Развитие речи детей раннего возраста в логопедических играх.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 12.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Теоретические основы развития речи детей раннего возраста в логопедических играх 5
1.1 Развитие речи детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Педагогические условия использования логопедических игр для развития речи детей раннего возраста 10
2 Экспериментальная работа по развитию речи детей раннего возраста с использованием логопедических игр 17
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента 17
2.2 Содержание работы по развитию речи детей раннего возраста с использованием логопедических игр 22
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 33
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные варианты игр приводятся в такой последовательности:знакомство;игры с использованием игрушек и предметов;контакт руками;телесный контакт.Для развития речи ребенка необходимо развивать подражание движениям и действиям. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить.Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх. Особое внимание необходимо уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.). В основу перечисленных ниже игр положена следующая классификация игр для развития общего подражания:игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворения поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями;подвижные игры. Обычно проводятся в группе, сопровождаются четкими инструкциями. Сюда же можно отнести игры на детской площадке – обучение детей умению качаться на разных видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по лестнице, висеть на перекладине и пр.);игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия – игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др.Далее следует использовать игры на установление делового общения ребенка со взрослыми. Деловое общение ребенка со взрослым – это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре), либо ее определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда другой играет роль помощника. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог побывать в разных ролях – партнера, помощника, ведущего.Подражание речи взрослого проходит несколько этапов:повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре;повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги: подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам - би-би, ту-ту и др.;повторение слов: вначале это простые короткие слова - мама, папа, дай, на, киса, утя и т.д., но по мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов;повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе - 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки –аморфныеслова –слова- фразы. Третье условие – взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей.Родителями были даны рекомендации по созданию игровой среды дома. У каждого ребенка должно быть место для игры, занятий, для уединения. Родителям следует подумать, как нужно расставить мебель или использовать ширмы-перегородки, для создания личного пространства ребенка.Детям раннего возраста (1,5-3 года) необходимы игрушки по размеру соизмеримые с самим ребенком, до 50 см: конь, кукла, корова, коляска, тележки, машины, животные. В этом возрасте малыши с большим желанием одевают, раздевают, кормят, нянчат всех персонажей. Поэтому родители могут отдать детям для игры вышедшие из употребления распашонки, кофты и маленькую обувь, пластмассовую посуду и бутылочку с соской. Так же интересны ребенку в этом возрасте игрушки-вкладыши (кубики, матрешки, пирамидки).Родителям в ходе родительского собрания были даны рекомендации по развитию речи детей.Таким образом, формирование речи у детей раннего возраста в рамках формирующего этапа экспериментальной работы осуществлялось поэтапно. Были реализованы следующие педагогические условия: создание предметно-игровой среды, развитие импрессивной и экспрессивной речи в играх, взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей раннего возраста.2.3Анализ результатов экспериментальной работыДля оценки эффективности проведенной работы была осуществлена повторная диагностика речевого развития детей раннего возраста на контрольном этапе эксперимента.Результаты исследования представлены в таблице 2.Таблица 2 – Уровни речевого развития детей раннего возрастаУровеньСторона речиимпрессивная(понимание речи)Динамика %экспрессивная(активная речь)Динамика %этапэтапконстати-рующийконтроль-ныйконстати-рующийконтроль-ныйабс.%абс.%абс.%абс.%высокий535,7857,2+21,5321,4750,0+28,6средний750,0535,7-14,3857,2535,7-21,5низкий214,317,1-7,2321,4214,3-7,1Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2 и 3.Рисунок 2 – Динамика речевого развития детей раннего возраста, в % (понимание речи)Рисунок 3 – Динамика речевого развития детей раннего возраста, в % (активная речь)Результаты диагностики речи детей раннего возраста показали, что у детей повысился уровень как импрессивной, так и экспрессивной речи.