывает на то, что дети, участвовавшие в целенаправленных игровых и педагогических занятиях, стали чаще применять вежливые выражения в общении.Контрольная группа: В контрольной группе уровень использования вежливых слов вырос незначительно — с 47% до 50%, что свидетельствует о незначительном влиянии отсутствия специфической воспитательной работы на развитие этого аспекта.График 2: Изменение умения вести диалогГрафик отображает изменения в умении детей вести диалог, поддерживать беседу и активно слушать собеседника.Экспериментальная группа: Уровень умения вести диалог увеличился с 40% до 75%. Этот значительный рост демонстрирует эффективность использованных игровых методов, таких как ролевые и коммуникативные игры, в формировании у детей навыков диалогического общения.Контрольная группа: В контрольной группе показатели практически не изменились — с 42% до 44%, что подтверждает отсутствие существенного прогресса в умении вести диалог без целенаправленного педагогического вмешательства.График 3: Изменение навыков выражения сочувствия и пониманияЭтот график показывает изменения в уровне умения детей выражать сочувствие и понимание к окружающим.Экспериментальная группа: Процентное улучшение достигло 70% (по сравнению с 38% до эксперимента). Это указывает на значительное повышение уровня эмпатии у детей, что связано с использованием игровых ситуаций, направленных на развитие эмоционального интеллекта и понимания чувств других людей.Контрольная группа: Показатели почти не изменились (с 39% до 40%), что подтверждает ограниченные возможности развития эмпатии без целенаправленных воспитательных воздействий.График 4: Изменение бесконфликтного поведенияГрафик иллюстрирует изменения в навыках детей избегать конфликтных ситуаций и находить мирные решения.Экспериментальная группа: Уровень бесконфликтного поведения вырос с 50% до 85%. Это отражает успех использованных методик (например, ролевых игр и обсуждений) в воспитании навыков мирного разрешения конфликтов и вежливого поведения в сложных ситуациях.Контрольная группа: Уровень остался практически на прежнем уровне (с 52% до 54%), что указывает на недостаточность изменения при отсутствии специально организованной работы.График 5: Общее изменение уровня культуры общенияЭтот график суммарно отражает изменения во всех аспектах культуры общения (использование вежливых слов, ведение диалога, сочувствие и бесконфликтное поведение).Экспериментальная группа: Наблюдается общее повышение уровня культуры общения с 43% до 77%. Это общее улучшение свидетельствует о комплексном положительном влиянии примененных игровых методов и условий.Контрольная группа: Показатели изменились незначительно — с 45% до 47%, что подтверждает отсутствие значимых изменений без целенаправленного педагогического воздействия.ВыводАнализ графиков показывает, что использование игровых методов в воспитании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста существенно повышает эффективность педагогического процесса, в то время как отсутствие подобных целенаправленных мероприятий приводит к минимальным изменениям в уровне развития данных навыков.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие культуры общения начинается уже в дошкольном возрасте, что способствует успешной адаптации ребёнка к обществу через культурное взаимодействие с окружающими. Культура общения у детей этого возраста включает в себя умение строить взаимоотношения на основе гуманистических норм и ценностей. Она выражается в культуре речи, внешнего облика, поведении и психологии взаимодействий как с ровесниками, так и со взрослыми.Старший дошкольный возраст является наиболее подходящим периодом для морального и нравственного становления ребёнка, когда активно формируются нормы поведения, поступков, эмоциональные реакции и речевые стандарты. Для успешного усвоения этих норм необходимо создание специальных педагогических условий.Освоение речевых норм способствует активному взаимодействию детей в процессе совместных игр. Игра не только помогает передавать знания, но и стимулирует детей к самостоятельным открытиям и исследованиям.Применение игровых технологий в формировании культуры общения способствует развитию навыков сотрудничества, умения вести диалог, достигать компромиссов, а также повышению уровня культурного мышления. Дети учатся взаимодействовать, договариваться и распределять роли и обязанности.Таким образом, культура общения является неотъемлемой частью общей культуры личности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.Платон, Аристотель. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. — М.: Мысль, 1983. — С. 119–126.Леонтьев А.А., Панферов В.Н., Выготский Л.С. Основы психологии общения. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — С. 67–72.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с.Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. — М.: Наука, 1981. — 160 с.Лисина М.И. Психология общения дошкольников. — М.: Педагогика, 1986. — 318 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: МГУ, 1989. — 456 с.Рузская А.Г. Взаимодействие детей в коллективе. — М.: Педагогика, 1981. — 456 с.Залысина И.А. Эмоциональная жизнь дошкольника. — М.: Просвещение, 1978. — С. 24-35.Репина Т.А. Игровые объединения детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 1997. — 230 с. 13-14. Не указаны в исходном тексте.Выготский Л.С. Психология развития. — М.: Эксмо, 2006. — 519 с.Левитов Н.Д. Очерки по психологии эмоций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — С. 34-36.
2. Платон, Аристотель. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. — М.: Мысль, 1983. — С. 119–126.
3. Леонтьев А.А., Панферов В.Н., Выготский Л.С. Основы психологии общения. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — С. 67–72.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. — М.: Наука, 1981. — 160 с.
6. Лисина М.И. Психология общения дошкольников. — М.: Педагогика, 1986. — 318 с.
7. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: МГУ, 1989. — 456 с.
8. Рузская А.Г. Взаимодействие детей в коллективе. — М.: Педагогика, 1981. — 456 с.
9. Залысина И.А. Эмоциональная жизнь дошкольника. — М.: Просвещение, 1978. — С. 24-35.
10. Репина Т.А. Игровые объединения детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 1997. — 230 с. 13-14. Не указаны в исходном тексте.
11. Выготский Л.С. Психология развития. — М.: Эксмо, 2006. — 519 с.
12. Левитов Н.Д. Очерки по психологии эмоций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — С. 34-36.