Высокий уровень развития речи на уровне понимания выявлен у 57%, что выше на 21,5% по сравнению с констатирующим этапом. Активная речь на высоком уровне сформирована у 50% детей, что выше на 28,6% по сравнению с констатирующим этапом.Также отмечается снижение количества детей с низким уровнем развития речи. Низкий уровень импрессивной речи выявлен у 7,1%, что ниже на 7,2% по сравнению с констатирующим этапом. Низкий уровень экспрессивной речи составил 14,3, что ниже на 7,1% по сравнению с констатирующим этапом.Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства детей уровень речевого развития повысился благодаря реализованным педагогическим условиям применения логопедических игр.ЗаключениеВ работе теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности. В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что игровая деятельность создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка, в том числе и для речи. Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы. Наличие детей в группе с низким уровнем речевого развития вызвало необходимость проведения работы по развитию речи детей в игровой деятельности.Формирование речи у детей раннего возраста в рамках формирующего этапа экспериментальной работы осуществлялось поэтапно. Были реализованы следующие педагогические условия: создание предметно-игровой среды, развитие импрессивной и экспрессивной речи в играх, взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей раннего возраста.По итогам проведенного исследования высокий уровень развития речи на уровне понимания выявлен у 57%, что выше на 21,5% по сравнению с констатирующим этапом. Активная речь на высоком уровне сформирована у 50% детей, что выше на 28,6% по сравнению с констатирующим этапом. Также отмечается снижение количества детей с низким уровнем развития речи.Таким образом, у большинства детей уровень речевого развития повысился благодаря реализованным педагогическим условиям. Гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.Список использованных источниковАксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – Москва : Просвещение, 1991. – 228 с.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. – Москва : Просвещение, 1993. – 170 с.Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – Москва : Педагогика, 2004. – 232 с.Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / сост. Т.Н. Доронова. – Москва, 2005. – 240 с.Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выгосткий. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод. пособие для педагогов ДОУ / Л.Н.Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – Москва : Просвещение, 2007. – 159с.Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод. пособие для педагогов ДОУ / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – Москва : Просвещение, 2007. – 143 с.Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 192 с.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. –Москва : ЧП Ильин, 2001. – 249с.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – Москва : Академия, 2004. – 416 с.Кузнецова, Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Т. Ю. Кузнецова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2. № 1 (58). – С. 112–122.Лисина, М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М. И. Лисина. – Москва : Педагогика, 2015. – 76 с.Маралова, Е. А. Развитие социализации детей в условиях детского сада / Е. А. Маралова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 8. – С. 13–15.Николаева, П. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / П. В. Николаева // Студенческий. – 2022. – № 32-1 (202). – С. 45–46.Островская, Т. В. Игровая методика введения детей в условия детского сада / Т. В. Островская // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 99–106.Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л. Н. Павлова. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 208 с.Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. – Москва : Просвещение, 2006. – 214 с.Печора, К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л. Печора, В. М. Сотникова. – Москва, 2000. – 190 с.Попова, Е. И. Игры-антистресс – эффективный механизм успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Е. И. Попова // Научный альманах. – 2021. – № 11-3 (85). – С. 77–79.Попова, Е. И. Использование игровых технологий «тактильный мир» для успешной адаптации детей раннего возраста / Е. И. Попова Научный альманах. – 2022. – № 3-1 (89). – С. 138–140.Смирнова, Е. О. Социализация детей раннего возраста / Е. О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 221 с. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – Москва : Сфера, 2007. – 144 с.Тихонович, Т. Ю. Игровые технологии в адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Т. Ю. Тихонович // Психология и педагогика детства : о ценностях современного образования. – Красноярск, 2023. – С. 139–147.Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995. – 291 с.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – Москва : Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы. – Москва : Сфера, 2024. – 96 с.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. – Москва : Эксмо, 2024. – 256 с.Шайдуллина, Р. М. Организация педагогического взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду / Р. М. Шайдуллина // Актуальные исследования. – 2023. – № 5 (135). – С. 156–158.Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 390 с.ПриложениеРезультаты диагностики речевого развития детей раннего возраста, в баллах (констатирующий этап эксперимента)ДетиПонимание речиКоличество балловУровень импрессивной речиАктивная речьКоличество балловУровень экспрессивной речипонимание инструкцийпонимание слов, обозн. предметы, действия, признакипонимание предложенияразличение существительных ед. и м. числапонимание сущ-ных с уменьш. суффиксами активный лексиконобъем и типы предложенийграмматическое оформление речисловообразованиезвукопроизношение222219В221117С212117С211127С111115С111115С111115С211116С2222210В2222210В222219В221128В211116С111115С221117С111115С2222210В222219В2222210В221117С100001Н110002Н211127С111003Н101103Н110002Н221117С221117СРезультаты диагностики речевого развития детей раннего возраста, в баллах (контрольный этап эксперимента)ДетиПонимание речиКоличество балловУровень импрессивной речиАктивная речьКоличество балловУровень экспрессивной речипонимание инструкцийпонимание слов, обозн. предметы, действия, признакипонимание предложенияразличение существительных ед. и м. числапонимание сущ-ных с уменьш. суффиксами активный лексиконобъем и типы предложенийграмматическое оформление речисловообразованиезвукопроизношение2222210В2222210В2222210В221117С111115С221117С111115С211116С2222210В2222210В2222210В222129В2222210В221117С221117С111115С2222210В222219В2222210В221117С100001Н110002Н211127С111003Н211127С110002Н2222210В221117В
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – Москва : Просвещение, 1991. – 228 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. – Москва : Просвещение, 1993. – 170 с.
4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – Москва : Педагогика, 2004. – 232 с.
5. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / сост. Т. Н. Доронова. – Москва, 2005. – 240 с.
6. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выгосткий. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод. пособие для педагогов ДОУ / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. – Москва : Просвещение, 2007. – 159 с.
8. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод. пособие для педагогов ДОУ / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. – Москва : Просвещение, 2007. – 143 с.
9. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 192 с.
10. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – Москва : ЧП Ильин, 2001. – 249 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2004. – 416 с.
12. Кузнецова, Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Т. Ю. Кузнецова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2. № 1 (58). – С. 112–122.
13. Лисина, М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М. И. Лисина. – Москва : Педагогика, 2015. – 76 с.
14. Маралова, Е. А. Развитие социализации детей в условиях детского сада / Е. А. Маралова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 8. – С. 13–15.
15. Николаева, П. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / П. В. Николаева // Студенческий. – 2022. – № 32-1 (202). – С. 45–46.
16. Островская, Т. В. Игровая методика введения детей в условия детского сада / Т. В. Островская // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 99–106.
17. Павлова, Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л. Н. Павлова. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
18. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. – Москва : Просвещение, 2006. – 214 с.
19. Печора, К. Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К. Л. Печора, В. М. Сотникова. – Москва, 2000. – 190 с.
20. Попова, Е. И. Игры-антистресс – эффективный механизм успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Е. И. Попова // Научный альманах. – 2021. – № 11-3 (85). – С. 77–79.
21. Попова, Е. И. Использование игровых технологий «тактильный мир» для успешной адаптации детей раннего возраста / Е. И. Попова Научный альманах. – 2022. – № 3-1 (89). – С. 138–140.
22. Смирнова, Е. О. Социализация детей раннего возраста / Е. О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 221 с.
23. Струнина, Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина. – Москва : Сфера, 2007. – 144 с.
24. Тихонович, Т. Ю. Игровые технологии в адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Т. Ю. Тихонович // Психология и педагогика детства : о ценностях современного образования. – Красноярск, 2023. – С. 139–147.
25. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995. – 291 с.
26. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва : Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы. – Москва : Сфера, 2024. – 96 с.
28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. – Москва : Эксмо, 2024. – 256 с.
29. Шайдуллина, Р. М. Организация педагогического взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду / Р. М. Шайдуллина // Актуальные исследования. – 2023. – № 5 (135). – С. 156–158.
30. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 390 с.